Размышления при чтении Иудейской войны Иосифа Флав

15  .  05  .  2025  .
Размышления  при  чтении  «  Иудейской  войны  «  Иосифа  Флавия  .  5 .

Пятая  глава  .
Братоубийственная война  ,  которую не  могут остановить                даже  внешние  враги  , говорит  о  таких противоречиях  ,                которые  возникли  не  сейчас  , во  время  действия  книмги  ,                а  задолго      до  этого  .
По моему  мнению , этому  предшествовали  ключевые  события  :                первое  -   в виде  правления  Гиркана  ,  когда  на  сцену  выступает  идумей   Антипатр  , сделавший  так  называемый  нестрогий  гиюр  -  переход  в  иудейство  не  только  и  не  столько   по политическим  причинам  ,       но    и  по причинам  , которые  выше   его самого  . 
То есть  он  был ставленником  , не  побоюсь  этого слова  , сатаны  - противника  Бога  .  Антипатр  , жена  которого  была  представительница    богатой  и  влиятельной  арабской  стороны  . Объединил  Антипатр    в себе  самом  и  идумейскую  ,  и  арабскую  кровь  .  Как  раз  Антипатр  совершил  кровосмешение   и  в более  значительном  объёме  , для  того  , чтобы  стать  влиятельным  человеком  на  Востоке  . Он  организовал приём  многочисленных  народов  в  идумеи  . И  брал  за  это  деньги  .  И  вместе  с ним                эти народы  получили  гиюр  , чтобы  стать им  иудеями  .
И  вот  эти новоявленные  иудеи  , так  называемые  геры  ,  стали  более  строгими  исполнителями  многочисленных  законов  , установленных  иудейскими  священниками  .  Которые  были                из   политиков  -  саддукеев  , и  которые  признавали  только  законодательный  канон  Пятикнижия  Моисея  .
Не  секрет  , что к новоявленным  иудеям    приходили  ангелы                и наставляли  их  .  И  каббала  , которая    огранизоывает передачу   тайн  мироздания  и  использования  этих тайн  в  целях  ангелов  .
Кем  они  отправлены  ?  В таких случаях  говорится  :                по плодам  узнаете  , не  может  доброе  дерево  давать  худых  плодов  ,  а  худое  -  добрых  .  Конечно  , тайны  каббалы  невозможно узнать непосвящённому  . Они передаются  от  учителя  к  ученику  .
Который  наставляется  один на  один  . 
Какие  то тайны  решено  открыть  интересующимся  .
Строго  в рамках  задачи  передачи  и  удержания  власти  .
Каббалисты  имеют тесные контакты с властью  .
Что  же  касается  опасения  так  называемого  мирового  заговора  ,  то  я  доверяю  Иисусу  Христу  , Который  истинный  Вседержитель  .
И  все  заговоры  и другие  вещи  допускаются  Им в  рамках  Его  Слов  :
Откровение 22   :  11 ... Неправедный пусть ещё делает неправду   ; нечистый пусть ещё сквернится   ; праведный да творит правду ещё   , и святой да освящается ещё. 

То  есть пусть идёт по пути  , который  себе  избрал  .
Свобода  выбора в  полноте  .

Другим  ключевым событием  были  времена  книжника  Ездры  .
Ездра  , как  он  утверждал  , вместе       с  сонмом  великих предшественников ,  в  который   входил         Мардохей  ,                родственник  Эсфири  , образовали   так  называемое  Великое  Собрание  .  Одним  из  деяний  которого  стало  принятие                в  левитство  людей  не  из  колена  Левия  . 
Практическая  мера привела к традиции  , которую  с  ужасом  наблюдал  Иосиф  Флавий  - избрание  первосвященника  из  простого народа  , который  не  знал ,   из какого  он  рода  .
Такая  вот реформа  - именно  народная  реформа  утвердилась  внутри  Иерусалима  накануне  гибели  города  и  множества                его  жителей  .   Иисус  смело называл представителей  верхушки   священства  храма  «  детьми  сатаны  «  :
Иисус сказал им   :
«  Если бы и вправду вашим Отцом был Бог  ,
вы бы любили Меня   ,
Я ведь от Бога пришел и теперь Я здесь*,
не от Себя Самого Я пришел -,
Он послал Меня  .
43 Но вы не понимаете того  , что Я говорю  . Почему   ?
Да потому   , что не хотите внять словам Моим   !

44 От дьявола вы   , и он ваш отец   :
его желания исполняете вы охотно   .
Убийца он от начала жизни на земле   .
С истиной нет у него ничего общего - чужда она ему  *а .
Говоря ложь   , он делает то  , что ему свойственно   ,
потому что по сути своей он лжец и отец лжи*б  .

45 Я же истину говорю  , потому и не верите Мне  .

46 Но обвинит ли кто из вас Меня в грехе  ?
Если же истину говорю   , почему не верите Мне   ?

47 Кто от Бога   , тот каждому слову Божию внимает  .
А вы не от Бога   , потому и не внемлете   »   .

А  Иоанн  Креститель  называл  их  «  порождением  ехидны  « ,                Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься  , сказал им  : порождения ехиднины  ! кто внушил вам бежать от будущего гнева  ? 
Эти  яркие  образы  возникли  ,  разумеется  не  ради  красного словца  . Они отражали  истинное  положение  дел  . И  Иоанн  Креститель  говорил  им  : Уже и секира при корне дерев лежит   : всякое дерево   , не приносящее доброго плода   , срубают и бросают в огонь  .

Это   он  говорил  о  будущих  событиях  .
«  При корне  дерев  «   , те  , которые  не приносят  добрых  плодов  , срубаются  немилосердно  ,  как  мы  наблюдаем  в   книге  Иосифа  Флавия  «  Иудейская  война  «  .
Это  относится  ко всем  , которые  носят  имя  Господа  , не принося  добрых  плодов  . Как  мне  говорил  один  поэт  :
«  В  будние  дни  я  пою о  Танатосе  , воспевая  смерть  .
А  по воскресеньям  -  в  церкви  читаю молитвы  .  »
Разделяя время  на  профанное  и священное  как  будто  бы  .
Но  нельзя  служить  двум  господам  , написано в  Писании  .
Страницы  книги  Иосифа  Флавия  полны  таких  событий  , которые  могли  бы  быть признаны  фанстастическими  , такой  сплав  невероятных страданий  ,  что  с трудом  можно  читать  .

