Военкоры

Пьеса.

Военкоры.
Андрей Грошев.

Военкор Михаил (дед) — 60 лет журналист/фотокорреспондент, воспитанный в императорской России, дворянин. (Первая Мировая, Финская, Вторая Мировая.)
Военкор Иван (отец) — 55 лет, журналист (Афганистан, Карабах, Приднестровье, Первая, Вторая Чеченская.)
Военкор Кэт (Катюша, Рэд Кэт — блогер) (внучка) — 25 лет, журналистка, жила и получила образование за границей, резкая, знает, как устроен мир, легко формулирует смыслы в слова. (Сирия, ДНР, ЛНР.)
Проводник (Время) — по виду лет 65-70
Мама Любовь — 50-55 лет

Поезд

Явление 1. Знакомство Кэт и проводника.

Вагон поезда. Вдоль задника сцены поручень, как в коридоре вагона. В середине сцены — купе, четыре полки, стол.

Кэт и проводник идут по коридору поезда.

Кэт: О май гад!
Проводник: Что, барышня язык забыла?
Кэт: Вот (what)?
Проводник: Что вот?
Кэт: Ит минз… Что вы хотите от меня?

Кэт заходит в купе. Проводник провожает Кэт.

Проводник: Собственно, ничего, провожаю вас до места.
Кэт: Фенкс.
Проводник: Ich danke Ihnen auch (Я вас тоже благодарю).
Кэт: Вы знаете немецкий?
Проводник (кивает): Ja, ich wei; (Да, знаю).
Кэт: Странно! Откуда?
Проводник: Пришлось. Война всему научит.

Молчание.

Проводник: Хотя уже подзабывать стал.
Кэт: Может, врёте?! Не верю, что вы знаете немецкий язык!
Проводник: Nun, sch;m dich. (Ну, как не стыдно). Sollen wir ;ber Faust sprechen? (Поговорим про Фауста?)

Молчание. Удивление.

Кэт: Браво!
Проводник: А что вы думали — одна грамоте обучена?
Кэт: Я говорю на четырёх языках!
Проводник: Позвольте узнать, какие?
Кэт: English, Russian, German, French.
Проводник: Прекрасно, что, к своему родному русскому, вы…
Кэт (перебивает): Откуда ты знаешь, какой родной?
Проводник: Как же, вы дали российский паспорт, ваша речь...
Кэт: Паспорт может быть каким угодно.
Проводник: Прошу объяснить.
Кэт: Мои предки из России, а я нет, и у меня два гражданства! Мне 25! У меня лучшие дипломы мира, я свободный журналист!
Проводник: Вы еще так юны!
Кэт: Мне 25!
Проводник: Я так и понял! Можете быть свободны.
Кэт: Если вас что-то не устраивает, можете сказать. У нас принято спрашивать мнение и не стесняться открыто говорить.
Проводник: Да что уж тут сказать?! Нечего! Все и так понятно, вы свободны.
Кэт: Хорошо, что вы это поняли. И прошу вас не шутить, это оскорбление. Тем более, я женщина.
Проводник: Какие шутки со свободной женщиной?!

Вздыхает.

Проводник: Я понимаю.
Кэт: Вы нарушаете мои границы.
Проводник (выходя из купе): Можете подать на меня в суд.
Кэт: Вы хамите!

Проводник закрывает дверь. Кэт смотрит на дверь.

Кэт: Что дальше?

Звук: поезд начинает движение.

Стук колёс поезда.


Явление 2. Кэт и Мама.

Кэт в купе.

Кэт: Эх Мама, ты одна для меня Россия.

Вздыхает.

Кэт берёт телефон.
Набирает номер.
В правом переднем углу сцены появляется Мама.

Мама: Да, Катюша.
Кэт: Мама, сколько раз просить тебя называть меня Кэт!
Мама: Я, наверное, никогда не привыкну к этому, но раз ты постоянно говоришь, мне как-то придётся.
Кэт: Мама, это уже много лет, ничего не меняется.
Мама: Дочка, расскажи, как ты? Ты уже в поезде?
Кэт: Да, села в поезд. Ужасно, Мам. Старый, недовольный проводник, маленькое купе.
Мама: Доченька, купе везде одинаковые.
Кэт: Лучше самолёт! Но самолёты сюда не летают!
Мама: В разных уголках мира так иногда бывает, ты же знаешь. Безопасность людей.
Кэт: Безопасность людей не безопасная! Самолёты не летают — опасно, а воевать не опасно?
Мама: Кэт, пожалуйста.
Кэт: Что, Мама?
Мама: Ты категорична, очень напоминаешь своего отца.
Кэт: Ты забыла, в чем моя с ним разница?! У нас с ним разная правда!
Мама: Как твоя работа?
Кэт: Моя работа теперь позволяет говорить мне правду!
Мама: Ты ради этого приехала?
Кэт: Да, у меня задание редакции показать независимый взгляд на то, что происходит, как настоящий свободный журналист.
Мама: Прошло то время, когда я могла тебя учить, но жизнь идёт, и ты сама продолжаешь учиться. Не воспринимай информацию только с одной стороны. Не путай «свободный» и «объективный» журналист, не подменяй понятия «заказ редакции» и «собственное мнение», раз ты свободный журналист.
Кэт: Мама! (Раздраженно.)
Мама: Доченька, ты приедешь ко мне?
Кэт: Мама! Ты не дала мне договорить!
Мама: Разве это важней, чем наша с тобой встреча?
Кэт: Мама!
Мама: Кэт, я не видела тебя три года. Я каждый день мысленно тебя обнимаю и провожаю на работу, встречаю и спрашиваю, как твои дела.
Кэт: Вы так же жили с мужем?
Мама: С твоим отцом, доченька, с твоим отцом.

Молчание.

Мама: Нет, не так же.
Кэт: Но ты его видела раз в год.
Мама: Он был всегда рядом, у нас с ним был общий дом, мы были и остаёмся семьёй, хоть его с нами и нет. Я всегда знала, что он вернётся. Раз в полгода, раз в год, но он всегда возвращался из опасных, сложных командировок. У него был долг, свой долг перед Родиной, и я это теперь понимаю.
Кэт: И ради этого дома он погиб!
Мама: Да.
Кэт: Ты сказала «теперь»!
Мама: Да, теперь.
Кэт: Но тогда ты выбрала другую страну, чтобы родить меня!
Мама: Да, тогда я думала по-другому.
Кэт: Но я никогда не буду думать так, как ты и твой муж. Ты меня отдала другой стране! А он погиб за чьи-то идеи?

Мама тихо плачет.

