Казаки в прошлом многообразие наименований ч. 1

Казачество — уникальное явление, занимающее особое место в истории России и соседних стран. Оно характеризуется своими специфическими традициями, военной организацией и культурными особенностями. На протяжении веков казаки, именуемые различными терминами в зависимости от региональных диалектов и языков, выполняли ключевые роли в охране границ, ведении военных кампаний и формировании национальной идентичности. Тем не менее, помимо известных названий, существовали и другие группы, которые также были казаками в полном смысле этого слова, но имели разные наименования, обусловленные местными диалектами и языками.
Общаясь с людьми разного уровня образования и культурного уровня — от простых обывателей до маститых ученых — заметна определенная зацикленность на своем казачьем регионе и попытка доказать, что казаки происходят именно от них. Эта статья направлена на опровержение таких убеждений, сосредоточиваясь на многообразии наименований и характеристик различных этнических и социальных групп, таких как византийские акриты, новгородские ушкуйники, черкасы и другие.
Эти сообщества не только обогатили культурное наследие региона, но и внесли весомый вклад в формирование военной и социальной структуры, взаимодействуя как с казаками, так и с соседними народами. Изучение их истории и ролей предоставит нам возможность глубже осмыслить сложный контекст развития казачества и разнообразие исторических судеб народов, населяющих эти земли. Такой подход не только обогащает наше представление о казаках, но и стимулирует понимание их места в широком историческом нарративе региона.
Византийские акриты представляют собой уникальное сословие в истории Византийской империи. Как отмечает писатель и историк Е.Ю. Морозов, акриты были организованными общинами свободных крестьян-воинов, сосредоточенными в окраинных районах Малой Азии. Эти общины стали основой для формирования легкой пехоты, набираемой из местного византийского населения. В исторических документах акриты упоминаются как apelatai, они выполняли роль не только воина, но и защитника границ, исследователя и даже мародера в условиях постоянных конфликтов с восточными соседями Византии.
Акриты, действуя как пограничники, использовали навыки легкой кавалерии, известной как trapezitai или tasinarioi. В случае арабских набегов (razzia) их главной задачей становилась подача тревоги, оказание помощи в эвакуации местного населения в различные цитадели и инициирование контратаки на врага до прибытия подкреплений. Несмотря на то что акриты были легкой пехотой, офицеры в их рядах подбирались из местной аристократии, что подчеркивало их социальный статус и важность в системе защиты империи.
К концу десятого века влияние акритов стало снижаться на фоне изменений в структуре военной организации. Уменьшение количества фем (административных единиц Византии) и реорганизация войск в пять крупных региональных команд, организованных по тагмам, стали причиной этого снижения. В первой половине одиннадцатого века Византия заметила снижение угрозы с Востока, что привело к сокращению охраны границы. Это упущение стало катализатором для укрепления турок-сельджуков в Малой Азии.
При императоре Мануиле I Комнине (правил с 1143 по 1180 годы) была проведена реорганизация фемной системы. Акритам в обмен на земельные участки и освобождение от налоговых выплат была поручена охрана своих земель. Этот шаг позволил вернуть Византии контроль над западной частью Малой Азии. Однако, верность акритов династии Ласкарисов привела к восстанию против узурпатора императорского трона Михаила VIII Палеолога в 1262 году. После подавления восстания льготы акритов были отменены, и они были включены в состав регулярной армии.
С XVI века ситуация в регионе продолжала ухудшаться, и Византия постепенно утрачивает территории под давлением турок. В конечном счете, это привело к исчезновению акритов как уникального военного формирования, и их роль в истории Византийской империи стала лишь страницей в летописи средневековой войны и защиты границ. Акриты, как вид войск, прекратили свое существование в этот период, оставив после себя наследие свободных крестьян-воинов, ставших символом борьбы за автономию и защиту своих земель.
Ушкуйники были участниками военных походов, предпринимаемых жителями Новгородской республики в XIV — начале XV века. Само название происходит от слова «ушкуй», обозначающего вид гребного судна, предназначенного для плавания по крупным рекам. Этот термин часто встречается в памятниках московского и ростовского летописания, а также в новгородских хрониках, где участники подобных походов именовались «молодцами новгородскими» или «людьми молодыми».

