Военкоры

Военкоры
Андрей Грошев

Пьеса.


Апрель 2025 года

Военкор Михаил (дед) — 60 лет журналист/фотокорреспондент, воспитанный в императорской России, дворянин. (Первая Мировая, Финская, Вторая Мировая.)
Военкор Иван (отец) — 55 лет, журналист (Афганистан, Карабах, Приднестровье, Первая, Вторая Чеченская.)
Военкор Кэт (Катюша, Рэд Кэт — блогер) (внучка) — 25 лет, журналистка, жила и получила образование за границей, резкая, знает, как устроен мир, легко формулирует смыслы в слова. (Сирия, ДНР, ЛНР.)
Проводник (Время) — по виду лет 65-70
Мама Любовь — 50-55 лет

Поезд

Явление 1. Знакомство Кэт и проводника.

Вагон поезда. Вдоль задника сцены поручень, как в коридоре вагона. В середине сцены — купе, четыре полки, стол.

Кэт и проводник идут по коридору поезда.

Кэт. О май гад!
Проводник. Что, барышня язык забыла?
Кэт. Вот (what)?
Проводник. Что вот?
Кэт. Ит минз… Что вы хотите от меня?

Кэт заходит в купе. Проводник провожает Кэт.

Проводник. Собственно, ничего, провожаю вас до места.
Кэт. Фенкс.
Проводник. Ich danke Ihnen auch (Я вас тоже благодарю).
Кэт. Вы знаете немецкий?
Проводник (кивает). Ja, ich wei; (Да, знаю).
Кэт. Странно! Откуда?
Проводник. Пришлось. Война всему научит.

Молчание.

Проводник. Хотя уже подзабывать стал.
Кэт. Может, врёте?! Не верю, что вы знаете немецкий язык!
Проводник. Nun, sch;m dich. (Ну, как не стыдно). Sollen wir ;ber Faust sprechen? (Поговорим про Фауста?)

Молчание. Удивление.

Кэт. Браво!
Проводник. А что вы думали — одна грамоте обучена?
Кэт. Я говорю на четырёх языках!
Проводник. Позвольте узнать, какие?
Кэт. English, Russian, German, French.
Проводник. Прекрасно, что, к своему родному русскому, вы…
Кэт (перебивает). Откуда ты знаешь, какой родной?
Проводник. Как же, вы дали российский паспорт, ваша речь...
Кэт. Паспорт может быть каким угодно.
Проводник. Прошу объяснить.
Кэт. Мои предки из России, а я нет, и у меня два гражданства! Мне 25! У меня лучшие дипломы мира, я свободный журналист!
Проводник. Вы еще так юны!
Кэт. Мне 25!
Проводник. Я так и понял! Можете быть свободны.

Кэт. Если вас что-то не устраивает, можете сказать. У нас принято спрашивать мнение и не стесняться открыто говорить.
Проводник. Да что уж тут сказать?! Нечего! Все и так понятно, вы свободны.
Кэт. Хорошо, что вы это поняли. И прошу вас не шутить, это оскорбление. Тем более, я женщина.
Проводник. Какие шутки со свободной женщиной?!

Вздыхает.

Проводник. Я понимаю.
Кэт. Вы нарушаете мои границы.
Проводник (выходя из купе). Можете подать на меня в суд.
Кэт. Вы хамите!

Проводник закрывает дверь. Кэт смотрит на дверь.

Кэт. Что дальше?

Звук. Поезд начинает движение.
Стук колёс поезда.

Явление 2. Кэт и Мама.

Кэт в купе.

Кэт. Эх, Мама, ты одна для меня Россия.

Вздыхает.
Кэт берёт телефон.
Набирает номер.
В правом переднем углу сцены появляется Мама.

Мама. Да, Катюша.
Кэт. Мама, сколько раз просить тебя называть меня Кэт!
Мама. Я, наверное, никогда не привыкну к этому, но раз ты постоянно говоришь, мне как-то придётся.
Кэт. Мама, это уже много лет, ничего не меняется.
Мама. Дочка, расскажи, как ты? Ты уже в поезде?
Кэт. Да, села в поезд. Ужасно, Мам. Старый, недовольный проводник, маленькое купе.
Мама. Доченька, купе везде одинаковые.
Кэт. Лучше самолёт! Но самолёты сюда не летают!
Мама. В разных уголках мира так иногда бывает, ты же знаешь. Безопасность людей.
Кэт. Безопасность людей не безопасная! Самолёты не летают — опасно, а воевать не опасно?
Мама. Кэт, пожалуйста.
Кэт. Что, Мама?
Мама. Ты категорична, очень напоминаешь своего отца.
Кэт. Ты забыла, в чем моя с ним разница?! У нас с ним разная правда!
Мама. Как твоя работа?
Кэт. Моя работа теперь позволяет говорить мне правду!
Мама. Ты ради этого приехала?
Кэт. Да, у меня задание редакции показать независимый взгляд на то, что происходит, как настоящий свободный журналист.
Мама. Прошло то время, когда я могла тебя учить, но жизнь идёт, и ты сама продолжаешь учиться. Не воспринимай информацию только с одной стороны. Не путай «свободный» и «объективный» журналист, не подменяй понятия «заказ редакции» и «собственное мнение», раз ты свободный журналист.
Кэт. Мама! (Раздраженно.)
Мама. Доченька, ты приедешь ко мне?
Кэт. Мама! Ты не дала мне договорить!
Мама. Разве это важней, чем наша с тобой встреча?
Кэт. Мама!
Мама. Кэт, я не видела тебя три года. Я каждый день мысленно тебя обнимаю и провожаю на работу, встречаю и спрашиваю, как твои дела.
Кэт. Вы так же жили с мужем?
Мама. С твоим отцом, доченька, с твоим отцом.

Молчание.

Мама. Нет, не так же.
Кэт. Но ты его видела раз в год.
Мама. Он был всегда рядом, у нас с ним был общий дом, мы были и остаёмся семьёй, хоть его с нами и нет. Я всегда знала, что он вернётся. Раз в полгода, раз в год, но он всегда возвращался из опасных, сложных командировок. У него был долг, свой долг перед Родиной, и я это теперь понимаю.
Кэт. И ради этого дома он погиб!
Мама. Да.
Кэт. Ты сказала «теперь»!
Мама. Да, теперь.
Кэт. Но тогда ты выбрала другую страну, чтобы родить меня!
Мама. Да, тогда я думала по-другому.
Кэт. Но я никогда не буду думать так, как ты и твой муж. Ты меня отдала другой стране! А он погиб за чьи-то идеи?

Мама тихо плачет.

Мама. Говорят, время лечит. Меня нет, я стараюсь каждый день научиться с этим жить. Прости, мне тяжело говорить.
Кэт. Я привыкла! У тебя очень много эмоций. Всё наугад. Жизнь чувствами, а не головой.
Мама. Да, зато есть настоящая любовь, поэтому умею прощать и радоваться за других. Но наш разговор становится похожим на выяснения отношений, Кэт, а мне просто хочется слышать твой любимый голос и знать, что ты жива. Это мое главное материнское счастье.
Кэт. Ты опять только о себе, а кто обо мне будет думать?
Мама. Ты моё счастье, наверное, я неправа и не смогла построить с тобой диалог, прости.
Кэт. Мне от твоих извинений не тепло! Знаешь, Мама, если бы не ты… Я устала, пока!