«  Смуты  в  Иерусалиме  ещё  более разрослись  , и  образовались                три партии  , обратившие  своё оружие  друг против  друга  .
Враждебные  действия  зелотов  против народа  можно  назвать     это  состояние  мятежом  в  мятеже  ,  который  , подобно взбесившемуся  животному  , из  за  отсутствия  питания  извне  начинает раздирать собственное  тело  . 
(  Какой  яркий  образ  дан  Иосифом  Флавием   )  .
Элеазар  , сын Симона  , тот самый  ,  который  прежде  побудил  зелотов  отделиться  от народа  в  храм  , как  бы  из негодования  против  жестокостей  , совершаемых  изо  дня  в день  неистощимым   в  своей  кровожадности  Иоанном  , в действительности  же  потому  , что ему  было невыносимо  подчиняться  восставшему  против  него  тирану  , помышляя сам  о  единовластии  и  стремясь  к  господству  ,  - этот  Элеазар  основал  отдельную партию  , привлекши  к  себе                из влиятельных людей  Иуду  , сына  Хелкии  , и  Симона  , сына  Эзрона  ,  к  которому  присоединился  ещё  Эзекия  ,  сын  Хобари  , человек  небезызвестный  ,  а  каждый  из  них в  отдельности  увлекал                за  собой  немалое количество  зелотов .
Они заняли  внутреннее  пространство  храма  и над  священными  воротами  , на  виду  Святая  Святых  , водрузили  своё  оружие  .
Обилие  жизненных припасов  укрепляло их дух  , ибо  жервенные  даяния  доставляли  этим  людям  , считавшим  всё  дозволенным  ,  избыток  во всём   , но они  были  озабочены  малочисленностью своих сил  .  С  другой  стороны  преимущество    Иоанна  над ними  терялось  позицией  ,  которую он  занимал  .  Но  он всё таки  не  переставал  нападать  , перестрелки продолжались непрерывно  .  Все  места  храма  были  осквернены  убийствами  .  Симон  , сын  Гиоры  , тот тиран  ,  которого  народ  в  своём  отчаянии   призвал к  себе  на  помощь  ,  и  который  имел в своих руках  Верхний  город  и  большую часть  Нижнего  , с  большей  настойчивостью  напирал  теперь            на  людей    Иоанна  .  Иоанн  , теснимый  с двух сторон  ,  терпел потери  , но и наносил их  сам  ,  ибо насколько  он  благодаря  своей  позиции  был сильнее Симона  , настолько  же  был слабее  Элеазара  .
В  его распоряжении  находилось  немало катапульт ,  камнеметательных машин  , которыми он не  только  поражал    врагов  , но  и  убивал многих  , приносивших  жертвы  .
Они  впускали  в храм  желающих  жертвовать  , ограничиваясь                их  обыском  .  Но  когда  иудеи вступали  в храм  , то  здесь они падали  жертвами  царившей  междоусобицы  , ибо стрелы  силой  машин  долетали  до  жертвенника   и   храма  , и попадали в  священников           и приносителей  жертв  , которые  своей  кровью смачивали  алтарь .
И  кровь от трупов  образовала  в пределах  святилища настоящее  озеро  . Испытал  ли  ты  , несчастнейший  из городов  , нечто   подобное  от римлян  , которые  вступали  в тебя  , чтобы  очистить 
Ибо  божьим  городом  ты перестал  быть  , когда  ты  храм  превратил  в  кладбище  для  жертв  , павших в междоусобной  войне 
Быть  может  , ты  когда  -  нибудь  опять возродишься  , если  ты  умилостивишь  Бога  , Который  разрушил  тебя  !
(  Это плач  Иосифа  Флавия  !!! ) 
Таким  образом  внутренние  враги  города  были  разъеденены                на  три враждебных  лагеря  :  Элеазар  и  его приверженцы  ,                под  охраной  которых находились посвящённые  храму  первые  плоды  ,  неистовствовали  против  Иоанна  , шайка  которого  грабила  жителей    и  стояла  против  Симона  . Но  и  Симона  город  должен  был снабжать провиантом  .  Как только нападавшие  сверху  давали  Иоанну  передышку  (  что случалось  часто  , когда  те напивались                или  были  утомлены  )  , он  во главе  многочисленного войска  предпринимал  смелые  вылазки против  Симона  ,  и  по пути  сжигал  на  всём  пространстве  здания  , наполненные  зерном  ,   и  разного  рода  другими припасами  .  Когда  отступал  Иоанн  , то  же  самое  делал  Симон  , точно они нарочно в угоду  римлянам  хотели  уничтожить всё  , что  город приготовил  для  осады  .  И весь  хлеб  , которого  хватило бы  для осаждённых  на  многие  годы  , был истреблён  огнём .  Мятежники  , стоя  на  грудах  трупов  ,  всё  неистовее  боролись  между  собой  , точно они  бешеную  ярость сосали  из  трупов   под  их ногами  . ( !!!  )   
 В  это самое время  Тит   выступил из  Кесарии  с  одной  частью армии  , послав  другой  части  приказание  соединиться  с ним                под  Иерусалимом  . Он имел   при  себе  три  легиона  и  12  -ый  легион  ,  который  всегда  отличался  храбростью  .  Пятый  легион  получил приказание  присоединиться   к  нему  через Эммаус  ,  а  десятый  -  через Иерихон  идти     на  Иерусалим  . Из  Александрийского  войска                за ним  последовали    2000  отборных солдат  ,  и  , кроме  них , были  стянуты  к  нему        3000  воинов  из гарнизонов    на  Евфрате  .                При нём  находился  также  самый  испытанный  своей  преданностью  и  славившийся  своею  опытностью  в  военном  деле  друг  его  , Александр  Тиберий (  иудей  , родственник  Филона  Александрийского) ,   бывший  правитель  Египта  , которому  он теперь  поручил начальство  над войском  .
К  Иерусалиму  Тит  выехал  не как воин  , а  только  в качестве  разведчика  . Пока  Тит ехал по  большой  дороге  ,  ведущей  прямо                к стене  ,   никто не  показывался  у  ворот , когда  же он  возле  башни  Псефина  , свернув  с  дороги  , повёл свою конницу   в  сторону  ,  несметные  враги  ринулись внезапно  мимо  так  называемых  Женских башен  через  ворота  , лежавшие  против  памятника  Елены  , прорвали линию всадников  , бросились навстречу  находившимся                ещё  на  дороге  , воспрепятствовали  им  соединиться     с  другими  , свернувшими  уже  в сторону  , и таким  образом  отрезали  Тита                с  немногими  людьми  .  Ибо  идти вперёд  Титу  было невозможно  , так  как  всё  пространство  до стены  было изрыто  канавами  , сделанными  для  плантаций  ,  и  поперечными  садами  ,  обведёнными  многими  заборами  , но и  обратное  отступление    к  своим  он  тоже  нашёл отрезанным  многочисленным  неприятелем  .  Тит  повернул  своего  коня  назад  и бросился  в  самую  толпу  неприятеля  , чтобы  силой  проложить   себе  дорогу  к  своим .
Тогда  то  можно  было  убедиться  воочию  , что перипетии  войны     и  судьба  государей  находится  в  руках  Божиих  .
Сколько  ни  летело  стрел на  Тита  , который  был  без  шлема                и  без щита  ,  всё  таки       ни  одна  его не  задевала  .  С  мечом                в руке  , прокладывая  себе  дорогу  ,   перескакивая  через многих                на  своём  пути  , он  мчался  на  коне       всё  вперёд и вперёд   .                При виде  этой  смелости  Цезаря  они  подымали  крики                друг на друга  , призывая  к нападению на  него  .
Тит  благополучно  спасся  в  лагере  . Успехи  иудеев  при  этой  первой  стычке  внушили  им  сумасбродные  надежды  :  мгновенная  милость  судьбы вселила  в  них  страшную самоуверенность  .
На  следующий  день  Тит  , после  того  как  ночью  присоединился                к  нему  легион  из  Эммауса  ,  снялся  с   лагеря  и двинулся  вперёд                до места  , называемого  Скопом  . Отсюда  открывается  вид                на  город   и исполинское  здание храма  ,  в  семи  стадиях  от  города  .
Приказал  построить  для  обоих  легионов  один  общий  лагерь  ,                а  позади  них в трёх  стадиях  -  другой  лагерь  - для  пятого  легиона  .
Появился  десятый  легион  из  Иерихона  .  Этот легион  получил приказание  расположиться  лагерем  в  шести  стадиях                от  Иерусалима  на  Елеонской  горе  ,   лежащей  против  города                на  востоке  и  отделённой  от него глубокой  лощиной  , называющейся  Кедроном  . Только война  извне  ,  мощно и  внезапно  обрушившаяся  на  город  , положила  конец  беспрерывным  распрям  ,  царившим  между  партиями  .  С ужасом  увидели  мятежники  этот  тройной  лагерь  римлян  .  Они  соединились  , друг  друга  ободрили  , взялись     за  оружие  и  сделали  внезапную  вылазку  против            десятого  легиона . С  ужасающими кликами  грянули  они  через  долину  и  бросились       на  римлян  , застигнутых врасплох  ,                когда  они работали        над укреплениями  .  Дело приняло  такой оборот  , что всему  легиону  угрожала  опасность  .  Тит  , громко  негодуя  против  трусости    бежавших  , заставил  их повернуть назад  , сам   во главе  прибывшего  с  ним войска  набросился                на  иудейский  фланг  , многих смял  , ранил  ,  остальных обратил                в  бегство  и  оттеснил  в  самую  лощину  .
Совершенно  свежая  многочисленная  толпа  иудеев  бросилась                с такой  стремительностью  , что их наступление  походило  на  бег свирепейших  зверей  . Строевая  линия  точно под напором  тяжёлого  орудия  , была  прорвана  .  Тит  оказывал  сопротивление  тем  , которые  ринулись  ему  навстречу  , отбил  их назад  . Весь легион рассеялся   . Стыд  заставил  всех  возвратиться  , и они всей  силой  бросились  на  иудеев  и окончательно   оттеснили  их в долину  .
