Шукшинский фестиваль и его сегодняшнее наследие

Кто не знает якобы вора в костюме, а на самом деле такого живого и настоящего человека с прищуренным взглядом и глубоко задумчивой натурой, Шукшина из “Калины красной”? А его рассказы, в которых герои останавливают грузовики на ходу, покушаются на Гитлера или просто общаются  на  вокзале на житейские темы? Сейчас все это уже не так популярно, хотя персонажей из деревень, которые приезжают покорять столицу, можно увидеть десятками в сериалах, да только тех, кто ведь останется собой и будет всю жизнь замыкать через родные края, теперь практически не найти. Смотря клипы группы "Каспийский груз", убирая мысленно оттуда все эти воровские сюжеты, заново открываешь Шукшина и его терзания в душе, тем  более  авторы специально разбавляют их нарезками из его фильмов,  как бы намекая, что их грубоватый речитатив продолжает дело писателя-режиссера.

!Тех, кто останется собой и будет всю свою жизнь замыкать через родные края, теперь практически не найти

А что же память о самом Шукшине сегодня? В  Алтайском  крае, его  Родине,  глубоко  ценят  его отношение к родным местам и продолжают хранить память о нем и в сердцах, и с помощью мест и культурных традиций. Конкретно, это  выражается  (1) в  наличии улицы  Шукшина  в Барнауле с его городским памятником; (2) Театре Драмы имени Шукшина с постановками по его рассказам и приглашением других российских театралов показать и их  интерпретации на тематических днях Шукшина; (3) преобразованием родового села Шукшина — Стросток в крупный туристический центр с установкой на горе Пикет, где он любил сидеть, памятника сидящему Шукшину; (4) исследований авторского стиля писателя  в  серии  научных работ  в Алтайском государственном университете; а также (5) проведении ежегодного Шукшинского кинофестиваля на Алтае, о  чем собственно и настоящее произведение.
    
Можно отметить, что наследие Шукшина в регионе ветшает. Родовое его село  Сростки превратилось в "чебуречную столицу" — оно расположено у трассы на Горный Алтай, тут постоянно  останавливаются машины взять что-то поесть и тут как грибы растут  придорожные  кафе  с  огромными чебуреками и беляшами, охотно разбираемыми проезжающими по баснословным ценам. Хотя следует отметить, что чебуреки здесь действительно вкусные, но как-то все-таки идет такое ощущение, что добрая часть села занята  в их приготовлении и продаже (кроме тех, что продают рядом мед и  “струю  бобра”), и все-таки как-то это не совсем духовно. Театр Драмы имени писателя тоже давно уже не тот: в постановках  то бородатые  мужики в девичьих платках поют в хоре, то включают современную французскую попсу в  постановках  по  Бунину,  то слышишь от бритых братков в гардеробе "ну и развели же нас на заслуженных актеров", когда кто-то известный не приехал. Шукшинский  фестиваль, кажется, проводится по инерции, тут давно нет ни прорывных фильмов, ни известных обычной публике (кем я себя и считаю) актеров и режиссеров.  Просто  такое  чувство, что  приезжают  какие-то люди из всей этой московской тусовки просто показать свои работы и потом погулять в Горном  Алтае. Памятники  Шукшину и здание театра, впрочем, в отличном состоянии и у них еще можно чего нового и нового проводить, вот и в этом году настал черед мне проверить,  как там  околошукшинские  дела идут  и какие мысли на этом могут возникнуть у меня, местного наблюдателя.

Барнаул это не Канны, но какой кинофестиваль без красной  дорожки?  А  кто я без роликов в теплый июльский день посреди асфальта в центре? Надеваю футболку сборной России по  футболу,  она мне нравится, красная с узором, аккуратным белым воротником и полосками цвета флага на рукавах, а также с гербом РФ у сердца. Следует сказать, что я не из тех, кто готов махать флагом по поводу и без повода, а также и не  из  тех,  кто  стыдливо прячут  все  принадлежности к стране и бежит отсюда со  сквернословиями в наше время братоубийственных операций. Я тут  родился и наслаждаюсь нашей страной и общаюсь с нашими людьми и поэтому  вот  и чувствую себя в такой футболке комфортно, без лишних патриотических ноток.