Мама: Говорят, время лечит. Меня нет, я стараюсь каждый день научиться с этим жить. Прости, мне тяжело говорить.
Кэт: Я привыкла! У тебя очень много эмоций. Всё наугад. Жизнь чувствами, а не головой.
Мама: Да, зато есть настоящая любовь, поэтому умею прощать и радоваться за других. Но наш разговор становится похожим на выяснения отношений, Кэт, а мне просто хочется слышать твой любимый голос и знать, что ты жива. Это мое главное материнское счастье.
Кэт: Ты опять только о себе, а кто обо мне будет думать?
Мама: Ты моё счастье, наверное, я неправа и не смогла построить с тобой диалог, прости.
Кэт: Мне от твоих извинений не тепло! Знаешь, Мама, если бы не ты… Я устала, пока!

Кэт кладёт трубку.

Мама: Отдыхай, доченька. Доброй ночи, Катюша.

Мама уходит.
Стук колёс поезда.
Явление 3. Блог.
Кэт что-то пишет в телефоне для своего блога.
Вытягивает руку. Смотрит в телефон. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт):
Я правде оставляю слово.
Помню,
Что может быть
Болью,
Что покинула меня.
Солью,
Что разъедена душа.
Кровью,
Написаны слова,
Поезд, стучит судьба…

Рэд Кэт с вами из вагона поезда!
Буду на связи!
Бай!

Стук колёс поезда.


Явление 4. QR-код.

Кэт что-то ищет в купе.
 
Кэт: Трабл! Нет QR-кода, какое меню? Какие услуги?

Что-то ищет на столе.

Кэт: Чёрт!

Что-то ищет.

Кэт: Как вызвать проводника?

Стук в дверь.

Кэт (раздраженно): Кто?
Проводник: Ваш проводник.
Кэт: What? (Вот).
Проводник: Вам что-то принести?

Кэт удивленно смотрит по сторонам купе.
Кэт (вслух): Как это работает?!

Кэт открывает дверь.

Кэт: Ты следишь за мной?
Проводник: Что вы, барышня, у нас такого быть не может.
Кэт: Как ты узнал, что мне что-то надо?
Проводник: Опыт, моя дорогая. Что изволите: чай, кофе, печенье? Ресторан уже закрыт.
Кэт: Кофе в пакетиках три в одном? Молоко в порошке? Сам пей!
Проводник: Екатерина Ивановна, чай? С лимоном.
Кэт: Откуда?.. А, ты из паспорта запомнил мое отчество, забудь! Я Кэт! Давай свой чай.

Проводник выходит.


Явление 5. Чай.

Кэт в купе.

Кэт (смотрит на дверь, ему вслед): Странный старик.

Кэт берёт телефон.

Кэт: Где связь?!

Садится на спальное место.
Открывается дверь. Заходит проводник с подносом.

Проводник: А вот и чай с лимоном. А к чаю вам пирог малиновый, моя хозяйка мне в дорогу испекла.
Кэт: Сколько я должна?
Проводник: Не всё деньгами меряется. Кушайте на здоровье.
Кэт: А за чай?
Проводник: За чай у вас в билете уплочено.
Кэт: Какой ты продуманный старик! Сервис, или тебе что-то от меня надо?
Проводник: Что вы, милая душа, совсем не привыкли к доброте человеческой?!
Кэт: Все могут красиво говорить, а вот на деле?!
Проводник: Ваша правда, барышня.
Кэт: Что ты согласный-то какой?! Даже не споришь?!
Проводник: Так, а зачем и, главное, с кем? Вы сами с собой спорите, я вам не нужен.
Кэт: Странный ты старик! Правда тебе не нужна?
Проводник: А вам больше всех она нужна?
Кэт: Людям нужна правда, а я рассказать её хочу.

Стук колёс поезда.

Явление 6. Святой Отец.

Проводник: Разрешите, я сяду?!
Кэт: Yes, you can.

Проводник садится на противоположное спальное место.

Проводник: Вы рассказываете правду людям, милая барышня?
Кэт: Да, я журналист!
Проводник: Интересно, получается, журналист рассказывает правду?
Кэт: Хитрый ты, старик! Умеешь вопрос поставить! Журналист рассказывает то, что он видит.
Проводник: Получается, его рассказ есть его правда?
Кэт: Получается, что правды много, и часто её не знают.
Проводник: Ловко вы! Вы сейчас по работе едете?
Кэт: Да, задание редакции.
Проводник: За правдой?
Кэт: Да.
Проводник: Выходит, редакция определила, какая она будет?
Кэт: Ты очень хитрый старик!
Проводник: Приму ваши слова за комплимент.
Кэт: Тебе знакомо понятие «свободный журналист»?
Проводник: Как же, конечно, знакомо.
Кэт: Журналист вправе выбрать, что ему думать и писать. И никто ему не имеет права запретить.
Проводник: А Бог?
Кэт (удивленно): Что Бог?
Проводник: Вы верите в Бога?
Кэт: При чем здесь это?
Проводник: Ну как же, Господни заповеди, Писания, учения святых…
Кэт: И что?
Проводник: А то, есть стороны нравственности дел человеческих и сути. Все за нас сказано много веков назад: что хорошо, что плохо. Жизнь-то меряется не криком неокрепшей и блуждающей души.
Кэт: Чем?
Проводник: Добром.
Кэт: Красиво говоришь. Не смеши меня! Нужна правда, и чем она правдивее, тем она лучше.
Проводник: Правда в спасении, помощи, защите, правда в добрых делах и памяти. А вы вот или ваша редакция слышите звон, да не знаете, где он. Историю-то читать надо и память хранить.
Кэт: Старик, ты чай принёс?!
Проводник: Человек идёт и на пути встречает разные искушения. Чтоб в грех не попасть, есть книги Божьи, а там они уберегут от злых помыслов и слов.
Кэт: Старик, ты Святой Отец?!
Проводник: Вот зачем ты едешь?
Кэт: Рассказать.
Проводник: Что?
Кэт: Что там плохо, что говорят неправду.
Проводник: А вы, значит, скажете правду?
Кэт: Я знаю правду!
Проводник: Какую?
Кэт: Старик! Там плохо!
Проводник: Вы уже едете, чтобы сказать что-то плохое. И даже не знаете, что!
Кэт: Знаешь, в чём твоя проблема?
Проводник: В чем же?
Кэт: Ты слишком хитрый.
Проводник: Вы меня раскусили, милая барышня, но пора и пирог отведать! На голодный желудок разговоры дурные.
Кэт: Твоя правда.

Стук колёс поезда.
Явление 7. Малиновый пирог.

Кэт кусает пирог.

Кэт: Very tasty.
Проводник: На здоровье!

Кэт с большим аппетитом кусает пирог.

Кэт: Твоя жена вкусно готовит.
Проводник: Есть один простой секрет.
Кэт: Какой?
Проводник: Любовь. Она всё делает с любовью. Она любит нашу семью, детей, меня, свой дом, для неё в радость, когда все сыты и довольны. Она счастлива, когда мы все вместе собираемся за одним столом. Так мы устроены, это есть наше русское счастье.  Русское счастье — оно большое, и кто ты по крови, не имеет значения.
Кэт: Ты точно проповедник!

