Демократия в понимании Ари Ватанена

Ари Ватанен - финский автогонщик и бывший евродепутат.

Человек перевалил за седьмой десяток. Казалось бы, следует набраться мудрости. Но вот читаю свежее интервью Ватанена греческой "Кафимерини". Ватанен отзывается о безопасности на дорогах Греции, в меру хвалит греков - сравнивает  состояние греческих дорог с финскими, и сравнение в пользу греков, в меру критикует - по количеству аварий Греция лидирует и уступает, разве что, Румынии.

Когда его спрашивают об автоматических системах контроля скоростного режима, Ари Ватанен выдает сакраментальное: "В демократическом обществе ты должен опустить голову и принять действующие для всех правила".

Так и хочется спросить господина Ари Ватанена: "Что изменится в Ваших словах, если заменить слово "демократический" на "авторитатарный" или "тоталитарный"? А ничего не изменится - молодец Ари Ватанен! Хороший, великолепный пример для всех тех, кто серьезно верит в то, что демократия - панацея от всего. В последнее время таких наивных, не обремененных знанием истории особей чрезвычайно много среди двадцатилетних-тридцатилетних. Для них демократия - возможность наслаждаться жизнью. Везде они видят только свои права. Но как только на горизонте начинают мерещиться права других, эти индивидуумы внезапно приобретают черты характера гнуснейших и презреннейших диктаторов прошлого.

Кажется, такое инфантильное мышление - веру в демократические ценности, следует оставить в 1789 году - глупо после Французской революции верить в такую политическую фантастику. Нет равны от рождения людей. Мы все разные. Нет и свободы - какая у вас свобода? От банков? От государства? От обязанностей, закрепленных законами? А нет равенства и свободы - нет и братства. То, что вы равны в политических и гражданских правах с человеком, находящимся в более благоприятном финансовом состоянии, не делает вас равным ему. Вы никогда и нигде не будете равны с человеком, состояние которого превосходит ваше в разы. И он с вами делиться не станет - какие вы братья? Не случайно в той же Франции, в 17-ом веке, один дворянин заметил, что не желает быть братом сыну сапожника.

Разумеется, еще глупее прославлять монархическое правление или олигархические режимы. Черчилль утверждал, что "лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем". Однако не меньшее омерзение может вызвать беседа со средним сторонником монархии или диктатуры. Ибо подобные субъекты - как правило - представления не имеют о предмете своего почитания.

Вспомним Бреннана: демократия делает избирателей невежественными. Но разве тоталитарные режимы, монархии способствуют лучшей осведомленности граждан-подданных о своих правах? Опять, нет никакой разницы между тоталитаризмом демократии и тоталитаризмом рядовой диктатуры - если "гражданское общество" решило залезть в вашу личную жизнь, оно это сделает и превратит вас в изгоя. Да, это лучше, чем внесудебная расправа во вкусе диктаторов или монархов, но хрен редьки не слаще.


Парадокс же в том, что для одной нации гарантом ее сохранения может являться самая суровая диктатура (иначе нация эта при любой другой политической формации просто исчезнет), а для другой нации обожаемый монарх - прямая дорога на свалку истории, тут лучше самый дикий парламентаризм. Оттого и плохо заканчиваются попытки навязать той или иной нации диктатора или президента.


И возвращаясь к герою сегодняшнего очерка - господин Ари Ватанен, если уж Вы так любите склонять голову и подчиняться правилам, так какая для Вас разница - демократия или диктатура? Иерархия - аксиома человеческого существования, ибо, повторю, мы не равны, не свободны и братьями быть не хотим (иначе вы бы милостыню раздавали всем нищим, но вы этого не делаете, не так ли?). Следовательно, не будем заниматься самообманом: демократия или тоталитаризм, но если мы не на вершине социальной лестницы, форма и суть политической системы не играют для нас никакой роли.


Рецензии