О гордыне

                На тему гордыни написано столько, что и представить невозможно. Ее не обходили в своих трудах святые отцы и учителя Церкви, богословы прошлого и настоящего. Неиссякающий интерес к ней обусловлен тем, что причиной, как принято считать,   грехопадения Люцифера, а  потом и прародителей, была гордыня, сподвигшая Первого Ангела Света восстать против Бога. Почему это не совсем корректное утверждение, я рассказал в беседе «О падении Люцифера и ангелов». Гордыня – всего лишь один из многочисленных грехов; а всякий грех является следствием, а не причиной. Поэтому диавол из-за гордыни пасть никак не мог, ибо ее на момент падения Люцифера просто не было. Кроме того, всякое согрешение, свойство исключительно человеческой природы, ибо неразрывно связано с чувствами и страстями, чего у ангельского мира нет. У Адама с Евой гордыня возникла после искушения дьяволом, заразившего праотцов первородным злом. Зло отвлекло внимание от Бога и породило  желание стать «аки боги» (Быт.3:5), то есть – гордыню, под влиянием которой они преступили заповедь.  Поэтому утверждать, что сатана виновник греха – значит выступать против истины и уподоблять ангельскую природу человеческой, наделяя ее страстностью и чувственностью. Люцифер заразил человеческую природу не грехом, а злом, которым сам был отравлен.  Яд, в пораженной  змеем жертве, действует обширно и разнообразно. Так же и зло, впрыснутое змеем, проявилось в наших праотцах в виде многочисленных грехов, включая гордыню. Они пали, и через это в мир вошли грех и смерть. Так что виновниками гордости были Адам и Ева, а не падший ангел. Он по определению не может передать свое действие (грех) человеческой природе, ибо одна природа другой действия не передает, поскольку наследуется только сущность. Например, невозможно передать свет из одной комнаты в другую  или отнести запах розы соседу. Преподобный Максим Исповедник писал: «В человеке смерть является осуждением естества вследствие наслаждения», то есть, возжелав уподобиться Богу и получить, связанное с ним наслаждение властью и знаниями, праотцы обрекли в своем лице весь человеческий род и, тем самым, осудили: «На смерть всю природу, гоня через человека, естество произведенных на свет к исчезновению в смерти», – продолжает преподобный Максим.
                Смерть поразила людей, но не коснулась диавола, поскольку по своей природе он не способен грешить как человек, о чем я уже говорил ранее. Соответственно, кто не грешит, тот и не умирает. Поэтому смерти и греху стали повинны исключительно люди. Человек создан для вечного блаженства, и поэтому в нем заложено стремление к жизни. Соответственно, понять суть гордыни – это вопрос спасения. Что только ей не приписывают: от непослушания старшим до нежелания следовать в геенну вслед за остальными. Нам важно разобраться в этом вопросе, ибо от него зависит посмертная участь души. Если исходить из богословского определения гордыни, то гордыня – это особая страсть, которая превозносит человека в собственных глазах над остальными, лишая его спасения. При этом, возникает множество непростых вопросов. Самый главный из них – как и почему гордыня возникает? Бог создал человека чистым и неповрежденным. Злом его заразил дьявол в раю. Из грехопадения Адама и Евы следует, что нарушение заповеди, было вызвано не столько желанием вкусить запретный плод, сколько овладеть божественными качествами, не доступными человеку. Это желание было обусловлено, с одной стороны – любопытством, а с другой – стремлением уровняться с Богом по силе и могуществу. Гордыня – это семечко горчичное из притчи Христа, но только наоборот. Иисус говорит о семени, как о главной добродетели, из которой вырастает множество других, открывающих путь в Царствие Небесное, а гордыня – семя первородного зла, из которого вырастают многочисленные грехи, ведущие в царство дьявола.
                После падения человеческая природа была поражена гордыней, от которой спасает только смерть, поскольку грех, породивший смерть, от нее же и погибает. Поэтому Бог положил предел жизни человеку, чтобы через бессмертие, зло не стало вечным. Как говорил святитель Ириней Лионский: «Смерть - конец греха». Так, как же понимать «гордыню» в обычном смысле? Жить и не грешить человек не может, поскольку такова его природа. Поэтому всякий, говорящий брату своему: «в тебе гордыня, гордыня тебя обуяла, смири гордыню» и тому подобное – лжец и фарисей! ибо обвиняет другого в том, в чем сам повинен. Упрекать ближнего в гордыне – значит обвинять его в появлении на свет Божий. Своими силами искоренить зло и грех человек не в состоянии, поскольку они являются частью его природы. Любой физик или математик скажет, что никакая система сама себя изменить не способна. Для это нужно воздействие извне. Поэтому важно разобраться, почему именно гордыня, а не какое-нибудь иное проявление зла, лежит в основе многочисленных грехов.  Она обладает следующими признаками: крайняя самоуверенность, заносчивость, высокомерие, раздражительность, нежелание слушать других, стремление всех учить, нетерпимость к возражениям, и так далее. Это типичная картина крайнего эгоцентризма, который ставит собственное «Я» в эпицентр вселенной, вокруг которого все и вся должно крутиться. Как и любой грех, гордыня у каждого проявляется по-разному: от скрытой раздражительности, до неконтролируемого гнева и публичных оскорблений.
