Перестройка. Гл. 2
Попытки выхода из кризиса
Естественно, неоднократно принимались попытки решения проблем. Самой крупной была идея с подписанием нового союзного договора. Для этого 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум, на котором был поставлен вопрос «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». На этот вопрос положительно ответили 78 процентов проголосовавших, после чего был запущен процесс составления нового документа.
Первое совместное заседание президента СССР и руководителей девяти участвовавших в референдуме республик состоялось 23 апреля 1991 года. По его итогам было принято совместное заявление, в котором говорилось следующее:
«Первое. Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза. Из этого должны исходить в своей деятельности союзные и республиканские органы власти, местные советы и исполнительные комитеты, должностные лица всех организаций и предприятий, граждане.
Второе. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума. В этой связи участники встречи считают необходимым:
– завершить в ближайшее время работу над проектом нового Союзного договора с тем, чтобы согласованный документ можно было подписать делегациями названных республик;
– не позднее шести месяцев после подписания договора подготовить и принять на Съезде народных депутатов СССР новую Конституцию Союза, в основе которой должны быть положения договора о Союзе суверенных государств; после принятия новой Конституции подготовить и провести выборы органов власти Союза, предусмотренных договором и Конституцией; в течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней; высшие руководители союзных республик, участвующие во встрече, признавая право Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Грузии и Армении самостоятельно решать вопрос о присоединении к Союзному договору, вместе с тем считают необходимым установление режима наибольшего благоприятствования для республик, подписавших Союзный договор, в рамках единого экономического пространства, ими образуемого; недопустимы дискриминация по национальному признаку, разжигание межнациональных конфликтов, нарушения прав граждан СССР, где бы они ни проживали. Все факты подобного рода должны решительно пресекаться правоохранительными органами» .
В третьем пункте стороны подтвердили обязательства союзных органов и республик, закрепленные в экономическом соглашении на 1991 год, в первую очередь – в отношении бюджетов и внебюджетных фондов. Также предусматривалось развитие и усиление хозяйственных связей между республиками, регионами и предприятиями, за что предполагалось повысить ответственность Кабинета министров СССР и союзных республик. В целях стабилизации обстановки в экономике страны было согласовано решение о введении особого режима работы в важнейших отраслях народного хозяйства.
В четвертом пункте было констатировано, что при повышении розничных цен не были учтены все негативно влияющие на жизненный уровень населения факторы, посему было принято решение об осуществлении дополнительных мер социальной поддержки граждан, в частности – малоимущих. Для этого предусматривалось: отменить 5-процентный налог с продаж на товары повседневного спроса, компенсировать рост цен в школьных и студенческих столовых, пересмотреть тарифы на авиационном и железнодорожном транспорте в сторону снижения. Заканчивается этот пункт призывом к шахтерам, бастующим по политическим и экономическим мотивам, прекратить свои акции и упорным трудом наверстать потерянное время.
В пятом пункте говорится следующее: «Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти.
Они высказались за сотрудничество и взаимодействие в рамках закона всех общественных и политических сил с использованием возможностей, предоставляемых развитием демократии, деятельностью представительных органов власти, гласностью. При этом особо подчеркнуто, что в нынешнее ответственное время превыше всего должны быть поставлены интересы народа, практическая работа по выводу страны из кризиса, по продолжению демократических преобразований в обществе, дальнейшей радикализации экономической реформы при одновременном осуществлении мер социальной поддержки населения.
Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик» .
После чего началась, собственно, активная работа по составлению союзного договора. Одним из первых вопросов, которые проговаривались, было название государства. Горбачев предложил следующее:
«Решать вопросы исходя не из личностей, а из того, что речь идет о судьбе государства. Держать дальше общество в таком состоянии нельзя. Недопустимо тянуть с новым Союзным договором. Назвать так: Союз Суверенных Государств.
Уже три года агропромышленный комплекс находится в ведении республик, а все по-прежнему валят на Центр.
Мы за обновленную федерацию. Автономии – равноправные субъекты федерации, делегирующие часть своих полномочий бывшим союзным республикам.
Сохранить Российскую Федерацию можно только в составе Союза.
Усилить – о международных обязательствах всех республик СССР.
Полномочия – разграничение суверенитета и собственности. То, что должно уйти к республикам, связать с ответственностью (поручается отформулировать группе – Абалкин, Ожерельев, Кудрявцев).
Обоснование необходимости федерации: диктует жизнь, опыт, перспективы (поручается отформулировать Шахназарову, Кудрявцев.
