Биперы на поиск!
Милорад Павич
Это было большой ошибкой – встать в 4 утра. Нет, серьезно, да, это логично,ехатьодноудовольствие, ведь дорога пустая, но недосып – это не для меня. Особенно, если накануне долго работал и собирался впопыхах, решение поехать на Мунку мы приняли за день до поездки. Всё, лишь бы не копать огород. Надо запомнить крепко-накрепко, что никаких ранних вставаний больше. Что толку, что приехали рано?
Ведь пришли, поставили палатку и сразу завалились досыпать. Может, будь я не такая сонная, то дошла бы до Стрелки. Но нет, тут было лишь одно желание, спать. Как отравленные, все нереально и ничего не хочется. Рюкзаки неподъемные, реку перейти невозможно, мозг тупит. Перебродили худо бедно, с трудом, со страхом, в поисках брода под баулом особо не побегаешь, устали страшно. За час прошли километр. Саша решил меня разгрузить, забрал палатку, но тут же у него уже случился перевес. И в принципе пора уже смириться и нанимать квадрик, как тут делают все, идти налегке. Признать уже, что мы старые и слабые. Однако это в следующий раз. А сейчас погода отличная, времени полно, но у нас нет сил, и мы идем на наше старое место, на остров. Пусто, зато дров полно, ставим палатку и вырубаемся до пяти вечера. Когда я легла в палатку на коврики, я прямо почувствовала, как от земли ко мне идёт Сила. Я была полностью вымотана работой, дорогой, недосыпом, разбита. Я поняла, что мы оторваны от земли в прямом смысле этого слова, живем на четвертом этаже, спим на кроватях. А земля дает силы, но мы эту связь сами порвали. Тянет к земле, я лежала и ощущала, как меня наполняет Силой, как я восстанавливаюсь, как мне тут хорошо, просто лежать в палатке среди этой природы уже хорошо. Так и заснула. Проснулись, уже опять-таки идти куда-либо поздно, так вот и день прошел. Но хоть выспались. Поэтому это было самое дурацкое решение – встать пораньше, сами себя надурили, а день потерян. Или не потерян? Поспать на Природе – оно того стоит! На ужин макарошки с сосисками, спать легли рано, сильная слабость – акклиматизация, мы на 1600 над уровнем моря, хорошо, что тепло. Приснился К, на новом месте... давно он мне не снился.
9 мая
Сегодня идем на Обзорку. Или не идем? Спали долго, пока позавтракали, пока собрались, уже не идем, капуши, да еще 4 км до стрелки топать. Идем по реке и радуемся, что не пошли тут вчера с баулами, мы бы их точно не дотащили, не в этот раз.
Дорога сложная, много камней. Саша идет на лыжах и регулярно их снимает, в ущелье скользко, лед, за погранцами серьезный камнепад, камни катятся и катятся, благо, есть обход по лесу. Наша стоянка на стрелке занята. Так что и тут хорошо, мы на нашем островке стоим одни, только козлики напротив нас веселят, камушки спускают, пасутся по склону, да птички нам песни поют. Есть ночные, есть дневные, но все голосистые. И как в такой маленькой птахе скрывается такая сила,столько звука, такая громкость? Любой динамик позавидует, технологиям до птичек еще расти и расти!
Часа два шли до ледопада. А места все знакомые, возвращение домой, кажется, что только вчера тут был. Идем по ледопаду, довольно долго лезем, мне как всегда страшно, страшно провалиться, промокнуть, внизу подо льдом шумит река, устали, посидели, отдохнули, на границе леса заныкали кошки. Тепло, поэтому лед весь мягкий. Немного не дойдя до отворота на Средний сели передохнуть. Сняли ботинки, походили голыми ногами по льду, попили чаю, слопали апельсин, есть не охота, жажда, жарко. Я собираю саган-далю.
- Что это мы тут собираем? – к нам подходит мужик в сапогах ЭВА, с ним три тетки, они просто гуляют, да, сапоги сейчас самая подходящая тут обувь в этой мокроте.
И вот уже мой любимый вид на Конституцию. Мы идём на перевал Контрастов. Саша взял с собой рации. На случай, если мы разделимся, говорит, не стоит выключать, проверили частоту, всё работает. Предложил повесить на пояс. Я вспомнила фразу из ролика «Биперы на пояс!» там на самом деле «Биперы на поиск», но я-то услышала «на пояс». И всю дорогу эта фраза звучит у меня в голове. Все же видели это ролик? Как на склоне едут горнолыжники, и едут все скопом, а голос за кадром на них кричит, что они дураки и что нельзя вот так, и что если лавина сойдет, то он их спасать не будет, но потом и впрямь сходит лавина, и двоих закопало. И тот же самый голос вдруг кричит: Работаем и начинает бежать и кричит истошно - Биперы на поиск!! раз десять кричит и это такой мощный ролик, что не кино, а всё реально и смерть близко и жизнь тех,к то в лавине зависит от работы тех, кто рядом, чтоб быстро нашли и откопали. Нас откапывать некому. Но у нас есть рации.