Молчание.

Кэт: Хорошая у тебя жена, старик!
Проводник: А у вас разве нет Мамы?
Кэт: Есть!

Молчание.

Кэт: Она меня родила не здесь и оставила жить в пансионе.
Проводник: Вы её видите?
Кэт: Редко. Нет особого желания.
Проводник: У вас или неё?
Кэт: У неё, а я и не хочу себя навязывать
Проводник: Это ваша правда.
Кэт: Нет, это правда.
Проводник: Правда, потому что так думаете вы.
Кэт: Старик, у тебя вкусный пирог, но ты лезешь в душу!
Проводник: Любовь все лечит. Кто знает, может, вы просто не хотите видеть и принять любовь.
Кэт: Её нет!
Проводник: Мамы?
Кэт: Любви!
Проводник: Кто знает. Это ваш путь, и вам ещё предстоит прийти к любви.
Кэт: У тебя правда отличный пирог, но я буду спать.
Проводник: Доброй ночи, милая барышня!
Кэт: Бай, старик!

Проводник выходит.
Стук колёс вагона.

Явление 8. Парус.

Кэт берёт телефон. Что-то печатает. Смотрит в телефон. Читает вслух написанное.

Кэт (Рэд Кэт):
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1832 г.
Парус. Михаил Лермонтов.

Молчание.

Кэт: Не знаю, к чему это… Но пусть останется в ленте.

Стук колёс поезда.

Явление 9. Ссора с Мамой.

Кэт ложится спать. Переворачивается с боку на бок.
Берёт телефон. Набирает номер.

Кэт: Мама.

Выходит Мама.

Мама: Тебе опять не спится, доченька?
Кэт: Мама.
Мама: Да, доченька.
Кэт: Почему ты решила меня родить в другой стране?
Мама: Потому, что я дура.

Молчание.

Мама: Твой отец погиб, и мне казалось, что где-то там может быть лучше. Где-то там, где меня нет, там лучше.

Молчание.

Хотелось уехать, убежать, но от себя, как оказалось, не убежишь. Дом не где-то далеко, дом здесь и сейчас, только понимаем мы это поздно. Его надо просто любить.
Кэт: Ты права. Мы не понимаем проблемы других. Ты в очередной раз меня не поняла.

Кэт бросает трубку.
Мама стоит в переднем правом углу сцены.

Молчание.

Кэт перезванивает.

Кэт: Тебе всё равно, как у другого, тебе важно, как ты!
Мама: Ты права, я думала о себе, но тогда мне казалось, так будет лучше тебе.
Кэт: Ты приняла решение за нас двоих. Меня никто не спросил.
Мама: Теперь у тебя есть возможность самой все решать, тебе никто не мешает.
Кэт: Как ты не понимаешь!
Мама: Тебе опять что-то мешает?
Кэт: Да!
Мама: Что же в этот раз?
Кэт: Ты.
Мама: Не оправдывай себя. Все эти годы ты делаешь то, что хочешь. Тебе никто не указ с детства.
Кэт: Да, да, я знаю, мой характер, как у отца, он всегда делал то, что хотел. Где он сейчас?
Мама: Ты знаешь, где он! Я очень боюсь, что ты закончишь жизнь, как он.
Кэт: А что плохого, он же герой!

Ехидно смеется.

Кэт: Хоть я и против его взглядов, но уважаю позицию. По крайней мере, его убеждения позволяли ему как-то жить, пусть и слепо.
Мама: Не слепо, ты очень категорична. У нас говорят: не суди и не судима будешь. Проживи свою жизнь, а другую не трогай.
Кэт: Слепец, он ничего не видел и не знал, как на самом деле.
Мама: Он знал слишком многое и этим жил. К сожалению, я не всегда его понимала и могла поддержать, я просто не знала.
Кэт: Ты даже его не понимала! Кого кроме себя ты понимаешь?
Мама: Прекрати. Ты слишком много себе позволяешь.
Кэт: А кто вправе определить, много или мало?
Мама: На твоем языке ты нападаешь, нарушаешь границы и навязываешь свое мнение.
Кэт: Я?! Ты опять думаешь только о себе!
Мама: Все эти годы я живу только тобой. Но ты этого не хочешь видеть. Ты заставляешь меня перед тобой оправдываться и доказывать тебе, что тебя любят. Тебе мало слов и моих дел, ты постоянно звонишь и устраиваешь истерики.
Кэт: Ты меня такой сделала!
Мама: Я плохая Мать! Я во всем виновата!
Кэт: Правда в том, что ты сейчас не отвечаешь за свои решения.
Мама: Начни с себя. Ты не ценишь память Отца. Не думаешь о том, что его имя дало тебе возможность попасть в профессиональную среду. Оставленные им накопления и мой ежедневный, сумасшедший труд дают тебе там жизнь. Не здесь, а там. Я работаю, чтобы ты жила в другой стране и тратила там наши деньги. И ты все продолжаешь быть недовольной. Тебя кормит эта земля, тебя я кормлю, а ты недовольна и постоянно со всем не согласна! Что тебе надо? Ты хочешь уничтожить память Отца? Хочешь закопать Мать?

Мама кладёт трубку.
Мама плачет.
Стук колес поезда


Явление 10. Я одна.

Кэт в купе. Смотрит в телефон. Что-то пишет.
Читает вслух написанное.

Кэт (Рэд Кэт):
Ты не знаешь, Мама,
Как кровоточат раны.
Моя судьба!
Чья в ней вина?!
Ты далеко!
Не ждешь меня!
Я здесь одна!

Молчание.

Мама уходит.
Кэт смотрит в окно.
Стук колес поезда.

Явление 11. Один.

Стук в дверь купе.

Кэт: Кто?
Проводник: Ваш проводник
Кэт: Как ты это делаешь?

Кэт открывает дверь.
Проводник заходит в купе.

Проводник: Добрый вечер, барышня.
Кэт: Чего пришёл?
Проводник: Не спится мне, вот и пришёл поболтать. Одному-то скучно ехать.

Проводник садится напротив Кэт.

Кэт: Мне тебя пожалеть?
Проводник: Ну, жалость — последнее, что мне нужно, а вот составить старику компанию за разговором можно.
Кэт: Что ты от меня хочешь?
Проводник: А вы?
Кэт: Ты пришёл, не я.
Проводник: Конфет я принёс.

Проводник достаёт из кармана карамель.
Кладёт на стол.
Стук колёс поезда


Явление 12. Карамель.

Проводник: Угощайтесь.
Кэт: Ну, давай. Опять расскажешь историю какую-нибудь?

Кэт берёт карамель. Разворачивает.

