Шукшинский фестиваль и его сегодняшнее наследие
!Тех, кто останется собой и будет всю свою жизнь замыкать через родные края, теперь практически не найти
А что же память о самом Шукшине сегодня? В Алтайском крае, его Родине, глубоко ценят его отношение к родным местам и продолжают хранить память о нем и в сердцах, и с помощью мест и культурных традиций. Конкретно, это выражается (1) в наличии улицы Шукшина в Барнауле с его городским памятником; (2) Театре Драмы имени Шукшина с постановками по его рассказам и приглашением других российских театралов показать и их интерпретации на тематических днях Шукшина; (3) преобразованием родового села Шукшина — Стросток в крупный туристический центр с установкой на горе Пикет, где он любил сидеть, памятника сидящему Шукшину; (4) исследований авторского стиля писателя в серии научных работ в Алтайском государственном университете; а также (5) проведении ежегодного Шукшинского кинофестиваля на Алтае, о чем собственно и настоящее произведение.
Можно отметить, что наследие Шукшина в регионе ветшает. Родовое его село Сростки превратилось в "чебуречную столицу" — оно расположено у трассы на Горный Алтай, тут постоянно останавливаются машины взять что-то поесть и тут как грибы растут придорожные кафе с огромными чебуреками и беляшами, охотно разбираемыми проезжающими по баснословным ценам. Хотя следует отметить, что чебуреки здесь действительно вкусные, но как-то все-таки идет такое ощущение, что добрая часть села занята в их приготовлении и продаже (кроме тех, что продают рядом мед и “струю бобра”), и все-таки как-то это не совсем духовно. Театр Драмы имени писателя тоже давно уже не тот: в постановках то бородатые мужики в девичьих платках поют в хоре, то включают современную французскую попсу в постановках по Бунину, то слышишь от бритых братков в гардеробе "ну и развели же нас на заслуженных актеров", когда кто-то известный не приехал. Шукшинский фестиваль, кажется, проводится по инерции, тут давно нет ни прорывных фильмов, ни известных обычной публике (кем я себя и считаю) актеров и режиссеров. Просто такое чувство, что приезжают какие-то люди из всей этой московской тусовки просто показать свои работы и потом погулять в Горном Алтае. Памятники Шукшину и здание театра, впрочем, в отличном состоянии и у них еще можно чего нового и нового проводить, вот и в этом году настал черед мне проверить, как там околошукшинские дела идут и какие мысли на этом могут возникнуть у меня, местного наблюдателя.
Барнаул это не Канны, но какой кинофестиваль без красной дорожки? А кто я без роликов в теплый июльский день посреди асфальта в центре? Надеваю футболку сборной России по футболу, она мне нравится, красная с узором, аккуратным белым воротником и полосками цвета флага на рукавах, а также с гербом РФ у сердца. Следует сказать, что я не из тех, кто готов махать флагом по поводу и без повода, а также и не из тех, кто стыдливо прячут все принадлежности к стране и бежит отсюда со сквернословиями в наше время братоубийственных операций. Я тут родился и наслаждаюсь нашей страной и общаюсь с нашими людьми и поэтому вот и чувствую себя в такой футболке комфортно, без лишних патриотических ноток.
!Я тут родился, наслаждаюсь нашей страной и общаюсь с нашими людьми
Надеваю и свои ролики, они хоть и из дешевых, но проехали много, и Москву и Казань и под Берлином были. Из сквера в центре еду к зданию Театра, тут и будет открытие фестиваля, и дорожка, и потом открытые показы. Ехать от моего дома не далеко, но и не доставляет особого наслаждения. Несмотря на то, что еду по центральным пешеходным улицам, тут положена дешевенькая плитка, пешеходам в принципе нормально, да и в дождь она похожа на нормальную мостовую, но для роллера нужна ровная поверхность, а тут узор повторяется и надо следить, чтобы колесо не попадало в канавку между плитками, я же не трамвай, а ведь роликовые колеса могут там покатиться прямо и трудно будет себя удержать от неожиданности. Проезжаю через рамку, пускают на роликах, хорошо, как-то, помнится, не пускали, но футболка не вызывает подозрений на этот раз и способствует тому, что я уже у красной дорожки в красном.
