Вера, надежда, любовь - 2-3

Философические мысли, рассуждения и, возможно,
заблуждения хорошо пожившего человека

Часть 2. НАДЕЖДА
2.3. ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР МЕНЬ И ЕГО СКАЗКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

     Протоиерей Александр Владимирович Мень, проповедник и богослов, автор книг по истории религий и богословию (публикуемых первоначально в самиздате и за границей, а с 1990 г. и в России), получил большую известность в кругах российской интеллигенции с 60-х гг. прошлого века, как раз в те годы, когда генсек Никита Хрущёв обещал «показать последнего попа по телевизору». Поэтому Мень сразу привлек внимание «компетентных органов». Были обыски, угрозы, травля в прессе, организованная «журналистами» из «церковного отдела КГБ». За ним установили слежку, при которой ему в КГБ дали кличку "Миссионер". Следили и за его многочисленными посетителями, среди них были многие диссиденты такие, как А.И. Солженицын, А.А. Галич, Н.Я. Мандельштам (вдова расстрелянного поэта Мандельштама) и другие.
     9 сентября 1990 года Александр Мень был убит, как установлено судмедэкспертизой, ударом по голове «остро заточенным предметом». Никто не сомневался, что это дело рук КГБ. Во-первых, ввиду глубокой слежки (в окружение Меня были внедрены два агента КГБ) "бытовое" убийство было бы моментально раскрыто и убийцы найдены. Между тем, преступление не раскрыто до сих пор. Оно готовилось не один день, было тщательно спланировано и выполнено высокопрофессионально (полное отсутствие улик) – таков вывод следователей МВД и Генпрокуратуры. Во-вторых, под давлением КГБ происходили неоднократно попытки следствия представить убийство "бытовым" и выдать за убийцу случайного человека. В-третьих, у КГБ были основания заставить проповедника замолчать. В 1991 г. газета «Аргументы и факты» сообщала: «Незадолго до гибели отец Александр Мень получил материалы, компрометирующие высшее церковное, партийно-государственное и чекистское руководство". Об этом рассказал газете бывший сотрудник «церковного» отдела КГБ, имени которого газета по понятным причинам не назвала. Предполагали, что документы находились в кожаном портфеле, который был у Меня и бесследно исчез в момент его убийства.
     9 сентября 2000 года следствие по делу об убийстве отца Александра Меня было остановлено. «в связи с полной исчерпанностью всех возможных следственных действий».

     Однажды в кругу друзей за столом Александр Владимирович рассказал следующую сказку, которую те записали на магнитофон.