Встретили удивительный сдувшийся пузырь льда, то, что на Иркуте встречаются эдакие пузыри, льды выпирает – этим нас не удивить, но тут он был, как кратер. У камушка мы с Сашей разделились, он идет по реке, я традиционно вверх. Ребята уже все идут вниз с Обзорки, а мы только туда. Встретили еще деда в сапогах и котятах. И в шляпе, разговорчивый, все спрашивал, где Обзорка.
У меня пока еще много сил. Я выше зоны леса и полна решимости, пару раз мы связывались по рации. На плоскотине встречаемся с Сашей, пришли практически одновременно, он по реке, я по горе. Дальше идем ровно вместе. Я всё хочу повернуть, но вот вроде немного до Контрастов, меня напугали ребята, что там проваливаешься по пояс в снегу, но пока идется нормально. Я стараюсь идти по сухому, хотя тут все мокрое. Снег и впрямь не держит. Встречаем очередную группу туристов, двое идет косогором, один по снегу, но он меня легче вдвое. Садимся отдохнуть, перекусить, божественные апельсинки, сочные, вкусные, ела бы их и ела, ничего больше не надо.
Не забыть узнать у Пети, где он покупал свой изотоник. За поворотом уже сплошной снег и подъём на перевал и большая туча. Я всё же разворачиваюсь назад. Ведь Саша быстро поднимется и быстро съедет, а мне пешком, а времени пять, а нам надо еще назад идти и идти. Уж очень не хочу я проваливаться. И только ушла за поворот, как сразу и провалилась, вот реально по пояс.
Одна нога ушла вниз и её заклинило в тяжелом мокром снегу, причем да земли я так и не достала, нога повисла в воздухе, это я одной ногой провалилась, а если уйдет вторая? Неприятно, а если лавиной закопает? Понятно, почему человек не может сам выбраться из снежной ловушки. Сижу в сугробе, как дура. Ногу вытащить не могу, как в капкане, туда сюда подергала, бесполезно. Пыталась по рации связаться с Сашей, чтоб пришел, помог, но тишина, вроде он тута рядом, за поворотом, но дурацкая рация молчит. Так и умереть недолго тут в снегах, вот так глупо. Я села на снег попой и стла думать, как же мне выбраться, пыталась опереться на палки, чтоб сильнее не уйти в снег. Вторая нога пока еще не так глубоко закопалась. Бесполезно, ногу зажало снегами. Я еще раз попробовала по рации вызвать подмогу. В любом случае Саша поедет вниз и меня найдет, так что я тут не умру точно. Но обидно, хоть плачь. От судьбы не убежать. Однако сидеть на снегу удовольствия мало. Я стала откапывать руками ногу, прямо вот ладошками, холодно, и ура, нога пошла, я смогла её вытащить, теперь важно не провалиться снова и я просто вот покатилась по снегу в сторону земли лёжа на боку. Под штанину набилось снега и теперь он начал таять, холодно и мокро. Нет, у меня есть гамаши, просто я расстегнула штаны выше колена, проветривалки, и вот в них то и набился мокрый, холодный снег, но это не беда, главное, вылезла из снежного капкана. Такие приключения. Вылезла на сушу и теперь уже только по земле, только по земле и передвигалась, но все равно попадались участки, где приходилось пересекать снежные языки, ну никак их не обойти, боясь, стараясь распределить равномерно вес тела на ноги и палки не дыша и молясь я шла эти снежные ловушки. Почти летела, осторожно и одновременно быстро. Ну и набоялась я за это время. Я видела провалившиеся глубокие следы тех, кто шел тут до меня, тут реально сейчас только на лыжах можно ходить. В общем, вышла, иду по направлению к камушку, тропы толком нет, только верить в свою чуйку. Тут и солнце вышло из-за тучек, греет, светит, красота. Видела карликовую вербу, синие цветочки. Просыпается земля, травка зеленеет.
На вершине очередной сопки, откуда уже виден камушек и начинается спуск вниз, я присела полюбоваться видами, я вдруг поняла, что настало время побурханить, поговорить с духом места, что мы до сих пор этого не сделали, а это не есть хорошо. Я спела ему песенку на гармошке и на варгане, попросила отпустить нас живыми, побурханила чаем, сама попила чайку. Мне ответил один сильный и сольный дух, я спросила, кто он? и он ответил мне, что он нойон. Посмеялся, пообещал нас не трогать. Люблю я этот вид на Конституцию, люблю я эти горы. Этот суровый край. И пошла на спуск. И тут увидала Сашу на реке. К камню мы спустились почти одновременно.