!Я тут родился, наслаждаюсь нашей страной и общаюсь с нашими людьми

Надеваю и свои  ролики,  они хоть и из дешевых,  но проехали много, и Москву и Казань и под Берлином были. Из сквера в центре еду к зданию Театра, тут и будет открытие фестиваля, и дорожка, и потом открытые  показы.  Ехать от  моего  дома не далеко, но и не доставляет особого наслаждения. Несмотря на то, что еду по центральным  пешеходным  улицам,  тут  положена  дешевенькая плитка, пешеходам в принципе нормально, да и в дождь она похожа на нормальную мостовую, но для роллера нужна ровная поверхность, а тут узор  повторяется и  надо  следить,  чтобы  колесо  не попадало в канавку между плитками, я же не трамвай, а ведь роликовые колеса могут  там покатиться прямо и трудно будет себя удержать от неожиданности.  Проезжаю через рамку, пускают на роликах, хорошо, как-то, помнится, не пускали, но футболка не  вызывает  подозрений  на этот  раз  и способствует тому, что я уже у красной дорожки в красном.
    
Я уже как-то был на таком мероприятии в прошлые годы и  знаю, чего  ожидать  и на что смотреть. Подъезжаю к началу дорожки, она упирается в проезжую часть. Смотрю, там уже  рядом  стоит вереница машин, готовых выгружать гостей. Машины — это седаны из  автопарка  администрации  города и края, с номерами серии "ООО", почему-то у нас принято именно такое сочетание, в других  регионах  обычно  "РРР" (Россия x3) или что-то по буквам связанное с регионом, например, "ННН" в Новосибирской  области. Можно отметить, что конкретно в нашем регионе это сочетание  вроде  "общества с ограниченной ответственностью" вполне применимо к властным органам, тут каждое слово в точку,  ведь можно  далеко  не  ходить и поглядеть вперед, напротив здания театра красуется пустырь, там недавно снесли парк  с  колесом обозрения  с  целью построить очередное элитное жилье с видом на администрацию края. Действие начинается, машины  проезжают по нескольку метров и высаживают какого-то видного деятеля киноиндустрии,  рядом стоят их встречающие с хлебом-солью, но это яство что-то эти люди не берут, а просто идут по красной дорожке мимо людей-зевак и, может быть, более сведущей  чем  я публике. Посмотрев первых вышедших из машин и начавших бравировать  по красному, я начинаю кататься на роликах вдоль этой дорожки. Пока верха мыслят машинами (продолжение традиций лошадей видимо), я как единственный на площади перед театром роллер легко и с некоторым своим изяществом перекатываюсь с  места на место, разворачиваюсь и ловлю лучи теплого алтайского солнца  июля и тут мне не надо никаких статусов вроде "Тойота Камри” для этого.
    
Кинозвезды разных величин с женами и без проходят по  красной дорожке, мимо разношерстной публики, в которой особенно много женщин  в  платьях, к воротам театра, у которых их встречает губернатор Алтайского края и министр культуры.  Губернатор  у нас  душечка, интеллигентного вида управленец, засланный сюда поправить, вернее попожимать руки.

!Губернатор  у нас  душечка, интеллигентного вида управленец, засланный сюда поправить, вернее попожимать руки

