Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь

История Носовского монастыря - это история его строительства. Фактически, как монастырь обитель не состоялась, хотя и стала своеобразной «колонией» на Тамбовской земле далекого и очень чтимого в народе Валаамского Преображенского монастыря. Возможно, со временем, Носовский монастырь мог бы стать вторым Валаамом в тамбовских степях.
А началось все с завещания потомственного почетного гражданина Андрея Михайловича Носова, человека в Тамбове известного, основателя Носовской богадельни. В 1893 г. он умер и оставил по завещанию епархии 870 дес. земли близ с. Ивановка Борисоглебского уезда, и 14000 р. денежного капитала с тем, чтобы на этой земле и на эти деньги был основан мужской монастырь. Это завещание стало полнейшей неожиданностью для епархиального начальства и ложилось: «тяжелым бременем, так как оно являлось делом в некотором роде посторонним». Монастырь предстояло основать в буквальном смысле слова на пустом месте. Не было ни первоначальной общины, ни человека или группы людей, которые этим делом занялись бы. Причем завещание было составлено так, что землю и деньги нельзя было употребить на другие цели, кроме как на основание монастыря и именно мужского. Епархиальное начальство недовольно было тем, что Носов никак не согласовал свое желание с мнением правящего епископа. А ведь в епархии была острая нужда в женских монастырях, те что имелись, были переполнены.
Сразу начать строительство монастыря не получилось. Выяснилось, что на землю не было плана, и она не размежевана. Назначили комиссию в составе трегуляевского архимандрита Иринарха, иеромонаха Казанского мужского монастыря Иллариона и священника с. Павлодар Дм. Кандидова. Комиссия с 1893 по 1900 гг. занималась делом по юридическому оформлению завещанного за епархиальным ведомством и сдачей наличной земли в аренду. И то и другое было достигнуто и только в 1900 г. приступили к реализации основной цели: строительство монастыря. Но перед этим епископ Тамбовский и Шацкий Георгий(Орлов) сделал последнюю попытку изменить завещание в пользу основания женского монастыря, но с этим не были согласны родственники Носова и Св. Синод не дал на это своего разрешения.
Итак, в 1901 г. священник Николай Соловьев подал на рассмотрение епископа проект монастыря, разработанный архитектором Свирчевским. Проект был принят. Вдовый священник Соловьев назначен строителем (он проживал в Таволжанском женском монастыре). Однако с этим не согласился архимандрит Иринарх, заметив, что такое распоряжение противоречит завещанию. Соловьева удалили, а строителем временно назначили иеромонаха Тамбовского Казанского монастыря Серапиона. Но нужно было искать постоянного человека на это место. В самой Тамбовской епархии способных на такое дело не нашлось. Обратились за помощью к Соловецкому и Валаамскому монастырям. Первый отказал, а второй прислал иеромонаха Константина. Но как видим в период с августа 1901 по 1903 гг. дело по монастырю приостановилось. Этим были недовольны племянники Носова, которые обратились в окружной суд с тем, чтобы землю передали им и они сами будут заниматься основанием монастыря. Но видимо назначение нового строителя убедило их забрать иск и дело было прекращено.
Строитель монастыря иеромонах Константин с 1903 г. энергично принялся за дело. Вместе с ним с Валаама, приехали монахи Гермоген и Елеазар, а несколько позже еще два монаха и 3 послушника. В Тамбове был приобретен локомобиль, в Москве кирпичноделательный завод. Между тем Консистория сменила состав строительной комиссии. Председателем ее назначен благочинный 3-го Борисоглебского округа священник Федор Святозаров, членами стали иеромонах Константин, монахи Гермоген и Елеазар и второй священник церкви в с. Бурнак Василий Смирнов.
С лета 1904 г. начала действовать кирпичноделательный завод, но дело двигалось медленно - часто выходила из строя машина, дорогие детали приходилось выписывать из Берлина, работа стояла. В 1905 г. ничего не было построено, кроме того, в стане строителей начались разногласия. В 1905 г. на Валаам уехал монах Гермоген, а в 1906 г. в Санаксары монах Елеазар, разбиравшийся в технике. Оба они были недовольны тем, что иеромонах Константин все решал единолично.
В 1904 г. попытались заложить фундамент жилого корпуса. Причем прежний проект Свирчевского был отвергнут, а принят новый - Фреймана. Подрядчиком наняли Финагина, строившего до этого здание Тамбовского епархиального женского училища. В проекте Фреймана иеромонах Константин заметил недостатки. Пока все согласовывали, ударили морозы и закладку отложили до следующего года. Но как уже было сказано в 1905 г. практически весь год дело стояло и только 20 сентября 1905 г. было освящено место закладки епископом Козловским Нафанаилом. Как вспоминали очевидцы во время освящения шел проливной дождь.
К 1908 г. корпус был готов и в нем освящен Преображенская домовая церковь с приделами прп. Серафима Саровского и прп. Сергия и Германа Валаамских. Тогда же, указом Св. Синода от 23 сентября 1908 г. был учрежден Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь. Собственно, весь монастырь и состоял из этого двухэтажного корпуса. Со временем построили одноэтажный корпус и баню. К 1911 г. в монастыре проживало 11 насельников.
В 1917 г. в монастыре произошла трагедия зверски были убиты иеромонах Сергий (Гальковский) и иеродиакон Андроник (Барсуков), оба они были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 г.
Носовский монастырь был закрыт, видимо после 1918 г., но не позже начала 20-х годов.
В настоящее время сохранился монастырский корпус с домовой церковью, которая была освящена архиепископом Евгением (Жданом) 19 августа 1992 г. и действует как приходская.

Настоятели

Игумен Симеон (1907 – 1918 гг.). Родился в 1868 г., 1893 г. послушник на Валаамском Спасо-Преображенском монастыре, 1900 г. пострижен в монашество, 1902 г. посвящен в сан иеродиакона, 1907 г. иеромонах, назначен настоятелем Носовского монастыря, 1911 г. возведен в сан игумена, 1913 г. награжден наперсным крестом. По сведениям местных жителей был убит в 1918 г.

Источники:

1. ТЕВ. 1907. №19, 21, 23, 28, 29, 33, 38
2. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911.


Рецензии