                Гордыня – единственный из всех грехов, который противопоставляет себя ближнему. Остальные грехи действуют на душу, а гордыня направлена против брата превозношением над ним. Гордецы жаждут похвал и власти. Одни превозносятся знаниями, другие – профессиональным мастерством, третьи – особыми дарованиями, четвертые – богатством и положением, пятые – высокой должностью, шестые –  популярностью и известностью и так далее. Безграничная власть над аудиторией – вожделенная цель гордыни. Стремление к превосходству делает невозможным не только покаяние, но и объективную самооценку. Гордец всегда стремится учить, но не терпит быть научаемым. В силу этого, истинной является только его точка зрения, а нормами поведения признаются только те, которые он для себя выдумал. И целью всего является наслаждение собой любимым. В таком состоянии, душа уже не способна обратиться за исцелением к Богу. В противном случае,  гордецу придется свою власть, знания, уверенность, превосходство, известность, богатство, славу почитать за ничто, и повергнуть к стопам Господа, а – это крах его идеологии и смысла жизни. О том, что с гордыней бороться тяжело пишут многие. Общие рассуждения на эту тему сводятся к следующему. Во-первых, нужно быть внимательным к себе, во-вторых, бороться с гордыней можно только через противное ей, то есть через смирение, и, в-третьих, необходимо непрестанно прибегать к помощи Божьей в покаянии и молитве.  Как правило, дальше подобных наставлений дело не идет. А вот, что такое смирение, и как с его помощью бороться против гордыни – авторы умалчивают. Наверное потому, что само понятие смирения для большинства из них – тайна, покрытая мраком.            
                Часто с грехом гордыни связывают его разновидность – тщеславие. Многие из отцов называют тщеславие началом гордыни. Однако, на основании чего они приходят к такому выводу, непонятно. При этом, самому тщеславию приписываются качества гордыни: жажда похвал, нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство; осуждение других, нежелание просить прощения. Но это не свойства тщеславия, а – гордыни во всей ее «красе». Тщеславие – очень тонкое действие греха, но оно принципиально отличается от гордыни, поскольку наслаждает душу помыслами о личных достоинствах как мнимых, так и истинных, падко на внимание окружающих. Оно не выходит за рамки внутреннего мира и не обращено вовне. Это наслаждение в самом себе. В отличие от тщеславия, гордыня, убежденная в своей исключительности, власти и авторитете, все действие обращает на окружающих. Тщеславие может проявляться в тонком ублажении своего достоинства и оставаться незаметным для других, а гордыня – всегда демонстративно проявляется  по отношению к ближнему. Тщеславие, конечно, способствует развитию гордыни, но не является ее обязательным условием или первой ступенью, как считают некоторые отцы. Далеко не в каждом гордыня проявляется в активном эгоцентризме, но в каждом присутствует тщеславие, которое крайне редко выражается в публичной форме, иначе это уже не тщеславие, а гордыня.
                Итак, мы определились в понятиях гордыни и тщеславия, и в общих чертах уяснили их природу. Гордыня, тщеславие и множество других грехов являются неизбежным следствием зла, которым заражен всякий человек. Зло порождает неисчислимое многообразие грехов, совершаемых вольно или невольно. Все они имеют разную силу и направленность, и по-разному действуют. Однако, гордыня представляют из них наибольшую опасность, поскольку поражает волю к  покаянию, то есть препятствует обращению души к Богу, а значит делает невозможным спасение. Превосходство над другими является попранием Бога, поскольку, гордец, ставит себя превыше образа и подобия Божьего заложенных в человеке. Никакой иной грех такого  вреда душе не наносит.  По сути, гордыня – это богохульство, которое не прощается ни в этом веке, ни в будущем.
