Медный ангел, или Как сделать плохое кино

  Как сделать плохое кино. Почти рецепт. Ладно, некоторые сообра-
жения -- на примере советского фильма "Медный ангел" (1984).
  Актёрский состав в "Медном ангеле" супер-звёздный: Леонид Ку-
равлёв, Леонид Ярмольник, Анатолий Кузнецов, Валентин Смирницкий,
Лия Ахеджакова, Николай Ерёменко, Арчил Гомиашвили, Александр
Филиппенко, Ростислав Янковский. А результат -- дрянь: 14-е место
в прокате 1984 года. Для приключенческого кино про Аргентину это
-- провал.
  В своё время этот фильм то ли совсем не впечатлил меня, то ли
не был мной виден вовсе. Потому что когда я его смотрел в 2025
году, я не был в состоянии вспомнить из него хоть что-нибудь.
  Режиссёр Вениамин Дорман, наверное, хотел повторить свой успех
с фильмом "Похищение 'Савойи'" 1979 года. Я смотрел этот фильм,
сидя между креслами своих приятелей, потому что прошёл в киноте-
атр "зайцем" -- так невмоготу было жить, не увидев этого "Похи-
щения" как можно скорее. Сегодня он воспринимается как простова-
тенький и пропагандонский. В Википедии информация о нём неболь-
шая, так что я просто вынужден заключить, что он низковато коти-
руется не только мной.
  Кстати, быть пропагандонским советскому кино было не обязатель-
но. Ничего сильно пропагандонского не имелось, скажем, в советс-
ких фильмах по Артуру Конан Дойлю или Александру Дюма.
  И попытки показывать заграницу в советском кино теперь выглядят
наивными -- примерно как попытки западных режиссёров показывать
СССР.
  Сюжет в "Медном ангеле", можно сказать, неплохой, хотя и очень
советский. Наркоторговцы в этом кино какие-то особо гуманные,
убивают гораздо реже, чем [надо бы] ожидаешь, но это, может, пра-
вильный мессидж советским бандитам, ладно.
  Актёры задействованы "фактурные" и стараются.
  Теперь о слабых местах.
  Актриса Ирина Шевчук толком не показана. Я даже не разглядел,
какая у неё фигура. Режиссёру Дорману не мешало поучиться у Лео-
нида Гайдая, как надо демонстрировать в кино красивых женщин.
  Музыка в "Медном ангеле" не запоминающаяся. Надо было отправить
Дормана (и композитора Микаэла Таривердиева) на пересмотр фильма
"Золото Маккены" (1969). Или советского фильма "Земля Санникова"
(1973). Но и тот же Гайдай в качестве образца был ОК.
  Пейзажи в "Медном ангеле" хорошие, но опять же показанные едва-
едва. Я понимаю, что там не Аргентина, а, может, Кавказ, поэтому
акцент на пейзажах не напрашивался, да и городские виды почти от-
сутствуют, ну так на фиг тогда вообще было снимать кино про за-
границу, если его познавательная ценность никакая? Обратим внима-
ние, что когда голливудцы делают кино про СССР/Россию, они как
раз, наоборот, стремятся снять особенные, узнаваемые места.
  Создатели фильма иногда пытаются смешить, но это у них не полу-
чается.
  Ещё можно было подпустить что-то с претензией на афористичность
или крылатость, но и это не было сделано. За хорошими образцами
-- в "Белое солнце пустыни" и в "Здравствуйте, я ваша тётя".
  Также можно было преподать зрителям какой-то урок выживания,
раз уж история -- про горы и про похищение. С этим отошлю к филь-
му Станислава Говорухина "Вертикаль" (там: "Нечем открыть консер-
вы"; но надо было, правда, добавить комментарий: "Кретин!").
  Подозреваю, что этот фильм "Медный ангел" и задумывался как
кинематографическая халтура. Типа для быдла сойдёт, куда оно де-
нется за "железным занавесом"?
  Признак халтуры: все актёры в фильме говорят по-русски. В какие
моменты осуществлялся переход на как бы испанский -- а чёрт их
там разберёт. Сценарист и режиссёр вообще не заморочились языко-
вым аспектом [международного сотрудничества].
  Чем тратится на "Медного ангела" и т. п., лучше, может, пустили
бы на экраны "Великолепную семёрку". В советское время моё поко-
ление её не видело. Можно было подать её как обличение пороков
капитализма. Кассу она бы сделала. Людям было бы хорошо. СССР
меньше воспринимался бы как унылая страна -- и просуществовал бы,
может, на несколько дней дольше, хотя, с другой стороны, а было
ли это надо?


Рецензии