5. 3. Будни наполненные работой
В отечественных газетах 1850 – 1860-х годов с завидной регулярностью сообщалось о проектах будущего Суэцкого канала, а затем и о его строительстве. Идею этого гидротехнического сооружения горячо поддерживало Императорское Русское географическое общество, считавшее, что канал должен произвести революцию в мировом судоходстве.
Айвазовский с удовольствием потирал руки, усевшись в кресло в своей мастерской. Рядом с ним стояли мольберты с картинами, над завершением которых он работал. Среди набросков сделанным в Темир-Хан-Шуре, выделялась картина «Вид на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море», тут же стояла картина «Стычка на Гунибе». На картине запечатлена схватка солдат Ширванского пехотного полка с мирюдами на склонах горы Гуниб.
Взгляд маэстро упал на стопку журналов, лежавших на краю стола. Кое-какие статьи его интересовали, он продолжал работать над углублением своих познаний о Египте.
Он вытащил один из журналов, это был «Всемирный путешественник».
Айвазовский пробежал глазами по тексту. Автор в нём рассказывал о строительстве Суэцкого канала, о том, что работники одновременно копают канал на пространстве в несколько километров. «Одни копают землю кирками внизу откоса, в самом ложе будущего канала, и вырытая земля передается из рук в руки, в тростниковых корзинах. Этот первобытный способ сопровождается удивительными результатами, которые поразили бы нас еще более, если б мы забыли, что находимся на той классической почве, где колоссальные работы исполнялись руками человеческими».
– Да-а, такие махины сфинксов, пирамиды поднимаются в Египте, и всё руками людей! Поразительно, право!
Айвазовский задумался, потом посмотрел статью в «Вестнике Европы», где некто Л. А-в констатировал, что, «когда на перешейке появилась холера, рабочие валились, как мухи».
– Ужасно, ужасно! Какими жертвами приходится закрывать такие проекты для их воплощения…
Ещё немного подумав, встрепенулся.
– Так! Что у нас с памятником Котляревскому? Вот же был человечище! Так! Это будет храм, выстроенный по моему собственному проекту, по внешнему виду напоминающий греческий «Пантеон Богов»!
И поставим его на живописном месте Феодосии, на горе Митридат. Часть здания отводим под часовню, в которой и будет помещён прах героя и его портрет… Так… портрет? Портрет нужно садиться и писать…
Второе – это деньги! Часть денег на строительство есть, а вторую часть выручу с продажи своих картин. Основная сумма будет получена с выставки в декабре в Петербурге, в Академии художеств. Он уже всё решил: плата за вход в выходные дни по рублю, а в будни по 25 копеек. Это будут хорошие деньги!
5 июля 1870 года, уже на следующий год после приезда художника из Египта, И. К. Айвазовский торжественно заложил первый камень в задуманный им памятник генералу П.С. Котляревскому на горе Митридат. Это было здание в виде эллинского храма, в нем разместили Музей древностей, а в одной четвертой части здания – часовню, в которую предполагалось перенести прах героя. Однако этого не произошло.
Современник писал: «Памятник представляет молитвенный дом, и вместе с тем музей древностей… Над фронтоном водружен позолоченный крест, а внутри здание делится на две половины. В передней части, где помещается часовня, к востоку стоит икона апостола Петра, на север – большой прозрачный Георгиевский крест, как символ доблестной службы кавказского героя, а к югу – портрет Котляревского, написанный искусной кистью самого Айвазовского… Здесь же находится несколько превосходных картин Айвазовского, принесенных художником в дар своей родине».
В 1871 году археологический музей был возведён. Фронтоном и шестью колоннами со стороны главного фасада музей напоминал древнегреческий храм. Художник установил здесь памятники, найденные в Феодосии и Крыму: камни с эпиграфическими надписями на древнегреческом, латинском, армянском, русском и других языках; а также хачкары, художественно оформленные кресты и двери армянских церквей, изделия из глины и бронзы. Археологический музей стал достопримечательностью не только Феодосии, но и всего Крыма. Обозреваемое со всех сторон здание музея выглядело венцом города.
Во время Великой Отечественной войны здание Музея древностей с часовней Котляревского было разрушено.
Продолжение следует. http://proza.ru/2025/05/18/1084
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №225051601309