Кэт кладёт трубку.

Мама. Отдыхай, доченька. Доброй ночи, Катюша.

Мама уходит.
Стук колёс поезда.

Явление 3. Блог.

Кэт что-то пишет в телефоне для своего блога.
Вытягивает руку. Смотрит в телефон. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт).
Я правде оставляю слово.
Помню,
Что может быть
Болью,
Что покинула меня.
Солью,
Что разъедена душа.
Кровью
Написаны слова,
Поезд, стучит судьба…

Рэд Кэт с вами из вагона поезда!
Буду на связи!
Бай!

Стук колёс поезда.

Явление 4. QR-код.
Кэт что-то ищет в купе.

Кэт. Трабл! Нет QR-кода, какое меню? Какие услуги?

Что-то ищет на столе.

Кэт. Чёрт!

Что-то ищет.

Кэт. Как вызвать проводника?

Стук в дверь.

Кэт (раздраженно). Кто?
Проводник. Ваш проводник.
Кэт. What? (Вот).
Проводник. Вам что-то принести?

Кэт удивленно смотрит по сторонам купе.

Кэт (вслух). Как это работает?!

Кэт открывает дверь.

Кэт. Ты следишь за мной?
Проводник. Что вы, барышня, у нас такого быть не может.
Кэт. Как ты узнал, что мне что-то надо?
Проводник. Опыт, моя дорогая. Что изволите: чай, кофе, печенье? Ресторан уже закрыт.
Кэт. Кофе в пакетиках три в одном? Молоко в порошке? Сам пей!
Проводник. Екатерина Ивановна, чай? С лимоном.
Кэт. Откуда?.. А, ты из паспорта запомнил мое отчество, забудь! Я Кэт! Давай свой чай.

Проводник выходит.

Явление 5. Чай.

Кэт в купе.

Кэт (смотрит на дверь, ему вслед). Странный старик.

Кэт берёт телефон.

Кэт. Где связь?!

Садится на спальное место.
Открывается дверь. Заходит проводник с подносом.

Проводник. А вот и чай с лимоном. А к чаю вам пирог малиновый, моя хозяйка мне в дорогу испекла.
Кэт. Сколько я должна?
Проводник. Не всё деньгами меряется. Кушайте на здоровье.
Кэт. А за чай?
Проводник. За чай у вас в билете уплочено.
Кэт. Какой ты продуманный старик! Сервис, или тебе что-то от меня надо?
Проводник. Что вы, милая душа, совсем не привыкли к доброте человеческой?!
Кэт. Все могут красиво говорить, а вот на деле?!
Проводник. Ваша правда, барышня.
Кэт. Что ты согласный-то какой?! Даже не споришь?!
Проводник. Так, а зачем и, главное, с кем? Вы сами с собой спорите, я вам не нужен.
Кэт. Странный ты старик! Правда тебе не нужна?
Проводник. А вам больше всех она нужна?
Кэт. Людям нужна правда, а я рассказать её хочу.

Стук колёс поезда.

Явление 6. Святой Отец.

Проводник. Разрешите, я сяду?!
Кэт. Yes, you can.

Проводник садится на противоположное спальное место.

Проводник. Вы рассказываете правду людям, милая барышня?
Кэт. Да, я журналист!
Проводник. Интересно, получается, журналист рассказывает правду?
Кэт. Хитрый ты, старик! Умеешь вопрос поставить! Журналист рассказывает то, что он видит.
Проводник. Получается, его рассказ есть его правда?
Кэт. Получается, что правды много, и часто её не знают.
Проводник. Ловко вы! Вы сейчас по работе едете?
Кэт. Да, задание редакции.
Проводник. За правдой?
Кэт. Да.
Проводник. Выходит, редакция определила, какая она будет?
Кэт. Ты очень хитрый старик!
Проводник. Приму ваши слова за комплимент.
Кэт. Тебе знакомо понятие «свободный журналист»?
Проводник. Как же, конечно, знакомо.
Кэт. Журналист вправе выбрать, что ему думать и писать. И никто ему не имеет права запретить.
Проводник. А Бог?
Кэт (удивленно). Что Бог?
Проводник. Вы верите в Бога?
Кэт. При чем здесь это?
Проводник. Ну как же, Господни заповеди, Писания, учения святых…
Кэт. И что?
Проводник. А то, есть стороны нравственности дел человеческих и сути. Все за нас сказано много веков назад: что хорошо, что плохо. Жизнь-то меряется не криком неокрепшей и блуждающей души.
Кэт. Чем?
Проводник. Добром.
Кэт. Красиво говоришь. Не смеши меня! Нужна правда, и чем она правдивее, тем она лучше.
Проводник. Правда в спасении, помощи, защите, правда в добрых делах и памяти. А вы вот или ваша редакция слышите звон, да не знаете, где он. Историю-то читать надо и память хранить.
Кэт. Старик, ты чай принёс?!
Проводник. Человек идёт и на пути встречает разные искушения. Чтоб в грех не попасть, есть книги Божьи, а там они уберегут от злых помыслов и слов.
Кэт. Старик, ты Святой Отец?!
Проводник. Вот зачем ты едешь?
Кэт. Рассказать.
Проводник. Что?
Кэт. Что там плохо, что говорят неправду.
Проводник. А вы, значит, скажете правду?
Кэт. Я знаю правду!
Проводник. Какую?
Кэт. Старик! Там плохо!
Проводник. Вы уже едете, чтобы сказать что-то плохое. И даже не знаете, что!
Кэт. Знаешь, в чём твоя проблема?
Проводник. В чем же?
Кэт. Ты слишком хитрый.
Проводник. Вы меня раскусили, милая барышня, но пора и пирог отведать! На голодный желудок разговоры дурные.
Кэт. Твоя правда.

Стук колёс поезда.

Явление 7. Малиновый пирог.

Кэт кусает пирог.

Кэт. Very tasty.
Проводник. На здоровье!

Кэт с большим аппетитом кусает пирог.

Кэт. Твоя жена вкусно готовит.
Проводник. Есть один простой секрет.
Кэт. Какой?
Проводник. Любовь. Она всё делает с любовью. Она любит нашу семью, детей, меня, свой дом, для неё в радость, когда все сыты и довольны. Она счастлива, когда мы все вместе собираемся за одним столом. Так мы устроены, это есть наше русское счастье.  Русское счастье — оно большое, и кто ты по крови, не имеет значения.
Кэт. Ты точно проповедник!

Молчание.

Кэт. Хорошая у тебя жена, старик!
Проводник. А у вас разве нет Мамы?
Кэт. Есть!

Молчание.

Кэт. Она меня родила не здесь и оставила жить в пансионе.
Проводник. Вы её видите?
Кэт. Редко. Нет особого желания.
Проводник. У вас или неё?
Кэт. У неё, а я и не хочу себя навязывать
Проводник. Это ваша правда.
Кэт. Нет, это правда.
Проводник. Правда, потому что так думаете вы.
Кэт. Старик, у тебя вкусный пирог, но ты лезешь в душу!
Проводник. Любовь все лечит. Кто знает, может, вы просто не хотите видеть и принять любовь.
Кэт. Её нет!
Проводник. Мамы?
Кэт. Любви!
Проводник. Кто знает. Это ваш путь, и вам ещё предстоит прийти к любви.
Кэт. У тебя правда отличный пирог, но я буду спать.
Проводник. Доброй ночи, милая барышня!
Кэт. Бай, старик!

