Орёл из маленькой орловки

                ГЕРОИ ВОЙНЫ

               

      Приехав в очередной раз в Санкт-Петербург, решила посетить Александро-Невскую лавру, где покоятся многие знаменитости. На одном из надгробий прочитала: «Родин Николай Иванович, Герой Советского Союза». «Наша фамилия, тербунская, - сказала тогда своим спутникам. – А вдруг, это мой земляк?».
«Да таких фамилий – тысячи в стране!», - разуверили меня. И всё-таки почему-то захотелось задержаться возле той могилы, где покоился прах неизвестного мне героя.
    С тех пор прошло более десяти лет. Вернувшись на свою малую родину семь лет назад, увидела знакомую надпись под одним из бюстов, установленных на Тербунском Мемориале, у Вечного огня. И снова удивилась: что за совпадение?  А так как имя-отчество того героя уже забыла, то снова решила: однофамилец. И только недавно, когда мне подарили бесценную книгу «Герои Советского Союза – уроженцы Липецкого края», прочитала о своём земляке Николае Ивановиче Родине, который, оказывается, после войны жил в тогдашнем Ленинграде, где и похоронен.      
   Значит, никакого совпадения не было! Захотелось покопаться в архивах, чтобы подробнее узнать о жизни этого замечательного человека, ставшего легендой нашей родной земли.

                С МЕЧТОЙ О НЕБЕ

    Коля родился 23 апреля 1923 года в семье крестьянина-середняка Ивана Родина. Маленькая их деревенька с красивым названием Орловка, затерявшаяся в лесостепной зоне Среднерусской возвышенности, недалеко от большого села Тульское Тербунского района, мало чем отличалась от таких же небольших населённых пунктов тогдашней России. Полуголодное, тяжёлое существование нередко гнало крестьян в города, где можно было получить паспорт и найти работу, за которую платили деньги, а не «палочки-трудодни».
    Поэтому, когда в 1925 году главе семейства, в котором росло два сына, родственники предложили переехать в Воронеж, он не раздумывал. Через три года и вся семья перебралась на новое место жительства. Там, в большом городе, Коля Родин пошёл в школу. Когда подрос, узнал, что существует аэроклуб, в котором можно научиться летать на самолёте.
    А какой мальчишка не мечтал в те годы стать лётчиком, чтобы однажды взметнуть в небесную высь и с шиком пронестись над родной землёй! Он, ещё совсем маленьким, с неописуемым восторгом смотрел всегда в недосягаемую, как ему казалось, высоту, если там пролетали «стальные птицы».
   
    Учился с упоением, и в школе, и в аэроклубе. И уже после девятого класса точно знал, что свяжет свою жизнь только с небом. Сразу же после школы, в 1940 году, подал документы в Балашовское военно-авиационное училище, которое в начале войны было эвакуировано в Славгород Алтайского края. После его окончания, в мае 1943 года, Николай прошёл ещё 20-дневный курс обучения на ИЛ-2 в запасном авиаполку в городе Щелково. В это же время вступил в ряды КПСС. Когда в ноябре полк, в котором служил, был отправлен на фронт, Родин слыл уже толковым, смелым лётчиком-штурмовиком, мечтавшим вступить в схватку с ненавистным врагом.

                ВОЗДУШНЫЙ АС
 
    По крупицам собирая сведения об одном из славных сынов великой страны, узнала о своём земляке немало интересного. Воевать он начинал на Первом Украинском фронте, сформированном в октябре 1943 года из Воронежского фронта. Там, в Киевской наступательной операции, как отмечали потом историки, шли, чуть ли не самые кровопролитные бои за всю войну. На подступах к столице Украины, в районе Фастова, Николай Родин и принял боевое крещение, в котором продемонстрировал не только высокие воинские качества, но и присущее ему мужество.
   
    Задание было сложным: уничтожить колонны врага, готовившиеся к контрудару на подступах к столице Украины. Ему, командиру ИЛ-2, было доверено принять участие в групповом налёте наших штурмовиков на позиции противника. Фашист не дремал: шквальным огнём зенитных установок встречал каждую атаку отважных «илов», наносивших сокрушительные удары по вражеским танкам, бронемашинам, живой силе.
   
    Когда Родин делал очередной заход на вражеские позиции, случилось непоправимое: в его самолёт попал зенитный снаряд. Машина чуть не перевернулась от взрыва, и загорелась. Медлить было нельзя: считанные минуты отделяли экипаж от неминуемой гибели. И тогда лётчик-новобранец принимает единственно верное решение – срочно вернуться на свою территорию, чтобы не попасть в руки фашистов.   
   
    Что он передумал, играя со смертью, за те несколько минут, трудно представить. Но, вопреки всему, сумел на пылающей машине пересечь линию фронта, где вместе со стрелком выбросился из горящего «ила» на парашютах. После такого боевого крещения стало ясно, что этот бесстрашный лётчик – настоящий воздушный ас, который ни при каких обстоятельствах не отступит от намеченной цели, выполняя порученное ему ответственное задание. И коммунист Родин не раз потом проявлял решительность и отвагу, оказываясь в самых сложных, драматических ситуациях.
   