Проводник: А вы правы, расскажу. Я эту карамель люблю. Ей меня угостил мой друг. Давно это было, а встретил я его вот так, как вас в поезде.
Кэт: Ещё скажи, в этом же вагоне.
Проводник: Ну, милая моя, не в этом, но в таком же.

Молчание.

Проводник: Такой же, как и вы, горячий, энергичный, молодой, все знает, летит быстрее поезда.
Кэт: И?
Проводник: Не раз мы потом встречались, даже подружились, но позже. А в тот день, зашел весь на шарнирах, говорит: «Старик, вот тебе карамелька, не грусти! А я домой еду!»
Кэт: Откуда и куда ехал?
Проводник: В Москву с Кавказа. Собирал информацию для газеты.
Кэт: Журналист, как я?
Проводник: Да, но его жизнь была больше связана с «горячими точками».
Кэт: Я тоже об этом мечтаю, но пока только начинаю.
Проводник: Все у вас впереди. Будут точки, которые сами выберете.

Молчание.

Проводник: Бесстрашный был человек. Всегда первый оказывался в самых тяжёлых местах.
Кэт: Задание редакции!
Проводник: Нет. Любовь к Родине. Он считал своим долгом не обвинять кого-то, а рассказать о помощи и подвигах наших людей. И каждый раз он использовал только факты и никаких домыслов.
Кэт: Еще один святой человек! Вы, что здесь все такие?!
Проводник: Душенька моя, не мы святы, вера святая, а мы лишь слуги Божии.
Кэт: Ты опять начал проповедь! Расскажи об этом человеке, где он был, что писал?
Проводник: Он был на Кавказе, в странах Ближнего Востока. Прекрасно говорил, как и вы, на нескольких языках. Был очень добрый, милосердный человек. Знакомо же вам такое слово?!
Кэт: Продолжай!
Проводник: Однажды в одной из деревень, которую наши освободили, он встретил беспризорного мальчишку лет 6. Парень остался в деревне, родители его погибли, а он сидел около дома и охранял его. Настоящий мужчина! Никого к дому не подпускал. Наши ребята уважали его поступок, не подходили.
Кэт: А твой друг пошёл к этому мальчику?
Проводник: Он встал рядом с ним и сказал: «Я тебе помогу».
«Чем?» — спросил парень.
«Мы должны их похоронить» — он ответил.
Кэт: И они?..
Проводник: И они пошли вместе.
Кэт: Так не бывает! Это неправда! Как говорили, разные языки.
Проводник: Он хорошо знал культуру и язык этого парня. После этого вместе закрыли дом, и он забрал его в Москву, устроил в школу-интернат для одарённых детей.
Кэт: Ты скажешь, что он вырос известным человеком!
Проводник: Известным — не знаю, мне трудно оценивать это слово, но точно очень полезным для общества. Сейчас этот парень — взрослый человек, ботаник, профессор. Вернулся в свой дом, на свою Родину. Работает, отстраивает свою деревню.
Кэт: Трогательно.

Молчание.

Они дружат?
Проводник: Дружили.
Кэт: Что случилось?
Проводник: Мой друг погиб.

Молчание.

Кэт: Получается, воевали, заняли деревню, а теперь восстанавливать надо.
Проводник: Освобождали, потому что нас ждали и просили. А потом, как не помочь?! Наши не любят нападать и отнимать. Защитить и дать — это да.
Кэт: У тебя своя правда. Но случай с парнем интересный. Надо запомнить.
Проводник: Вы опять ищете правду?
Кэт: Конечно, а что ты хотел?  Чтобы я верила незнакомому мне человеку?!
Проводник: А вы верите, что встречи бывают неслучайны?
Кэт: Я знаю эту теорию, но доказательств её существования нет.
Проводник: Категоричность и прагматизм.
Кэт: Трезвость и рассудок. Ты друга тоже кормил малиновым пирогом?
Проводник: Ревнуете?! (Смеётся.)
Кэт: Старик, а есть еще кусочек пирога?
Проводник: Да уж… (Смеётся). Есть, милая барышня, сейчас принесу и чайку заварю.
Кэт: Эх, ты как дед, вот бы сейчас с ним поговорить.

Проводник встаёт и уходит.
Стук колёс поезда.

Явление 13. Сон. Дед.

Кэт берёт телефон.

Кэт: Где связь? И вайфая нет!

Кладёт телефон. Ложится. Засыпает.

Стук колёс поезда.
Появляется Дым.
Дым рассеивается.
На противоположной полке сидит дед.

Дед: Куда ты едешь, Катюша?
Кэт (лежит, спит): Ты… мой дед?!
Дед: Да.
Кэт: Меня зовут Кэт.
Дед: Для меня ты Катюша. Прости мне это желание. Меня все равно нет.
Кэт: Я плохо помню твои фотографии.
Дед: Зато я помню и знаю тебя.
Кэт: Я еду… я еду в какое-то важное место, я должна что-то важное сказать. Странно, но я забыла, куда еду.
Дед: Ты уже знаешь, что должна сказать?
Кэт: Да, знаю.
Дед: Что?
Кэт: Не помню!
Дед: Кому?
Кэт: Всем.
Дед: Но ты там еще не была?
Кэт: Нет!
Дед: Разве можно знать, что ты хочешь сказать про это место, если не была там, куда едешь?
Кэт: Ты никогда мне не снился. Зачем ты пришёл?
Дед: Ты меня звала.
Кэт: Нет.
Дед: Мне уйти?
Кэт: Раз пришёл, давай поговорим. Мне есть, что спросить.
Дед: Давай.
Кэт: Почему ты стал журналистом?
Дед: Мне было интересно, чем и как живёт человек.
Кэт: Ты стал очень известным журналистом. В чем секрет успеха?
Дед: Я не хотел успеха или известности. Я просто старался рассказать о жизни людей, несмотря на сложности, в которых они оказались. Журналисту важно для себя понимать, зачем он пишет, что он хочет донести до читателя.
Кэт: Правду.
Дед: Мы знаем примеры искажения правды. Особенно страшно, когда искажают историю и заставляют других в это верить.
Кэт: Как найти правду?
Дед: Ты постоянно её ищешь?
Кэт: Разве не в этом смысл?
Дед: Правда в добре, Катюша. И ты это знаешь, но поймешь позже.

Появляется немного дыма.

Кэт: Не уходи. Подожди, пожалуйста. Я хочу спросить самое главное.
Дед: Спрашивай.

Дед садится к ней на спальное место.

Кэт: Почему ты вернулся в Россию? Ты же уехал после революции.
Дед: Там я никому не нужен.
Кэт: А здесь?
Дед: Здесь мое детство, здесь ярче солнце и прозрачнее небо.
Кэт: Как же правда?
Дед: Правда там, где моя Родина.
Кэт: И всё?
Дед: Я не могу писать плохо про свою Родину, я её люблю.

Кэт лежит, смотрит на Деда.

Кэт: Дед! Я так хочу тебя обнять!

