Греческая поэзия Майкова
В 1840 г. появилось одно из первых стихотворений Майкова «Сон»:
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.
Традиционно неистовый Виссарион Белинский тотчас отметил появление этого стихотворения: «Это именно одно из тех произведений искусства, которых кроткая, целомудренная, замкнутая в самой себе красота совершенно нема и незаметна для толпы, и тем более красноречива, ярко блистательна для посвященных в таинства изящного творчества. Какая мягкая, нежная кисть, какой виртуозный резец, обличающие руку твердую искушенную в художестве! Какое поэтическое содержание и какие пластические, благоуханные, грациозные образы! Одного такого стихотворения вполне до статочно, чтобы признать в авторе замечательное, выходящее за черту обыкновенности дарование. У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес. В нем искусство является истинным искусством, где пластическая форма прозрачно дышет живой идеей».
В начале XX века два литературных критика Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков составили книгу «Биография Майкова и разбор его главных произведений» в которой метко окрестили А.Н. Майкова «настоящим греком» по своему миросозерцанию в его антологических произведениях.
Антологическая поэзия появилась в России в допушкинский период, но только в лице Пушкина и, главным образом, Батюшкова, и позднее Майкова, приобрела истинное звучание.
Одной из главных особенностей антологической поэзии является совершенство формы, независимо от содержания. Увлечением формой в ущерб содержанию часто упрекали и Майкова. Однако, такое обвинение, нужно считать спорным, отдельные его стихи достигают яркого эмоционального воздействия и до настоящего времени.
Действительно, Майков относится очень строго и к форме, но она не является для него ценной сама по себе, но лишь достойным выражением известной мысли.
Но это не мешает Майкову проникаться, духом народности, будь то родная Русь, или суровый Скандинавский север, или знойный итальянский юг. Его нельзя назвать лириком в полном смысле этого слова —у него вы редко найдете сильно выраженное настроение, огонь, страсть; вместе с тем он менее всего склонен быть проповедником, учителем. Поэзия его носит спокойный характер; он скорее всего мыслитель, облекающий свои мысли в художественную, поэтическую форму — «художник-мыслитель». Как представителя известной школы, Майкова причисляют обыкновенно к школе поэтов чистого искусства, школе, появившейся в России в 1840-х годах прошлого столетия. И тем не менее одно из стихотворений его «Очерков Рима» несет сильный эмоциональный финал:
На дальнем Севере моем
Я этот вечер не забуду.
Смотрели молча мы вдвоем
На ветви ив, прилегших к пруду,
Вдали синел лавровый лес,
И олеандр блестел цветами;
Густого мирта был над нами
Непроницаемый навес;
Синели горные вершины;
Тумана в золотой пыли
Как-будто плавали вдали,
И акведуки и руины...
При этом солнце огневом,
При шуме водного паденья.
Ты мне сказала в упоенье;
«Здесь можно умереть вдвоем...»
А. Майков Очерки Рима. 1847 г.
Крамской Иван Николаевич. А.А. Майков на рыбной ловле. 1883. Номер в Госкаталоге: 8928225. ГЛМ.
#Майков #Сон #Новодевичий
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №225051601070