После чего председатель Верховного совета СССР А. И. Лукьянов предложил три варианта подписания будущего союзного договора. В первом варианте договор подписывали только союзные республики, во втором – союзные совместно с автономиями, входящими в состав РСФСР, в третьем – все союзные и автономные республики. Помощник президента СССР В.А. Медведев сказал, что РСФСР занимает особое положение в союзе, и поэтому она является его несущей конструкцией. Но эта республика в своем нынешнем виде немыслима без Союза, поскольку Россия никогда не существовала в границах и конфигурации РСФСР. То же самое касается Грузии, Казахстана и Украины. По автономиях им предлагалось занять принципиальную позицию, рассматривая их как неотъемлемые части союзных республик.
И, наконец, на обсуждение был поставлен вопрос о разделении полномочий между центром и республиками. В указанной книге показано, что он обсуждался так:
«Абалкин. Если союз республик будет определен как федерация, то все остальное отсюда вытекает.
Яременко…
Медведев. Отступать дальше под давлением республик не следует. Уже и в нынешнем варианте по отдельным вопросам перешли необходи-мую грань.
Яковлев. Можно было бы подписывать этот договор в части распределения полномочий в таком виде, хотя и в нем все¬-таки допускается ущемление прав республик.
Ахромеев…
Ожерельев. Распределение финансовых ресурсов между Центром и республиками нельзя ставить в зависимость от ежегодного заключения соответствующих соглашений.
Горбачев. Согласен с тем, что нельзя допустить крайностей в этом вопросе. Суверенитет республик не следует смешивать с собственностью на экономические и природные ресурсы. Основным субъектом единого экономического пространства должно быть предприятие. В союзной и республиканской собственности надо оставить только то, что необходимо для обеспечения единого экономического пространства. С этим связана и необходимость трехканальной формулы налогов. Особый вопрос – о еди-ном энергетическом пространстве, а также централизованных продовольственных фондах.
Конечно же, может встать и такой сложный вопрос – как быть с республиками, которые не подпишут Союзный договор? Этот вопрос требу¬ет особого обсуждения и разработки. Никуда не уйти от него» .
12 мая 1991 года президент СССР М.С.Горбачев встретился с руководителями автономий Российской федерации. На встрече он сказал, что нужно найти решения, которые бы отвечали нуждам и чаяниям всех. По мнению президента, найти их было невозможно без учета интересов и перспектив развития автономий. Также он сказал следующее:
«Хочу снять озабоченность, связанную с некоторыми пунктами в Заявлении «9+1». Важно, что мы оставили в стороне узкопартийные позиции, нашли общий подход к коренным вопросам, связанным с судьбой страны. Заявление имеет огромное значение. И так оценено у нас и во всем мире. Председатель парламента РСФСР Б. Н. Ельцин доказывал, объяснял, почему подписал этот документ. Я тоже. Воспринято было не всеми однозначно. Это нормально. Атмосфера была товарищеская, хорошая. Разговор получился. Был, по сути, первым, который отвечал потребностям переживаемого момента. Мы с Борисом Николаевичем согласились: кто пошел бы против этого Заявления, для него это означало бы политическую смерть» .
Говоря насчет названия «Союз суверенных республик или Союз суверенных государств» он заметил, что тут нет принципиальных противоречий, так как проектируемое государство должно было стать федерацией, вытекающей из наших реальностей – этнических, экономических, культурных, политических и социальных. Тогда президент СССР считал, что если бы страна пошла по этому пути, то все начало бы разваливаться и рассыпаться. И хотя шла работа по сокращению полномочий центра и передаче их значительной части республикам, необходимо было побеспокоиться о целостности как Союза, так и России.
Некоторые республики, сказал Горбачев, ставили под вопрос целесообразность создания союзного двухпалатного парламента. Но президент страны убедил их в целесообразности его существования. Основные размышления зашли о названии второй палаты: Совет республик или Совет национальностей. Потом президент сказал:
«Давайте думать о целостности России и целостности Союза. Россия – несущая конструкция Союза. Новый статус автономии, новые права должны быть закреплены и в Союзном, и в Федеративном договоре. Этот вопрос не может решаться по-разному. Если бы мы создали маломощные структуры в Союзе – все очень скоро почувствовали бы несуразность.
Борис Николаевич иногда на меня обижается, когда я призываю его стоять за Союз. Он говорит: что вы меня уговариваете, я за Союз! Но надо, чтобы это было выявлено с предельной четкостью. Надо выбрать единственно жизнеспособный вариант» .
