Бунтари подростки

Справка:
-  Мозг формируется в раннем детстве – уже к двум годам он достигает 85% своего взрослого объема. Но развитие его идет поступью гораздо менее торопливой. В мозге самой последней созревает лобная кора: лишь к 20-25 годам она превращается в полноценный рабочий ресурс. Мы не сможем понять подростковый возраст вне контекста запоздавшего развития лобной коры.
-  Лобная кора отвечает за: оперативное запоминание, решение текущих вопросов, отсрочку удовольствия, долговременное планирование, регуляцию эмоций, сдерживание импульсивных порывов.
                Итак, на свет появился младенец. По мере роста и развития ребенок постепенно переходит к взрослому. Но вот ведь незадача: по мере улучшения условий жизни и ускорения социального развития, сдвинулись сроки полового созревания на более ранние. В силу экономических, образовательных и культурных условностей рождение детей отодвинулось на более поздние сроки. Образовался разрыв, который определили как подростковый возраст.
                Подростковый возраст – это реальность, и нейробиология доказывает, что мозг подростка – непросто полуготовый мозг взрослого человека или передержанный мозг ребенка. Во многих традиционных культурах к подросткам особое отношение, у них уже есть кое-какие права и обязанности взрослых, но не в полном объеме.
                По мере созревания лобной коры у подростков меняются когнитивные функции. По мере взросления наблюдается постепенное улучшение рабочей памяти, гибкости в принятии решений, повышается активность и точность выполнения задач. Они начинают все лучше справляться с проблемами, связанными с пониманием чужой точки зрения, лучше воспринимают иронию, что свидетельствует о совершенствовании абстрактного мышления.
                Однако исследования показали, что при принятии решений, подростки хуже взрослых оценивают риски, что часто ведет к патологической тяге к азартным играм. Они уверенно рискуют и плевать им на все вероятности. Это происходит по причине еще не сформировавшейся полностью лобной коры головного мозга.
                Поиск новизны пронизывает весь подростковый мир. Именно тогда происходит становление наших музыкальных и пищевых пристрастий, приверженность той или иной моде, а затем открытость разным инновациям постепенно снижается. Подростковый возраст – это время риска и поиска. А причем здесь дофаминовая система? Дело в том, что в предвкушении награды у подростков выделяется больше дофамина, чем у взрослых. Они сильнее радуются крупной (больше, чем ожидали) награде, чем взрослые, а награда меньше ожидаемой вызывает у них отвращение, награда благоразумно соразмерная кажется никчемной.
                Подростки, как ни странно, более социальны, их социальные связи гораздо сложнее, чем у взрослых или детей. Социальность в значительной степени основана на эмоциональных стимулах, они подвержены эмоциональному подражанию и даже давлению. Именно это давление способствует проявлению поведения, которое противоречит общим правилам: нарушение закона, насилие, пристрастие к наркотикам, алкоголю, табакокурению. То же самое, по большому счету,  происходит и у девочек с депрессией. Они раз за разом переживают вместе с подружками негативные эмоции, подогревая себя и других страданиями.
                По мере взросления, подростки начинают осознавать разницу между случайным и намеренным вредом, и последний для них непростительнее первого. Также они начинают лучше осознавать разницу между вредом для людей и повреждением вещей; первое, ясно, хуже.
                Самая важная черта подростков – их способность остро, нет – бешено! – ощущать чужую боль. Для них сила ощущения чужой боли граничит с ощущением собственной. Почувствовать чужую боль – это действительно больно, и люди с обостренной способностью к подобному сочувствию, с повышенной тревожностью и впечатлительностью совершают меньше просоциальных поступков. У них чувства сфокусированы на собственных болезненных ощущениях, которые приводят к реакции отторжения.
               


Рецензии