Проводник выходит.
Стук колёс вагона.

Явление 8. Парус.

Кэт берёт телефон. Что-то печатает. Смотрит в телефон. Читает вслух написанное.

Кэт (Рэд Кэт).
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1832 г.
Парус. Михаил Лермонтов.

Молчание.

Кэт. Не знаю, к чему это… Но пусть останется в ленте.

Стук колёс поезда.

Явление 9. Ссора с Мамой.

Кэт ложится спать. Переворачивается с боку на бок.
Берёт телефон. Набирает номер.

Кэт. Мама.

Выходит Мама.

Мама. Тебе опять не спится, доченька?
Кэт. Мама.
Мама. Да, доченька.
Кэт. Почему ты решила меня родить в другой стране?
Мама. Потому, что я дура.

Молчание.

Мама. Твой отец погиб, и мне казалось, что где-то там может быть лучше. Где-то там, где меня нет, там лучше.

Молчание.

Хотелось уехать, убежать, но от себя, как оказалось, не убежишь. Дом не где-то далеко, дом здесь и сейчас, только понимаем мы это поздно. Его надо просто любить.
Кэт. Ты права. Мы не понимаем проблемы других. Ты в очередной раз меня не поняла.

Кэт бросает трубку.
Мама стоит в переднем правом углу сцены.

Молчание.

Кэт перезванивает.

Кэт. Тебе всё равно, как у другого, тебе важно, как ты!
Мама. Ты права, я думала о себе, но тогда мне казалось, так будет лучше тебе.
Кэт. Ты приняла решение за нас двоих. Меня никто не спросил.
Мама. Теперь у тебя есть возможность самой все решать, тебе никто не мешает.
Кэт. Как ты не понимаешь!
Мама. Тебе опять что-то мешает?
Кэт. Да!
Мама. Что же в этот раз?
Кэт. Ты.
Мама. Не оправдывай себя. Все эти годы ты делаешь то, что хочешь. Тебе никто не указ с детства.
Кэт. Да, да, я знаю, мой характер, как у отца, он всегда делал то, что хотел. Где он сейчас?
Мама. Ты знаешь, где он! Я очень боюсь, что ты закончишь жизнь, как он.
Кэт. А что плохого, он же герой!

Ехидно смеется.

Кэт. Хоть я и против его взглядов, но уважаю позицию. По крайней мере, его убеждения позволяли ему как-то жить, пусть и слепо.
Мама. Не слепо, ты очень категорична. У нас говорят: не суди и не судима будешь. Проживи свою жизнь, а другую не трогай.
Кэт. Слепец, он ничего не видел и не знал, как на самом деле.
Мама. Он знал слишком многое и этим жил. К сожалению, я не всегда его понимала и могла поддержать, я просто не знала.
Кэт. Ты даже его не понимала! Кого кроме себя ты понимаешь?
Мама. Прекрати. Ты слишком много себе позволяешь.
Кэт. А кто вправе определить, много или мало?
Мама. На твоем языке ты нападаешь, нарушаешь границы и навязываешь свое мнение.
Кэт. Я?! Ты опять думаешь только о себе!
Мама. Все эти годы я живу только тобой. Но ты этого не хочешь видеть. Ты заставляешь меня перед тобой оправдываться и доказывать тебе, что тебя любят. Тебе мало слов и моих дел, ты постоянно звонишь и устраиваешь истерики.
Кэт. Ты меня такой сделала!
Мама. Я плохая Мать! Я во всем виновата!
Кэт. Правда в том, что ты сейчас не отвечаешь за свои решения.
Мама. Начни с себя. Ты не ценишь память Отца. Не думаешь о том, что его имя дало тебе возможность попасть в профессиональную среду. Оставленные им накопления и мой ежедневный, сумасшедший труд дают тебе там жизнь. Не здесь, а там. Я работаю, чтобы ты жила в другой стране и тратила там наши деньги. И ты все продолжаешь быть недовольной. Тебя кормит эта земля, тебя я кормлю, а ты недовольна и постоянно со всем не согласна! Что тебе надо? Ты хочешь уничтожить память Отца? Хочешь закопать Мать?

Мама кладёт трубку.
Мама плачет.
Стук колес поезда.

Явление 10. Я одна.

Кэт в купе. Смотрит в телефон. Что-то пишет.
Читает вслух написанное.

Кэт (Рэд Кэт).
Ты не знаешь, Мама,
Как кровоточат раны.
Моя судьба!
Чья в ней вина?!
Ты далеко!
Не ждешь меня!
Я здесь одна!

Молчание.

Мама уходит.
Кэт смотрит в окно.
Стук колес поезда.

Явление 11. Один.

Стук в дверь купе.

Кэт. Кто?
Проводник. Ваш проводник.
Кэт. Как ты это делаешь?

Кэт открывает дверь.

Проводник заходит в купе.

Проводник. Добрый вечер, барышня.
Кэт. Чего пришёл?
Проводник. Не спится мне, вот и пришёл поболтать. Одному-то скучно ехать.

Проводник садится напротив Кэт.

Кэт. Мне тебя пожалеть?
Проводник. Ну, жалость — последнее, что мне нужно, а вот составить старику компанию за разговором можно.
Кэт. Что ты от меня хочешь?
Проводник. А вы?
Кэт. Ты пришёл, не я.
Проводник. Конфет я принёс.

Проводник достаёт из кармана карамель.
Кладёт на стол.
Стук колёс поезда.

Явление 12. Карамель.

Проводник. Угощайтесь.
Кэт. Ну, давай. Опять расскажешь историю какую-нибудь?

Кэт берёт карамель. Разворачивает.

Проводник. А вы правы, расскажу. Я эту карамель люблю. Ей меня угостил мой друг. Давно это было, а встретил я его вот так, как вас в поезде.
Кэт. Ещё скажи, в этом же вагоне.
Проводник. Ну, милая моя, не в этом, но в таком же.

Молчание.

Проводник. Такой же, как и вы, горячий, энергичный, молодой, все знает, летит быстрее поезда.
Кэт. И?
Проводник. Не раз мы потом встречались, даже подружились, но позже. А в тот день, зашел весь на шарнирах, говорит: «Старик, вот тебе карамелька, не грусти! А я домой еду!»
Кэт. Откуда и куда ехал?
Проводник. В Москву с Кавказа. Собирал информацию для газеты.
Кэт. Журналист, как я?
Проводник. Да, но его жизнь была больше связана с «горячими точками».
Кэт. Я тоже об этом мечтаю, но пока только начинаю.
Проводник. Все у вас впереди. Будут точки, которые сами выберете.

Молчание.