Появляется немного дыма.

Кэт: Стой (лежит, кричит).

Много дыма. Дед уходит.
Открывается дверь. Заходит Проводник.
Стук колёс поезда.

Явление 14. Лучше там, где нас нет.

Кэт просыпается.

Кэт: Я с тобой говорила?
Проводник: Нет, я только зашел, а вы почивать изволите? Так я пойду.
Кэт: Нет, не уходи. Странный у тебя поезд, такой же, как и ты. Мне приснился мой дед.
Проводник: О чем говорили?
Кэт: Откуда ты знаешь, что мы говорили?
Проводник: В странном поезде снятся странные сны, а значит, всё возможно.
Кэт: Да, это так. Он никогда мне не снился, и я его помню только по фотографиям, и то плохо. А сейчас как будто живой.
Проводник: Скучаете.
Кэт: Но я его не знаю, как я могу скучать?
Проводник: Вы чувствуете добро и тянетесь к нему, как корабль, который ищет свой причал.
Кэт: Опять ты непонятно говоришь!
Проводник: Что ж непонятно в моих словах?
Кэт: Я что-то ищу?
Проводник: Да.
Кэт: И что же?
Проводник: Себя.
Кэт: Ты очень странный старик! Ты что-то хочешь сказать?! Говори!
Проводник: Нельзя слушать кого-то, тем более на стороне, им проще говорить о других, чем о себе. Не надо бежать куда-то, там лучше только потому, что вас нет.
Нужно ценить то, что есть. Нам дано слишком многое: жить и любить свой дом. Любим ли мы его по-настоящему — это главное. Каждый день заботиться о своём доме и беречь его — вот что важно.
Кэт: Ты это уже говорил. К чему это опять?
Проводник: Вы ищете не правду, вы ищете дом. Был у меня друг, который гордился своим домом, кстати, тоже журналист, но тогда он назвал себя просто фотокорреспондентом. Очень скромный и достойный человек.
Кэт: Расскажи.
Проводник: После Великой Отечественной, когда мы уже победили, часть бойцов вернулись на Родину, а кто-то остался помогать наводить порядок: хоть и наступило мирное время, но банды оставались. Грабили, убивали, много чего было… Эх… Как-то вечером вернулся мой друг в дом, в котором они жили с женой на краю одной из освобождённых деревень.
Жена собрала на стол, достала малиновый пирог.
Кэт: Это был ты?
Проводник: Нет, это мой друг, но ты внимательна, пирог — это рецепт его жены.
Кэт: И?
Проводник: Он ездил делать очередную статью. Сидят они за столом, он рассказывает о людях, которых встретил. В этот момент дверь открывается, и влетают три человека с автоматами.
Кэт: Кто это?
Проводник: Коршуны! Кричат, наживы хотят! Друг встал, надел пиджак. Выпрямился и гордо смотрит на них.
«Ты кто?» — спросил один их этих людей.
«Советский фотокорреспондент» — ответил друг.
«Сколько тебе лет?» — спросил другой.
«60».
«Выправка царская!» — продолжал коршун.
«Служил Государю!» — ответил друг.
«Почему не уехал?» — настаивал коршун.
«Уезжал, вернулся!»
«Почему?» — он не мог успокоиться.
«Родину не предают!» — сказал друг.
Все замолчали.
Коршун передёрнул затвор автомата.
«Стой, — сказал первый, — уходим!»
Вот такая история, барышня!
Кэт: Отважный друг. Он мог умереть.
Проводник: Он каждый день знал, что мог умереть, и делал своё дело.

Молчание.

Кэт: Я не хочу злить тебя, старик. Оставь чай и пирог тоже оставь. Я хочу побыть одна.
Проводник: Желание барышни — закон. Отдыхайте.

Проводник уходит.
Стук колес поезда.
Явление 15. Порог.

Кэт берёт телефон. Что-то пишет. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт):
Я далеко.
Я ем пирог
В краю другом,
Но не чужом,
Какой-то предо мной порог,
Как будто в теле я ином.
Мой парус ждёт свой рок?

Кэт кладёт телефон.
Ложится. Засыпает.


Явление 16. Сон. Отец.

Много дыма.
Появляется Отец.
Стоит между спальными полками.

Кэт (во сне кричит): Уйди! Уйди от меня!

Отец стоит.
Кэт пинает его ногами.

Кэт: Ненавижу! Ненавижу тебя!

Отец стоит.

Кэт: Зачем ты пришёл? Что тебе от меня надо? Ты приходишь и молчишь.

Молчание.

Кэт: Говори.
Отец: Я скучаю.
Кэт: Твой голос! Я никогда его не слышала!
Отец: Ты моя девочка, очень похожа на меня.
Кэт: Мне Мама это постоянно говорит.
Отец: Ты лучшее, что после меня осталось.
Кэт: Мы разные, я не похожа на тебя.
Отец: Ты мое продолжение.
Кэт: Да, но я не ты, и ты не знаешь меня.
Отец: Я тебя чувствую.
Кэт: Зачем ты приходишь?
Отец: Ты постоянно зовёшь меня.
Кэт: Мне это сегодня говорил Дед.
Отец: Я знаю.
Кэт: Откуда?
Отец: Он мне сказал. Он горд тобой.
Кэт: Мной?
Отец: Да, он сказал, ты умеешь слышать.
Кэт: А ты?
Отец: Что я?
Кэт: Ты гордишься мной?
Отец: Гордость — спорное чувство.
Кэт: Значит, нет.
Отец: Тебе же это неважно.
Кэт: Ты прав, неважно.
Отец: Тогда зачем спросила?
Кэт: Я ненавижу тебя.
Отец: За что?
Кэт: Ты никогда не узнаешь! Уходи!
Отец: Я пришёл сказать: ты настоящий журналист, ты пишешь и ищешь. Журналист всегда найдёт ответ, но помнит: ответов может и не быть. Бывает время, которое даёт ответы в этот момент, позже они могут измениться, и важно сохранить историческую память и не переврать.
Кэт: Ты никогда не врал?
Отец: Я был честен со своей совестью.
Кэт: Красиво.
Отец: В твоём случае не все, что красиво, полезно.
Кэт: В твоём?
Отец: Многие решения даются с болью, но они нужны для сохранения добра.
Кэт: Почему ты стал журналистом?
Отец: Я хотел сохранить память. Память о людях, об их подвигах, о добрых простых делах. Словами, своим делом мы сохраняем память и воспитываем детей.
Кэт: Уходи, мне тяжело с тобой.
Отец: Прости.

Много дыма. Отец уходит.
Стук колес поезда.
Кэт спит.

Явление 17. Телефонный разговор.

Звонит телефон.
Кэт просыпается.
Выходит Мама в правый передний край сцены.

Мама: Я звонила, но у тебя не было связи. Прости меня.
Кэт: И теперь ты решила меня разбудить?
Мама: Засыпай.
Кэт: Я говорила с Отцом.

