Мария Петровых в Баку. Где море пленяло волной...
БИОГРАФИЯ В ПИСЬМАХ
1942 – 1958
IV
Ранняя осень 1947 года не предвещала никаких перемен в жизни Марии Петровых. Все тем же удрученным тоном в начале сентября Фаина Александровна пишет Кате:
«Маруся, по-моему, ничего не поправилась за 15 дней, которые она провела в доме творчества. Не правда ли, и невозможно за такой короткий срок поправиться?!
<…>
Маруся получила приглашение в Баку на какое-то торжество, когда я у нее была за получением пенсии. При мне она не решила, ехать или нет, главное – не из-за Ириночки, а, по-моему, из-за своего здоровья. Она худа и бледна и все курит и курит» [20].
В последнюю неделю сентября 1947 года в Баку писательское сообщество отмечало юбилей азербайджанского классика Низами Гянджеви. Организаторы прислали Марии Сергеевне официальное именное приглашение. Отказаться неудобно. Утешая себя тем, что мероприятие продлится всего неделю, Мария Сергеевна решила все-таки ехать. И вдруг случилось невероятное! Из Баку она вернулась другим человеком. Даже маленькая Ариша сразу заметила чудесное преображение матери.
«Дорогие Катя и Ксана! – пишет она тетушке и двоюродной сестре в Алма-Ату. – Извините меня за то, что опоздала с поздравлением. Я закрутилась с делами. Месяц назад мама ездила в Баку. Там ей очень хорошо было жить. Питание хорошее, часто бывали всякие вечера. Один раз мама была на вечере в 171 бакинской школе. Там состоялся вечер, посвященный Низами. Там мама прочитала свое стихотворение и перевод. Кроме мамы там выступали двое мужчин. После выступления мужчинам подарили по подстаканнику, а маме хрустальную маленькую вазочку.
За время отъезда мама поправилась, а как приехала, опять снова-здорово, закрутилась-замоталась и похудела, осталась, как была» [21].
После этого сообщения проницательная Катя не могла не заподозрить появление в жизни Маруси неких «внешних влияний». Ездила, значит, отдыхать в дом творчества и не отдохнула, а тут после командировки с плотной программой мероприятий вдруг расцвела.
«Ты так мало в своих редких письмах пишешь о себе, – осторожно подбирается она к сестре с вопросом в декабре 1947 года. – Я просто ничего не знаю, но каким-то верхним чутьем я чувствую, что у тебя что-то в жизни необычайное. Правда это?» [23]
«В жизни моей и впрямь творится необычайное, – отвечает через некоторое время сестра, – я счастлива и несчастна, как никогда. Ты не волнуйся за меня, лучше – радуйся! В жизни моей бывают дни прекрасные» [23].
Что же произошло в Баку во время юбилейных торжеств? Кому удалось растопить заледеневшее сердце Марии Сергеевны? Говорить об этом мы можем лишь предположительно, потому как имени своей новой пассии Мария Сергеевна в тот период не называет. Из тех, в ком литературные круги подозревали героя ее романа, на мероприятии присутствовали двое: Александр Фадеев и Павел Антокольский.
22 сентября 1947 года в 19:00 состоялось расширенное заседание президиума Союза советских писателей СССР совместно с пленумом правления ССП Азербайджана. Вступительную речь произнес А.А. Фадеев, а П.Г. Антокольский выступил с докладом на тему «Низами и советская культура».
В этой поездке Мария Сергеевна начала вести дневник, который свидетельствует о ее возвращении к оригинальному творчеству. Для удобства дальнейшего разговора будем называть этот дневник «Бакинским» [ФМП. Оп. 53. Д. 23].
Одна группа набросков написана от мужского лица, в другой намечается мужской образ, похожий на Александра Фадеева, а в третьей – появляется еще некто, вошедший в жизнь автора в виде потока энергии и движущихся пейзажей. Во всех набросках проглядывают мотивы стихотворения «Назначь мне свиданье», ранняя редакция которого выйдет из-под пера Марии Петровых шестью годами позже.
Рассмотрим наиболее завершенные варианты набросков.
1. От мужского лица
Откуда ты взялась?
Как залетела ты из чащи?