                Понятие гордыни и ее природы – весьма сложная задача и не всем под силу, поскольку существует тонкая грань между грехом и страстями. Непонимание разницы между ними приводит к тому, что  эти понятия либо смешиваются, либо в них причины и следствия меняются местами. Эту ошибку допускают не только миряне, но и духовенство. Так, например, игумен  Митрофан (Гудков) считает, что во главе всех страстей стоит их прародительница — гордость. С этим нельзя согласиться, поскольку, во-первых, гордость – это грех, а не страсть, и не всякая страсть есть согрешение; во-вторых, прародительница страсти – искаженное чувство, а не грех. Чувства порождают страсть, а страсть –  грех, и только потом, укоренившись в душе, грех может породить новую страсть. Чувства и страсти нейтральны по отношению к греху, поскольку являются свойствами природы, а грех действием, вызванным злой волей. Например, запах и вид запотевшей стопки водки под соленый огурчик, вызывает страсть выпить и закусить. Выпить рюмку и закусить – не грех. Но воля алкоголика на одной стопке не остановится, пока глаза не увидят дно бутылки. Рюмка и огурец сами по себе безгрешны, а желание съесть и выпить все, что око видит – проявление греха или злой воли. Страсть может возникнуть в душе, но если человек ее контролирует усилием воли, то грех невозможен. В-третьих, о. Митрофан путает два разных понятия – гордость и гордыню. Никак не может, например, являться грехом, гордость за  Родину, за веру, за детей. В-четвертых, гордость не может быть матерью всех страстей, потому что не все страсти – предосудительные или греховные.
                Есть страсти естественные или неукоризненные: печаль, усталость, голод, жажда, и так далее, которые никак не могут быть порождением гордыни. В противном случае, и Христа нужно признать гордецом, поскольку Он все это испытывал как Человек. Так же гордыня не может быть прародительницей, то есть передаваться по наследству. Все, что передается по наследству – часть общей для всех человеческой природы, которую изменить никто не может. Например, заразившийся от  матери ВИЧ-инфекцией не может по собственному желанию переделать ее в ОРВИ.  В противном случае, все мироздание низверглось бы в тартарары, ибо каждый бы стал сменять свою сущность, как ему заблагорассудится. Более того, при наследственности греха, человек просто обязан согрешить в силу естества, противостоять которому не в его власти. Однако люди грешат по собственной воле, а не в силу, полученной от родителей природы. Иначе говоря, грех сугубо индивидуален. Поэтому преподобный Максим Исповедник и говорит: «Страсть не может рождаться и происходить вместе с естеством».  Святитель Григорий Палама, как и многие отцы Церкви, считал, что мы унаследовали от Адама смерть, а не вину. Поэтому грех Адама был не коллективным грехом человеческого рода, но чем-то вроде ее порчи. Ответственность грешника заключается в том, в чем он лично согрешил, а не потому, что таким родился.  Врожденной наследственностью людей является не грех, а его следствие – тление и смерть.               
                Итак, вернемся к гордыне. Самое опасное в ней заключается в том, что грех проявляется не только в злых поступках, но и в самых добрых делах. Причем, в последних чаще всего. Например, подал человек милостыню, помог нуждающемуся или позаботился о сиротах, а в глубинах сознания уже всплывает похвала себе, а это – тоже гордыня. И поделать с этим ничего нельзя. Такова наша падшая природа. Возникает вопрос, а что же делать? Как спасаться? Этот вопрос относится к самой сути православной аскетики и неразрывно связан со смирением. Но не в толстовском понимании, когда надо подставить другую щеку, а в совершенно ином. Про смирение тоже написаны тома книг и множество статей, не раскрывающих, однако,  его сути. Я не буду подробно разбирать это понятие, а приведу определение преподобного Исаака Сирина: «Смирение – это сугубое, добровольное принятое на себя омертвение для всего». В переводе на понятный язык это означает следующее. Смирение – способность, выработанная многими годами духовной брани, на основании учения святых отцов, относиться ко всему видимому как к несуществующему. Чтобы обрести смирение, необходимо умереть для мира и все происходящее воспринимать как не сущее. Нужно умом поселиться на Небе, а тело оставить земле, то есть стать, как бы мертвым, для всего окружающего. Апостол Павел писал: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Если удастся хотя бы приблизиться к такому состоянию, то все происходящее от похвал до оскорблений будет восприниматься одинаково равнодушно, а значит и гордиться будет нечем. Понятно, что в этом случае гордыня никуда не денется и будет гнездиться в сердце, но действие ее будет сведено к минимуму. Понимая это на высоком духовном уровне, преподобные отцы уходили в затворы и пустыни, чтобы избежать лишнего повода к самовосхвалению. В миру это сделать невозможно, а вот выработать в себе правильное отношение ко всему, что с душой происходит по силам каждому. Главный вывод, которые мы должны сделать заключается в том, что гордыня – это не наследство от наших прародителей и не «семя сатаны», как учили некоторые отцы. Гордыня – один из грехов имеющий свою специфику и представляющий повышенную опасность для души. Борьба с ней возможна при правильном отношении к миру и себе. К миру нужно относится как к иллюзии, а к себе как к покойнику. Мертвого невозможно ни уязвить, ни оскорбить, ни обидеть, ни похвалить, а значит не будет пищи гордыне. Преподобный Максим говорил: «Бог наказывает нас смертью, чтобы показать, как вместе с телом исчезают воспринимаемые посредством него вещи, доказывая этим, что сила любви (к вещам) была обращена нами на несуществующее». Научимся так относится к жизни в бренном теле, – погасим пламя гордыни и облегчим путь ко Христу.


Рецензии