И  опрокинули  неприятеля  в  самую пропасть  .
Внешняя  война  на время  приостановилась  , партийная  же  борьба    внутри вспыхнула  вновь  .  Приближался  праздник  опресноков  .
Партия  Элеазара  открыла  храмовые  ворота  , чтобы  впустить  народ  , собравшийся  на  молитву  .  Иоанн  воспользовался                праздником  и  снабдил тайным  оружием  своих  людей  ,  и  приказал  им  смешаться  с толпой  для  того  , чтобы  овладеть  храмом .
Проникнув  внутрь  , они  сбросили  с себя  верхние  одежды  ,                и  вдруг предстали  перед всеми  в полном  вооружении  . Зелоты  , избегая  всякого столкновения  ,  скрылись в  подземные  ходы храма , народ     же  , робко теснившийся  у  алтаря  ,  и кругом  в храме  ,                был растоптан    и  умерщвлён  палками  и  мечами  .  Зелотам  же  , вышедшим  из подземелья  , дали  свободно  разойтись  .
Сделавшись  сами  обладателями  внутреннего  храма  и  всех его  запасов  .  Тит  между  тем  принял  решение  сняться  со своим  лагерем  на  Скопе  и  ближе придвинуться  к  городу  .
Они  выравняли  всё  пространство  между  Скопом  и памятником  Ироду  , находившимися  близ так  называемого  Змеиного  пруда  .
Иудеи устроили  ловушку  для  римлян  из как  бы  изгнанных                из  города  и  хотевших  открыть  римлянам  ворота  .  Тит                не  поддался  на  эту  уловку  .  Но  многие  из   солдат  ослушались Тита  и  пошли  к  воротам  Там  они были  пойманы  в  ловушку  .
Иудеи  тогда  в грубой  форме  проявили  своё  торжество                над римлянами   , они осмеивали  их    , прыгали  , потрясая  своими  щитами  и  громко  ликовали  от  радости  .
( Иосиф  Флавий  очень красочно  описывает  происходящее  .
По существу   Иосиф  кинематографичен  в  своих описаниях  ) .
Солдаты  же  были  встречены  угрозами  центурионов                и  гневом  Цезаря  .  Тит  сказал    :
(  Вот  Военная  Академия   Рима  .  Наставление  полководцев   !  )                «  В  то время , когда  иудеи  , которых одно  только  отчаяние                ведёт в бой  , действуют всё  таки  обдуманно   и  осмотрительно  , расставляют  сети  , устраивают  засады     и  при  этом                за  их послушность  , взаимное  доверие  и  прочную  солидарность  , покровительствуемы  счастьем  , римляне ,        которым  счастье  всегда  так  благоприятствует  за  их дисциплину  и повиновение   предводителям  , напротив  , терпят  теперь  поражение , попадаются  в  плен вследствие  своей  собственной  опрометчивости  и  , что ещё  более  постыдно  , сражаются      без предводителей                в присутствии  Цезаря  . Глубоко  будут вопиять  военные  законы  , точно  как  и  мой  отец  , когда  он  узнает      об  этом  поражении  , он  , который  поседел  в  битвах  , никогда      не  потерпев  такого  удара  , и законы  , которые  всегда  самое  малейшее  упущение  против  дисциплины  карают смертью  .
Теперь  эти  законы  должны  быть  свидетелями  того  ,                как  целый  отряд  войска  покинул строй  !  но  пусть теперь                узнают своевольники  , что У  РИМЛЯН   ДАЖЕ  ПОБЕДА  БЕЗ ПРИКАЗА                НЕ  ПРИНОСИТ  СЛАВЫ  .  «   
Можно  было подумать  , что Тит намерен  поступить       со всеми                по всей  строгости  закона  , солдаты  поэтому  упали  духом  .
Легионы  окружили  Тита  и  настойчиво  просили  его помиловать                их  товарищей  .  Тит  удовлетворил  их просьбу  , ибо  он полагал  ,   что наказать одного человека  должно  действием  ,  а  при  наказании  целой  толпы  можно  ограничиться  только словами  .
Тройной  стеной  был  обведён  Иерусалим    ,   и только  в  тех                местах  ,  где  находились  недоступные  обрывы  , была  одна  стена  .
Сам   город  был расположен  на  двух  противолежащих  холмах  ,      разделённых посередине  долиной  , в  которую ниспадали  ряды  домов  с  обеих  сторон  .  Тот  их двух  холмов  , на  котором  находился  Верхний  город  , был выше  и  имел  более  плоскую вершину  .
Вследствие  своего  укреплённого  положения  был назван  царём  Давидом  , отцом  Соломона  , крепостью  ,  а  нами  -  Верхним рынком
Второй  холм  , названный  Акрой  , на  котором  стоял  Нижний  город  был , напротив  ,   покат  с обеих сторон  . Против  него  лежал  третий  холм  , ниже  Акры  , от природы  и прежде  отделённый  от  неё  широкой  впадиной  ;  но  Хасмонеи  во время  своего владычества  заполнили  эту  долину  , чтобы  связать  город  с храмом  .
Вместе  с  тем  была  снесена  часть  Акры   , высота  её  понижена  для  того  ,   чтобы  храм  возвышался   над нею .   Долина  , называемая  Тиропеоном  , которая  отделяла  Верхний  город от нижнего  , простирается  от Силоама  ,  каковым  мы  называем  пресный          и  обильный  водой  источник  . Снаружи  оба  холма  города  были  окружены  глубокими  обрывами   и  вследствие  своих  крутых  спусков  нигде  с  обеих сторон  недоступны  .  Из  трёх  стен   древнейшая  была  трудно победима  вследствие  окружавших                её  пропастей  и возвышавшегося  над последними  холма  ,                на  котором  она  была  построена  , но  её  природная  мощь  была  значительно  возвеличена  ещё  искусственно  , так  как  Давид                и  Соломон  , равно как  и  последовавшие  за  ними  цари  , старались превзойти  друг  друга  в укреплении  этой  твердыни  . Вторая  стена  начиналась  у  ворот  Генната  , обнимала  северную сторону  .
И  доходила  только  до  Антонии  . Третья  стена  начиналась                у  Гиппиковой  башни  , откуда  она  тянулась  на  север  от башни  Псефины  , отсюда  , простираясь  против  гробницы  Елены  ,  царицы  Адиабенской  , матери  царя  Узата  , шла  через царские  пещеры  ,                и  оканчивалась  в  Кидронской  долине  .  Окружность  всего  города     достигала  33  стадий  .   Если  третья  стена  сама  по себе  была  достойна  удивления  , то  находившаяся  на северо  -  западном  углу  башня  Псефина  , против  которой  раположился  лагерем Тит .
Вторая  башня  , названная  Иродом  по имени  его  брата  Фазаэля  , была  вся  массивная  .  Наверху  её  опоясывал  кругом  балкон  ,                а  в  середине  этого  балкона  возвышалась  другая  башня  , помещавшая  в себе  великолепные  покои  , снабжённые  даже  баней  .
Так  что вся  башня  совершенно походила  на  царский  замок  .
Её  вершина  была  ещё  роскошнее  и украшена  башенками  и зубцами 
По внешнему  виду  она  была  похожа  на  Фаросский  маяк  ,                что перед  Александрией  . В  то время  в ней  укрепился  Симон  , сделав  её  главным  пунктом  своей  власти . Третья  башня  Мариамма ( по имени  царицы  )  ,  имела  массивное основание  .  Жилые  помещения  наверху  были  устроены  ещё  великолепнее ,                чем  в других .
Поразительна  была  также  величина камней  , употреблённых                для  башен  , ибо были построены  из  обтёсанных мраморных  глыб  .
К  этим  стоявшим  на севере  башням  примыкал  царский  дворец  .
Помещал в себе  громадные  столовые  с  ложами  для  сотен гостей  .
Храм  был построен  на  хребте  сильно укреплённого  холма  .
Самая  низкая  часть  храма  покоилась  на  фундаменте в  300  локтей чуть больше 137 метров  локоть равен примерно 0,   4572 метра  . Все  галереи  были двойные  , столбы  , на  которых они покоились  , состояли  каждый               из  одного куска  самого  белого  мрамора  ,  покрыты  же  они  были  потолками  из  кедрового  дерева  . Непокрытые  дворовые  места  были  вымощены  везде  разноцветной  мозаикой  .  Между  первым                и вторым  освящённым  местом  тянулась  каменная  , очень  изящно  отделанная  ограда  вышиной       в  три  локтя  .  На  ней  через одинаковые  промежутки стояли  столбы  , на  котором  на  греческом   и  римском  языках  был  записан  закон очищения  , гласивший  , что  чужой  не  должен  вступать         в святилище  .  Святилище  представяло  собой  четырёхугольник  , обнесённый  особой стеной  .  Внешняя  вышина  этой  стены  ,        хотя  достигала  40  локтей  , не  была  видна  из – за  прикрывавших  её  ступеней  , внутри  же  стена  имела  только  25  локтей  ,        ибо так                как  стена  была  построена  на высоком  месте  , на  которое  взбирались по ступеням  , то не  вся  внутренняя  часть  её  была  видна  , потому  что  холм  её  закрывал  .  Лестница  оканчивалась         наверху  площадкой  . Отсюда  другие  лестницы  в  5  ступеней  каждая  , вели  к  воротам  , которых на севере  и  юге  было  по  8 
