Почему история Иова - не история о жестокости Бога

Среди скептиков Христианства и Бога авраамических религий в целом часто распространен пример Иова как способ продемонстрировать недостатки характера Бога, который позволил абсолютно праведному и любящему человеку быть и искушённым дьяволом, и подвергнуться гонениям, и отнять всех уже взрослых 10 детей, и даже потерять здоровье лишь бы что-то доказать (при чем как правило в качестве того кому именно доказывают оказывается сам дьявол). И несмотря на то что затем Бог возвращает Иову здоровье, восстанавливает его богатство и почёт, а также даёт новых 10 детей, всё же эта история и правда во многих людях создаёт когнитивный диссонанс между абсолютной добротой творца и судьбой этого его последователя, когда его испытывали настолько, что считается любой бы сломался и пал.

Однако, я бы хотела предложить несколько иной взгляд на данный вопрос: рассмотреть его не как просто вопрос об испытаниях для того чтобы спасти душу, о которых обычно идёт речь в случае с испытаниями обычных людей, а как о вопросе собеседования на гораздо более важную должность как на земле, так и в царствии небесном.

Во-первых, почему именно так стоит на него посмотреть: в конце истории происходит следующее "Иов же, раб Мой, помолится за вас; ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов."  Что это может означать: что Бог отдал Иову функционал решения судьбы ближайших к нему людей, передал фактически Собственные полномочия решения судьбы конкретных либо вообще в целом людей ветхозаветного времени либо даже всех людей в целом на вверенном участке в связи с хулой, отзывами о Боге или просто неправильным упоминанием его имени (если это правда то именно Иов будет решать, например, что считать хулой, а что нет, когда Христос будет нас судить), а соответственно для того, чтобы убедиться в компетенции Иова (то что его в процессе не совратят и он действительно способен этот функционал качественно выполнить), произошел некоторый очень сложный процесс отбора.
Во-вторых, почему я предполагаю, что процесс отбора происходит не только за спасение и вход в царствие Бога, но и за конкретный функционал в нем: я предлагаю её как трактовку распространенной фразы про последних и первых (например, Евангелие от Матфея 19:30, 20:16 и от Луки 13:30), где нам указано, что царствие имеет не плоскую структуру, а некую иерархию, которая строится на том как именно мы жили в текущей земной жизни (были ли мы первыми или последними в ней). Соответственно на земле идёт не только процесс отбора, кто войдёт в царствие Бога, но и то, какие функции и роль достанется человеку там.

Зачем тогда возвращать Иову все обратно, если он прошел, а не просто взять его в царствие небесное, я предлагаю следующие объяснения:
1. Иисус ещё не приходил и Евангелие ещё не было написано, а соответственно людям и в том числе Иову, неоткуда было знать о том что он фактически проходит собеседование - то есть он не знал концепцию первых и последних и всё что он сделал было отражением просто его личного отношения к Богу и Бог дал Иову знак что он заслужил всех доступных почестей.
2. Его испытания вредили вере его окружения, где люди окружающие, видя как страдает наилучший известный им человек, засомневались в характере Бога, а соответственно необходимо было каким-то образом их сомнения развеять.
3. Оповестить о решении и сообщить нам как людям в целом доверенное лицо по вопросам отзывов о Боге.

В-третьих, не происходит именно доказательство дьяволу как это часто понимается скептиками, но дьявол становится инструментом отбора, когда Бог это попускает в связи с собственными планами. Бог сам предлагает дьяволу Иова в качестве объекта внимания и сам первый о нём заговорил, то есть он направляет его внимание туда, куда дьявол сам изначально бы не смотрел (что также указывает на то что именно Бог прежде всего желает провести это испытание, а не просто следует за дьявольским вниманием). И также интересен вопрос и ответ в начале истории: "И сказал Господь сатане: "Откуда ты пришёл?"
И отвечал сатана Господу и сказал: "Я ходил по земле и обошёл её." Сам вопрос Бога может быть мысленно прочтен в удивлённом ключе, но я предлагаю прочитать его не так, а как вы бы прочли ответ вам начальника, который вызвал вас некоторое время назад по поводу какого-либо дела, а вы явились только сейчас, нарушив установленный срок. И тогда становится понятно, что Бог тем более имел намерение изначально заняться испытанием, считай собеседованием, праведного Иова.

Таким образом, я предлагаю вам смотреть на эту историю как на историю где речь идёт не преимущественно о спасении души (как в большинстве других), а преимущественно о получении высокой должности от Бога и на земле, и в небесном царстве. Как историю успеха, какие вы видели бы в самом первом заголовке Форбс, если бы она была описана глазами успеха и поражения в метриках царства небесного, а Иов был бы в ней не просто человеком года, а человеком столетия.


Рецензии