Нежданная моя, внезапная краса!
Зачем, нежданная, мерцаешь горячо…
Уже смеркается, закат темнеет рдяно.
И звезды вспыхнули одна в ответ другой.
И с гостьей тайною, с подругою нежданной,
Я как с невестою по улицам иду [Л. 23об].
Мужское лирическое «я» Марии Петровых из этой зарисовки не получило дальнейшего развития. Но мотив тайной встречи повторится в «шедевре любовной лирики».
И с гостьей тайною, с подругою нежданной,
Я как с невестою по улицам иду.
Ты вспомни о первом смятении тайном,
Когда мы бродили вдвоем по окрайнам,
Меж домиков тесных,
по улочкам узким…
2. Лирический образ Александра Фадеева
И был со мной человек
Великого очарованья.
Я еще сильнее полюбила синеву небес,
Потому что в ней твоя сила.
Смотрю в глаза твои, как в небо.
Это осень твоя молодая,
Напоенная жизнью грядущей и жизнью былой.
Как жить мне, тебя не видя.
Мы так высоко поднимались.
И печаль о тебе так светла.
В тебе одном нерасторжимо
Очарованье неба и земли [Л. 6].
Фадеевский образ кажется довольно статичным, а в тоне автора проступает какая-то отстраненная созерцательность, вероятно, навеянная восточной поэзией, которая на мероприятии в больших количествах читалась и обсуждалась. Из этого наброска в будущий «шедевр любовной лирики» войдет только мотив восхождения лирических героев.
Мы так высоко поднимались.
И печаль о тебе так светла.
Но здесь нет страсти, пронизывающей все законченные варианты «Назначь мне свиданье». Страсть и биение жизни придут из другого источника. А синеглазый персонаж будет «заморожен» до конца 1950-х годов. В первой редакции «Назначь мне свиданье» цвет глаз лирического героя не прорисован.
Хотя бы в последний, последний мой час
Назначь мне свиданье у ясных глаз.
3. Поток энергии и движущиеся пейзажи
Много радостных дней у меня на веку.
Полумесяц Баку.
Видно, по сердцу были крутые пути.
К поднебесью стремятся дороги,
Уходящие в небо отроги.
Ветер горный летит навстречу.
Кто встретился мне? Лишь ветер, который…
Прикаспийская степь разноцветная…
Бурое море.
Всему виною твои цветы.
Как счастлива я, милый, что со мною твои цветы.
Единственною радостью земною – твои цветы [Л. 1].
Какой крутой дорогой
Мы к небу поднимались.
За нами крутые дороги,
Приведшие на небеса.
Дорога уводила в небо,
Не отрываясь от земли.
Нас на небо вела дорога,
Мы шли сквозь ветер [Л. 4].
Выпьем за город Баку!
Между прочим…
Черный город, мы сердца своего не опорочим.
Семицветная нефть.
Семицветные волны Каспийского моря.
Силою пламени…
Тайнами полны…
Как же ты высоко увела меня…
Это город удачи.
Средоточье богатства, труда и удачи.
Черный город вечером светел душою.
Это нефть семицветная, свет и тепло.
Я люблю этот город… [Л. 5].
Мотивно-образные ряды, которые Мария Сергеевна прорабатывает в этих набросках, созвучны стихотворению Павла Антокольского «Баку» (1938):
Город по ночам лежал подковой,
Весь в огнях – зеленых, желтых, красных.
И всю ночь от зрелища такого
Оба мы не отрывали глаз.
Нам в лицо дышала нефть и горечь
Крупного весеннего прибоя.
Праздничное голошенье сборищ
Проходило токами сквозь нас.
Мне затем подарен этот город,
Чтобы я любил свою работу,
Чтобы шаре распахнул свой ворот
И дышал до смерти горячо.
Писано в Баку, восьмого мая,
В час, когда в гостинице всё тихо
И подкова города немая
Розовым подернута еще.
Судя по всему, именно через поэзию Антокольского Мария Сергеевна начала воспринимать Баку как «Город Огней» и прочувствовала связь между нефтедобычей и разноцветными переливами волн Каспийского моря.
Назначь мне свиданье в том городе южном,
Где ветры гоняли по взгорьям окружным,
Где море пленяло волной семицветной,
Где сердце не знало любви безответной.
