Тупики повседневности, беседа восьмая

Беседа восьмая.

Человечество прошло длинный путь, прежде чем изобрело такой инструмент, как деньги. Ещё несколько тысячелетий назад никаких денег не было. Люди просто обменивали товар на товар и, тем самым, удовлетворяли свои потребности во всём необходимом. Например, обменивали виноград на зерно или мясо. Постепенно выяснилось, что далеко не все товары пользуются одинаковым спросом со стороны потребителей. Такие товары, как соль, зерно или скот можно было без особых хлопот обменять на все остальные товары. Следовательно, они имели большую ценность, чем другие товары, которые обменять было намного сложнее. Поэтому часть товаров, пользующихся самым высоким спросом, стала выполнять универсальную функцию обмена. Вы всегда могли обменять те же самые зерно или мясо на любой понравившийся вам товар. На этой стадии товарно-денежных отношений, мышление человека претерпело серьёзные изменения. Оно перестало быть конкретным, сосредоточенным  на  потребительских свойствах какого-то одного товара. Человек научился мыслить абстрактными экономическими категориями, выделять группы товаров и сравнивать их свойства.
Спустя некоторое время выяснилось, что хранить зерно или мясо, предназначенное для обмена на другие товары, довольно хлопотное  занятие. Необходимы особые складские помещения. Кроме того, зерно или мясо невозможно долго хранить, эти товары могут испортиться. Значит требовалось какое-то другое универсальное средство обмена, которое, могло бы быть компактным, умещающимся в сумке, и, даже в руке,  и, одновременно,  храниться в течение неограниченно долгого времени. Такое средство обмена было найдено. В 3000 -1000 годах до нашей эры в Месопотамии ( Шумер, Аккад) стали использоваться серебряные слитки или порошок, как мера стоимости и оплаты. Однако, человечество не остановилось на этом. Оно пошло дальше и изобрело деньги. Маленькие кружки из драгоценных металлов, с нанесёнными на них изображениями или надписями. Это был первый шаг по пути к символизации товарно-денежных отношений. Отныне речь шла не просто о способности какого- то одного товара быть обменянным на другие товары, но  о его представлении, как некоей символической ценности. Люди начали воспринимать цену не как качество товара, а как цифру, знак, меру — результат сильного абстрагирования. Монета, в их глазах, стала  не просто куском металла, а знаком общественного доверия и обязательства, поддерживаемого авторитетом государственной власти.
Итак, появление денег было не только результатом развития товарно-денежных отношений, но и было тесно связано с развитием мышления людей. Появление денег требует, как минимум: способности к абстракции (умения видеть за предметом его стоимость); символического мышления (умения понимать знак как носитель смысла); социального соглашения (вера в ценность денег); временной перспективы (накопление, инвестиции, проценты).
Однако, с самого первого момента своего возникновения, деньги были не просто универсальным средством обмена одних товаров на другие. Они имели вполне выраженное сакральное значение. Ведь это не просто кружочки драгоценного металла. На них наносились изображения богов, портреты императоров, символы государственной власти. Ценность денег, таким образом, выходила за рамки чисто экономических категорий. Это были знаки власти, жертвы, божественной благодати или проклятия. Во многих культурах деньги или ценные предметы использовались в жертвоприношениях: В Месопотамии, Египте, Древней Греции и Риме люди приносили драгоценности, слитки или монеты в храмы. Это считалось платой за благоволение богов, своего рода ритуальным обменом. В Дельфах (Греция) богатые паломники оставляли золотые и серебряные дары Аполлону — они хранились в храмовых сокровищницах.
 Роль первых банков в древности выполняли храмы. В Вавилоне, Греции и Риме храмы играли роль хранилищ богатства. Жрецы управляли этими фондами, выдавали деньги в долг, принимали вклады — сакральные деньги становились экономическими. Храмовые деньги считались священными — их кража или порча карались как святотатство. В Египте слово "перу-нефер" обозначало и храм, и кладовую.
На древних монетах часто изображались боги, цари-боги или символы власти: Зевс, Афина, Аполлон (в Греции), божественный Александр Македонский, фараоны как воплощение Гора (в Египте), римские императоры как «божественные» (Divus).   Такие монеты, как бы говорили своему обладателю : "Этот правитель — от Бога, он гарантирует справедливость и порядок".
В народной магии монеты использовались как обереги, амулеты и талисманы. В некоторых традициях клали монету под язык мёртвому (греческий обол Харону) — оплата за переход в мир мёртвых. Монеты могли закладываться в основание зданий или мостов — как жертвоприношение земле или духам.
Вместе с тем, иудаизм и христианство стремились дистанцироваться о тех представлений о деньгах, которые были приняты в язычестве. В иудаизме и христианстве отношение к деньгам амбивалентное: С одной стороны — богатство как благословение. С другой — любовь к деньгам — как грех и идолопоклонство. В Новом Завете: «Невозможно служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Маммона в христианстве это персонификация алчности.
Таким образом, в древности деньги были не просто средством обмена — они были священными знаками, несущими религиозный, мифологический и магический смысл. Через деньги человек вступал в отношения не только с людьми, но и с богами.


Рецензии