Рецензия к фильму Адаптация

"Адаптация" 2002
Ну, это американская психологическая драма от таких мастеров сюрреализма, абстракционизма и мозговыносизма, как Спайк Джонс и Чарли Кауфман. Эти по-хорошему сумасшедшие дяденьки лично для меня занимают вообще отдельный пьедестал в кинематографе. Они не из нашего мира.)) Какие-то странные процессы у них в головах происходят.)) Первый снял такие шедевры психодела, как "Быть Джоном Малковичем", "Она", "Там, Где Живут Чудовища". Второй засценарил не менее экзотические "Вечное Сияние Чистого Разума", "Нью-Йорк Нью-Йорк", "Думаю, Как Всё Закончить". И там везде лютая лихорадка и поднебесный полёт фантазии. Смел ли я надеяться, что здесь будет новая умопомрачительная карусель? Безусловно. Но несмотря на то, что фильм получился замечательным, он без психоделических выкрутасов. Он полностью в рамках реальности. Но не без изысканности. Повествование происходит в двух временных отрезках, без мешанины и путаницы. Весьма странная развязка, которая, как бы и не вытекала из довольно уравновешенного хода событий. И она офигенно работает. Ну а концепция фильма – это творческий кризис, в котором пребывает сценарист. Которого зовут Чарли Кауфман.)) Так что, всё-таки, некая абстракция тут всё равно есть. Ну и герой весь фильм пребывает вот в этом состоянии тупиковости. Без шизоидности, правда, и прочих неадекватов. К сожалению. Ну а что поделать? Приучили меня эти хитрованы к чему-то эдакому.)) Но понаблюдать за встрявшим писателем было очень даже увлекательно. И вот эти все орхидеи, близнецы, беззубость… Вот эти все нюансы яркие и неординарные. Они уводят из банальности и всё-таки делают фильм чуть странным. Что мне очень нравится. Ну и адаптироваться мне к новому ритму жизни, потому что чокнутый колдун наколдовал мне ещё четырнадцать ног, если не пора перейти к сути.

Жил-был в Лос-Анджелесе один очень знаменитый сценарист. Но несмотря на именитость и востребованность чувствовал он себя не сильно счастливо. Во-первых, он лысеет. А когда человек лысеет, он обычно не ликует по этому поводу. Тем более, когда ему не идёт лысь. Во-вторых, он пузатенький. Не жирдяй пятитонный, но брюшко выпирает. В-третьих, у него нет девушки. Он убеждён, что причиной тому является как раз-таки лысь и брюшко. В общем, он весь из себя закомплексованный и хмурится. И это отражается на его творческой деятельности. На собеседовании с продюсершей сидел весь сырой от пота, как варёный рак, и переживал, что он лысеет прямо у неё на глазах. А какой нормальный человек заключит контракт с лысеющим на глазах потным пузатиком? Но всё закончилось удачно. И теперь мужичок должен написать адаптированный сценарий по художественной книге. Там одна современная писательница сочинила произведение про искателя орхидей. Это реальный человек. Без верхних зубов только. Он лазит с индейцами по болотам по уши в тине и выискивает редкие цветочки. Почему с индейцами? А потому что он хитрый. Индейцев обычно не судят за браконьерство краснокнижных орхидей. Наверное, всё ещё совесть мучает за прошлые проступки. И писательницу заинтересовал этот мужчина. Как это так? Почему такой колхозный, дерзкий, невоспитанный, беззубый мужлан и вдруг – орхидеи? Нежные, изящные, олицетворение красоты и духовности. Он не сочетается с орхидеями. И она написала про всё это книгу. Пышную, с кучей измышлений и контрастов. А сценаристу поручили её адаптировать для кино. А его так невовремя накрыл творческий кризис. И у него ни черта не печатается. Даже первая буква. Его это бесит и раздражает. У него ещё больше выпадают волосы. В разговорах с женщинами два слова связать не может. Периодически мастурбирует, чтобы хоть чуть-чуть разрядиться. Ещё и брат-близнец нервы треплет. Ишь ты! Тоже захотел стать сценаристом! А он балда бестолковая! Куда ему в писательство? И писать собрался чушь какую-то про маньяков. И ведь у него пишется, чёрт возьми! А у него, блин, всё иссякло. И с этим надо что-то делать…

Мне, как любителю пографоманить и накалякать какую-нибудь ерундятину, было очень даже интересно посмотреть, как специалист будет выкарабкиваться из творческого кризиса. Сам сталкивался.)) Полрассказа написал, понял, что это хренотень и отложил в самый дальний стол. И так пять раз. Это реально раздражает. Нет, здесь не дают инструкцию по выкарабкиванию. Но некоторые моментики на заметку взял. Например, нужен тот, кто в тебя верит. И это действительно так. Тут где-то в этом и посыл в принципе. Если тупо сидеть и лысеть, проклинать собственное отражение, избегать людей, то вдохновение вряд ли распустится прекрасной орхидеей.)) Тут ведь есть брат-близнец! Весёлый и раскрепощённый. Пишет фигню полную, но он пишет. Причём, она заходит кому надо. А ещё больше мне понравилась сюжетная хряпность.)) Не могу подобрать другого слова. Тут приколюшка-то классная. Всё завуалированно меланхолией, но тут раскрыто целое криминальное действо! И возвышенность орхидей не такая уж и возвышенная.)) И это так тонко подано, что сначала как-то и внимания на это не обращаешь. Так что кино классное. Хоть и без психодела, который так мастерски творят Спайк Джонс и Чарли Кауфман. По иронии судьбы фильм не выиграл Лысика в номинации "лучший адаптированный сценарий". И Николас Кейдж с Мерил Стрип тоже. Зато выиграл Крис Купер. И, наверное, заслуженно. Колька тут тоже был очень даже хорош. Тут, кстати, очень даже много знаменитых артистов в небольших ролях. Тильда Суинтон и Брайан Кокс. Мэгги Джиленхолл и Джуди Грир. Рон Ливингстон и Даг Джонс. Так что я ставлю десять. "Я знаю, что такое хоботок." "Тогда давай сменим тему."


Рецензии