Хотя походы ушкуйников формально предпринимались по частной инициативе и «без слова новгородского», на практике власти Новгородской республики были осведомлены о них и не препятствовали их проведению. Наиболее часто организаторами этих экспедиций выступали бояре, что позволяло снизить социальную напряженность в Новгороде, вовлекая низшие слои городского населения в сферу военно-финансовой колонизации. Ушкуйники, принимая участие в походах, имели возможность быстро обогащаться за счет военной добычи.
Количество участников военных походов варьировалось: в них участвовали сотни, а иногда и тысячи человек. Ряд исследователей также включает в число ушкуйников «охотящих людей» — добровольцев, не входивших в состав новгородского ополчения или княжеской дружины и участвовавших в набегах с целью разорения вражеских земель.
Исходной базой для походов ушкуйников, скорее всего, являлось Верхнее Подвинье, жители которого активно участвовали в этих экспедициях. Основными путями движения к Волге стали реки Кострома и Вятка. В некоторых случаях, ушкуйники также подверждали разграблению русские города, такие как Ярославль, Кострома и Нижний Новгород.
Согласно письменным источникам, известны 18 набегов ушкуйников в период с 1320 по 1409 год. В первой половине — середине XIV века эти походы направлялись в области, традиционно являвшиеся объектами новгородских притязаний, такие как Мурманский берег, Карелия, Двинская земля и Белозерье. С 1360-х годов основным направлением набегов стали земли Волго-Камского бассейна, где ушкуйники стремились собирать дань. Значительные походы состоялись в 1360, 1366, 1369, 1371, 1374, 1375, 1379, 1391 и 1409 годах. Одним из самых масштабных стал поход 1375 года под руководством Прокопа и Смольнянина, в котором приняло участие около 1,5 тысяч человек. Во время этого набега ушкуйники разграбили Кострому и Нижний Новгород, проводя свои действия в формации, заявляя: «гости христианские грабеци, а бесермены бьючи». Захваченные в ходе похода русские пленники были проданы «бесерменам». Ушкуйники дошли до устья Волги, но были разбиты и полностью уничтожены астраханским князем Салчеем (Салгей).
Иногда походы ушкуйников вовлекали новгородские власти в конфликты с великими князьями владимирскими. Например, в 1386 году великий князь владимирский Дмитрий Иванович Донской взыскал с Новгорода 8 тысяч рублей серебром за набеги ушкуйников на Волгу.
Преодоление набегов ушкуйников было связано с усилением влияния на Средней Волге великих князей московских, что в итоге способствовало уменьшению активности новгородских экскурсий вражеской территории и изменению геополитической ситуации в регионе.
Черкасы — название, тесно связанное с историей днепровских, запорожских и низовых донских казаков. Это объединение стало важным элементом в формировании казачества как уникального явления в истории России. Черкасы играли значительную роль в военных действиях и формировании казачьей идентичности на территории вдоль Днепра и Донца, однако нет ясного и точного знания, относится ли этот термин к конкретному этносу или служит обобщающим именем для широкой группы людей.
Как отмечает Большая российская энциклопедия, черкасы изначально принадлежали к различным группам населения на территории современного Днепра и его притоков, участвуя в военных походах и социальных преобразованиях. В этом контексте не всегда ясно, формировали ли они свою идентичность как этническую группу или выступали как часть более широкой социальной общности.
Черкасы сыграли важную роль в казацкой культуре и защите своих земель. Далее мы рассмотрим их влияние на донское казачество и взаимодействие с другими казацкими группами. Для лучшего понимания роли черкас в становлении казаков как важной военной и социальной силы на территории современной России и Украины, необходимо учитывать более широкий контекст казачества.
Чиги, известные нам как верховые казаки, представляют собой уникальное социальное и культурное явление, сформировавшееся на стыке различных этнических групп в междуречье рек Дон, Ворона, Хопёр, Медведица и Бузулук. Первые письменные упоминания о них относятся к временам Золотой Орды, когда в документах Московского княжества зафиксированы сведения о христианах Сарской и Подонской епархии, обитающих «по Великую Ворону возле Хопра, до Дону по караулам», и именуемых «казаками». Это свидетельствует о важной роли чиги в историческом контексте.
Червлёный Яр тех времён представлял собой несуверенное казачье государство (вассал Золотой Орды), объединяющее тюркские (берендеи), славянские (вятичи) и финно-угорские (мещерские и мордовские) общины, не имея феодалов и обладая военно-демократическим управлением. Процесс Никоновской реформы, который привел к массовой миграции старообрядцев в эти земли, стал важным событием, сформировавшим уникальную общину. Старообрядцы, которые не признали «исправления» церковных книг, принесли с собой ценности трудолюбия и взаимопомощи, что значительно обогатило казачью культуру.


Рецензии