(  по  4  на каждой стороне  )  . Столько ворот  было  здесь необходимо  , так  как  на  этой  стороне  огорожено  было место  , предназначенное  для  богослужения  женщин  , поэтому  здесь  понадобились  ещё  вторые  ворота  .     В  женский  притвор  вели особые  ворота  ,  через другие  ворота  женщинам  не  дозволялось входить  .    Точно  так  же  , как  им  не  разрешалось  выходить                из  своего притвора  в другие  части  храма  .  К  самому  зданию  храма  вели    12  ступеней  . Передние  ворота  храма  не имели  дверей  -  это  была  эмблема  бесокнечного  открытого  неба  .  Лицевая  сторона  этих  ворот  была  вся  покрыта  золотом ,  и через них  виднелась    вся  внутренность  первого  и  большого  отделения  храма  .
Внутри  ворот  всё  кругом  блистало  золотом 
Внутреннее  помещение  храма  распадалось  , таким  образом  ,                на  2  отделения  ;  но  открытым  оставалось  только переднее  .
Ворота  ,  которые  вели  в  это  отделение  , сплошь позолочены  .
Равно как  и  вся  стена  , окаймлявшая  их  .  Над ними  находились  золотые  винорадные  лозы  , от  которых свешивались  кисти                в  человеческий  рост .  Из  двух  отделений  храмового здания  внутреннее  было  ниже  внешнего  .  В  него вели  золотые  двери  ,   над  ними  свешивался  одинаковой  величины  вавилонский  занавес  ,  пёстро  вышитый  из  гиацинта  , виссона  , шарпаха  и  пурпура  ,  сотканный  необычайно изящно  .  Этот занавес  должен  был служить  символом  вселенной  :  шарпах  обозначает  огонь  ,                виссон  -  землю  , гиацинт  - воздух  , а  пурпур  - море  ,  двое                из них  - по сходству  цвета  ,  а  виссон и пурпур  - по происхождению  , ибо виссон  происходит  из  земли  , а  пурпур  из моря  .  Шитьё                на  занавесе  представляло  вид всего неба  ,  за  исключением  знаков  зодиака  .  Через  этот  вход  входили  в  низшую часть  храмового  здания  .  В  свою  длину  она  разделялась  на  два  отделения  :
Первое  из них  заключало в себе  светильник  , стол и  жертвенник      для  курений  . Семь лампад  , на  которые  разветвляется  светильник  , обозначали  7  планет  ,  12  хлебов  на  столе  -  зодиак  и год  .
Самая   внутренняя  часть  храма  была  отделена  от внешней  занавесом  .  Здесь , собственно  , ничего не находилось  .
Она  оставалась  запретной  , неприкоснвоенной  и  незримой  для  всех 
Она  называлась  Святая  Святых  .  По  бокам  низшего  отделения  храма  находились многие  сообщавшиеся  между  собой  трёхэтажные  жилища  , которые  с  обеих сторон  были  доступны  через особые  входы  .  Верхнее  отделение  храма  не имело  никаких подобных пристроек  . Внешний  вид  храма  представлял  всё  , что  только могло восхищать  глаз  и  душу  .  Покрытый  со всех сторон тяжёлыми  золотыми  листами  , он  блистал на  утреннем  солнце  ярким  огенным  блеском  , ослепительным  для  глаз .  Он издали  казался  покрытым  снегом  , ибо там  , где  он не  был позолочен  ,                он  был ослепительно  бел .  Вершина  его  была  снабжена  золотыми  заострёнными  спицами  , чтобы  птица  не  могла  садиться                на  храм  и загрязнять  его  .  Перед  ним  стоял  жертвенник .      
Жертвенник  был  сооружён  без  железного   инструмента  ,                и  никогда  железо  его не коснулось  .  Храм  вместе  с жертвенником  были  обведены  изящной  , сделанной  из красивых  камней                решёткой , которая  отделяла  священников  от мирян . Гноеточивым   и  прокажённым  был воспрещён   вход  в  город  вообще  , женщинам  же  не  дозволялось  входить в  храм  во время  месячного  очищения  ,  но  и  когда  они  были  чисты  , им  запрещалось  переступать вышеозначенную  границу  . Мужчины  , когда  они  не  были  вполне  чисты  ,  не  должны  были  входить во внутренний  двор  , точно также и  священники  в  подобных случаях  . Лица  , происходившие       из священнического  рода  , которые  вследствие  какого  - нибудь  телесного недостатка  не  могли  совершать  священную службу  , находились внутри решётки  возле  физически  безупречных ,                и  получали  также  части  жертв  ,  принадлежащих  им  ввиду                их родового  происхождения  , но носили  простую одежду   ,                ибо  только  участовавшие  в  службе  должны  были носить  священное  облачение  .  У  жертвенника  и в  храме  служили                только  чистые  и  безупречные  священники  , одетые  в виссон  ,                из благоговения  к  своим священным  обязанностям  они                в особенности  воздерживались  от употребления вина  для  того  ,  чтобы  не нарушить  какого  - нибудь  обряда  .  С  ними  всходил    первосвященник  , но не  всякий раз  , а  только  по субботам  , новолуниям  ,    годичным  праздникам  .  Он совершал    священную службу в поясе  , в льняной нижней  одежде  и  гиацинтово  -   голубой  , в  верхней  одежде  , обшитой кистями  . К  кистям  привешены  были  золотые  колокольчики  с  гранатными  яблоками  попеременно  :    первые  как  эмблемы  грома  , вторые  - молнии  . Повязка     , прикрепляющая  верхнюю  одежду к  груди  , представляла  пёструю ткань  из  пяти  полос  :  золота  , пурупра  ,  шарлаха  , виссона                и  гиацинта  - тех самых  тканей  , из  которых  были  сотканы  занавесы  храма  .   Поверх  этого  он носил  ещё  надплечное  одеяние  , вышитое  из тех же  цветных  тканей  с преобладанием  золота  .
Покрой  этого  облачения  походил  на  панцирь  , две  золотые  застёжки  скрепляли  его  , и  в  эти  золотые  застёжки  были  вправлены  величайшие  и  красивейшие  сардониксы  , на  которых  были  вырезаны  имена  колен народа  .    На  другой  стороне  свешивались  12  других камней  четырьмя  рядами  , по  три                в  каждом  :  карнеол  , топаз и  смарагд  , карбункул  , яспис  и  сапфир  , агат  , аметист  и янтарь ,  оникс  , берилл  и  хризолит  .
На  каждом  из  этих  камней  стояло  одно  из   названий      колен .    
(   Хошен   - особый  нагрудник    с  прикреплёнными  к  нему  12  -  ю        камнями  , каждый  из которых соответствует  своему  колену  . 
Внутрь нагрудника  было вложено и зашито  высшее  Имя  Творца  , состоящее   из  72  букв  . Если  первосвященник  был на  должном  духовном  уровне  , хошен на  его  груди  давал возможность  получить  ответ на  поставленный  вопрос  . Вопросы  касались еврейского народа  , ответы  же  давались в  виде  « да  «  и  «нет  «  .
Первосвященник  должен  был  обладать    способностью  правильно  прочитать  ответ  .  Каким  образом  это  делалось  ? 
На  каждом  из камней было выгравировано  имя  колена ,                и  в  момент  ,  когда  с Небес  приходил  ответ  , часть  букв  гравировки  начинала  светиться  .  Должны  быть  задействованы                22  буквы  еврейского  алфавита  .  Однако в  именах  колен   отсутствовали  4  буквы    :  не  было  хэт    и   тэт  , что вместе  сотавляет слово  хэт   грех    ( что   символично      , ведь  в еврейском  народе нет греха  , грешить  могут  только единицы  , народ                же  в  целом  - никогда  ) . Не  было также  букв   куф  и   цадик  ,                которые  вместе  составляют слово   кэц    «  конец  « 
(  еврейскому  народу  нет конца  . Когда  говорят  «  в  конце  поколений  «  ,  подразумевают  конец  поколений   всех  народов  ,  кроме  еврейского  . Еврейский  народ не  имеет конца  поколений  ,                он  вечен  .  )  .    Но  как  восполнить недостающие  буквы  ?
С  помощью  пяти слов  , добавленных   на     хошен  . Три  слова  были  именами  праотцев  :  Авраам  , Ицхак  и  Яаков  .   Особое  значение имело  имя  Ицхак  , так  как  в нём  заключены  три нужные  буквы  -   цадик,  ,  хэт  и  куф   . Кроме  этого  добавлялись  ещё  два  слова   —                шивтей Йешурун  (  колена  Иешуруна  )  где есть буква  тэт  .    По  одному  из мнений  , слова  Авраам  ,  Ицхак  и  Яаков  располагались  вверху  ,     а   шивтей Йешурун  внизу  .   )  Голову первосвященника  покрывала                тиара  ,  сотканная  из виссона  и  гиацинтово  -  голубой  материи  ;       её  обвивала  кругом  золотая  диадема  с  надписанными  священными   буквами  .  Это  были  четыре  гласных    . Он  носил  только  тогда  , когда  входил  в  Святое  Святых    ,  и  то  один  раз  только  в году  , когда  все  иудеи  в  честь  Бога  постились  .
Точно  как  храм  для  города  , так  и  Антония  для  храма  служила  цитаделью  .  С  неё  спускались  лестницы  , по которым  солдаты  квартировавшего  всегда  в   башне  Антония  римского  гарнизона вооружёнными  спускались вниз  , чтобы  разместившись по галереям  надзирать  за  народом  в праздничные  дни  с  целью  предупреждать  мятежные  волнения  .  Верхний  город имел свою собственную  цитадель  - дворец  Ирода  .  Из вооружённых  мятежников  города  10000 человек  , не  считая  идумеян  образовали  партию  Симона  .
Симон владел  Верхним  городом  и  большой  стеной  до Кедрона  .
Иоанн  же  властвовал над  храмом  и  большей  части окружности  ,  над  Кидронской  долиной  .  Уничтожив  огнём  часть города  , лежавшую  между  их владениями  , они  создали  открытое                место  для  своей  борьбы  . Даже  когда  римляне  стояли лагерем               под стенами  Иерусалима  . 