Проводник. Бесстрашный был человек. Всегда первый оказывался в самых тяжёлых местах.
Кэт. Задание редакции!
Проводник. Нет. Любовь к Родине. Он считал своим долгом не обвинять кого-то, а рассказать о помощи и подвигах наших людей. И каждый раз он использовал только факты и никаких домыслов.
Кэт. Еще один святой человек! Вы, что здесь все такие?!
Проводник. Душенька моя, не мы святы, вера святая, а мы лишь слуги Божии.
Кэт. Ты опять начал проповедь! Расскажи об этом человеке, где он был, что писал?
Проводник. Он был на Кавказе, в странах Ближнего Востока. Прекрасно говорил, как и вы, на нескольких языках. Был очень добрый, милосердный человек. Знакомо же вам такое слово?!
Кэт. Продолжай!
Проводник. Однажды в одной из деревень, которую наши освободили, он встретил беспризорного мальчишку лет 6. Парень остался в деревне, родители его погибли, а он сидел около дома и охранял его. Настоящий мужчина! Никого к дому не подпускал. Наши ребята уважали его поступок, не подходили.
Кэт. А твой друг пошёл к этому мальчику?
Проводник. Он встал рядом с ним и сказал. «Я тебе помогу».
«Чем?» — спросил парень.
«Мы должны их похоронить» — он ответил.
Кэт. И они?..
Проводник. И они пошли вместе.
Кэт. Так не бывает! Это неправда! Как говорили, разные языки.
Проводник. Он хорошо знал культуру и язык этого парня. После этого вместе закрыли дом, и он забрал его в Москву, устроил в школу-интернат для одарённых детей.
Кэт. Ты скажешь, что он вырос известным человеком!
Проводник. Известным — не знаю, мне трудно оценивать это слово, но точно очень полезным для общества. Сейчас этот парень — взрослый человек, ботаник, профессор. Вернулся в свой дом, на свою Родину. Работает, отстраивает свою деревню.
Кэт. Трогательно.

Молчание.

Они дружат?
Проводник. Дружили.
Кэт. Что случилось?
Проводник. Мой друг погиб.

Молчание.

Кэт. Получается, воевали, заняли деревню, а теперь восстанавливать надо.
Проводник. Освобождали, потому что нас ждали и просили. А потом, как не помочь?! Наши не любят нападать и отнимать. Защитить и дать — это да.
Кэт. У тебя своя правда. Но случай с парнем интересный. Надо запомнить.
Проводник. Вы опять ищете правду?
Кэт. Конечно, а что ты хотел?  Чтобы я верила незнакомому мне человеку?!
Проводник. А вы верите, что встречи бывают неслучайны?
Кэт. Я знаю эту теорию, но доказательств её существования нет.
Проводник. Категоричность и прагматизм.
Кэт. Трезвость и рассудок. Ты друга тоже кормил малиновым пирогом?
Проводник. Ревнуете?! (Смеётся.)
Кэт. Старик, а есть еще кусочек пирога?
Проводник. Да уж… (Смеётся). Есть, милая барышня, сейчас принесу и чайку заварю.
Кэт. Эх, ты как дед, вот бы сейчас с ним поговорить.

Проводник встаёт и уходит.
Стук колёс поезда.

Явление 13. Сон. Дед.

Кэт берёт телефон.

Кэт. Где связь? И вайфая нет!

Кладёт телефон. Ложится. Засыпает.
Стук колёс поезда.
Появляется дым.
Дым рассеивается.
На противоположной полке сидит Дед.

Дед. Куда ты едешь, Катюша?
Кэт (лежит, спит). Ты… мой Дед?!
Дед. Да.
Кэт. Меня зовут Кэт.
Дед. Для меня ты Катюша. Прости мне это желание. Меня все равно нет.
Кэт. Я плохо помню твои фотографии.
Дед. Зато я помню и знаю тебя.
Кэт. Я еду… я еду в какое-то важное место, я должна что-то важное сказать. Странно, но я забыла, куда еду.
Дед. Ты уже знаешь, что должна сказать?
Кэт. Да, знаю.
Дед. Что?
Кэт. Не помню!
Дед. Кому?
Кэт. Всем.
Дед. Но ты там еще не была?
Кэт. Нет!
Дед. Разве можно знать, что ты хочешь сказать про это место, если не была там, куда едешь?
Кэт. Ты никогда мне не снился. Зачем ты пришёл?
Дед. Ты меня звала.
Кэт. Нет.
Дед. Мне уйти?
Кэт. Раз пришёл, давай поговорим. Мне есть, что спросить.
Дед. Давай.
Кэт. Почему ты стал журналистом?
Дед. Мне было интересно, чем и как живёт человек.
Кэт. Ты стал очень известным журналистом. В чем секрет успеха?
Дед. Я не хотел успеха или известности. Я просто старался рассказать о жизни людей, несмотря на сложности, в которых они оказались. Журналисту важно для себя понимать, зачем он пишет, что он хочет донести до читателя.
Кэт. Правду.
Дед. Мы знаем примеры искажения правды. Особенно страшно, когда искажают историю и заставляют других в это верить.
Кэт. Как найти правду?
Дед. Ты постоянно её ищешь?
Кэт. Разве не в этом смысл?
Дед. Правда в добре, Катюша. И ты это знаешь, но поймешь позже.

Появляется немного дыма.

Кэт. Не уходи. Подожди, пожалуйста. Я хочу спросить самое главное.
Дед. Спрашивай.

Дед садится к ней на спальное место.

Кэт. Почему ты вернулся в Россию? Ты же уехал после революции.
Дед. Там я никому не нужен.
Кэт. А здесь?
Дед. Здесь мое детство, здесь ярче солнце и прозрачнее небо.
Кэт. Как же правда?
Дед. Правда там, где моя Родина.
Кэт. И всё?
Дед. Я не могу писать плохо про свою Родину, я её люблю.

Кэт лежит, смотрит на Деда.

Кэт. Дед! Я так хочу тебя обнять!

Появляется немного дыма.

Кэт. Стой (лежит, кричит).

Много дыма. Дед уходит.
Открывается дверь. Заходит Проводник.
Стук колёс поезда.

Явление 14. Лучше там, где нас нет.

Кэт просыпается.

Кэт. Я с тобой говорила?
Проводник. Нет, я только зашел, а вы почивать изволите? Так я пойду.
Кэт. Нет, не уходи. Странный у тебя поезд, такой же, как и ты. Мне приснился мой дед.
Проводник. О чем говорили?
Кэт. Откуда ты знаешь, что мы говорили?
Проводник. В странном поезде снятся странные сны, а значит, всё возможно.
Кэт. Да, это так. Он никогда мне не снился, и я его помню только по фотографиям, и то плохо. А сейчас как будто живой.
Проводник. Скучаете.
Кэт. Но я его не знаю, как я могу скучать?
Проводник. Вы чувствуете добро и тянетесь к нему, как корабль, который ищет свой причал.
Кэт. Опять ты непонятно говоришь!
Проводник. Что ж непонятно в моих словах?
Кэт. Я что-то ищу?
Проводник. Да.
Кэт. И что же?
Проводник. Себя.
Кэт. Ты очень странный старик! Ты что-то хочешь сказать?! Говори!
Проводник. Нельзя слушать кого-то, тем более на стороне, им проще говорить о других, чем о себе. Не надо бежать куда-то, там лучше только потому, что вас нет.
Нужно ценить то, что есть. Нам дано слишком многое. жить и любить свой дом. Любим ли мы его по-настоящему — это главное. Каждый день заботиться о своём доме и беречь его — вот что важно.
Кэт. Ты это уже говорил. К чему это опять?
Проводник. Вы ищете не правду, вы ищете дом. Был у меня друг, который гордился своим домом, кстати, тоже журналист, но тогда он назвал себя просто фотокорреспондентом. Очень скромный и достойный человек.
Кэт. Расскажи.
Проводник. После Великой Отечественной, когда мы уже победили, часть бойцов вернулись на Родину, а кто-то остался помогать наводить порядок. хоть и наступило мирное время, но банды оставались. Грабили, убивали, много чего было… Эх… Как-то вечером вернулся мой друг в дом, в котором они жили с женой на краю одной из освобождённых деревень.
Жена собрала на стол, достала малиновый пирог.
Кэт. Это был ты?
Проводник. Нет, это мой друг, но ты внимательна, пирог — это рецепт его жены.
Кэт. И?
Проводник. Он ездил делать очередную статью. Сидят они за столом, он рассказывает о людях, которых встретил. В этот момент дверь открывается, и влетают три человека с автоматами.
Кэт. Кто это?
Проводник. Коршуны! Кричат, наживы хотят! Друг встал, надел пиджак. Выпрямился и гордо смотрит на них.
«Ты кто?» — спросил один их этих людей.
«Советский фотокорреспондент» — ответил друг.
«Сколько тебе лет?» — спросил другой.
«60».
«Выправка царская!» — продолжал коршун.
«Служил Государю!» — ответил друг.
«Почему не уехал?» — настаивал коршун.
«Уезжал, вернулся!»
«Почему?» — он не мог успокоиться.
«Родину не предают!» — сказал друг.
Все замолчали.
Коршун передёрнул затвор автомата.
«Стой, — сказал первый, — уходим!»
Вот такая история, барышня!
Кэт. Отважный друг. Он мог умереть.
Проводник. Он каждый день знал, что мог умереть, и делал своё дело.