После высказанного представители автономий выразили претензии, что все совещания происходят без них. Горбачев на это ответил, что процесс находится в переходном периоде, и если реализовать предложения председателя парламента Башкирии тов. Рахимова, то пойдет цепная реакция в других республиках. На что председатель республиканского парламента Коми тов. Спиридонов ответил, что его республика готова подписать «заявление 9+1», но в нем узурпируются права Совета федерации. Проигнорированы решения съездов СССР и РСФСР и результаты работы над союзным договором. Федеративный договор подтвердит целостность России, и может быть автономии придут к территориальной администрации, но через развитие национальной государственности. В республике Россия потому и обстоят дела спокойно, потому что председатель ее парламента тов. Ельцин спокойно смотрит на процессы суверенизации автономий.
Председатель Верховного совета северной Осетии тов. Галазов заметил, что если вышеуказанные тенденции будут сдерживаться насильно, то будет нанесен сильнейший ущерб единству России. Плюс не надо уделять внимание тому, как будет подписываться союзный договор.
Разговоры на эту тему продолжались еще некоторое время, пока Ельцин не сказал: «Мы вели этот разговор на Верховном Совете России примерно в таком же ключе. Но не могли решить вопрос без вас. Нужна четко разработанная дифференцированная квота в Совете республик – тогда можно договориться и по другим вопросам.
Надо сказать: первое – республики являются субъектами Союза и РСФСР. Второе – сесть с каждой республикой и послушать, как они хотят подписывать Союзный договор. Некоторые республики могут подписать отдельно – в таком случае надо указать, что они остаются субъектами РСФСР. Если Татарстан не хочет участвовать в Федеративном договоре, а заключает отдельный договор с Россией, – мы согласны. А затем этот вопрос вынести на большой Совет Федерации.
Документ для Съезда народных депутатов РСФСР должен содержать признание суверенитета республик ».
Обсуждение продолжалось еще некоторое время, после чего Горбачев сказал, что когда-то утверждалось, что национальный вопрос решен в СССР окончательно, а оказалось, что это не так. Поскольку союзное правительство вначале упустило из виду этот аспект, то за него взялись группировки экстремистского толка. Выяснилось, что центр был чересчур деликатным, и надо было выступать против такого развития событий. Ибо много потеряли, а противники Горбачева взяли инициативу себе. Союз необходим в виде обновленной федерации, и его судьба связана неразрывными узами с судьбой России.
По мнению президента СССР, в конституции РСФСР было все, за что критиковали центр: великодержавие, чрезмерная концентрация власти в одних руках и т.п. Там не было Союза.
Но не смотря на трудности обсуждения, центр и республики все же вышли на финишную прямую. Тогда т. Горбачев попросил учесть следующие замечания:
«Много поправок, дополнений – в основном редакционные. Есть принципиальные: о названии Договора и государства, о субъектах Союза, о некоторых вопросах разграничения полномочий, об устройстве высших органов власти.
Обоснование названия – Союз Советских Суверенных Республик.
О Совете Федерации. Проводить ли все его заседания в одинаковом составе или наиболее важные должны проводиться в расширенном составе, а в остальных случаях на регулярной основе собираться без республик, входящих в другие республики?
Возможность членов Совета Федерации работать на постоянной основе» .
Полномочный представитель Карельской республики т. Степанов предложил помимо равноправия народов признать также равноправие республик. Также он предложил оставить две палаты парламента, как было опубликовано в газетном проекте, а в одной из них – совете союза – оставить по 50 депутатов от республик, включая федеративные. В состав совета национальностей Степанов предлагал включить представителей всех народов. По органу, который координировал деятельность союзных и республиканских структур, - совету федерации – Степанов тоже потребовал обеспечить равноправие.
Представитель северной Осетии т. Галазов внес предложение о скорейшем подписании союзного договора. Также он призвал больше не делить республики на два сорта, плюс сохранить проектное название будущего государства – Союз советских суверенных республик. При этом он сказал, что если большинство участников выскажется за новое название, то его нужно утвердить при условии фиксации приверженности социализму.
Председатель советского парламента т. Лукьянов акцентировал внимание на том, что название будущего союза, должно включать в себя определения «республик» и «советских».
Дальше в книге Черняева описывается так:
«Акаев. По названию Договора и Союза – поддерживаю Горбачева. Устройство Верховного Совета: иметь верхнюю палату – Совет Союза и нижнюю – Совет Национальностей.
По союзным органам – согласен со всеми соображениями Горбачева, в том числе насчет участия в Совете Федерации союзных республик на постоянной основе.