Я  думаю  так  :  междоусобная  война   уничтожила  город  ,                а  римляне  уничтожили  междоусобицу  .

Для  Тита  было   крайне  важно  сохранить  для  себя  город  ,                а  для  города    -  храм  .  Народ и раньше  был склонен                к  уступчивости  и  податливости  , воины  же  иудейские  принимали  его  человеколюбие  за  бессилие  .  Все  , вступившие  в  город  , несомненно  , были  бы  перебиты  , если  бы  им  на  помощь не  явился  Тит  .  Расположив  стрелков  на  концах  улиц  , он  сам  в  страшной  давке    стрелами  отбивал  неприятеля  .  Продолжая  без перерыва  стрельбу  ,  Цезарь  этим  отражал  нападение  иудеев  до тех пор  , пока  его солдаты  не  совершили  своё  отступление  . Таким  образом  римляне  , после  того как  они  завоевали  уже  вторую  стену  , были  отброшены  от  неё  . Дух иудеев  , желавших  войны  , ещё  более  поднялся  , успех внушил ему  новые  надежды  . Римляне  , думали  они  ,  уже  не  осмелятся  вступить в  город  , а  в  случае  возобновления  борьбы  никогда  не  одержат  победы  над ними .  Бог  за  их  грехи  помрачил их  ум  , и они не видели  , что  изгнанные  отряды  составляли  пока  только маленькую часть  римской  армии  ,                и не  замечали  подкрадывающегося  к  ним  голода   , насыщаться  воплями  граждан  и  питаться  кровью  обывателей  !  Лучшие  же  люди  давно  уже испытывали недостаток  во всём  , даже  в самых  необходимейших  жизненных продуктах  .  Но в  гибели  людей  мятежники  усматривали  только  облегчение  для самих себя  .
Только  тех они  считали  достойными  жизни  , которые  знать                не  хотели  о мире  и жили  для  того  , чтобы  бороться  с римлянами 
А  если  иначе  рассуждавшаяся  масса  погибала  , то они  только радовались  этому  , как  освобождению  от тяжёлой  ноши  .
Так  они относились к жителям  города  .
Римлян  же  , если  только   те  пытались вновь вторгнуться  в город  , они  вооружённой  рукой  отбивали  ,  и  своими телами  затыкали  отверстия  в  стене . 
(  Похоже  ,  что  ими двигала  логика  , выходящая  за  пределы  обыкновенного сознания  - изменённое  сознание  ) .
Три дня  они  держались  ,  храбро  сопротивляясь .  Но на  четвёртый  день  геройский  удар  Тита  был  для  них слишком  силён  :  они  были  отброшены  и потянулись на  свою прежнюю позицию  . Тит  тогда  опять овладел  стеной  и  приказал  снести всю  её  северную часть .
В  башнях  южной  стороны  он поместил  гарнизон  и стал подумывать о взятии  приступом  третьей  стены  .  Тит  , однако  ,  решил приостановить  на  время осаду  и  дать  мятежникам  время  одуматься  для  того  ,  чтобы  видеть  , не  сделаются  ли  они  более уступчивыми  ввиду  разрушения  второй  стены  ,  или  из опасения  голода  , так как  награбленных ими  припасов  не  могло уже  хватить на  долгое  время  .  Этот  отдых  Тит употребил для  выдачи солдатам  продовольствия , чему  уже  наступил срок  . 
По принятому  в  таких случаях  обычаю войско выступило                с открытыми  щитами  , которые  обыкновенно  накрывались  чехлами  ,   и в  полном  вооружении  , всадники  водили  своих  лошадей  также  во  всём  убранстве    Ярким  блеском  серебра  и  золота  засияла   окрестность  города  , и  насколько  восхитительно  было это  зрелище  для  римлян  , настолько  было страшно  для  их  врагов  .   Вся  древняя  стена  и  северная  сторона  храма  были  переполнена  зрителями  .  Даже  самые  отважные  были  охвачены  ужасом  ,  когда  увидели  всю  армию сосредоточенной  в  одном  месте  ,   пышность  оружия  и  отличный   порядок  среди  солдат  ,                и , я думаю  ,  что  этот вид  заставил  бы  мятежников  одуматься  , если  бы  они  вследствие  своих преступлений  перед народом  ,                не  отчаивались       в  прощении римлян  ;  они  были  того мнения  , что и  в случае прекращения  борьбы  им  не  миновать  смерти  преступников  ,         а  потому  предпочли  смерть в  бою  .  Помимо  этого  , и  воля  судьбы  была  уже  такова  , чтобы  невинные  вместе  с виновными  ,    и  город вместе  с бунтовщиками  погибли  заодно  .
Тит  разделил своё  войско  на  две  части и  приступил  к постройке  насыпей  :  одной  - против  замка  Антония ,  а  другой   -  у гробницы  Иоанна  . С  первой насыпи  он  думал  завоевать  храм  , ибо  без  храма    и  обладание  городом  нельзя  было считать  обеспеченным  .
Вследствие  занимаемой  ими  возвышенной  позиции  они  теперь имели  преимущество  .  Тит  , который  в  сохранении  или  гибели  города  усматривал  выигрыш  или  потерю  лично  для  себя  ,                во   время  осады  не  упускал  из виду  и  другую  задачу  :    склонить иудеев  к  перемене  своего  образа  мыслей  .  Свои  военные  действия  он  сопровождал  дружескими  советами  и  , зная  , что часто  добрыми  словами  можно успеть  больше  , чем  силой  оружия  ,                он часто  лично  обращался  к  ним  с напоминаниями  спасти  город  путём  добровольной  сдачи  , посылал к ним  Иосифа  , который  говорил  бы  с  ними  на  их родном  языке  .
Иосиф  сказал им  следующее  (  пытаясь вразумить  их  )  :                «  Сжальтесь , наконец  , над самими  собой  и народом ,  сжальтесь  над родными  городом  и храмом  , не  будьте  ко всему  этому  более  жестоки  , чем  чужие  ! Римляне  уважают святыни  своих врагов                и  до сих пор не трогали  их  , хотя  они  к ним  непричастны  ,                между  тем  , как  те  , которые  воспитаны  в  лоне  этих святынь                и  которые  в  случае их сохранения  останутся  единственными                их обладателями  , делают все  ,  клонящееся        к  уничтожению  .  Вы  видите  ,  ваши  сильнейшие  стены  пали  , оставшиеся  ещё  слабее  завоёванных  .  Вы  знаете  , что мощь  римлян несокрушима  , а  их  господство  для  вас  не  ново  .
Если  война  за  независимость  -  дело славное  , то её  следовало                бы  вести в  самом  начале  . Но  раз  покорились  однажды                и  долгое  время  мирились  с  чужим  господством  , то после  этого  захотеть  свергнуть с  себя  иго  - не  значит стремиться  к  свободе  ,  а  к жалкой  гибели  .  Более слабым  властителям  можно  ещё  отказать  в  повиновении  , но не  тем  ,  которым  подвластно всё  . 
Какие  страны  избежали  всепокоряющей  власти римлян  ? 
Разве  только те  ,  которые  вследствие  своего  знойного                или  сурового климата  не имеют  для  них никакой  цены  .
Везде  счастье  на  их стороне  , и  Бог  , Который  заставляет  мировое  господство  переходить  от одного народа  к  другому  ,  ныне  избрал  Своим  обиталищем  Италию  . Есть  закон  , твёрдо установленный  как  у животных  , так  и  людей  , -  это  то  , что  более сильное  оружие  всегда  побеждает  и  что слабые  покоряются  более  сильным  , поэтому  то предки наши  , далеко превосходившие нас  и  телесной  , и духовной  силой  , равно как  и другими  оборонительными  средствами  , подчинились римлянам  , чего они  , наверно  ,   не  сделали  бы  ,  если  бы  не были  убеждены  , что  Бог                на стороне  последних  .  А вас  это поощряет  к  сопротивлению  ?