После недели в  клинике  из-за ковида он оставил легкую небритость на лице, вернее завел подобие  бороды,  но  особого веса политического так с ней и недополучил.  При нем знаковые места города — уже упомянутое место рядом на площади Сахарова, речной вокзал у Оби и стадион  Локомотив в центре у вокзала — были снесены под застройку высокоэтажными жилыми домами. На данные места давно уже претендовали,  но  не  хватало  беспристрастных лиц, варягов, которые мыслят не прошлыми видами здешних мест, а  инвестпроектами  с прибылью,  и вот процессы преобразований в городе с этим Петровичем были запущены, в итоге кто-то будет жить и парковаться, а не гулять и любоваться здесь. Министр культуры что  рядом  с  губернатором, молодая дама в платье, судя по всему, на своем рабочем месте мечты. Я вот отлично помню, что  все  эти "министры" не так давно были главами комитетов, пустыми кабинетными  работниками,  но потом переименовали себя и спины их расправились. До этого на должности этой, плюс ответственным за спорт в крае был некто Щукин, с фамилией моей мордовской пробабушки, мужик грубоватый, но веселый,  помню,  как  открывал ретровелопробег,  хоть  какая-то  польза  была что-то от души сказать напутственное, а не просто жать руку на всех этих протокольных мероприятиях. Ну ладно, что есть, то есть  у  нас  в управлении,  звезды же проходят, им аплодируют и жмут руки, зажигается фейерверк и все довольны.
    
Кто  все эти "кинозвезды"? Я не из мира кино, смотрю его достаточно редко и больше отмечаю смысл, чем людей в кадре. Судя по реакции публики, все очень любят актера Бориса Галкина,  я запомнил  его  по фамилии как у моего друга детства. Ему даже кричат: "мы тебя уважаем"! А я как раз вчера  взял  пригласительный на кинопоказ на открытии фестивального фильма  с  ним "У  самого  Белого  моря", становится вдвойне интересно посмотреть: и из-за названия (ведь планы с этим морем у меня  в  этом  году связаны!)  и  из-за  актера,  раз уж его так у нас принимают. Также из известных мне тут проходит якутский режиссер  фильма "Не  хороните  меня без Ивана", вот это судьба так распорядилась, что я смотрел его в Якутске после Нового года в хороший такой морозец, а сейчас этот фильм привезли  на  фестиваль  к нам!  Довольная,  что  ее встречают на красной дорожке, якутка наверное тут самый простой персонаж из всех, интересно ли, на
многих ли фестивалях его показывают и будет ли дальнейший успех, я как-то смотрел ее интервью и там она сказала,  что  на московской  студии сильно поменяли сценарий, "мы хотели поплакать, но сейчас нужно другое кино", в  любом  случае, я взял маме пригласительный на этот фильм, должен ей понравится.
    
Постепенно  все проходят, я тут езжу все время мимо и не скучаю, оператор с краном-рукой тоже, но  и  он  начинает  постепенно сворачиваться, достаточно всех этих церемоний. Народ тем временем  делает  селфи  на красной дорожке, кажется, они пришли сюда все-таки за этим. Также делаю кадр, как  конек  частично заехал на красную дорожку. Некая дама ее начинает сворачивать и недовольно высказывает, что натоптали и что так было нельзя делать. Какой-то телеканал интервьюирует прохожих.
    
Делаю  эффективный  разворот  на роликах, меня снимает камера снизу, оператор поднимается и далее ко мне приставляется микрофон: "Какое вы имеете отношение к фестивалю и как вообще  он Вам?" Они думали застать роллера врасплох, но я спокойно говорю,  что я то никакого, катаюсь тут рядом, а вот мой папа защитил диссертацию по образу автора в романе Шукшина "Жена мужа в Париж провожала". У репортерши с микрофоном удивленный взгляд, но  она быстро  ловит  ситуацию, улыбается и переспрашивает: “Наелась кислых щей?” Видимо там что-то было такое у  Шукшина,  и  все они журналисты пытаются не упасть в просак и выдать цитату. Хорошо, они оживились  и еще следует вопрос — смотрел ли я программу и какой фильм я отметил бы из представленных.  Ответ,  думаю,  тоже поражает  репортеров  — говорю им, что смотрел "Не хороните меня без Ивана” после нового года в мороз в Якутии и могу его рекомендовать. Немного пересказываю сюжет и меня отпускают. Вот так, пойманный у Театра Драмы  роллер тоже что-то может поведать, оказывается, потому что местный.  Я же горд, что заявил пару слов о  папе,  может там  его  кто-то  потом  и вспомнит после просмотра моего интервью.
    