Полномочия, включая налоги, – согласен со всем, только надо уточнить, что союзная собственность является общей, долевой ».
Председатель республиканского парламента Украины Л. М. Кравчук констатировал, что переговорщики приближаются к тому, что надо. Проблемой являлось название будущего договора. Название союза он предложил обойти. В документе должны были быть отражены однопалатный парламент, полномочия республик и национальные вопросы. Палата национальностей никаких вопросов решать, по мнению Кравчука, не должна была, лишь совет республик вправе это делать. Также он выразил сомнение в необходимости совместной компетенции органов союза и республик. Подписывать договор со стороны союза должен был лишь президент.
Глава республиканского парламента Белоруссии Н.И. Дементей сказал, что главное – условиться о союзных полномочиях. Название же, по его мнению должно было быть либо Союз суверенных государств, либо Союз советских суверенных республик.
Президент республики Азербайджан А. Н. Муталибов сказал, что нужно «Сохранить аббревиатуру СССР. Две палаты. Субъекты учреждают Союз, и подписывают все. Налоги союзные нужны. Топливный комплекс – в юрисдикцию республик. Союзная собственность передается Союзу на договорных началах. Дополнить статью 4-ю: «Республики – участники Договора не допускают на своей территории создания воинских формирований...»
Предусматривать право участия республик в союзных органах отраслевого и межотраслевого управления ».
Ельцин сказал «О палатах. Мы договаривались сделать несколько вариантов в отношении палат и квот. Кто за, кто против. Можно было бы выбрать. Оригинально предложение Степанова: одну палату с равным представительством от республик, а вторую – от всех народностей ».
Говоря о подписании союзного договора, он же предложил начинать с РСФСР и идти далее по алфавиту. Ельцин утверждал, что понимает ответственность момента, так как указанное в предыдущем предложении может привести к политической и экономической стабилизации. Оно также помогло бы сохранить единство России, разрушить которое было бы величайшей ошибкой, которую не простят люди. Нельзя также было допускать, чтобы договор подписывала одна республика по отдельности, поскольку результатом могла бы стать мощная волна распада, тем более что везде есть население другой национальности.
Обязательно будущий союз должен был выполнять координирующую функцию. Ельцин сказал, что разъясняет следующее: РСФСР заключает с союзом договор о стратегических принципах, а что касается политических, экономических и других конкретных вопросов, то они должны были решаться Россией.
Он продолжил: «Мы говорим, что Россия имеет самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Да, но с учетом функции координации, которую мы передаем Союзу. Найдем вариант и в РСФСР.
О высших органах власти. С Президентом не один был разговор. И на руках мы объяснялись, показывая, сколько должно быть передало Союзу. Максимум власти передается республикам. А дальше – вниз. Но спустить бюрократию Союза на российское поле – у нас нет таких намерений.
О собственности. Мы не можем подписать Договор, пока не условимся о разделе собственности. Угольная промышленность перешла к республикам – хорошо. Нефтехимия – хорошо. Цветная металлургия и т.д.
О налогах. В союзный бюджет мы перечисляем фиксированную сумму по программам – по расчетам, а не по процентам. Дайте нам по статьям военный бюджет, может быть, мы даже прибавим на обустройство демобилизованных ».
На что Горбачев сказал, что это отступление от договоренности. Ельцин возразил ему, что, согласно декларации о государственном суверенитете, предприятия оборонного комплекса должны были остаться в ведении России. Благодаря чему конверсия пошла бы быстрее.
Заседания совета федерации следовало бы проводить по стандартной схеме, но по принципиальным вопросам – собирать в расширенном составе.
Горбачев спросил «как политбюро что ли?». Ельцин ответил, что это является необходимым условием для решения конкретных вопросов. Также он сказал, что нужно передать в ведение союза атомную энергетику, а топливо в недрах земли должно принадлежать народам республик.
Тут в разговор вступил Шаймиев – президент Татарстана – и сказал, что подпишет договор, если его республика получит союзный статус. Почему они должны решать оборонные вопросы через Россию? Ведь в Казани устраивают голодовки на площадях не только собственно татары, но и представители Азербайджана, Киргизии и Казахстана.
Президент республики Казахстан Н. А. Назарбаев заметил, что «Все республики убедились, что в одиночку выкарабкаться будет невозможно без больших потерь. Надо договориться, что мы к 1 июля подпишем Союзный договор. Сказать об этом публично, чтобы народ нас контролировал. Заявление «9 + 1» воспринято во всем мире хорошо. Отношение к нам стало, как к нормальным людям, а не взбесившимся. Все объединяются, а мы, имея 75% ную интеграцию, разбегаемся. Кто будет нас воспринимать всерьез?