Напомним, что более двух лет Мария Петровых не писала стихов. Она активно занималась переводами, но оригинальных произведений не было даже в набросках. Поэтому закономерным представляется, что возвращение к собственному творчеству началось с заимствований. Как и восстановление душевных сил, лирический мир ее пришел в движение под воздействием мощного толчка извне.
Если все вышеприведенные наброски мы склонны расценивать прежде всего как результат художественного творчества, то следующая запись представляется более биографической. Скорее всего, эту запись Мария Сергеевна сделала уже по возвращении в Москву, пораженная тем, насколько стремительно развивался бакинский романтический сюжет.
22-го – открытие заседания в 7 часов вечера.
Мы увидели друг друга.
24-го вечером – выезд в Кировобад.
Встреча в вагоне.
25-го – мавзолей Низами – днем. Вечером – открытие сессии в Академии наук.
26-го – поездка в горы. Крутая дорога. Барашек, кизил. Вечером – отъезд в Баку.
Григорян на вокзале.
27-го вечером – торжественное собрание. Закрытие. Концерт. Ложа.
«Завтра утром Вам позвоню. Вы не сердитесь на меня?» – «Конечно, нет, что вы? Наоборот».
28-го утром звонок. Встреча около гостиницы. Вверх.
29-го утром звонок. Встреча около гостиницы. Через жаркий город вверх – в другую сторону. Мечеть. Сквер. Больница. Сквер. Ашуги.
30-го утро – у меня дома» [Л. 2].
То есть «в переулке Гранатном».
И снова мы узнаем мотивы будущего «шедевра». Однако образ героя-любовника здесь густо заштрихован. Кто же все-таки составил компанию Марии Сергеевне на прогулках по осеннему Баку? Антокольский остается под вопросом. Всегда лучше оставить знак вопроса, пока не появятся неопровержимые факты. А шансы Фадеева ограничиваются периодом юбилейных торжеств, ибо сразу же после чествования Низами он уехал на охоту в предгорья Большого Кавказа. Воспоминания об этом приключении оставил Николай Тихонов:
«Туманным сентябрьским утром 1947 года небольшая компания на двух машинах покинула Баку и направилась в дальний путь. Всего нас было восемь человек: Александр Александрович Фадеев, Самед Вургун, я, один почтенный пограничник, человек серьезный и понимающий в охотничьих делах, затем ученый муж, специалист по лесному хозяйству, и настоящий егерь, знаток звериного и птичьего мира, два водителя, хорошо знавшие все дороги Закавказья.
<…>
Только что кончилось празднование великого Низами, и в памяти еще жили самые живописные картины юбилейных торжеств» [62:421 – 422].
Обратим внимание на даты. По сообщению Тихонова, Фадеев с группой товарищей покинул Баку сразу после юбилейных мероприятий и при этом «туманным сентябрьским утром». Торжества по поводу Низами закончились 27 сентября. Сентябрьских утр осталось совсем немного: 28-го, 29-го и 30-го. А из дневника Марии Сергеевны следует, что 28-го и 29-го она со своим спутником бродила по горам в окрестностях Баку, а уже 30-го они вместе вернулись в Москву и прямиком проехали на Гранатный.
ИСТОЧНИКИ
Российский государственный архив литературы и искусства
1. Ф. 613. Оп. 7. Д. 201. М. Петровых. Стихи. Машинопись.
2. Ф. 619. Оп. 1. Ед. хр. 3090. Петровых, Мария. Стихотворения. Авториз. машинопись.
3. Ф. 1628. Оп. 2. Ед. хр. 1045. Письма А.А. Фадееву.
4. Ф. 2867. Оп. 1. Ед. хр. 25. М.С. Петровых. «Стихи». Автограф, машинопись с правкой автора. Коллекция В.Д. Авдеева.
Личный фонд Марии Петровых
5. Оп. 11. Переписка Е.С. Петровых-Чердынцевой с М.Г. Саловой по вопросу написания воспоминаний о М.С. Петровых.
6. Оп. 14. Переписка М.С. Петровых с В.К. Звягинцевой. 1946 – 1962 гг.