Вечер  того же дня, кинозал кинотеатра "Мир", хоть и не такой огромный, как раньше он тут был, но все же большой по  современным  меркам и тут собирается почти аншлаг на премьерный показ фильма “У самого Белого моря". Я заранее  взял  пригласительный,  и,  поскольку он без места, намереваюсь занять оное посередине в первом ряду, мое любимое, ведь тут перед  тобой никто  не сидит и можно облокотиться головой о спинку и смотреть кино в косоугольной проекции,  и  весь  фильм  при  этом твой.

!Место в кино посередине в первом ряду — мое любимое, ведь тут перед  тобой никто не сидит и можно облокотиться головой о спинку и смотреть кино в косоугольной проекции,  и  весь  фильм  при  этом твой

Сегодня же фестиваль, может жюри какое там прийдет, поэтому сомневаюсь насчет первого ряда, но как смотрю, какие то приближенные,  судя  по  всему,  лица в платьях-пиджаках либо стоят в проходе, либо садятся на диваны  на  последнем  ряду, все, поэтому решено, сажусь  в первый ряд. Начинается показ, выходит на сцену перед экраном актер Борис  Галкин,  мужчина  средних лет  в  светлом  пиджаке, и рассказывает про фильм, начиная, что сейчас “вообще все мы-актеры заняты в дешевых сериалах” (порекомендовал не смотреть!), “а на сильные фильмы урезается бюджет, так и было с показываемым фильмом,  съемочные  дни  уменьшили и снимали на море и днем, и вечером”. Отмечает режиссера, исполнителя роли мальчика и собаку.  Согласился  сниматься  якобы  из-за  идеи  фильма, "сродни шукшинской". Далее он читает свой военный стих, стоя передо  мной  в метре, вот так занял я первый ряд и оказался лицом к лицу с Галкиным в его монологе…
 
Сюжет просмотренного фильма такой: мальчику не нравится новый ухажер  матери,  он  полицейский, парень крадет  у него пистолет и сбегает на моторке в Белое море, но бензина хватает только доехать до одного из островов, где фонарщиком работает дед в исполнении актера Галкина, полицейский их находит, но вот незадача: на море шторм, а мальчик  подпортил  рацию, в итоге  когда деду становится плохо, герои в одной лодке везут его в шторм и через это спасаются сами и спасают отношения.  Фильм хороший,  с видами, а одинокий дед только отдаленно похож на своего актера. Да, штормы на море — дело опасное и наша  природа  все еще способна дать вызов человеку. Думая так, постепенно собираюсь на это море. Об этом будет написано позже…
    
Вечера у Театра драмы, тут установили  экраны  и  показывают всем  желающим короткометражки. Для этого поставлены лавочки, погода теплая — смотри-не хочу, но:  полчища  комаров  также готовы  питаться зрителями, как и эти зрители идеями фильмов. На этот раз катаюсь мимо на велосипеде, на  нем,  как  едешь, комары  отстают. На показе вижу бывшего одноклассника, немного сидим с ним на граните у фонтана рядом, но обсуждаем  не фильмы,  а велики. Вижу также Натали, преподавательницу французского, она села с краю, в юбке, и, бедная, постоянно  бьет себя  от  комаров. Прощаюсь с одноклассником, сажусь на велик, и, нарезая круги около, смотрю фильм, чтобы не быть  закусанным. Идет короткометражка про то, что сосед приехавшей отдыхать в деревню дамы залазит на дерево  и  орет, и нету других методов его остановить, только как не заорав вместе от тоски. Простые сюжеты для простых людей, проходящих или проезжающих по своим делам мимо и останавливающихся посидеть, увлеченных операторской, актерской или режиссерской работой.
    