    Так было, например, и в конце декабря 1943 года, когда 14 самолётов ИЛ-2 штурмовали вражеский аэродром в районе Винницы. За три захода наши бесстрашные пилоты сумели уничтожить 14 фашистских бомбардировщиков, 3 ангара, бензохранилище, а также подавили две зенитные батареи, и вернулись назад без потерь.   
    В сложнейших условиях, под шквальным миномётным  огнём, участвовал Николай Родин вместе со своим ведомым и ещё в одной нелёгкой операции - 7 января 1944 года. По оперативным данным нашей разведки, на станции Шепетовка скопилось тогда большое количество вражеских эшелонов с боевой техникой и живой силой. Нужно было, во что бы то ни стало, нанести противнику сокрушительный удар. И «иловцы» не пожалели для этого сил.
   
    Семёрка наших самолётов смогла уничтожить в тот день 14 эшелонов противника, разрушить 5 смежных путей, вагоноремонтное депо, водонапорную башню и немало других наземных сооружений. Особенно, отмечалось в донесении вышестоящему командованию, отличился в том бою наш смелый земляк. Прицельными ударами из пушек он заставил замолчать зенитную батарею, а затем пришёл на помощь боевым товарищам  и сыграл заметную роль в уничтожении фашистских эшелонов.
   
    За этот дерзкий бой Николай Иванович Родин получил свой первый орден - Отечественной войны первой степени. Были потом и другие награды – ещё один такой же орден, два ордена – Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны второй степени, а после войны - два ордена Красной Звезды, многочисленные медали.
   
    Не удивительно, что в годы войны о нём не раз писали фронтовые газеты. А в ноябре 1944 года в «Красной звезде» появилась заметка «Пример ведущего» за подписью самого Константина Симонова. «Замечательно воюет старший лейтенант Николай Родин, - писал фронтовой корреспондент. – В последние дни он несколько раз водил в бой группы штурмовиков и личным примером увлекал за собой лётчиков». Далее описывался лишь один из эпизодов, когда наши «илы» нанесли врагу сокрушительный удар. А ведь всего за годы войны Родин совершил 122 боевых вылета, в которых уничтожил шесть вражеских самолётов, сотни наземных объектов и около полутысячи фашистов!
   
    Позади были кровопролитные бои в Киевском и Корсунь-Черкасском котлах, а также - Днепровско-Карпатское, Львовско-Сандамирское и Западно-Карпатское наступления, где приходилось воевать в сложнейших метеорологических условиях. На счету нашего бесстрашного героя, тогда старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи 525-го штурмового авиаполка 227-й штурмовой авиадивизии 8-го штурмового авиакорпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, было к тому времени 110 боевых вылетов. За проявленные в боях мужество и смелость командование фронта представило Николая Ивановича Родина к званию Героя Советского Союза. 28 июня 1945 года ему вручили орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
   
                ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ

    Ему едва исполнилось 22 года, когда на нашу истерзанную, политую кровью землю пришла долгожданная Победа! Но опытный лётчик решил остаться в армии и продолжил службу в авиачастях, базировавшихся в Западных районах Украины и в Группе Советских войск в Германии. Чувствуя, что не хватает образования, Николай поступает в 1951 году на подготовительный курс Военной воздушной академии, а со следующего года обучается на командном факультете этого учебного заведения.
   
    Вместе с дипломом с отличием Николай Родин получает в 1955 году назначение в Белорусский военный округ, где четыре года командовал авиаполком. После этого был переведён на партийную работу - сначала начальником политотдела истребительной авиадивизии Харьковского Высшего военного училища имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца, затем - заместителем начальника факультета Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, находившейся в Ленинграде (с 1991 года переименованного в Санкт-Петербург).
   
    Там полковник запаса Н.И. Родин жил и работал до конца своих дней. А умер он 31 октября 2002 года, оставив после себя не только добрую память, но и троих детей, которые и до сих пор поддерживают связь с малой родиной своего прославленного отца. Кстати, Николай Иванович и сам не раз бывал после войны в наших краях, чтобы поклониться могилам предков, встретиться с селянами.
   
    Последний его визит в Орловку пришёлся на май 1995 года. Побывав в школе, где собран большой материал о жизни и подвигах знаменитого лётчика-земляка, Николай Иванович завещал школьникам беречь родную землю, не забывать свою богатую историю. И, как всегда, признался, что родился под счастливой звездой: чудом выжил в той страшной мясорубке, какой стала для него и всего советского народа Вторая мировая война; трижды был сбит противником, но даже не был ранен; на его жизненном пути встречались в основном добрые, отзывчивые люди, которым он очень благодарен за всё.
    Бесспорно, все, кто знал этого доброжелательного, мужественного и принципиального человека, вспоминают о нём с особым почтением.


Рецензии