7. Оп. 15. Переписка М.С. Петровых с А.А. Фадеевым и письма с упоминаниями о нем. 1942 – 1957 гг.
8. Оп. 16. Переписка В.Д. Головачева с М.С. Петровых и Е.С. Петровых-Чердынцевой. 1926 – 1942 гг.
9. Оп. 16.3. В.Д. Головачев: родные, друзья, сокамерники.
10. Оп. 19. Переписка М.С. Петровых с Л. Мкртчяном. 1965 – 1979 гг.
11. Оп. 19.2. Переписка М.С. Петровых с Н. Зарьяном. 1944 – 1962 гг.
12. Оп. 19.3. Переписка М.С. Петровых с армянскими литераторами. 1944 – 1970-е гг.
13. Оп. 21. Переписка М.С. Петровых первой половины 1940-х годов, включая чистопольский период.
14. Оп. 21.1. Переписка М.С. Петровых первой половины 1940-х годов с упоминаниями о В.Д. Головачеве.
15. Оп. 21.2. Чистополь. События и их отголоски.
16. Оп. 33. Переписка М.С. Петровых с Е.С. Петровых-Чердынцевой. Части I, II и III. 1920 – 1950-е гг.
17. Оп. 37. Переписка Е.С. Петровых-Чердынцевой с Ф.А. Петровых. Ч. II. 1944 – 1946 гг.
18. Оп. 38. Переписка Е.С. Петровых-Чердынцевой с Ф.А. Петровых. Ч. III. 1947 – 1952 гг.
19. Оп. 48. Переписка А.В. Головачевой с М.С. Петровых и другими родственниками.
20. Оп. 53. Дневники и записные книжки М.С. Петровых. 1947 – 1970-е гг.
21. Оп. 54. Письма П.Г. Антокольского и переписка М.С. Петровых с упоминаниями о нем.
22. Оп. 62. Стихи М.С. Петровых 1960 – 1970 гг. Автографы, машин с авт. прав.
23. Оп. 63. Собственноручный самиздат М.С. Петровых. Машинопись с авт. прав.
24. Оп. 64. Стихи М.С. Петровых 1920 – 1970 годов, не вошедшие в сборники.
25. Оп. 66. «Черта горизонта». Переписка составителей сборника с издательством и авторами воспоминаний о М.С. Петровых. 1984 – 1986 гг.
ЛИТЕРАТУРА
26. Антокольский, П.Г. Стихотворения и поэмы. – М.: «Советский писатель», 1982. – 784 с.
27. Антокольский, П.Г. «Баллада о чудном мгновении». В кн.: Строфы века. Антология русской поэзии XX века. – М.: «Полифакт. Итоги века», 1999. с. 298 – 299.
28. Антокольский, П.Г. Дневник (1964 – 1968) / Сост., предисл. и коммент. А.И. Тоом. СПб.: Пушкинский фонд, 2002.
29. Антокольский, П.Г. Далеко это было где-то… – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. – 464 с.
30. Антокольский, П.Г. Путевой журнал писателя. – М.: «Советский писатель», 1976. – 784 с.
31. Багиров оглы Р. Гуссейн. Баку в поэзии Павла Антокольского. – М.: Вестник МГУКИ № 2 (46) март-апрель 2012.
32. Баранская, Н.В. Странствие бездомных. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 637 с.
33. Головкина, А.И. Виталий Головачев и Мария Петровых в письмах военных лет 1941 – 1943: к 115-летию со дня рождения М.С. Петровых (1908 – 1979) / сост. А. Головкина. – М.: Издательство РСП, 2024. – 40 с.
34. Головкина, А. И. Виталий Головачев и Мария Петровых: неоплаканная боль. Девять художественно-документальных очерков. – М.: Издательство РСП, 2024. – 158 с. ил.
35. Звягинцева, В.К. Избранные стихи. – М.: «Художественная литература», 1968. – 272 с.
36. Каверин, В.А. Счастье таланта. Воспоминания и встречи, портреты и размышления. – М.: «Современник», 1989. c. 236 – 252.
37. Кастарнова, А.С. Мария Петровых: проблемы научной биографии: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01 / Кастарнова Анна Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. – Москва, 2009. – 209 с.