Встреча  с  филологом  доктором наук В.С. Елистратовым на открытом
площадке у библиотеки имени Шишкова. Он презентует свой  словарь Шукшинских слов. Интересный подход, выискивать толи наиболее частотные, толи совсем уж уникальные слова или употребление их в уникальном значении у автора. Также у него уже изданы различные словари вроде словаря Арбатского сленга. Сейчас понаходить  программками  уникальных слов в текстах то достаточно легко, а вот определить их значение  в  тексте  автоматически сложно,  если  вообще и возможно (на сегодня), вот филологи и трудятся, как выясняется, на свое имя, на  доходы  от  обучения мигрантов  и  других  интересующихся не родным для себя языком учащихся. Хорошо, что данный автор приехал с лекцией в шукшинские дни, а погода хорошая, что же он нам расскажет? Он начинает сразу за душу брать. Говорит, что у нас здесь, на Алтае, люди не чита гнилым московским. Там все о коммерции, тут — о  людях. 

!На Алтае люди не чита гнилым московским. Там все о коммерции, тут — о  людях

Теряются  идентичности, гендерные ну и языковые. Современные дети почти что потеряли общий разговорник со  взрослыми, тут он имеет ввиду цитаты из советских фильмов.

!Теряются  идентичности, гендерные ну и языковые

Занимается он этимологией (происхождением слов), но вот говорит  слово "система" так и не может отнести куда-то правильно. Сходу говорю ему, что это явно от сис-тем (six theme) — шесть тем, то есть множество тем охватывает,  так  ученый отвечает: "ложная этимология" и чуть ли руками не машет, сильно много шарлатанов вокруг или просто он невосприимчив к идеям других людей... Но про людей, проблему, что он видит и что он поднимает на своих встречах, понятны в принципе, так и при Шукшине было, но сейчас еще больше, конечно все это обостряется…
    
У  мамы юбилей — 60 лет, везем ее в Горный Алтай и останавливаемся у кафе у трассы в селе Сростки, где гарантировано хорошие чебуреки. Да, все тут большое,  питательное,  но  искры, конечно  уже  нет.  Вспоминаем,  что сегодня как раз закрытие фестиваля и оно будет как раз в этом родовом  селе.  Вот  как совпало, хотя даже и не  думали.  Зову родных прогуляться к Катуни вглубь села, это не то, что просто что-то  есть  с  краю  села  у трассы и сказать, что был в Сростках.  Идем, фестиваль все-таки  имеет смысл, село теперь ухоженное, откровенной грязи и завалюх нет… Идем по асфальту и вот, показывается берег Катуни, она тут уже не  совсем  гордая,  как раньше. Цвет ее — бирюзовый, и им любоваться поможет лавочка, стоящая на некотором приступке.
Вспоминаем, что нужно сходить к дому-музею матери. Тем более мама любит называть себя так.  Этот дом на приступке построил самолично Шукшин в свободное время и за доход от работы с фильмами. Вот и он, одноэтажный, с треугольной крышей, побеленный. Мало чем отличатся от других таких, разве что он под одну хозяйку. Кухонная утварь, прихожая, занавески — все оставлено, как было, как это задумал воплотить сын для матери. Наша мама фотографируется  и радуется, что сыны привели сюда ее.

!Кухонная утварь, прихожая, занавески — все оставлено, как было, как это задумал воплотить Шукшин для матери. Наша мама фотографируется  и радуется, что сыны привели сюда ее

Поднимаемся потихоньку на гору Пикет, тут недалеко. Народ  только  начинает пребывать, коллективы репетируют танец, открытие после обеда, но уже слышна задорная музыка, что стоящие у сцены пенсионерки подтанцовывают. Идем фотографироваться к памятнику, Шукшин как сидел, так и сидит на земле, а рядом начинается коммерция — разворачиваются шашлычники и другие деятели торговли. Достаточно, прощаемся с писателем и режиссером, что дал  возможности  развиться  своему  селу  сегодня. Идем вниз по дороге,
навстречу идет какой-то местный деревенский парень лет  10  и он, просто проходя, говорит "здравствуйте вам”, нам, незнакомым людям, гостям в его Сростках. Действительно, эти люди еще покажут настоящее остальному миру.
    
!Местный деревенский парень лет 10, просто проходя, говорит "здравствуйте вам”, нам, незнакомым людям, гостям в его Сростках.


Рецензии