Большая  часть города  уже  завоёвана  , а  вы  сами  внутри  , если  даже  стены  уцелеют  , находитесь  в  худшем  положении  ,  чем  военнопленные  .  Голод  , водворившийся  в городе  , истребляющий  пока  только народ  , но  долженствующий  вскоре  уничтожить                ваше  войско  , не  составляет  большой  тайны  для  римлян  . Если даже  последние  прекратят наступление  и не  вторгнутся  в город                с мечом  в  руках  , то и  тогда  рядом  с вами поселился  непобедимый  внутренний  враг  , который  с  каждым  часом  приобретает                всё  больше  силы  .  С  голодом  вы  ведь  не  моджете  бороться                посредством  оружия  . Иначе  вы были  бы  единственные  , которые  подобным  образом  совладали  бы  с таким  бедствием  . (  Ирония  ) . Как  хорошо  было бы , если  бы  вы  одумались  до  того  , как  зло  сделается    непоправимым  , и  если  бы  приняли  спасительное  решение  , пока  ещё  есть время  .  Римляне не  вспомнят  вам  совершившегося  , если   вы  только   не  доведёте  своё  упрямство                до конца ,  ибо  они  по природе  своей  милостивы  в  победе  и  более склонны  преследовать  свои  собственные  выгоды  , чем  мстить врагу  , а их собственные  интересы  не  состоят  в том  , чтобы  взять  безлюдный  город      или  опустошённую  от  людей  страну  .   Поэтому  Тит   и теперь предлагает  вам  помилование  .                Если  же  он   ,  после  того  , как  вы  даже    в  самой  крайней  вашей  нужде  не  последуете  его милостивым  предложениям  , должен  будет взять  город  силой  ,  тогда  он не  пощадит  никого  .                А  что вскоре  падёт  также  третья стена  , за  это ручается  взятие  обоих  первых  ,  да  если  бы  даже  эта твердыня  была                бы  несокрушима  , то ведь  город  борется  против  вас   за  римлян  ! «  В  то время  , когда  Иосиф  говорил  им  это  , многие  ,  стоявшие                на стене  , осмеивали  его  , другие  ругали  , некоторые  стреляли                в  него  .  Тогда  Иосиф  перешёл к  отечественной  истории  :                «  О  вы  , несчастные  , забывающие  своих  истинных  союзников  , вашими руками  и вашим  оружием  вы  хотите  побороть  римлян  ?  Случалось  ли  когда  - нибудь  , чтобы  мы  таким  путём  побеждали  ?  Не  всегда  ли  мстителем  нашего народа  , когда   с ним несправедливо поступали  , являлся  Бог  Творец  ? 
Бросьте  взгляд назад  , вы  увидите  , что  , собственно  ,  толкнуло вас  в  эту  борьбу  и какого великого союзника  вы  оскорбили  ? 
Вспомните  чудеса  времён  ваших  отцов  и сколько раз  на  этом  священном  месте  находили  гибель  наши  враги  .  Я  , хотя  не  без  содрогания  , начинаю рассказывать  о  делах  Бога  недостойным  ушам  вашим  , но вы  всё таки слушайте  для  того  , что  вы  боретесь  не  только против  римлян  ,  а  также  против  Бога  .
Древний  египетский  царь  Нехао  , называвшийся  также  фараоном  , пришёл с  десятками  тысяч  на  нашу  страну  и  похитил  царицу  Сарру  , родоначальницу  нашего  племени  .  Что  делал  тогда                её  муж  Авраам  , наш прародитель  ?  мстил ли он  грешнику                с оружием  в  руках  ?    Нет  !  Имея  318  вассалов  , из  которых каждый  владычествовал  над несметным  количеством  людей  ,                он  , невзирая  на  них  , считал  себя  всё  таки  совершенно покинутым  без помощи  Бога  . Он поднял тогда  свои  праведные  руки                к  осквернённому  вами  теперь месту  и  вымолил  помощь  непобедимого  союхника  . Не  была  ли  царица  сейчас                же  на  следующий  вечер  возвращена  обратно неприкосновенной                к  её  супругу  , а  египтянин  , устрашённый  ночными  сновидениями  ,  не  бежал ли  он  после  того  , как  излил  молитву  на  месте  ,  запятнанном  вами  братоубийством  , а любимых  Богом  евреев  одарил  золотом  и  серебром  ?  Должен  ли  я  умолчать  или  говорить   о переселении наших правотцев  в  Египет  , где  они  , насилуемые  и  угнетаемые  чужими  царями  , в  течении  400 лет  всецело полагались  на милость  Божию  , вместо  того  , чтобы  ,                как  вы  , конечно  , могли  сопротивляться  с  оружием  в руках  ?  Кто не  знает  , как  затем  Египет  наполнялся  всякого рода  зверьми                и  был  изнуряем  всевозможными  болезнями  , как  страна  лишилась  своего  плодородия  ,  а  Нил  -  своих вод  ?  Десять  казней  следовали  одна  за  другой  , после  чего  наши  предки  были  отпущены  под прикрытием  , без кровопролития  , без всяких опасностей  , потому  что сам   Бог вёл  своих избранников  . Когда  наш священный  ковчег  был похищен  ассирийцами  , не  стонали  ли  тогда  вся  наша  филистимская  земля  , идол  Дагон  и вся  нация  , к  которой  принадлежали  похитители  ?  Гнилые  язвы  появились  у  них                на  сокрытых  местах тела  ,  и  вместе  с  пищей  они испускали                и  внутренности  . Кончилось тем  , что  те  же  руки  , которые  похитили  ковчег  , привезли  его вновь  обратно  под  звуки  кимвалов  и  тимпанов  , и  свой  грех перед  святыней  искупили  всевозможными  жертвами  . Вы видите  , что  Бог  явил  свою милость  нашим  предкам  за  то  ,  что  они  , не  прибегая  к  мечу  , всецело надеялись  на  Него  .  Ассирийский  царь  Сеннахирим  , когда  он  с  бесчисленными  народами  изо всей  Азии  осадил  этот  город  ,  пал ли он  от  человеческих  рук  ?  Последние  тогда  не  были  заняты  оружием  ,                а  были  простерты  к  молитве  . Но  Ангел  убил  в  одну  ночь   несметное  войско  , и  когда  ассириянин  с  наступлением  утра  поднялся  , он нашёл  185 000  мёртвых  и бежал  он с  остатками                от  безоружных  евреев  ,  которые  даже  не преследовали  его  .
Вам  известно также  вавилонское  пленение  , когда  70  лет народ  жил на  чужбине  , не  помышляя  о насильственном  освобождении  ,  пока  Кир в  угоду  Богу  не  предоставил им  свободу  , дал им  проводников  , и они  снова сделались  избранниками  своего  союзника