Молчание.

Кэт. Я не хочу злить тебя, старик. Оставь чай и пирог тоже оставь. Я хочу побыть одна.
Проводник. Желание барышни — закон. Отдыхайте.

Проводник уходит.
Стук колес поезда.

Явление 15. Порог.

Кэт берёт телефон. Что-то пишет. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт).
Я далеко.
Я ем пирог
В краю другом,
Но не чужом,
Какой-то предо мной порог,
Как будто в теле я ином.
Мой парус ждёт свой рок?

Кэт кладёт телефон.
Ложится. Засыпает.

Явление 16. Сон. Отец.

Много дыма.
Появляется Отец.
Стоит между спальными полками.

Кэт (во сне кричит). Уйди! Уйди от меня!

Отец стоит.
Кэт пинает его ногами.

Кэт. Ненавижу! Ненавижу тебя!

Отец стоит.

Кэт. Зачем ты пришёл? Что тебе от меня надо? Ты приходишь и молчишь.

Молчание.

Кэт. Говори.
Отец. Я скучаю.
Кэт. Твой голос! Я никогда его не слышала!
Отец. Ты моя девочка, очень похожа на меня.
Кэт. Мне Мама это постоянно говорит.
Отец. Ты лучшее, что после меня осталось.
Кэт. Мы разные, я не похожа на тебя.
Отец. Ты мое продолжение.
Кэт. Да, но я не ты, и ты не знаешь меня.
Отец. Я тебя чувствую.
Кэт. Зачем ты приходишь?
Отец. Ты постоянно зовёшь меня.
Кэт. Мне это сегодня говорил Дед.
Отец. Я знаю.
Кэт. Откуда?
Отец. Он мне сказал. Он горд тобой.
Кэт. Мной?
Отец. Да, он сказал, ты умеешь слышать.
Кэт. А ты?
Отец. Что я?
Кэт. Ты гордишься мной?
Отец. Гордость — спорное чувство.
Кэт. Значит, нет.
Отец. Тебе же это неважно.
Кэт. Ты прав, неважно.
Отец. Тогда зачем спросила?
Кэт. Я ненавижу тебя.
Отец. За что?
Кэт. Ты никогда не узнаешь! Уходи!
Отец. Я пришёл сказать. ты настоящий журналист, ты пишешь и ищешь. Журналист всегда найдёт ответ, но помнит, что ответов может и не быть. Бывает время, которое даёт ответы в этот момент, позже они могут измениться, и важно сохранить историческую память и не переврать.
Кэт. Ты никогда не врал?
Отец. Я был честен со своей совестью.
Кэт. Красиво.
Отец. В твоём случае не все, что красиво, полезно.
Кэт. В твоём?
Отец. Многие решения даются с болью, но они нужны для сохранения добра.
Кэт. Почему ты стал журналистом?
Отец. Я хотел сохранить память. Память о людях, об их подвигах, о добрых простых делах. Словами, своим делом мы сохраняем память и воспитываем детей.
Кэт. Уходи, мне тяжело с тобой.
Отец. Прости.

Много дыма. Отец уходит.
Стук колес поезда.
Кэт спит.

Явление 17. Телефонный разговор.

Звонит телефон.
Кэт просыпается.
Выходит Мама в правый передний край сцены.

Мама. Я звонила, но у тебя не было связи. Прости меня.
Кэт. И теперь ты решила меня разбудить?
Мама. Засыпай.
Кэт. Я говорила с Отцом.

Молчание.

Мама (очень удивленно). Как?
Кэт. Он приходил.
Мама. В поезд, в купе? Доченька…
Кэт. Во сне… Вообще, странный поезд. Мне кажется, я забуду, куда я еду.

Молчание.

Кэт. Расскажи мне про него.
Мама. Что ты хочешь знать?
Кэт. Как вы познакомились?
Мама. Обычное и необычное знакомство. Я учились на журфаке, он у нас преподавал. Как все девчонки, я сразу в него влюбилась. Он был лёгкий и глубокий. Он точно знал, что и почему говорит. С ним было безумно интересно и весело. Он не любил скучать.
Кэт. Это я уже поняла. Его всегда тянуло на приключения.
Мама. Вы одинаковые. Я иногда смотрю на тебя и удивляюсь, как же Господь нас создаёт такими похожими. Ты его продолжение.
Кэт. Мама!
Мама. Прости. Он не мог сидеть на месте, был очень активный и постоянно находил себе занятие. Как только где-то что-то происходило, он первый ехал туда.
Кэт. Получается, он не думал о тебе…
Мама. Конечно, думал, он жил мной. Он мужчина, и как у настоящего мужчины у него был свой долг, он был верен ему.
Кэт. Какой?
Мама. Служба Родине.
Кэт. Но он не воевал.
Мама. Он служил словом! Это зачастую не менее опасно.
Кэт. Значит, он все-таки не думал о тебе…
Мама. Доченька, думал. Мне трудно представить более любящего и заботливого отца. Он бы не дал мне совершить моих ошибок.
Кэт. Почему ты бросила писать?
Мама. Было время, когда только статьями тяжело заработать. Иногда предлагали много денег, но надо было кого-то поливать грязью, я не бралась. Тогда я решила открыть свой интернет-проект, дело новое и интересное. В итоге получился приличный портал. Кстати, все задумки Отца.
Он знал, что будет востребовано, видел, как развивается интернет, и рисовал мне свои планы. Его нет, а его задумка живёт. Он научил меня всему.
Кэт. Почему ты до сих пор одна?
Мама. Я даже не могу представить себе, что кто-то есть достойнее Ивана.
Кэт. Да, ты, видимо, до сих пор его любишь.
Мама. Да и он нас любит.

Молчание.

Кэт. Доброй ночи, Мама.
Мама. Доброй ночи, доченька.

Мама уходит.