Молчание.

Мама (очень удивленно): Как?
Кэт: Он приходил.
Мама: В поезд, в купе? Доченька…
Кэт: Во сне… Вообще, странный поезд. Мне кажется, я забуду, куда я еду.

Молчание.

Кэт: Расскажи мне про него.
Мама: Что ты хочешь знать?
Кэт: Как вы познакомились?
Мама: Обычное и необычное знакомство. Я учились на журфаке, он у нас преподавал. Как все девчонки, я сразу в него влюбилась. Он был лёгкий и глубокий. Он точно знал, что и почему говорит. С ним было безумно интересно и весело. Он не любил скучать.
Кэт: Это я уже поняла. Его всегда тянуло на приключения.
Мама: Вы одинаковые. Я иногда смотрю на тебя и удивляюсь, как же Господь нас создаёт такими похожими. Ты его продолжение.
Кэт: Мама!
Мама: Прости. Он не мог сидеть на месте, был очень активный и постоянно находил себе занятие. Как только где-то что-то происходило, он первый ехал туда.
Кэт: Получается, он не думал о тебе…
Мама: Конечно, думал, он жил мной. Он мужчина, и как у настоящего мужчины у него был свой долг, он был верен ему.
Кэт: Какой?
Мама: Служба Родине.
Кэт: Но он не воевал.
Мама: Он служил словом! Это зачастую не менее опасно.
Кэт: Значит, он все-таки не думал о тебе…
Мама: Доченька, думал. Мне трудно представить более любящего и заботливого отца. Он бы не дал мне совершить моих ошибок.
Кэт: Почему ты бросила писать?
Мама: Было время, когда только статьями тяжело заработать. Иногда предлагали много денег, но надо было кого-то поливать грязью, я не бралась. Тогда я решила открыть свой интернет-проект, дело новое и интересное. В итоге получился приличный портал. Кстати, все задумки Отца.
Он знал, что будет востребовано, видел, как развивается интернет, и рисовал мне свои планы. Его нет, а его задумка живёт. Он научил меня всему.
Кэт: Почему ты до сих пор одна?
Мама: Я даже не могу представить себе, что кто-то есть достойнее Ивана.
Кэт: Да, ты, видимо, до сих пор его любишь.
Мама: Да и он нас любит.

Молчание.

Кэт: Доброй ночи, Мама.
Мама: Доброй ночи, доченька.

Мама уходит.


Явление 18. Не спится.

Кэт берёт телефон.
Что-то пишет. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт): Статус этой ночи: Нет сна!

Кладёт телефон.
Стук колес поезда.


Явление 19. Военкоры.

Стук в дверь.

Кэт: Кто там еще?
Проводник: Ваш проводник.
Кэт: Как ты это делаешь?

Кэт открывает дверь.

Проводник: Я подумал, вы захотите карамельку, после неё лучше засыпается.
Кэт: Подумал он!

Проводник заходит. Кладёт на стол карамель.

Кэт: Какой странный старик!
Проводник: Раз уж я пришёл, то можно и поболтать немного. Все равно вы не спите.
Кэт: Я спала.
Проводник: Неправда. У вас ни в одном глазу нет сна. Много думаете. О чем, позвольте узнать?
Кэт: О вечном. Тебе правда интересно?
Проводник: Конечно.
Кэт: Вот думаю о военной журналистике. Есть у тебя какие-то мысли? Ты в этом тоже разбираешься?
Проводник: Не то, чтобы очень, но мнение имею.
Кэт: Мнение?! Интересно послушать.
Проводник: Милая моя, есть военные журналисты, которые учатся в специальных университетах и получают погоны, а есть военкоры.
Кэт: Твои друзья?
Проводник: Мои два друга были военные корреспонденты. Один — дворянин из Петербурга царской России, статный, сдержанный, очень начитанный. Второй — шустрый, резкий, умный московский интеллигент, но я про него тебе рассказывал, ты мне его очень напоминаешь.
Кэт: И?
Проводник: И должен сказать тебе, при всей дворянской интеллигентности, они себя отдавали полностью без остатка своему делу и ничего не чурались. В христианстве существовало такое понятие: принять самопроизвольную нищету — то есть всё, что имеешь, отдать Господу.
Кэт: Как же жить тогда?
Проводник: Господь никогда не оставит ни в этой жизни, ни в будущей. Ты же во благо делаешь, значит и Боженька тебе даст хлеб насущный.
Кэт: Ты очень странный и продуманный старик! Кто ты?
Проводник: Так вот. Эти люди отдали себя своему делу. Представь себе, ты журналист и ты гражданская, а попала в плен, ты стала военнопленной. Они все это знали и добровольно лишали себя комфортных условий жизни и работы, каждый миг рисковали жизнью.
Это постоянный труд: знать культуру, язык, географию. Знаешь, сколько надо иметь выдержки и здоровья?! И уметь помочь раненому.

Молчание.

Проводник: Это люди с внутренним чутьём и очень крепким внутренним миром. Столько насмотришься, самому бы осилить, а тут другим надо рассказать.
Кэт: Какой итог твоего месседжа?
Проводник: Лев Николаевич Толстой был фронтовым корреспондентом. В 1855 году в журнале «Современник» вышел его очерк «Севастополь в декабре».
Кэт: Старик, итог какой? Давай резюмируй.
Проводник: Быть военным корреспондентом — это служба Родине и людям.
Кэт: И всё?
Проводник: А ты что хотела услышать?
Кэт: Военкор в огне, чтобы люди знали правду.
Проводник: Ёмко, тогда не забудь добавить, чтобы те, у кого мирное небо, знали и ценили это.
Кэт: Давай спать, старик! Ты очень утомительный!
Проводник: А как вы хотите, милочка? Приехали, на хайпе написали, рассказали и уехали звездой?
Кэт: Я…
Проводник: Война — это судьбы, барышня! Война — это души!

Проводник встаёт.

Проводник: Доброй ночи!
Кэт: Как котёнка, меня в лужу, но это твоя правда.

Проводник молча уходит.
Стук колес поезда.

Кэт: Я хочу поговорить с Отцом.

Кэт засыпает.

Явление 20. Война Отца.

Кэт спит.
Много дыма.
Появляется Отец.
Кэт лежит на спальном месте.

Кэт: С кем ты воевал?
Отец: С теми, кто врет!

Кэт садится.

Кэт: Они могли сказать, что врешь ты!
Отец: Они так и говорили. Но я старался сохранить историю.
Кэт (раздраженно): Они тоже.
Отец: Трезвость и спокойствие — прежде всего, ты раздражена.
Кэт: У каждого своя правда!
Отец: Холокост был?
Кэт: Да.
Отец: В печах людей жгли?
Кэт: Да.
Отец: Я никогда не смогу понять, как можно сжигать людей!
Кэт: Я тоже!
Отец: В глубокой, далёкой сибирской деревеньки мать родила простого парня. И он на своём пузе прополз пол-Европы, чтобы освободить такого же обычного парня в Освенциме, который попал туда только потому, что он еврей.
Или ты думаешь, у этого случая есть какая-то другая правда?

