Из ветхозаветного
Завет - одно из центральных понятий и в Библии, и в Тонахе. Из этих текстов следует, что Бог заключал несколько договоров с избранным народом или избранными людьми: Ноем, Авраамом, и евреями.
Читатели Торы знают, что Аврааму однажды Богом было дано два обещания. Первое – что от него произойдет народ (евреи), т.е. что у его жены Сары будет сын. Второе – потомство Авраама, которое пойдет через его сына Исаака, получит Святую землю.
Примечательно, что в договоре (завете) с Аврамом, Бог обещал передать его потомкам в вечное владение ханаанскую землю.
И здесь интересно: земля ханаанская Богом была обещана евреям в вечное владение в тот момент, когда самих евреев еще не существовало, а на земле, которая в последствии для богоизбранного народа станет обетованной, кто-то уже живет.
Где и как это описано?
Когда Аврааму исполнилось 90 лет, к нему обратился Всевышний (см. 15 главу книги Берешит): "Авраам! Не бойся. Твоя награда велика"…
Что Ему на это сказал Авраам? "Всевышний, что Ты дашь мне?" (тут понятно: договор есть договор).
А теперь внимание. Важный момент. Уже после особого жертвоприношения, сделанного Авраамом, Всевышний говорит ему о будущем, которое ожидает его потомков, и, в частности, произносит: "Четвертое поколение (после тебя) возвратится сюда (из египетского рабства)". Но не раньше! "Ибо до сих пор еще не полна вина эморейцев".
Кто это такие, эморейцы? И почему их вина должна быть "полной"?
«Теперь стоит Авраам на горе, смотрит на раскинувшуюся под ним Эрец Кенаан (земля ханаанская) и слышит, как Властитель мира говорит ему: "И народ Я произведу от тебя, и землю твоему народу дам. Вот она, перед тобой. Но не теперь. А лишь тогда, когда наполнится мера вины жителей этой земли. О том, что она наполнится, можешь не сомневаться. Но поторопить жителей наполнить ее раньше – Я не могу. А до тех пор не могу Я их изгнать из этой земли. Не могу объявить вас ее хозяевами. Ибо так будет нечестно. Наказание не может упреждать вину».
То есть божественный прогноз поведения эморейцев, потомков сына Кенаана Эморея, был неблагоприятным: им суждено было грешить и грешить. Еврейские богословы видят в этой формуле «Наказание не может упреждать вину» божественную справедливость. Но заметьте: гнать эморейцев/канаанцев с земли, наказывать их за грехи именно в этот, описываемый Торой и Библией, момент не только несправедливо, но и бессмысленно - евреев, которые должны там расселиться, в это время не существует.
Свидетельство о публикации №225051601186