38. Ландман, М.Х. Экспресс времен: Стихи. Воспоминания. Друзья – о Михаиле Ландмане / Михаил Ландман; редактор-составитель Мая Халтурина. – М.: «Волшебный фонарь», 2024. – 336 с., ил.
39. Левин, Л.И. Четыре жизни. Хроника трудов и дней Павла Антокольского. – М.: «Советский писатель», 1978 – 352 с.
40. Левин, Л.И. Воспоминания о Павле Антокольском: Сборник / Сост. Л.И. Левин и др. – М.: «Советский писатель», 1987 – 527 с.
41. Липкин, С.И. Квадрига. – М.: Издательство «Аграф», Издательство «Книжный сад», 1997. – 640 с.
42. Масс, А.В. Писательские дачи. Рисунки по памяти. – М.: «Аграф», 2012. – 448 с.
43. Мкртчян, Л.М. Так назначено судьбой. Заметки и воспоминания о Марии Петровых.
Письма Марии Петровых. – Ер.: изд-во РАУ, 2000 г. – 192 стр. 16 ил.
44. Нагибин, Ю.М. Дневник. – М.: Издательство «Книжный сад», І996. – 741 с.
45. Озеров, Л.А. Воспоминания о П. Антокольском и Л. Первомайском. – М.: Вопросы литературы, 1985/2.
46. Пантелеев, Л. – Чуковская, Л. Переписка (1929 – 1987). Предисл. П. Крючкова. – М.: «Новое литературное обозрение», 2011. – 656 с.: ил.
47. Петровых, Е.С. Мои воспоминания // Моя родина – Норский посад: сборник / ред. и подгот. текстов А.М. Рутмана, Л.Е. Новожиловой; коммент. Г.В. Красильникова, А.М. Рутмана. – Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2005. С. 7 – 216.
48. Петровых, М. Назначь мне свиданье // День поэзии: сборник / ред. В. Фирсова. – М.: Издательство «Московский рабочий», 1956. c. 70.
49. Петровых, М.С. Дальнее дерево. Предисловие Л. Мкртчяна. – Ереван: Издательство «Айастан», 1968. – 206 с.
50. Петровых, М.С. Черта горизонта: Стихи и переводы. Воспоминания о Марии Петровых / Сост. Н. Глен, А. Головачева, Е. Дейч, Л. Мкртчян. – Ер.: «Советакан грох», 1986. – 408 с., 11 илл.
51. Петровых, М.С. Избранное: Стихотворения. Переводы. Из письменного стола/Сост., подгот. текста А. Головачевой, Н. Глен; Вступ. ст. А. Гелескула. – М.: Худож. лит., 1991. – 383 с.
52. Петровых, М.С. Прикосновенье ветра: Стихи. Письма. Переводы/Сост., подгот. текста А.В. Головачевой, Н.Н. Глен. Вступит. ст. А.М. Гелескула. – М.: Русская книга, 2000. – 384 с.
53. Ревич, А.М. Записки поэта // Дружба народов, 2006. №6. С. 190 – 191
54. Рубинчик, О.Е., Головкина, А.И. «Ваша осинка трепещет под моим окном…» Переписка А. А. Ахматовой и М. С. Петровых. – М.: «Русская литература», № 1, 2022.
55. Самойлов, Д.С. Мемуары. Переписка. Эссе / Д.С. Самойлов — «WebKniga», 2020 – (Диалог (Время)).
56. Скибинская, О.Н. Мария Петровых: ярославские проекции / науч. ред. М.Г. Пономарева. – Ярославль: ООО «Академия 76», 2020. – 652 с. + 12 с. ил.
57. Тарковская, М.А. Осколки зеркала / Марина Тарковская. – 2-е изд., доп. – М.: Вагриус, 2006. – 416 с.
58. Фадеев. Воспоминания современников. Сборник. Сост. К. Платонова. – М.: «Советский писатель», 1965. – 560 с.
59. Фадеев, А.А. Письма. – М.: «Советский писатель», 1967. – 848 с.
60. Хелемский, Я.А. Неуступчивая муза. – М.: Вопросы литературы, 2002/3. C. 192 – 213.
Свидетельство о публикации №225051500316