Молчание.

Кэт: Я бы хотела поговорить об этом с Дедом. Я занималась этим периодом.
Отец: Это он мне рассказал.
Кэт: Где?
Отец: Там, где я!
Кэт: А где я?! Что за поезд?! Куда я еду?!

Молчание.

Отец: Не хочешь признавать историю, хотя её знаешь, хочешь что-то найти?! Мы никогда первые не начинаем, но мы можем защищаться и мы можем защищать. А что плохого в помощи? Если тебя просят о помощи, ты пройдешь мимо?! Надо помочь, надо. Так уж у нас в вековой крови. Душа потом чешется, если мимо пройдешь.
Кэт: Так почеши!
Отец: Мы не можем отказать, не можем оставить. Так завещал Бог: помоги ближнему своему. Так нас учили отцы: за столом всегда найдется место голодному.
Кэт: Прекрати! Ты не на войне. Ты говоришь с дочерью!
Отец: Наш мужик бывает ворчлив, недоверчив, но он добрый. Это Русь Матушка, глубина, широта, наш мужик сильный и волевой, у него руки мозолистые, он не будет отнимать, он даст.
Наш солдат — освободитель…
Чтобы заниматься нашей профессией, нужно читать книги, знать культуру, особенности…
Кэт: У нас конфликт здесь и сейчас.
Отец: Есть предпосылки.
Кэт: Ты не понял меня. Ты со мной конфликтуешь.
Отец: Хорошо, будь по твоему. Тогда скажи, как ты думаешь, почему?
Кэт: Потому, что ты никогда никого не слышал! Ты оставил Маму беременной и уехал на фронт!
Отец: Вот и истоки конфликта. Значит, он не здесь и сейчас, а тогда…
Кэт: Она за меня решила, что мне лучше в другом месте. И теперь я не знаю, где я.

Отец садится рядом.

Кэт: Я ненавижу тебя.
Отец: Твоё право
Кэт: Почему ты ничего не отвечаешь?
Отец: А что я могу сказать? Ты права. Я уехал.
Кэт: Ты не думал, что не вернёшься?
Отец: Нет, не думал. Я был уверен, что вернусь, ведь меня ждали вы.

Молчание.

Отец: Ты думала, что можешь не вернуться?
Кэт: Да!
Отец: Страшно?
Кэт: Очень.
Отец: Знаешь, почему ты думала, что не вернёшься?
Кэт: Инстинкт самосохранения.
Отец: Нет.
Кэт: Почему?
Отец: У тебя нет правды.
Кэт: Что ты хочешь сказать?
Отец: Я не боялся не вернуться, потому что я всегда знал: победа будет за нами. И в этот момент ты отдаешь себя своему делу. Ты веришь.
Кэт: Ты хочешь сказать, что я не верю в свою правду.
Отец: Она не твоя.

Молчание.

Отец: Конфликт это не порох, это люди. Миссия журналиста — гуманитарная.

Поезд тряхнуло. Стук колес.
Много дыма. Отец уходит.
Кэт проснулась.


Явление 21. Куда я еду?

Кэт: Этот странный поезд и самая странная ночь в моей жизни.

Кэт берёт телефон. Что-то печатает. Говорит вслух.

Рэд Кэт:
Всё как в бреду.
Куда я еду?
Не пойму!
Вся ночь без сна,
И кругом голова,
Как будто бы земля
Вокруг меня,
И я
Сошла с ума.
К себе и от себя.
Куда я еду?
Не пойму!

Кэт кладёт телефон.

Кэт: Сейчас придет старик. Я не шучу!

Кэт ложится. Засыпает.


Явление 22. Разговор Деда и Отца.

В правом переднем углу сцены появляются Дед и Отец.
Кэт спит.

Дед: Не сдаётся! Вся в тебя!
Отец: Кто бы говорил, ваше благородие!
Дед: Это в прошлом.
Отец: Что ж, я тоже.
Дед: Ты еще не успел родиться. Я еще о тебе и не думал.
Отец: Ты думал о себе (смеётся).
Дед: Все думают о себе, но иногда на весах есть что-то важнее.
Отец: Отчий дом, Отец!
Дед: Да, Сын!
Молчание. Смотрят на Кэт.
 
Отец: Она повторила мою судьбу.
Дед: Нет, у неё своя дорога. Возможно, намного сложнее твоей. Тебе был дан дом. А она его ищет.
Отец: Ты, как всегда, прав.
Дед: Я, как и она, учился на своих ошибках.
Отец: Как думаешь, она вернётся?
Дед: Уверен, что да.
Отец: Сомневаюсь.
Дед: Не сомневайся в собственном дитя, тащи его столько, сколько можешь, а там глядишь, и ребёнок чему-то научится.

Кэт (тихо сквозь сон): Я не ребёнок.

Молчание.

Дед: Не разбудить бы.
Отец: Пойдем.
Дед: Какая она красивая и такая юная.

Стоят смотрят, как спит Кэт.

Дед: Как ты там?
Отец: Жарко.
Дед: Планируешь вернуться?
Отец: С радостью, но кто-то должен этим заняться. Разные страны, запросы, бумаги, время. Любаня пыталась тогда, но не смогла.
Дед: Жаль, но я держу тебе место возле себя.
Отец: Мы обязательно встретимся, я вернусь.

Уходят.
Стук колес поезда.
Явление 23. Я не ребенок.

Кэт (во сне): Я не ребёнок!

Молчание.

Кэт (во сне громко): Нет!

Кэт просыпается.
Её знобит.
Кэт садится, заворачивается в одеяло.
Стук в дверь.

Кэт: Входи, открыто!
Проводник: Слышу, вам сон плохой приснился. Вот я вам молочка принёс. Тёплого, после него лучше спится.
Кэт: Какой же ты продуманный старик!

Кэт берёт стакан и бросает его в Проводника.

Проводник: Молоко все стерпит. Ещё чего изволите? Может, ещё стакан? Я мигом.
Кэт: Какой ты странный старик! Чего пришёл? Нечего за мной ходить! Я не ребёнок!
Проводник: А заботы-то вы не понимаете?! Не принято у вас людям добрые дела просто так делать?!

Кэт берёт со стола карамельки и кидает в Проводника.

Проводник: Карамельками нечестно.

Проводник берёт сбоку полотенце.

Проводник: Сейчас как выпорю!
Кэт: Что? Меня Мама никогда не порола!
Проводник: А зря! (Смеётся)

Проводник шутя бросает полотенце в Кэт.

Кэт: Ты ещё смеёшься?!