Словом  , нельзя  привести ни  одного случая  , где  наши предки  только  силой  оружия  завоевали  себе  счастье  или  чтобы  они  терпели  несчастье  , когда они  без  борьбы  отдавались  в руки  провидения  :  не  трогаясь с места  ,  они  побеждали , как  только  этого  хотел  Небесный  Судья  , если  же  они  сражались  , то всегда  были  поражаемы  .  Это случилось  также  , когда  царь  вавилонян  осаждал  этот  город  , а  наш  царь  Седекия  , вопреки пророчеству  Иеремии  , сразился  с ним  ;  тогда  он сам  был казнён  и сделался  свидетелем   разрушения  города  и храма  . И  однако  ,  насколько  тот  царь  и его народ  были  праведнее  вас  и ваших  вожаков  !                Ни царь  , ни  народ  не  убивали  же  Иеремии  , когда  он открыто вещал  , что они  сами  своими  грехами  навлекли  на  себя  немилость  Божью  и  что они  будут побеждены  , если  добровольно не  сдадут  города  .  Вы  же  , напротив  ,  не говорю  уже  о преступлениях  , которые  вы  совершаете в городе  ,  для  них я не  имею слов  ,   -  поносите  меня  , который  учит вас  , как  вести себя  , стреляете                в меня  из  озлобления  на  то  , что  я  вам  напоминаю  о  ваших  злодеяниях  , за  то  , что  вам  вовсе  не  хотелось  бы  слушать  о  тех поступках  , которые  вы  каждый  день совершаете  .
Но возвратимся  к  нашей  истории  . Когда  Антиох  Эпифан  , много грешивший  перед  Господом  , осаждал  город  , и  наши  предки  сделали  вооружённую  вылазку  , то они  сами  погибли  в  этом сражении  , а  город  был  раграблен  врагами  , святилище  же  было  предано  запустению  на  3  годи  и  6  месяцев  .  К  чему  ещё больше примеров  ?    А  теперь  вот римляне  -  кто их накликал  на  нашу  страну  ?  Не  безбожие  ли  её  жителей  ?  Что  дало первый  толчок  к  порабощению  её римлянами  ?  Не  междоусобица  ли  наших  праотцев  ?  Безумие  Аристобула  и  Гиркана  ,  и  их взаимный  раздор  повлекли  за  собой  поход  Помпея  против  столицы  ,   и  Бог покорил  под власть  римлян тех  , которые  уже  не  были  достойны  свободы  . После  трёхмесячной  осады  города  они  сдались  , между  тем                как  они  не  грешили  , как вы  , ни  перед святилищем  , ни  перед  законом  и  обладали  гораздо  большими  средстами  для  ведения  войны  . Не  знаем мы  разве  , какой  конец  постиг  Антигона  , сына  Аристобула  ?  В  его  царствование  Бог  ещё  раз  отдал  на  порабощение  грешный  народ  :  Ирод  , сын  Антипатра  , привёл  Сосия  , а  Сосий  -  римское  войско  ;  Иерусалим  был  оцеплен  и  осаждаем  в  течение  шести месяцев  , пока  его  жители  в  воздаяние  за грехи  не  были  побеждены  , а  город разграблен  . Таким  образом  , сила оружия  никогда  не  составляла  опоры  нашего народа  , ибо  война  всегда  влекла  за  собой  порабощение  . По моему  убеждению  , те  , которые  владеют  священным  местом  , должны  предоставлять всё  на  суд  Божий  и  отвергать всякую человеческую  силу  , пока  в них жива  надежда  на  Всевышнего  судью  . Но что исполнили  вы  из  того  , на  что  Законодатель  наложил  благословение  ?    И  что оставили  вы  из того  ,  что  Он  обрёк  проклятью  ?   Во сколько раз  вы  преступнее  ваших  отцов  , которые  , тем  не  менее  , пали  ещё  быстрее  , чем  вы  ?   Тайные преступления  как  воровство  , обман  и  прелюбодеяние  , были  для  вас  слишком  ничтожны  !  Вы  соперничали  между  собой  в  разбоях      и  убийствах  , и прокладывали  себе  новые  ,  неведомые  ещё  пути  зла  . Храм  сделался  местом  сборища  для  всех  , и  руками  коренных  жителей  осквернялись  Богу  посвящённые  места  , чтимые  издали  даже  римлянами  , которые  в пользу  нашего  закона  оставляют многие  из  своих  обычаев  .  И  вот  , после  всего  этого  вы  ждёте  помощи  от  Того  , против  Которого  вы  так  грешили  .  Если  бы  Он  считал  наше  поколение  достойным  свободы  или  римлян  достойными  наказания  , то  Он  , как  точно  некогда  на  ассирийцев  ,  сейчас  обрушился  бы  на  римлян  . Но  Веспасиан  в  войне  с нами  достиг  императорского  достоинства , а  что  касается  Тита  ,                то  для  него  даже  источники  обильно потекли  водой  , те  источники  , которые  раньше  иссякли  для  вас  .  До его прибытия  Силоам  и  все  источники  вне  города  высохли  , так  что  вода  покупалась  по мере  ;  теперь  же  эти  источники  стали  столь  изобильными  , что они  щедро наделяют  водой  не только ваших врагов  и  их скот   , но  даже  сады  .  Это чудесное  знамение  вам                уже  знакомо  из прежних времён  ,  при  нашествии вавилонского                царя  , который  разгромил  город  и сжёг  храм  .  А  потому                я  думаю  ,  что Божество  бежало  из  Своей  Святая  Святых  ,                и  стоит теперь на  стороне  тех  , с  которыми  вы  воюете  .
Ведь  все  ваши дела  стали  известны  , вы  ведь  хвастаетесь  нарушением  законов  . Ваши  бесстыдства  вы  выставляете                напоказ  .  Я  сам  готов  умереть  , если  только после  моей  смерти вы  образумитесь  .  «  .  (  Прекрасная  речь  !!!  )
Среди народа  возникло  движение  в  пользу      перехода  к  римлянам  . Большинству  их них  Тит позволял  селиться  в  любом  месте  страны  .  Люди  же  Иоанна  и  Симона  старались воспрепятствовать побегу  иудеев  ревностно  и  предавали  немедленной  казни  .  Голод  господствовал  над всеми  чувствами  .
Жёны  вырывали  пищу  не  только  у  мужей  , но  и  у  детей  .
Те  поступали  так  же  .  А  мятежники внезапно выламывали  двери  , вторгались внутрь  и вырывали  куски  почти из  глотки  .
Ограбленные  должны  были  довольствоваться  тем  , что им  пощадили  жизнь  .  Этим  они  ясно показывали  , что сами  были  рабы  , скопище  бродяг  и незаконнорожденное  отребье  своего народа  .
Они  со стен  поносили  Цезаря  и  его  отца  :  «  Смерть  мы  презираем  !  Смерть  гораздо приятнее  нам  , чем  рабство  .
Но пока  мы  ещё  дышим  ,  мы  будем  причинять римлянам столько вреда  , сколько  у  нас  хватит  сил  и  возможности  . Нашим  городом  мы  нисколько не  дорожим  , так  как  мы  ,  как  ты  сам  заявляешь  , всё  равно  должны  погибнуть  ;  что  же  касается  храма  ,  то  Бог  имеет  лучший  храм  - вселенную  .  Исход  дела  в  руках  Божьих  !  « .
Они построили  четыре  главных  вала  :  один  против  Антонии  ,   был проведён  пятым  легионом  посреди  так  называемго  Воробьиного   пруда  ;  другой  был  воздвигнут  двенадцатым  легионом  ;  десятый  легион  возвёл  укрепление  у  так  называемого  Миндального  пруда  ;  у  гробницы  первосвященника  находились сооружения  пятнадцатого  легиона  . На  всех  этих валах  были  поставлены  машины  .  Тогда  Иоанн  приказал  провести изнутри          ход  ,   заложил туда  дров  ,  обмазанных  смолой  и  асфальтом  ,                и  приказал  поджечь  .  Огонь возгорелся  ярким  пламенем  .
Валов  уже  не  существовало  .  Два  дня  спустя  Симон  напал на  другие  валы  .  Без страха и колебания  ринулись  сквозь  ряды неприятеля  и начали  поджигать машины  .  И  вступили                в  схватки      с  часовыми  перед лагерем  .  Вскоре  , однако  , появился  Тит   с  башни  Антония  . Иудеи отступили  в  город  .  Римляне  были  удручены  разрушением  валов  .  Ввиду  этого  Тит созвал  военный  совет  .  Он  признавал  , что не  делает чести римлянам  ,  если такая  могущественная  армия  будет праздно стоять  под стенами  города  ,   но  , с другой  стороны  , он  соглашался  , что излишне  бороться                с  людьми  , которые  сами  истребляют  друг  друга  .  Он сказал  :