Явление 18. Не спится.

Кэт берёт телефон.
Что-то пишет. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт). Статус этой ночи. Нет сна!

Кладёт телефон.
Стук колес поезда.

Явление 19. Военкоры.

Стук в дверь.

Кэт. Кто там еще?
Проводник. Ваш проводник.
Кэт. Как ты это делаешь?

Кэт открывает дверь.

Проводник. Я подумал, вы захотите карамельку, после неё лучше засыпается.
Кэт. Подумал он!

Проводник заходит. Кладёт на стол карамель.

Кэт. Какой странный старик!
Проводник. Раз уж я пришёл, то можно и поболтать немного. Все равно вы не спите.
Кэт. Я спала.
Проводник. Неправда. У вас ни в одном глазу нет сна. Много думаете. О чем, позвольте узнать?
Кэт. О вечном. Тебе правда интересно?
Проводник. Конечно.
Кэт. Вот думаю о военной журналистике. Есть у тебя какие-то мысли? Ты в этом тоже разбираешься?
Проводник. Не то, чтобы очень, но мнение имею.
Кэт. Мнение?! Интересно послушать.
Проводник. Милая моя, есть военные журналисты, которые учатся в специальных университетах и получают погоны, а есть военкоры.
Кэт. Твои друзья?
Проводник. Мои два друга были военные корреспонденты. Один — дворянин из Петербурга царской России, статный, сдержанный, очень начитанный. Второй — шустрый, резкий, умный московский интеллигент, но я про него тебе рассказывал, ты мне его очень напоминаешь.
Кэт. И?
Проводник. И должен сказать тебе, при всей дворянской интеллигентности, они себя отдавали полностью без остатка своему делу и ничего не чурались. В христианстве существовало такое понятие: принять самопроизвольную нищету — то есть всё, что имеешь, отдать Господу.
Кэт. Как же жить тогда?
Проводник. Господь никогда не оставит ни в этой жизни, ни в будущей. Ты же во благо делаешь, значит, и Боженька тебе даст хлеб насущный.
Кэт. Ты очень странный и продуманный старик! Кто ты?
Проводник. Так вот. Эти люди отдали себя своему делу. Представь себе, ты журналист и ты гражданская, а попала в плен, ты стала военнопленной. Они все это знали и добровольно лишали себя комфортных условий жизни и работы, каждый миг рисковали жизнью.
Это постоянный труд. знать культуру, язык, географию. Знаешь, сколько надо иметь выдержки и здоровья?! И уметь помочь раненому.

Молчание.

Проводник. Это люди с внутренним чутьём и очень крепким внутренним миром. Столько насмотришься, самому бы осилить, а тут другим надо рассказать.
Кэт. Какой итог твоего месседжа?
Проводник. Лев Николаевич Толстой был фронтовым корреспондентом. В 1855 году в журнале «Современник» вышел его очерк «Севастополь в декабре».
Кэт. Старик, итог какой? Давай резюмируй.
Проводник. Быть военным корреспондентом — это служба Родине и людям.
Кэт. И всё?
Проводник. А ты что хотела услышать?
Кэт. Военкор в огне, чтобы люди знали правду.
Проводник. Ёмко, тогда не забудь добавить, чтобы те, у кого мирное небо, знали и ценили это.
Кэт. Давай спать, старик! Ты очень утомительный!
Проводник. А как вы хотите, милочка? Приехали, на хайпе написали, рассказали и уехали звездой?
Кэт. Я…
Проводник. Война — это судьбы, барышня! Война — это души!

Проводник встаёт.

Проводник. Доброй ночи!
Кэт. Как котёнка, меня в лужу, но это твоя правда.

Проводник молча уходит.
Стук колес поезда.

Кэт. Я хочу поговорить с Отцом.

Кэт засыпает.

Явление 20. Война Отца.

Кэт спит.
Много дыма.
Появляется Отец.
Кэт лежит на спальном месте.

Кэт. С кем ты воевал?
Отец. С теми, кто врет!

Кэт садится.

Кэт. Они могли сказать, что врешь ты!
Отец. Они так и говорили. Но я старался сохранить историю.
Кэт (раздраженно). Они тоже.
Отец. Трезвость и спокойствие — прежде всего, ты раздражена.
Кэт. У каждого своя правда!
Отец. Холокост был?
Кэт. Да.
Отец. В печах людей жгли?
Кэт. Да.
Отец. Я никогда не смогу понять, как можно сжигать людей!
Кэт. Я тоже!
Отец. В глубокой, далёкой сибирской деревеньке мать родила простого парня. И он на своём пузе прополз пол-Европы, чтобы освободить такого же обычного парня в Освенциме, который попал туда только потому, что он еврей.
Или ты думаешь, у этого случая есть какая-то другая правда?

Молчание.

Кэт. Я бы хотела поговорить об этом с Дедом. Я занималась этим периодом.
Отец. Это он мне рассказал.
Кэт. Где?
Отец. Там, где я!
Кэт. А где я?! Что за поезд?! Куда я еду?!

Молчание.

Отец. Не хочешь признавать историю, хотя её знаешь, хочешь что-то найти?! Мы никогда первые не начинаем, но мы можем защищаться и мы можем защищать. А что плохого в помощи? Если тебя просят о помощи, ты пройдешь мимо?! Надо помочь, надо. Так уж у нас в вековой крови. Душа потом чешется, если мимо пройдешь.
Кэт. Так почеши!
Отец. Мы не можем отказать, не можем оставить. Так завещал Бог: помоги ближнему своему. Так нас учили отцы, что за столом всегда найдется место голодному.
Кэт. Прекрати! Ты не на войне. Ты говоришь с дочерью!
Отец. Наш мужик бывает ворчлив, недоверчив, но он добрый. Это Русь-Матушка, глубина, широта, наш мужик сильный и волевой, у него руки мозолистые, он не будет отнимать, он даст.
Наш солдат — освободитель…
Чтобы заниматься нашей профессией, нужно читать книги, знать культуру, особенности…
Кэт. У нас конфликт здесь и сейчас.
Отец. Есть предпосылки.
Кэт. Ты не понял меня. Ты со мной конфликтуешь.
Отец. Хорошо, будь по-твоему. Тогда скажи, как ты думаешь, почему?
Кэт. Потому, что ты никогда никого не слышал! Ты оставил Маму беременной и уехал на фронт!
Отец. Вот и истоки конфликта. Значит, он не здесь и сейчас, а тогда…
Кэт. Она за меня решила, что мне лучше в другом месте. И теперь я не знаю, где я.

Отец садится рядом.

Кэт. Я ненавижу тебя.
Отец. Твоё право.
Кэт. Почему ты ничего не отвечаешь?
Отец. А что я могу сказать? Ты права. Я уехал.
Кэт. Ты не думал, что не вернёшься?
Отец. Нет, не думал. Я был уверен, что вернусь, ведь меня ждали вы.

Молчание.

Отец. Ты думала, что можешь не вернуться?
Кэт. Да!
Отец. Страшно?
Кэт. Очень.
Отец. Знаешь, почему ты думала, что не вернёшься?
Кэт. Инстинкт самосохранения.
Отец. Нет.
Кэт. Почему?
Отец. У тебя нет правды.
Кэт. Что ты хочешь сказать?
Отец. Я не боялся не вернуться, потому что я всегда знал: победа будет за нами. И в этот момент ты отдаешь себя своему делу. Ты веришь.
Кэт. Ты хочешь сказать, что я не верю в свою правду.
Отец. Она не твоя.

