О пандемии сквернословия и мата

Ежегодно 3 февраля в России и других странах отмечается необычная дата — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Его цель — привлечь внимание к проблеме использования нецензурных выражений в повседневной речи и напомнить о важности грамотного, уважительного, культурного общения.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что сегодня мы наблюдаем беспрецедентное распространение нецензурной лексики во всех слоях общества. Особенно тревожно, что эта привычка захватывает все более молодую аудиторию – дети и подростки начинают использовать нецензурные выражения с раннего возраста, считая это признаком взрослости и независимости.

Подобно вирусу, сквернословие проникает повсюду: от профессиональных коллективов до семейного общения, но особенно заметно это явление в молодежной и студенческой среде. По данным социологических исследований, более 80% студентов регулярно используют ненормативную лексику в повседневном общении, причем границы между формальной и неформальной обстановкой стираются.

Примечательно, что в университетской среде можно услышать мат не только во время перерывов, но и и даже в официальных студенческих чатах. Феномен, который раньше был маргинальным, теперь стал практически нормой коммуникации.

В студенческих чатах и группах социальных сетей нецензурная лексика составляет до 30% всего текстового контента. Даже обсуждение учебных вопросов в сетях нередко сопровождается матерными комментариями: «Кто-нибудь понял это [нецензурно] задание?».

Помнится, еще лет двадцать назад ходила шутка: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем». Тогда это была еще шутка. Теперь она стала реальностью. На нем правда теперь разговаривают все и везде, не стесняясь окружающих. И дети, и девушки, и женщины... Когда и почему так произошло? Когда сместилась норма, и ненормативная лексика втиснулась в нашу жизнь? Да так, что теперь ее и не вытеснишь. Употребление мата превратилось в настоящую эпидемию, и многие люди (даже вполне интеллигентные) не заметили, как эти слова стали все чаще звучать в голове, потом вырываться наружу.

Можно ли остановить лавину сквернословия и почему это важно?
Постоянное использование мата обедняет словарный запас, делает речь примитивной. Это не язык современной цивилизации и культуры. Это мимикрия богатого русского языка до уровня словарного запаса Эллочки-людоедки (второстепенная героиня сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»), но в нецензурном, уголовном его наполнении. Люди постепенно теряют способность выражать свои мысли и эмоции богатым, образным языком. Русский язык – это не только инструмент мышления, но и богатейшие образы, заключенные в словах. Чем чище и богаче наша речь, тем глубже и точнее наши мысли. Матом объясняться в любви невозможно. Нельзя матом создать великое творческое произведение, история космоса не писалась матами и нецензурной бранью и т.д.

Исследования показывают, что привычка к сквернословию может усиливать агрессивность, снижать самоконтроль и эмоциональную стабильность человека.
Используя ненормативную лексику, невозможно выстроить позитивные коммуникации. Мат разрушает уважительную коммуникацию между людьми. В обществе, где ненормативная лексика становится нормой, снижается общий уровень вежливости и уважения к окружающим. Это может стать причиной асоциального или деструктивного поведения.

Повсеместное сквернословие, особенно в молодёжных тусовках, в творческой и околотворческой среде, особенно среди представительниц прекрасного «слабого» пола, не может не вызывать сожаления.

 Причины такого явления разные, они появились не вдруг, не вчера, их множество. Они носят и социальный, и экономический, и культурологический характер. Например, система воспитания в семье, социальных институтах, в частности школах, очень сильно изменилась. Если раньше, например, в мою молодость, даже самый отпетый хулиган не мог позволить себе сквернословить в стенах учебного заведения, ему было стыдно, и он боялся, что учителя или старшеклассники сделают ему замечание, а то и подзатыльник отвесят. Сегодня они этого не боятся. Учителя и преподаватели настолько загнаны, замотаны и перегружены, что им легче сделать вид, что ничего не происходит и создать иллюзию культурного микроклимата.

К сожалению, и массовая культура не транслирует правильные манеры поведения, культуру речи, но зачастую откровенно попирает моральные и этические нормы и ценности. Некоторые, даже известные публичные личности позволяют себе нецензурно «выражаться» в некоторых спектаклях, кино и телешоу. Зрители, с удовольствием «потребляют» то, что преподносит им масс-культура. Они говорят на одном языке, употребляя всевозможные слова и выражения, которым раньше не было места в приличном обществе.

Использование бранных слов стало нормой, когда были сняты запреты на использование такой лексики на телевидении и радио. Если раньше речь ведущих была образцовой и здесь был очень жесткий контроль не только за использованием определенной лексики, но и за правильным произношением слов. А с некоторых пор многое поменялось. Люди рассуждают: если таким авторитетным людям, как ведущим, дикторам можно пользоваться такими словами, то и нам можно. Интернет, где допустима любая лексика, углубил эту проблему. Во многих семьях стало нормой использовать нецензурные слова. Сейчас все запреты сняты. И вот сегодня мы наблюдаем действительно эпидемию мата. Я бы даже сказал не эпидемию, а уже пандемию.

А ведь это не просто плохие слова — используя матерную брань, люди посылают проклятия. Молитва — это благословение Божье, а мат — это антимолитва.
Как говорят преподаватели воскресной школы, чистые детские души явственно ощущают пагубность матерной брани не только на духовном, но даже на физическом уровне. Когда на уроке у дошкольников спрашивали, что они чувствуют, когда слышат ругательства, малыши отвечали, что они готовы закрыть уши и убежать, им хочется умыться или вымыть руки, как будто они испачкались.

Раньше старцы говорили, что Русь как будто покрыта облаками — так она была окутана молитвой. А теперь нашу страну заволокло смрадным дымом сквернословия. Мы задыхаемся, погибаем. И для многих этот смрад уже стал необходим — люди как токсикоманы, уже не могут жить без этого. И в этой связи так и хочется сказать — Россия чиста и богата, не пачкай Россию матом!

Чтобы справиться с этой заразой, надо проводить работу, начиная с семьи. Родители не должны позволять использовать такие слова ни себе, ни детям. В СМИ не должна появляться нецензурная лексика. С верующими проще — многие, когда узнают, что, используя матерные слова, оскорбляют Матерь Божью, отказываются от нецензурных слов. Порой даже закоренелых матершинников это останавливает.

Можно ли как-то переломить создавшуюся тенденцию повсеместного использования нецензурных выражений? Сложный вопрос. Здесь нужен комплексный подход. Но решать эту проблему необходимо. Во-первых, требуется совершенствование законодательства об использовании нецензурной лексики в общественных местах; во-вторых, нужно помогать формировать коммуникативные навыки словесного общения; в-третьих, обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания услышанную ненормативную лексику. Нужна ответственная реакция общества.

Начните с себя — контролируйте свою речь и демонстрируйте окружающим, особенно детям, культуру общения. Важно объяснять детям и подросткам ценность чистой речи, показывать богатство языка и альтернативные способы выражения эмоций. Поддерживайте и создавайте контент, который демонстрирует высокую культуру речи, читайте и рекомендуйте качественную литературу, кино, музыку.

Необходимо на законодательном уровне запретить даже намек на нецензурные выражения во всех средствах массовой информации и публичном пространстве.
Борьба с «пандемией сквернословия и мата» — это не просто вопрос соблюдения правил приличия. Это забота о сохранении культурного наследия, о качестве общения между людьми и о здоровой психологической атмосфере в обществе. Каждый из нас может внести свой вклад в эту борьбу, начав с осознанного отношения к собственной речи и языковой среде, которую мы создаем вокруг себя.


Рецензии