Я уже как-то был на таком мероприятии в прошлые годы и знаю, чего ожидать и на что смотреть. Подъезжаю к началу дорожки, она упирается в проезжую часть. Смотрю, там уже рядом стоит вереница машин, готовых выгружать гостей. Машины — это седаны из автопарка администрации города и края, с номерами серии "ООО", почему-то у нас принято именно такое сочетание, в других регионах обычно "РРР" (Россия x3) или что-то по буквам связанное с регионом, например, "ННН" в Новосибирской области. Можно отметить, что конкретно в нашем регионе это сочетание вроде "общества с ограниченной ответственностью" вполне применимо к властным органам, тут каждое слово в точку, ведь можно далеко не ходить и поглядеть вперед, напротив здания театра красуется пустырь, там недавно снесли парк с колесом обозрения с целью построить очередное элитное жилье с видом на администрацию края. Действие начинается, машины проезжают по нескольку метров и высаживают какого-то видного деятеля киноиндустрии, рядом стоят их встречающие с хлебом-солью, но это яство что-то эти люди не берут, а просто идут по красной дорожке мимо людей-зевак и, может быть, более сведущей чем я публике. Посмотрев первых вышедших из машин и начавших бравировать по красному, я начинаю кататься на роликах вдоль этой дорожки. Пока верха мыслят машинами (продолжение традиций лошадей видимо), я как единственный на площади перед театром роллер легко и с некоторым своим изяществом перекатываюсь с места на место, разворачиваюсь и ловлю лучи теплого алтайского солнца июля и тут мне не надо никаких статусов вроде "Тойота Камри” для этого.
Кинозвезды разных величин с женами и без проходят по красной дорожке, мимо разношерстной публики, в которой особенно много женщин в платьях, к воротам театра, у которых их встречает губернатор Алтайского края и министр культуры. Губернатор у нас душечка, интеллигентного вида управленец, засланный сюда поправить, вернее попожимать руки.
!Губернатор у нас душечка, интеллигентного вида управленец, засланный сюда поправить, вернее попожимать руки
После недели в клинике из-за ковида он оставил легкую небритость на лице, вернее завел подобие бороды, но особого веса политического так с ней и недополучил. При нем знаковые места города — уже упомянутое место рядом на площади Сахарова, речной вокзал у Оби и стадион Локомотив в центре у вокзала — были снесены под застройку высокоэтажными жилыми домами. На данные места давно уже претендовали, но не хватало беспристрастных лиц, варягов, которые мыслят не прошлыми видами здешних мест, а инвестпроектами с прибылью, и вот процессы преобразований в городе с этим Петровичем были запущены, в итоге кто-то будет жить и парковаться, а не гулять и любоваться здесь. Министр культуры что рядом с губернатором, молодая дама в платье, судя по всему, на своем рабочем месте мечты. Я вот отлично помню, что все эти "министры" не так давно были главами комитетов, пустыми кабинетными работниками, но потом переименовали себя и спины их расправились. До этого на должности этой, плюс ответственным за спорт в крае был некто Щукин, с фамилией моей мордовской пробабушки, мужик грубоватый, но веселый, помню, как открывал ретровелопробег, хоть какая-то польза была что-то от души сказать напутственное, а не просто жать руку на всех этих протокольных мероприятиях. Ну ладно, что есть, то есть у нас в управлении, звезды же проходят, им аплодируют и жмут руки, зажигается фейерверк и все довольны.
Кто все эти "кинозвезды"? Я не из мира кино, смотрю его достаточно редко и больше отмечаю смысл, чем людей в кадре. Судя по реакции публики, все очень любят актера Бориса Галкина, я запомнил его по фамилии как у моего друга детства. Ему даже кричат: "мы тебя уважаем"! А я как раз вчера взял пригласительный на кинопоказ на открытии фестивального фильма с ним "У самого Белого моря", становится вдвойне интересно посмотреть: и из-за названия (ведь планы с этим морем у меня в этом году связаны!) и из-за актера, раз уж его так у нас принимают. Также из известных мне тут проходит якутский режиссер фильма "Не хороните меня без Ивана", вот это судьба так распорядилась, что я смотрел его в Якутске после Нового года в хороший такой морозец, а сейчас этот фильм привезли на фестиваль к нам! Довольная, что ее встречают на красной дорожке, якутка наверное тут самый простой персонаж из всех, интересно ли, на
многих ли фестивалях его показывают и будет ли дальнейший успех, я как-то смотрел ее интервью и там она сказала, что на московской студии сильно поменяли сценарий, "мы хотели поплакать, но сейчас нужно другое кино", в любом случае, я взял маме пригласительный на этот фильм, должен ей понравится.
Постепенно все проходят, я тут езжу все время мимо и не скучаю, оператор с краном-рукой тоже, но и он начинает постепенно сворачиваться, достаточно всех этих церемоний. Народ тем временем делает селфи на красной дорожке, кажется, они пришли сюда все-таки за этим. Также делаю кадр, как конек частично заехал на красную дорожку. Некая дама ее начинает сворачивать и недовольно высказывает, что натоптали и что так было нельзя делать. Какой-то телеканал интервьюирует прохожих.