«  Строить новые  валы  - дело трудное  , вследствие  недостатка  строевого  леса  , запереть  все  выходы  ещё  труднее  , ибо  оцепить  город  кругом  войском  будет нелегко  вследствие  его  огромной  величины  и  его почвенных  условий  ,  кроме  того  , это и небезопасно  ввиду  вылазок  , которые  будут совершать иудеи  , они  отыщут себе  тайные  ходы  вследствие  знакомства  с  местностью  .
Со временем  , конечно  ,  всего можно  достигнуть  , но для  славы  требуется  также  быстрота  .  А  потому  , чтобы  соединить  быстроту   с  безопасностью  действий  , следует  весь  город  обвести стеной  , только таким  путём  можно  запереть все  выходы
Если  же  кому  - нибудь  такое  сооружение покажется  слишком  грандиозным  , то  пусть  тот  подумает  о том  ,  что мелкие предприятия  недостойны  римлян  , а  с другой  стороны  - совершить нечто  великое  без напряжения  сил  никому  не  дано и доступно  разве  одному  божеству  . «  .  Этими словами  он убедил  полководцев  . Невероятное  рвение  охватило  солдат  .  Цезарь  лично                по несколько раз  совершал  объезды  и сам  осматривал  работы  .
От  Ассирийского  стана  , где  находился  его собственный  лагерь  ,                он вёл стену  в  нижнюю  часть  Нового  города  , отсюда  через  Кидрон  , на  Елеонскую  гору  , огибал  гору  по  южному  склону                до  утёса  Перистереона  и  ближайшего  к  нему  холма  , подымающегося  через  долину  до Силоамского источника  , затем  стена  подымалась  по направлению к  усыпальнице  первосвященника   Анана  ,и  , обняв  город ,  на которой  некогда  расположилсч  лагерем  Помпей  , обратилась  к  северу  , мимо  деревни  Эребинтона  , охватила  затем  памятник  Ирода  и примыкала  опять к  востоку  ,   к  лагерю  Тита  , где  она  началась .  В  три дня  было воздвигнуто     это сооружение  . Заперев  этой  обводной  стеной  город и разместив  войска в  сторожевых  башнях  , Тит в  первую  же  ночь  сам  совершил  объезд  для  наблюдения  за  стражами  , вторую ночь  он предоставил  Александру  , а  в третью  ночь  полководцы  между  собой  метали  жребий  .  Ночная  стража  , также  по  жребию  , делили  между  собой  часы  сна  .  Всякий  путь  спасения  был отрезан иудеям  .  А  голод становился  всё  более сильным  .  Никто не  плакал  , никто не  стенал  над  этим  бедствием  , голод  умертвил  всякую  чувствительность 
Глубокая  тишина  , как  страшная  могильная  ночь  , надвинулась                на  город  .  Разбойники  точно могильщики  вламывались  в  дома  .
Со спесивой  насмешливостью  они  предоставляли  умирать  голодной  смертью  .  Число  мертвецов  всё  увеличивалось  , их прямо  швыряли  со стены  в  пропасть  .  Когда  Тит  увидел  пропасти  ,  наполненные  мертвецами  , он  со вздохом  поднял свои  руки  и  призвал  Бога                в  свидетели  , что он не  виновен  во всём  этом  .
Разбойники  души  свои  как  будто  отделили  от своих тел  ,                и управляли  и теми  ,  и  другими  , как  совершенно  посторонними  ,  им  не  принадлежавшими  предметами  :  душа  не  знала  жалости  ,  тело не  ощущало  боли  . Мёртвых они терзали  как  собаки  ,  больными  наполняли  темницы  . Симон предал  мучительной  казни  даже  Маттафию  , которому  он  был  обязан  доступу  в город  .
Первосвященник  Матфия  , сын  Боефа  , пользовался  высоким  авторитетом  и  влиянием  на  народ  . Когда  зелоты  , с  которыми  уже  вступил  в союз  Иоанн  , терзали  городское  население  ,                он убедил народ впустить  Симона   как  спасителя  .    Матфия                был схвачен  и  обвинён в приверженности к римлянам ,   и  казнён  .
Тело  Симон  воспретил  предать  земле  . После  них  были  казнены  священник  Анания  , сын Масамбала  , видный человек  , Аристей                из  Эммауса  , секретарь совета  и  вместе с ним  15  выдающихся лиц .
  И  вот  , Иосиф  говорит  о себе  в  третьем  лице  :
Отца  Иосифа  они  всё ещё  содержали в одиночном  заключении  ,           и  объявили  , что никто  из жителей  не  имеет права  посещать его  .
Сам  Иосиф  не  переставал  делать свои  напоминания  , во время                обхода  вокруг стены  , получил  удар камнем  , и  упал  на землю  .
При  виде  этого иудеи  устремились  наружу  , но  Тит  послал   солдат на  его  защиту  . Его  в  бессознательном  состоянии  унесли  .
Мятежники  громко  возликовали  .  Мать  Иосифа  получила  весть                о  его смерти  и  воскликнула  :  «  Сына  ,  на  которого я могла  надеяться  , что он предаст мой  прах  земле  , я  сама  теперь                не  могу  хоронить !  «  .  Однако  Иосиф  оправился  от  полученного   им  удара  , вновь  появился  перед стеной  и  крикнул  :
«  Немного времени  ещё  пройдёт  , и  вы  должны  будете  дать мне  удовлетворение  за  мою  рану  !  «  .  Народ  он  призвал  к  сдаче  .
В  то время  , когда  римские  императоры  во все  времена  окружали  храм  почётом  и  умножали  его  сокровища  ,  Иоанн  расхищал  .
Своим  окружающим  Иоанн  говорил  :  «  Предметы  , посвящённые Богу  , можно  без всякого стеснения  употребить  на  служение  Богу  , а  те  , которые  борются  за  храм  , имеют право  черпать  из него средства  к  существованию  «    .   На  этом  основании  он  позволил  взять  из храма  священного масла  и священного  вина  , разделил                их  между  своим  народом  ,  а  они  без страха  израсходовали  .
Мне  кажется  ,  что  , если  бы  римляне  медлили  с  уничтожением    этих  безбожников  , то  тогда  сама  земля  разверзлась                бы  и  поглотила  бы  город  , или  его посетил  потоп  ,  или  , наконец  ,  молнии  стерли  бы  его  как  Содом  , ибо  он скрывал в  себе  несравненно  худшее  из всех поколений  , которые  постигли  эти кары
Безумие  их  повергло   в  гибель  весь народ  . Через ворота  вынесено  было  15880  мёртвых  .  Число  мёртвых  из неимущего  класса  , выброшенных  за  ворота  -  60000  . Многих  просто сваливали                в  большие  дома  и  оставляли  там  .

Надо учесть то  , что в Иерусалим  бежали  из  разрушенных  городов  , без всяких  запасов  еды  .  Как  они  умирали  ,  нет сведений  .
Ибо  для  описания  их участи  не  нашлось писателя  .
Они   погибли  буквально  безмолвно  .
Бесписьменно  .   А  ведь мучения  каждого человека  не  должны  остаться  безвестными  . Когда  -  нибудь  мы  всё  узнаем  .
Кому  - то они  были  предками  .
И  расскажут в новом  мире  своим  потомкам  о  том  ,  что                их постигло  беспрецендентное  горе   и скорбь  .
Ибо они не  подчинились  голосу  Бога  через  современников  .
Которых  Бог посылал  им  . В  том  числе и  Иосифа  Флавия  .
Но  окружённые  не внимали  никому  .


Рецензии