Сохранить название: союзные республики и республики.
Нет мононациональных республик. Сегодня вы объявите о себе как субъектах Союза, завтра у нас в районах будет провозглашаться то же самое. В Совете Федерации – может быть, постоянный Комитет или Президиум. В Совете Национальностей должно быть равное представительство от девяти республик. Иначе не подпишем. Борис Николаевич, возьмитесь за это дело. Пусть будет Совет Республик с равным представительством (т.е. от союзных республик), а Совет Союза – от всех республик» .
После чего выступили представители еще некоторых республик, и Горбачев закрыл обсуждение.
Подписание договора было намечено на 20 августа 1991 года, но тут случились события в результате которых, оно было сорвано. Я говорю о пресловутом «августовском путче». Почему я его так характеризую? Потому что по его итогам никто не был ощутимым образом наказан, а самого Горбачева, по моему мнению, изолировали исключительно потому, что он был не в себе и мог наделать глупостей. Косвенным образом это подтверждает и сам Михаил Сергеевич, который, по его словам, обматерил собственное окружение, которое приехало просить санкции на свои дальнейшие действия.
Сам день 19 августа 1991 года был поначалу ничем не примечательным. Но тут диктор центрального телевидения зачитал текст следующего содержания:
«1. В соответствии со статьей 127/3 Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения», и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.
2. Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза ССР.
3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О. Д. — первый заместитель председателя Совета обороны СССР, Крючков В. А. — председатель КГБ СССР, Павлов В. С. — премьер-министр СССР, Пуго Б. К. — министр внутренних дел СССР, Стародубцев В. А. — председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А. И. — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Язов Д. Т. — министр обороны СССР, Янаев Г. И. — и.о. Президента СССР» .
И хотя основная масса советского населения отнеслась к образованию ГКЧП либо одобрительно, либо нейтрально, часть москвичей собралась у Дома советов РСФСР для проведения протестных акций. Еще в тот же день президент Б. Н. Ельцин издал указ, в котором говорилось: считать объявление комитета антиконституционным, а его действия квалифицировать как государственное преступление. Все принятые им решения считать незаконными, а лиц, их исполняющих, привлечь к уголовной ответственности.
Для выполнения этого решения Вооруженные силы СССР были приведены в состояние повышенной боевой готовности, а воинские части Таманской мотострелковой, Кантемировской танковой и Отдельной мотострелковой дивизии оперативного назначения Внутренних войск МВД СССР были введены в город Москва. Тульская дивизия ВДВ выполняла вспомогательные функции.
Тут же к военным стал стекаться народ, солдаты были настроены довольно дружелюбно, однако в толпу попали откровенные провокаторы. Вследствие последнего факта, комендант Москвы – генерал-полковник Калинин – был вынужден ввести комендантский час. Во время патрулирования произошло боестолкновение в тоннеле на Садовом кольце, в результате которого погибли три человека: Д. КОМАРЬ, И. КРИЧЕВСКИЙ, В. УСОВ.
Через некоторое время в Москву вернулся президент СССР и издал указ следующего содержания:
Президент СССР
Указ
от 22 августа 1991 г. № УП-2444
Об отмене антиконституционных актов организаторов государственного переворота
В ночь на 19 августа группа заговорщиков захватила власть с намерением осуществить государственный переворот. Это преступление было пресечено благодаря решительным действиям руководства России, принципиальной позиции других республик, выступлениям москвичей, ленинградцев, населения других регионов в защиту демократии и конституционного порядка. Заговорщикам не удалось направить армию против народа.
Так называемый ГКЧП издал ряд актов, имевших целью установить диктаторский режим и свернуть страну с пути демократических преобразований.
Принимаются необходимые меры для ликвидации всех последствий заговора и наказания виновных.
Настоящим Указом постановляю:
1. Отменить все решения, изданные ГКЧП или отдельными его членами.
2. Отстранить всех членов ГКЧП от занимаемых постов.
3. Принять к сведению, что Генеральным прокурором СССР возбуждено уголовное дело в отношении лиц, участвовавших в заговоре, и что следствие ведется совместно компетентными органами Союза ССР и РСФСР.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М. ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
22 августа 1991 года
№ УП-2444
На этом эпоха перестройки закончилась, и началась эра нормализации.
Свидетельство о публикации №225051601404