          СКАЗКА ОБ УРОДЕ

     Луна большая, молочно-белая, светила в пещеру. Урод проснулся с улыбкой. Он редко улыбался, потому что ему редко снились такие замечательные сны. На этот раз сон был почти сладостный. Он видел Отца зверей и людей, вернее, не видел, он даже не мог на него смотреть, потому что Он был яркий, как солнце. И Он подвёл к нему девочку, девушку, такую же уродку, как и он. И Урод воскликнул (он помнит во сне, что он воскликнул): «Вот это та самая, совершенно такая же, как я!»
     И в этот момент он проснулся и снова увидел себя в тёмной пещере среди спящих, храпящих, переворачивающихся родичей, не уродов, а нормальных людей, а он-то был единственный урод и почему его ещё не выгнали из племени – потому, что он был сообразительный и бегал, может быть, немного быстрее, чем остальные.
     А вообще он был страшно безобразен: во-первых, у него была кожа светлее, во-вторых, она не была покрыта красивым, благородным мехом; и, вообще, он был голый, длинный и достаточно нелепый. Таких вообще стоило изгонять из пещеры. Когда он родился, старый отец рода, седой Уг, сказал: «Это выродок, его надо сбросить со скалы, он не может жить». Но мать его зарычала и сказала: «Я его не отдам, это мой первенец».
     И так она его вырастила. Она рождала других потом, рождала нормальных детей: широкоплечих, низкорослых, с нормально согнутыми спинами и крепкими зубами. И среди них рос тощенький, беленький Урод.
     Впрочем, беленьким он был недолго, потому что солнце его почернило, но уродом он оставался всегда. Когда все шли в пещеру спать, Урод выходил, садился у обрыва и смотрел на звёзды, смотрел на Луну, о чём-то думал. Думал о многом, ему хотелось охватить весь мир. Это была часть его уродства, потому что никто так не делал.
     Нормальные люди охотились, ели, пили, спали, рожали, размножались. Им больше ничего не было нужно. Дрались. Дрались они часто. Он не очень любил драться, он вынужден был это делать, потому что все его волосатые братья дрались между собой, дрались с членами рода и, конечно, попадало часто и ему.
     Но он был одинок. Он был совершенно одинок среди них, и даже мохнатая мать, которая его очень любила, – она не могла его понять. Мать говорила короткими простыми словами, так как говорили все в их пещере, покрикивая, ухая, похрапывая. Всё было ясно – «есть, пить иди сюда, иди отсюда!» А у него в голове шевелились мысли, у него было столько слов, что о нём говорили: «Это урод, да ещё болтун вдобавок!»
     И так шли годы… И он становился все более и более чужим среди своих, среди родных ему людей.
     И только иногда Отец зверей и людей посылал ему прекрасный сон: он видел девочку или девушку, она была такая же безобразная, как и он. У неё были длинные волосы, она смотрела на него замечательно прозрачными глазами. Она тоже была голая, как и он. У неё не было благородной шерсти, как у его родственников. И она шла к нему. И Отец зверей и людей как будто бы за руку вёл её к нему. И у него сразу начинало биться сердце и он просыпался.
     И так шли годы… И вот однажды собрались самые главные воины племени. Они решили отправиться на охоту за головами. Был у племени старый обычай: чтобы набраться побольше силы, надо было изловить как можно больше врагов (а за лесом жило племя врагов, впрочем, оно ничем не отличалось от родного племени Урода) и съесть их мозг, а черепа повесить на палках.
     И вот, когда они собрались, Урод сказал, что он не пойдёт с ними, что он не будет этого делать, он не будет есть братьев, потому что те, которые живут за лесом – это такие же люди, как и мы все.
     Тогда старейшина племени сказал: «Терпение наше истощилось! Хватит! Убирайся вон! Уходи! Хочешь, уходи к ним. И мы тебя поймаем, убьём и съедим твой мозг!»
«Не съедим! – закричали другие. – Съесть мозг можно только у того, у кого есть что-то в голове, а это же Урод, у него ничего нет в голове!» И он был изгнан…
     Он взял топор каменный, взял кожаный мешок, который он сам смастерил, и отправился через лес. И когда он выходил на другую опушку, он вдруг увидел какую-то фигурку, которая продвигалась по степи среди травы – она шла по пояс в траве, но он мгновенно узнал ее, потому что это была та самая девочка или девушка из его сна, которую Отец зверей и людей подводил… И он вспомнил, что же он говорил тогда во сне – он всякий раз повторял одну и ту же фразу, не совсем ему понятную, что это есть плоть от плоти моей и кость от кости моей. А теперь он понял, что это значит. Он понял, и поняла она. Они двинулись друг другу навстречу, взялись за руки и пошли на Восток.
     Это было раннее утро. Небо было сначала перламутровым, потом стало жёлтым, и, наконец, взошло солнце.
     Они шли на Восток, куда-то вдаль… А мы были в них все. Потом о них сложили сказания и назвали их АДАМОМ и ЕВОЙ… Все!

          КОММЕНТАРИЙ

          «Все великое множество сложных
     и целесообразных конструкций животных
     и растений всевозможнейших видов обязано
     своим возникновением терпеливой работе
     ИЗМЕНЧИВОСТИ и ОТБОРА за многие
     миллионы лет» (Конрад Лоренц).

     Существуют два явления, которые упомянутый мною в эссе 1.2 нобелевский лауреат Конрад Лоренц называет Великими конструкторами эволюции. Это:
     ИЗМЕНЧИВОСТЬ: возможность микроскопических отклонений (мутаций) некоторых элементов конструкции животного или растения от таковых же элементов родителей.
     ОТБОР: «если незначительное, само по себе случайное, наследственное изменение делают конструкцию хотя бы немного лучше и эффективнее, то носитель нового признака и его потомки составляют своим не столь одаренным сородичам такую конкуренцию, которой те выдержать не могут и раньше или позже исчезают с лица Земли»*.
     Добавлю, что последовательность этих незначительных изменений приводит к существенному изменению организма лишь через невообразимо огромное количество веков и тысячелетий.
     В сказке отца Александра говорится о мутации отнюдь не микроскопической, а значит, и невозможной: родители покрыты «красивым, благородным мехом», а дети Адам и Ева (из разных племен) – напрочь голые. Надо сказать еще, что в число признаков рода homo (человека) биология включает редукцию** бо'льшей части волосяного покрова и прямохождение, так что субъектов, «низкорослых, с нормально согнутыми спинами», да еще покрытых «красивым, благородным мехом» никак нельзя называть людьми – это всего лишь обезьяны, которые членораздельной речью, хотя бы и примитивной, могут обладать только в сказках.
     Таким образом, у Ме'ня получается, что в двух обезьяньих стаях две самки обезьян родили по человеку – мальчика и девочку, и «мы были в них все», то есть от этих двоих произошли более 8 000 000 000*** всех ныне живущих людей. Такая вот эволюция по Меню. Впрочем, сказка есть сказка. К тому же сказка отца Меня не лишена, на мой взгляд, литературных достоинств.
______________________________
     *Конрад Лоренц, «Агрессия».
    **Редукция (в биологии) уменьшение, упрощение строения или исчезновение органов в связи с утратой их функций в процессе эволюции.
   ***8 млрд зафиксировано 15 ноября 2022 г.

На фото: А. В. Мень
Продолжение:     http://proza.ru/2025/05/17/1291


Рецензии