Аристид MyStudies
------------------------------------------
*** ОСОБЕННОСТИ ***
Произведение Аристида («Апология») считается первым апологетическим произведением, дошедшим до нашего времени.
*** РОЖДЕНИЕ ***
Дата рождения остается совершенно неизвестной. Можно только предполагать, что он был современником Кодрата, т.е. родился во второй половине I в.
*** ДЕЯНИЯ ***
Жил в Афинах.
Можно сделать вывод, что Аристид до своего обращения увлекался философией. (Наиболее вероятным представляется предположение, что Аристид был действительно «профессиональным философом», нося соответствующее одеяние.)
----------------------
ТВОРЕНИЯ
----------------------
АПОЛОГИЯ
Три редакции «Апологии»:
1) армянские фрагменты X и XI веков.
В 1878 г., венецианским мехитаристам из монастыря св. Лазаря в одной рукописи X века удалось обнаружить отрывок (первые две главы) на армянском языке из Апологии. Перевод, по всей видимости, восходит к V в.
Отрывок апологии Аристида из амянской рукописи.
Пер. Эмина Н.О.
Коныбер нашел в одной рукописи XI в. вторую армянскую версию фрагмента Апологии Аристида, который почти идентичен первому.
2) сирийский вариант VI или VII века
В 1889 г. английский ученый Р. Харрис среди манускриптов монастыря св. Екатерины на Синае обнаружил полный текст перевода «Апологии» на сирийский язык; сам манускрипт датируется VI-VII вв., но перевод восходит к середине IV в.
3) греческая редакция VII века
После нахождения сирийского варианта неожиданное открытие было сделано Робинсоном.
Оказывается, этот вариант уже был известен , но только не в виде апологетического произведения II века, а как составная часть так называемого «Жития Варлаама и Иоасафа» («Повесть об индийских святых Варлааме и Иоасафе»)
Сочинение традиционно приписывается св. Иоанну Дамаскину (VII век).
Существует мнение, что текст Апологии включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе» св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец), когда переводил ее с груз. языка в кон. Х — нач. XI в.(на груз. переведена с арабского, на араб. — с пехлевийского к VIII в.)
В этом литературном произведении некий пустынник Нахор держит царю Абеннеру речь, которая и оказывается ничем иным, как буквальным повторением Апологии Аристида.
Эта греческая редакция является более сжатой, чем сирийский вариант.
Позднее, уже в двадцатых годах ХХ века, среди оксиринхских папирусов были найдены еще два греческих фрагмента «Апологии».
Варианты времени написания «Апологии»:
125–126 гг.
Согласно Евсевию и Иерониму передача Апологии императору Адриану произошла в 125–126 г.
С этим вполне согласно и заглавие армянской рукописи Апологии
138–147 гг.
В сирийском тексте стоят два заглавия:
«Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего»
«Императору Титу Адриану, Антонину Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин»
Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г.
Таким образом должно относить составление этой Апологии к годам правления императора.
Но возможно ограничение до 147 г. потому, что:
* не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г.
* хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонениях, что указывает на начало правления Антонина.
* Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ АРИСТИДУ:
найдены и опубликованы теми же мехитаристами монастыря св. Лазаря в Венеции.
1) «Аристида, афинского философа, о воззвании разбойника и об ответе Распятого»
Предситавляет собой проповедь, которая сводится к одной главной мысли: Распятый на Кресте был не просто человек, но «истинный Бог».
Подлинность гомилии очень сомнительна, и она вряд ли принадлежит Аристиду.
2) «Послание Аристида ко всем философам»
Фрагмент произведения вошел в армянскую «Книгу свидетельств» (флорилегий, то есть сборник цитат из писаний отцов и учителей Церкви, составленный против несторианской ереси).
Скорее всего, представляет собой свободное переложение некоторых мыслей «Апологии» Аристида.
Данный фрагмент целиком:
«Все страдания [Господь] истинно претерпел в Своем теле, которое Он воспринял по воле Отца и Святого Духа от еврейской Девы, святой Марии, и соединил в Себе несказанным и нераздельным единством».
*** КОНЧИНА ***
По некоему преданию, в древних Афинах благородного Аристида несправедливо приговорили к смерти , и когда одного из судей спросили, почему он бросил свой жребий против такого человека, он ответил, что ему надоело слышать, что Аристида называют «Справедливым».
Аристид был включен в число святых Римской Церкви. Память в древнейших зап. мартирологах (Римском, Адона и Узуарда) указывается 31 авг.
Сведений о древнем почитании его в Вост. Церкви нет, но под 13 сент. внесен в современные календари Элладской и Сербской Православных Церквей.
* * *
СВИДЕТЕЛЬСТВА
«Кодрат, ученик апостолов, и Аристид Афинский, наш философ, представили Адриану книги, сочиненные в защиту христианской религии, и легат Серен Граний (Серенний Граниан), муж исключительно благородный, послал императору сочинение со словами о несправедливости проливать кровь неповинных людей и преследовать по суду не совершивших преступления за одно только имя и учение. Адриан, побужденный ими (то есть апологиями и письмом), написал Минуцию Фундану, проконсулу Азии, не осуждать христиан без предмета обвинения. Экземпляр этого послания уцелел до наших дней».
Евсевий Кесарийский «Хроника»
«И Аристид, твердый последователь нашей веры, подобно Кодрату, поднес Адриану Апологию ее. Сочинение это и доныне сохраняется у многих».
Евсевий. Церковная история. Книга IV, 3
«Аристид, один из самых красноречивых афинских философов, ученик Христа, сохраняющий еще и свой философский багаж, подарил свой труд Адриану в то же время, когда Квадрат преподнес свой. Это сочинение содержало систематичное изложение нашего учения, т.е. апологию христиан; оно все еще существует и считается филологами вершиной его гения».
Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 20
«Аристид философ, муж красноречивейший, тому же императору [Адриану] поднес апологию за христиан в связи с философскими мнениями, каковой впоследствии подражал Иустин, будучи и сам философом...»
Иероним Стридонский. Письмо к Магну.
Западные мартирологи свидетельствуют об Аристиде как о муже, прославившемся верой и мудростью. В своей «Апологии» он учил о Христе, называя его «истинным Богом».
-----------------------------
СМ. ТАКЖЕ:
Аристид // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Архим. Киприан (Керн) об Аристиде
Свидетельство о публикации №225051600140