Молчание.

Отец. Конфликт это не порох, это люди. Миссия журналиста — гуманитарная.

Поезд тряхнуло. Стук колес.
Много дыма. Отец уходит.
Кэт проснулась.

Явление 21. Куда я еду?

Кэт. Этот странный поезд и самая странная ночь в моей жизни.

Кэт берёт телефон. Что-то печатает. Говорит вслух.

Кэт (Рэд Кэт).
Всё как в бреду.
Куда я еду?
Не пойму!
Вся ночь без сна,
И кругом голова,
Как будто бы земля
Вокруг меня,
И я
Сошла с ума.
К себе и от себя.
Куда я еду?
Не пойму!

Кэт кладёт телефон.

Кэт. Сейчас придет старик. Я не шучу!

Кэт ложится. Засыпает.

Явление 22. Разговор Деда и Отца.

В правом переднем углу сцены появляются Дед и Отец.
Кэт спит.

Дед. Не сдаётся! Вся в тебя!
Отец. Кто бы говорил, ваше благородие!
Дед. Это в прошлом.
Отец. Что ж, я тоже.
Дед. Ты еще не успел родиться. Я еще о тебе и не думал.
Отец. Ты думал о себе (смеётся).
Дед. Все думают о себе, но иногда на весах есть что-то важнее.
Отец. Отчий дом, Отец!
Дед. Да, Сын!

Молчание. Смотрят на Кэт.

Отец. Она повторила мою судьбу.
Дед. Нет, у неё своя дорога. Возможно, намного сложнее твоей. Тебе был дан дом. А она его ищет.
Отец. Ты, как всегда, прав.
Дед. Я, как и она, учился на своих ошибках.
Отец. Как думаешь, она вернётся?
Дед. Уверен, что да.
Отец. Сомневаюсь.
Дед. Не сомневайся в собственном дитя, тащи его столько, сколько можешь, а там глядишь, и ребёнок чему-то научится.

Кэт (тихо сквозь сон). Я не ребёнок.

Молчание.

Дед. Не разбудить бы.
Отец. Пойдем.
Дед. Какая она красивая и такая юная.

Стоят смотрят, как спит Кэт.

Дед. Как ты там?
Отец. Жарко.
Дед. Планируешь вернуться?
Отец. С радостью, но кто-то должен этим заняться. Разные страны, запросы, бумаги, время. Любаня пыталась тогда, но не смогла.
Дед. Жаль, но я держу тебе место возле себя.
Отец. Мы обязательно встретимся, я вернусь.

Уходят.
Стук колес поезда.

Явление 23. Я не ребенок.

Кэт (во сне). Я не ребёнок!

Молчание.

Кэт (во сне громко). Нет!

Кэт просыпается.
Её знобит.
Кэт садится, заворачивается в одеяло.
Стук в дверь.

Кэт. Входи, открыто!
Проводник. Слышу, вам сон плохой приснился. Вот я вам молочка принёс. Тёплого, после него лучше спится.
Кэт. Какой же ты продуманный старик!

Кэт берёт стакан и бросает его в Проводника.

Проводник. Молоко все стерпит. Ещё чего изволите? Может, ещё стакан? Я мигом.
Кэт. Какой ты странный старик! Чего пришёл? Нечего за мной ходить! Я не ребёнок!
Проводник. А заботы-то вы не понимаете?! Не принято у вас людям добрые дела просто так делать?!

Кэт берёт со стола карамельки и кидает в Проводника.

Проводник. Карамельками нечестно.

Проводник берёт сбоку полотенце.

Проводник. Сейчас как выпорю!
Кэт. Что? Меня Мама никогда не порола!
Проводник. А зря! (Смеётся)

Проводник шутя бросает полотенце в Кэт.

Кэт. Ты ещё смеёшься?!

Кэт ловит и бросает обратно.
Так несколько раз в друг друга.
Кэт начинает несильно пинать Проводника.

Проводник. Барышня! (Строго.) Молоко пить будете? Оно уже остыло!
Кэт. Старик! Я его в тебя бросила! Ты забыл!
Проводник. Я ещё стаканчик оставил на всякий случай.

Вместе начинают смеяться.

Кэт. Ты начал!
Проводник. Кто первый кинул стакан?
Кэт. А кто меня довёл?!
Проводник. Кто пинаться начал?
Кэт. А кто рядом стоял?
Проводник. Все виноваты, но не вы!

Смеются.

Явление 24. Терпение.

Кэт. Да что вы за люди такие.
Проводник. Мы?
Кэт. Мама такая же.
Проводник. Какие?
Кэт. Я стакан разбила, вот пинаю, а ты…
Проводник. Что я?
Кэт. Терпишь и молоко предлагаешь.

Кэт пинает Проводника.

Кэт. Чего молчишь?
Проводник. А что сказать?
Кэт. Что тебе больно.
Проводник. А что от этого изменится?
Кэт. Чтобы я прекратила.
Проводник. Вы не прекратите.
Кэт. Откуда ты знаешь? Но ты прав! Почему терпишь?
Проводник. Так Господь велел. Может в вас благодать откроется, и вы поймёте, что так нельзя!
Кэт. А если не пойму?
Проводник. Ну… Тогда мы поможем понять.
Кэт. Вот! Угрожаете.
Проводник. Боже упаси, кто терпелив, тот добротой полон, ибо одно без другого не работает. А время — лучший проводник, оно нас рассудит. Я ведь ещё один стакан молока приготовил. (Улыбается.)

Молчание.

Проводник. Иногда человек сам не ведает, что делает. Он проходит свой путь ошибок, так помочь ему надо пройти этот путь, а когда одумается — не гнать.  Принять, накормить, дать ему помощь, так глядишь, душу-то он и вылечит.
Кэт. У тебя своя правда какая-то странная. Ты Святой Отец как будто!
Проводник. Ваша правда, милочка. В деревне-то у меня не было школы, а вот класс при церкви местный батюшка сделал. Так я и пошел на Службу Божию. И выбора-то вроде как не было, а выбор был, а Господь меня направил.
Кэт. Чушь какая-то.
Проводник. Пусть чушь, но Боженька видит и направляет и по делам нашим воздает.
Кэт. Ты меня сведешь с ума своими историями. Как же ты оказался проводником?
Проводник. Война.
Кэт. Какая?
Проводник. Та, которую мы никогда не забудем.
Кэт. Сколько тебе лет?
Проводник. Не помню, но думаю, ещё не старый, если живой. Так я принесу молоко?!

Проводник выходит.

Молчание.
Стук колёс поезда.
Кэт смотрит в окно.
Заходит Проводник.

Проводник. Ваше молоко, барышня!
Кэт. Спасибо тебе, старик!
Проводник. Не за что, милая барышня, пейте вы на здоровье и засыпайте. Ну, что вы сидите, ложитесь.

Кэт пьет молоко. Ложится.
Кэт. А ты что будешь делать?
Проводник. У меня забот полный вагон. Станция впереди. А вы спите, спите. Вам спать надо, вы совсем юны.
Кэт. Я не ребёнок.
Проводник. Я знаю это. Мысли у вас уж больно глубокие.
Кэт. Откуда ты знаешь?
Проводник. Так видно же.