Делаю эффективный разворот на роликах, меня снимает камера снизу, оператор поднимается и далее ко мне приставляется микрофон: "Какое вы имеете отношение к фестивалю и как вообще он Вам?" Они думали застать роллера врасплох, но я спокойно говорю, что я то никакого, катаюсь тут рядом, а вот мой папа защитил диссертацию по образу автора в романе Шукшина "Жена мужа в Париж провожала". У репортерши с микрофоном удивленный взгляд, но она быстро ловит ситуацию, улыбается и переспрашивает: “Наелась кислых щей?” Видимо там что-то было такое у Шукшина, и все они журналисты пытаются не упасть в просак и выдать цитату. Хорошо, они оживились и еще следует вопрос — смотрел ли я программу и какой фильм я отметил бы из представленных. Ответ, думаю, тоже поражает репортеров — говорю им, что смотрел "Не хороните меня без Ивана” после нового года в мороз в Якутии и могу его рекомендовать. Немного пересказываю сюжет и меня отпускают. Вот так, пойманный у Театра Драмы роллер тоже что-то может поведать, оказывается, потому что местный. Я же горд, что заявил пару слов о папе, может там его кто-то потом и вспомнит после просмотра моего интервью.
Вечер того же дня, кинозал кинотеатра "Мир", хоть и не такой огромный, как раньше он тут был, но все же большой по современным меркам и тут собирается почти аншлаг на премьерный показ фильма “У самого Белого моря". Я заранее взял пригласительный, и, поскольку он без места, намереваюсь занять оное посередине в первом ряду, мое любимое, ведь тут перед тобой никто не сидит и можно облокотиться головой о спинку и смотреть кино в косоугольной проекции, и весь фильм при этом твой.
!Место в кино посередине в первом ряду — мое любимое, ведь тут перед тобой никто не сидит и можно облокотиться головой о спинку и смотреть кино в косоугольной проекции, и весь фильм при этом твой
Сегодня же фестиваль, может жюри какое там прийдет, поэтому сомневаюсь насчет первого ряда, но как смотрю, какие то приближенные, судя по всему, лица в платьях-пиджаках либо стоят в проходе, либо садятся на диваны на последнем ряду, все, поэтому решено, сажусь в первый ряд. Начинается показ, выходит на сцену перед экраном актер Борис Галкин, мужчина средних лет в светлом пиджаке, и рассказывает про фильм, начиная, что сейчас “вообще все мы-актеры заняты в дешевых сериалах” (порекомендовал не смотреть!), “а на сильные фильмы урезается бюджет, так и было с показываемым фильмом, съемочные дни уменьшили и снимали на море и днем, и вечером”. Отмечает режиссера, исполнителя роли мальчика и собаку. Согласился сниматься якобы из-за идеи фильма, "сродни шукшинской". Далее он читает свой военный стих, стоя передо мной в метре, вот так занял я первый ряд и оказался лицом к лицу с Галкиным в его монологе…
Сюжет просмотренного фильма такой: мальчику не нравится новый ухажер матери, он полицейский, парень крадет у него пистолет и сбегает на моторке в Белое море, но бензина хватает только доехать до одного из островов, где фонарщиком работает дед в исполнении актера Галкина, полицейский их находит, но вот незадача: на море шторм, а мальчик подпортил рацию, в итоге когда деду становится плохо, герои в одной лодке везут его в шторм и через это спасаются сами и спасают отношения. Фильм хороший, с видами, а одинокий дед только отдаленно похож на своего актера. Да, штормы на море — дело опасное и наша природа все еще способна дать вызов человеку. Думая так, постепенно собираюсь на это море. Об этом будет написано позже…
Вечера у Театра драмы, тут установили экраны и показывают всем желающим короткометражки. Для этого поставлены лавочки, погода теплая — смотри-не хочу, но: полчища комаров также готовы питаться зрителями, как и эти зрители идеями фильмов. На этот раз катаюсь мимо на велосипеде, на нем, как едешь, комары отстают. На показе вижу бывшего одноклассника, немного сидим с ним на граните у фонтана рядом, но обсуждаем не фильмы, а велики. Вижу также Натали, преподавательницу французского, она села с краю, в юбке, и, бедная, постоянно бьет себя от комаров. Прощаюсь с одноклассником, сажусь на велик, и, нарезая круги около, смотрю фильм, чтобы не быть закусанным. Идет короткометражка про то, что сосед приехавшей отдыхать в деревню дамы залазит на дерево и орет, и нету других методов его остановить, только как не заорав вместе от тоски. Простые сюжеты для простых людей, проходящих или проезжающих по своим делам мимо и останавливающихся посидеть, увлеченных операторской, актерской или режиссерской работой.