А Саша рассказал мне, что он тоже провалился практически по пояс, когда переходил ручей и снял лыжи, и даже зачерпнул воды холодной, промочил ногу. И что было ему страшно, и что лишь оперевшись на лыжи смог он выбраться, так что не зря я просила духов места, ох не зря. Потому что что-то такое я чувствовала, беспокойство некое, что, а вдруг лавина, и Сашу я не дождусь у камня и сколько мне его ждать? И куда идти за помощью? А когда Саша ехал по реке, я даже слышала эту самую лавину, этот гул, ведь по такой жаре лавины и сходят. Рации наши фигня, не работают, только уж совсем когда близко, когда и голосом можно перекрикиваться. Такое вот приключение. Но мы снова вместе. Биперы на поиск не пригодились. Хотя у Саши с собой был и щуп и лопата и бипер, только толку, если некому откапывать, надо все же кататься не одному, а в компании, а вот он мог бы кого откопать, но, слава богу, не пришлось.
Перекусили бутербродами и дальше шли рядышком, Саша кайфовал, ехал по реке, прямо по льду, по воде, красивый вечерний свет, всё, как я люблю.
Я шла пешком, боялась, в друг провалюсь под лёд, лёд был на грани – слишком тепло. На ледопаде ушли в лес, привязали лыжи к рюкзаку, забрали наши кошки запрятанные, нарезали хвоста и пошли тропинкою, встретили двоих у палатки, кто зашел сегодня на Обзорку, ребята, уточнили про спуск. Нам еще идти и идти. Саша снова надел лыжи. Я же по камушкам, по речке, в сумерках. Камнепад нынче разошелся. Обошли берегом. Я долго зачарованно смотрела, как катятся, разгоняясь на склоне, камни, природа сделала желоба в скале, наподобие дорожек для боулинга. И я нарекла это местом «Боулинг для горных духов». Уже в сумерках мы пришли в наш лагерь. Мы выпили, всё, что у нас собой было, а пить по-прежнему охота. Сварили «Компочай В» - это я так назвала напиток. Берется котёл, наливается в него вода, кидается пара хвостов верблюжьей колючки, изюма горсть, доводится до кипения и горсточка заварки черного чая, все настаивается, пьется с сахаром, можно делать с саган-далей, тогда он будет называться «Компочай С», но на ночь не стоит, саган-даля бодрит, а нам надо отдыхать. На ужин сосиски и макарошки, надо съедать сосиски, пока не испортились, никакого разнообразия в меню, но есть и не хочется. Пара стаканов компочая В прекрасно утоляют эту жажду. Прогулка наша заняла 11 с половиной часов и прошли мы 22 с половиной километра. Угулялись.
Спалось этой ночью хуже, мышцы тянуло, но ночка была теплее, и всю ночь ночная птица пела нам свои страшные монотонные песенки. На утро погода отличная, день чудесный, но никуда уже не охота идти, снова до Стрелки по раскисшей реке? Ну уж нет. Поэтому мы решили, что пора и честь знать, неспешно позавтракали, собрали вещи и пошли в сторону моста, рюкзаки не фига не легче, вся тушенка целая, продуктов полно, едоки из нас так себе. Но вниз идти легче. За полчаса прошли мы этот золотой километр.
Шли берегом по камням, река уже совсем вскрылась и там, где мы бродили реку всего день назад, уже не пройти, весь лед стаял, бурная, мощная река несёт потоки мутной воды. Пока ехали по гравийке, дорогу нам перебежал зайка серенький, как из сказки, хороший знак! В Жемчуге Саша снял с себя клещика, это было неприятная находка, вот она польза горячего бассейна, видимо поймал в траве у машины, где еще?
И если бы не заехали на водные процедуры, то скорое всего дамочка успела бы впиться и крови напиться. Подкрепились позами-чебуреками. Потом ехали долго по Тункинской долине, красивейшие виды на вечерние горы закатные, как все изменилось за несколько дней, пасутся коники, коровки, все березки уже в нежной зеленой дымке свежих листочков, в лесу багульника цвет, на склонах желтеют подснежники.
После был бодрящий Култукский тракт со своими лихачами, гонщиками, тормозами, фурами, всё, как всегда. А вот уже и дом, завтра на огород копать грядки, крыть теплицу, а сейчас в душик и спать. Хорошая длинная дорога и чудесное путешествие, хоть и короткое, но запоминающееся. Русскому человеку только в дороге хорошо. Надо запомнить на будущее, что если стоишь внизу, то поездка будет короткой, что не захочется часто подниматься на Стрелку, мы уже немолоды и надо реально оценивать свои силы, и либо брать меньше вещей, либо нанимать квадрик,хотя бы чтоб рюкзаки завозил, а еще надо прикупить себе сапоги Эва, в мае на Мунке самая ходовая обувь. На Шумак я пожалуй не пойду летом, не охота целыми днями ходить под баулом – главное не забыть об этом через месяц.
пысы: я погугла, кто такие нойоны - с монгольского это господин, князь, правитель, сословие лично свободных знатных людей в населённых этническими монголами землях.
16.05.2025
Свидетельство о публикации №225051501661