Проводник уходит.
Стук колес поезда.

Явление 25. Стакан молока.

Кэт берёт телефон. Делает фотографию стакана молока. Что-то пишет. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт).
Стакан молока
Согревает меня,
Как будто бы мысли бегут ото сна.
Он тёплый, как в детстве,
Где была иногда,
Стакан молока
Согревает меня!

Кэт кладёт телефон.
Молчит.
Выходит Мама в правый передний план сцены.
Кэт резко берёт телефон.

Кэт. Нет!

Кэт (Рэд Кэт).
Стакан молока
Согревает меня,
Как будто бы мысли бегут ото сна.
Он тёплый, как в детстве,
Где Мама моя!
Стакан молока
Согревает меня!

Кладёт телефон.

Кэт. Спокойной ночи, Мама!

В правом углу Мама.

Мама. Засыпай, Катюша!

Мама уходит.
Стук колёс поезда.

Явление 26. Нет слов.

Кэт ложится спать.

Кэт. Раз уж это странный поезд, тогда приснись, Дед. Мне надо с тобой поговорить.

Кэт засыпает.
Много дыма. Появляется Дед.

Дед. Ты меня звала?

Кэт смотрит на Деда.

Кэт. Да.
Дед. Не спится тебе.
Кэт. Очень странный поезд. Я вижу то, чего раньше не видела.
Дед. Растешь.
Кэт. Болезненно.
Дед. Такое бывает, но ты справишься.
Кэт. Ты в меня веришь?
Дед. Конечно.
Кэт. А Папа?
Дед. Верит, немного сомневается, но очень хочет верить.
Кэт. Почему сомневается?
Дед. Тебе и в этом хочется покопаться? (Смеётся.) На некоторые вещи мы не в силах ответить. Нет слов.
Кэт. Скажи, Дед. Военкор может передать словами всю правду о войне?
Дед. Слов много, но их никогда не хватит. Нет тех слов, которые смогли бы рассказать всю правду о войне.

Молчание.

Кэт. А он меня любит?
Дед. В этом даже не сомневайся. Больше всех.
Кэт. Тогда почему уехал?
Дед. Прости его. Он иначе не мог поступить. Нет тех слов, которые могли бы это объяснить.

Молчание.

Много дыма.
Появляется Отец.
Дед и Отец сидят рядом.

Кэт. Вы вместе?
Дед. Всегда, но мне пора. Вам надо поговорить.
Кэт. Я тебя ещё увижу?
Дед. Только позови.

Дед уходит.
Отец остаётся сидеть напротив Кэт.
Стук колёс поезда.

Явление 27. Слова.

Кэт. Где ты сейчас?
Отец. В одной очень тёплой стороне. У подножия горы.
Кэт. Тебе одиноко.
Отец. Ты, Мама, Дедушка — вы со мной.
Кэт. У меня нет слов для разговора с тобой.
Отец. И не надо. Это всего лишь слова.
Кэт. Прости меня.
Отец. Тебе не за что просить прощения. Для меня ты всегда и во всем прощена. Ты моя дочь.
Кэт. Выше слов — любовь?
Отец. Да! Как Отец или Мать не примут своего ребенка? Могут поругать, но примут и простят. Такова Русь. Мы умеем любить и мы умеем прощать.
Кэт. Это сила.
Отец. Добро, только в нём есть спасение души.
Кэт. Я понимаю, почему ты поехал!

Кэт начинает плакать.

Кэт. Ты не мог по-другому.

Кэт плачет.

Кэт. Папа! Хочу это слово успеть сказать много-много раз, как же я скучала по тебе, Папа!

Много дыма.
Отец уходит.
Кэт просыпается. Плачет.
Раннее утро.

Явление 28. Тепло.

Кэт берёт телефон. Плачет. Что-то печатает. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт).
Мне стало тепло.
Я плачу.
Это смешно.
Мне хорошо,
И ушла суета.
Это мой дом?!
И я снова права?!

Стук в дверь.

Кэт. Заходи!

Стук колёс поезда.

Явление 29. Старик.

Заходит Проводник.

Проводник. Вы не спросили, кто там?
Кэт. Зачем?! Я знаю, что это ты! Что ты мне принёс?
Проводник. Чай, а что вы хотите?
Кэт. Узнать, откуда ты знаешь, когда надо прийти?
Проводник. Скоро ваша станция, барышня. Если я скажу, вы будете знать, и в следующий раз будет неинтересно. Могу лишь отметить: вы согрелись.
Кэт. Я буду звать тебя «мой старик». Мы увидимся ещё?
Проводник. Несомненно. Но пора вам собираться.
Кэт. Эх, жаль, что ты не знал моего Деда и Отца.
Проводник. Как сказать, мы вроде о них говорили.
Кэт. Так это те два друга?
Проводник. Да, милая моя.
Кэт. Кто ты, старик? Ты их видел? Какие они? Когда мы с тобой поговорим?
Проводник. На обратном пути.
Кэт. Я думаю, навряд ли.
Проводник. Боже упаси, вы что-то задумали?
Кэт. Старик, всему своё время. Кстати, я вспомнила, у меня есть активный подписчик в сети, мы часто с ним переписываемся. Его ник Старик. Это не ты? (Смеётся.)

Молчание.
Проводник улыбается.

Кэт. Чего молчишь, старик!
Проводник. А что тут сказать?! Как знать.
Кэт. Странный ты, старик, и поезд у тебя странный, и сны здесь у тебя бредовые снятся. Но ты очень добрый.

Кэт подходит к нему.

Кэт. Можно, я тебя обниму?

Проводник открывает руки и обнимает Кэт.
Стоят, обнявшись.
За Проводником появляются Дед и Отец.

Кэт. Странное чувство, как будто Отца и Деда обнимаю.

Проводник поворачивает голову в сторону Деда и Отца. Улыбается.

Кэт. Но их здесь нет. Правда ведь?!
Проводник. Правда, барышня, правда.
Кэт. Тогда почему я их чувствую?
Проводник. Потому, что их любите, а они вас. И они всегда с вами.
Кэт. Твоя правда. Ты помнишь их?
Проводник. Мы помним всех, кто воевал. Вечный поклон.
Кэт. Вечно живые.

Молчание.

Кэт. Пора прощаться.
Проводник. Мы скажем друг другу. до свидания.
Кэт. Пока, старик!
Проводник. Ангела вам в дорогу!

Кэт уходит.
Дед и Отец выходят из-за спины Проводника.

Явление 30. Дед. Отец. Проводник.

На сцене Дед. Отец. Проводник.

Дед. Интересно вам, куда она?
Отец. Кто ж её теперь знает, задурили девку своей любовью.

Смеются.

Проводник. Она туда, куда надо.
Отец. Ну ты, старик, всю жизнь философ.
Дед. Она не ошибется, это наша Катюша!

Смотрят в ту сторону, куда она ушла.

Отец. Она достала телефон. Старик, а ну-ка давай свою технику, что она там напишет в сети.

Явление 31. Прощение.

На сцене Дед. Отец. Проводник.
Смотрят в телефон.

Голос Кэт.
Мама!
Я скоро приеду за твоим прощением, но не одна!
Настало время Отцу вернуться домой!
Жди нас!
Твоя Катюша!

Дед. Отец. Проводник уходят.


Рецензии