Встреча с филологом доктором наук В.С. Елистратовым на открытом
площадке у библиотеки имени Шишкова. Он презентует свой словарь Шукшинских слов. Интересный подход, выискивать толи наиболее частотные, толи совсем уж уникальные слова или употребление их в уникальном значении у автора. Также у него уже изданы различные словари вроде словаря Арбатского сленга. Сейчас понаходить программками уникальных слов в текстах то достаточно легко, а вот определить их значение в тексте автоматически сложно, если вообще и возможно (на сегодня), вот филологи и трудятся, как выясняется, на свое имя, на доходы от обучения мигрантов и других интересующихся не родным для себя языком учащихся. Хорошо, что данный автор приехал с лекцией в шукшинские дни, а погода хорошая, что же он нам расскажет? Он начинает сразу за душу брать. Говорит, что у нас здесь, на Алтае, люди не чита гнилым московским. Там все о коммерции, тут — о людях.
!На Алтае люди не чита гнилым московским. Там все о коммерции, тут — о людях
Теряются идентичности, гендерные ну и языковые. Современные дети почти что потеряли общий разговорник со взрослыми, тут он имеет ввиду цитаты из советских фильмов.
!Теряются идентичности, гендерные ну и языковые
Занимается он этимологией (происхождением слов), но вот говорит слово "система" так и не может отнести куда-то правильно. Сходу говорю ему, что это явно от сис-тем (six theme) — шесть тем, то есть множество тем охватывает, так ученый отвечает: "ложная этимология" и чуть ли руками не машет, сильно много шарлатанов вокруг или просто он невосприимчив к идеям других людей... Но про людей, проблему, что он видит и что он поднимает на своих встречах, понятны в принципе, так и при Шукшине было, но сейчас еще больше, конечно все это обостряется…
У мамы юбилей — 60 лет, везем ее в Горный Алтай и останавливаемся у кафе у трассы в селе Сростки, где гарантировано хорошие чебуреки. Да, все тут большое, питательное, но искры, конечно уже нет. Вспоминаем, что сегодня как раз закрытие фестиваля и оно будет как раз в этом родовом селе. Вот как совпало, хотя даже и не думали. Зову родных прогуляться к Катуни вглубь села, это не то, что просто что-то есть с краю села у трассы и сказать, что был в Сростках. Идем, фестиваль все-таки имеет смысл, село теперь ухоженное, откровенной грязи и завалюх нет… Идем по асфальту и вот, показывается берег Катуни, она тут уже не совсем гордая, как раньше. Цвет ее — бирюзовый, и им любоваться поможет лавочка, стоящая на некотором приступке.
Вспоминаем, что нужно сходить к дому-музею матери. Тем более мама любит называть себя так. Этот дом на приступке построил самолично Шукшин в свободное время и за доход от работы с фильмами. Вот и он, одноэтажный, с треугольной крышей, побеленный. Мало чем отличатся от других таких, разве что он под одну хозяйку. Кухонная утварь, прихожая, занавески — все оставлено, как было, как это задумал воплотить сын для матери. Наша мама фотографируется и радуется, что сыны привели сюда ее.
!Кухонная утварь, прихожая, занавески — все оставлено, как было, как это задумал воплотить Шукшин для матери. Наша мама фотографируется и радуется, что сыны привели сюда ее
Поднимаемся потихоньку на гору Пикет, тут недалеко. Народ только начинает пребывать, коллективы репетируют танец, открытие после обеда, но уже слышна задорная музыка, что стоящие у сцены пенсионерки подтанцовывают. Идем фотографироваться к памятнику, Шукшин как сидел, так и сидит на земле, а рядом начинается коммерция — разворачиваются шашлычники и другие деятели торговли. Достаточно, прощаемся с писателем и режиссером, что дал возможности развиться своему селу сегодня. Идем вниз по дороге,
навстречу идет какой-то местный деревенский парень лет 10 и он, просто проходя, говорит "здравствуйте вам”, нам, незнакомым людям, гостям в его Сростках. Действительно, эти люди еще покажут настоящее остальному миру.
!Местный деревенский парень лет 10, просто проходя, говорит "здравствуйте вам”, нам, незнакомым людям, гостям в его Сростках.
Свидетельство о публикации №225051500559