Кэт ловит и бросает обратно.
Так несколько раз в друг друга.
Кэт начинает не сильно пинать Проводника.

Проводник: Барышня! (Строго.) Молоко пить будете? Оно уже остыло!
Кэт: Старик! Я его в тебя бросила! Ты забыл!
Проводник: Я ещё стаканчик оставил на всякий случай.

Вместе начинают смеяться.

Кэт: Ты начал!
Проводник: Кто первый кинул стакан?
Кэт: А кто меня довёл?!
Проводник: Кто пинаться начал?
Кэт: А кто рядом стоял?
Проводник: Все виноваты, но не вы!

Смеются.

Явление 24. Терпение.

Кэт: Да что вы за люди такие.
Проводник: Мы?
Кэт: Мама такая же.
Проводник: Какие?
Кэт: Я стакан разбила, вот пинаю, а ты…
Проводник: Что я?
Кэт: Терпишь и молоко предлагаешь.

Кэт пинает Проводника.

Кэт: Чего молчишь?
Проводник: А что сказать?
Кэт: Что тебе больно.
Проводник: А что от этого изменится?
Кэт: Чтобы я прекратила.
Проводник: Вы не прекратите.
Кэт: Откуда ты знаешь? Но ты прав! Почему терпишь?
Проводник: Так Господь велел. Может в вас благодать откроется, и вы поймёте, что так нельзя!
Кэт: А если не пойму?
Проводник: Ну… Тогда мы поможем понять.
Кэт: Вот! Угрожаете.
Проводник: Боже упаси, кто терпелив, тот добротой полон, ибо одно без другого не работает. А время — лучший проводник, оно нас рассудит. Я ведь ещё один стакан молока приготовил. (Улыбается.)

Молчание.

Проводник: Иногда человек сам не ведает, что делает. Он проходит свой путь ошибок, так помочь ему надо пройти этот путь, а когда одумается — не гнать.  Принять, накормить, дать ему помощь, так глядишь, душу-то он и вылечит.
Кэт: У тебя своя правда какая-то странная. Ты Святой Отец как будто!
Проводник: Ваша правда, милочка. В деревне-то у меня не было школы, а вот класс при церкви местный батюшка сделал. Так я и пошел на Службу Божию. И выбора-то вроде как не было, а выбор был, а Господь меня направил.
Кэт: Чушь какая-то.
Проводник: Пусть чушь, но Боженька видит и направляет и по делам нашим воздает.
Кэт: Ты меня сведешь с ума своими историями. Как же ты оказался проводником?
Проводник: Война.
Кэт: Какая?
Проводник: Та, которую мы никогда не забудем.
Кэт: Сколько тебе лет?
Проводник: Не помню, но думаю, ещё не старый, если живой. Так я принесу молоко?!

Проводник выходит.

Молчание.
Стук колёс поезда.
Кэт смотрит в окно.
Заходит Проводник.

Проводник: Ваше молоко, барышня!
Кэт: Спасибо тебе, старик!
Проводник: Не за что, милая барышня, пейте вы на здоровье и засыпайте. Ну, что вы сидите, ложитесь.

Кэт пьет молоко. Ложится.

Кэт: А ты что будешь делать?
Проводник: У меня забот полный вагон. Станция впереди. А вы спите, спите. Вам спать надо, вы совсем юны.
Кэт: Я не ребёнок.
Проводник: Я знаю это. Мысли у вас уж больно глубокие.
Кэт: Откуда ты знаешь?
Проводник: Так видно же.

Проводник уходит.
Стук колес поезда.

Явление 25. Стакан молока.

Кэт берёт телефон. Делает фотографию стакана молока. Что-то пишет. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт):
Стакан молока
Согревает меня,
Как будто бы мысли бегут ото сна.
Он тёплый, как в детстве,
Где была иногда,
Стакан молока
Согревает меня!

Кэт кладёт телефон.
Молчит.
Выходит Мама в правый передний план сцены.
Кэт резко берёт телефон.

Кэт: Нет!

Кэт (Рэд Кэт):
Стакан молока
Согревает меня,
Как будто бы мысли бегут ото сна.
Он тёплый, как в детстве,
Где Мама моя!
Стакан молока
Согревает меня!

Кладёт телефон.

Кэт: Спокойной ночи, Мама!

В правом углу Мама.

Мама: Засыпай, Катюша!

Мама уходит.
Стук колёс поезда.
Явление 26. Нет слов.

Кэт ложится спать.

Кэт: Раз уж это странный поезд, тогда приснись, Дед. Мне надо с тобой поговорить.

Кэт засыпает.

Много дыма. Появляется Дед.

Дед: Ты меня звала?

Кэт смотрит на Деда.

Кэт: Да.
Дед: Не спится тебе.
Кэт: Очень странный поезд. Я вижу то, чего раньше не видела.
Дед: Растешь.
Кэт: Болезненно.
Дед: Такое бывает, но ты справишься.
Кэт: Ты в меня веришь?
Дед: Конечно.
Кэт: А Папа?
Дед: Верит, немного сомневается, но очень хочет верить.
Кэт: Почему сомневается?
Дед: Тебе и в этом хочется покопаться? (Смеётся.) На некоторые вещи мы не в силах ответить. Нет слов.
Кэт: Скажи, Дед. Военкор может передать словами всю правду о войне?
Дед: Слов много, но их никогда не хватит. Нет тех слов, которые смогли бы рассказать всю правду о войне.

Молчание.

Кэт: А он меня любит?
Дед: В этом даже не сомневайся. Больше всех.
Кэт: Тогда почему уехал?
Дед: Прости его. Он иначе не мог поступить. Нет тех слов, которые могли бы это объяснить.

Молчание.

Много дыма.
Появляется Отец.
Дед и Отец сидят рядом.

Кэт: Вы вместе?
Дед: Всегда, но мне пора. Вам надо поговорить.
Кэт: Я тебя ещё увижу?
Дед: Только позови.

Дед уходит.
Отец остаётся сидеть напротив Кэт.
Стук колёс поезда.

Явление 27. Слова.

Кэт: Где ты сейчас?
Отец: В одной очень тёплой стороне. У подножия горы.
Кэт: Тебе одиноко.
Отец: Ты, Мама, Дедушка — вы со мной.
Кэт: У меня нет слов для разговора с тобой.
Отец: И не надо. Это всего лишь слова.
Кэт: Прости меня.
Отец: Тебе не за что просить прощения. Для меня ты всегда и во всем прощена. Ты моя дочь.
Кэт: Выше слов — любовь?
Отец: Да! Как Отец или Мать не примут своего ребенка? Могут поругать, но примут и простят. Такова Русь. Мы умеем любить и мы умеем прощать.
Кэт: Это сила.
Отец: Добро, только в нём есть спасение души.
Кэт: Я понимаю, почему ты поехал!

Кэт начинает плакать.

Кэт: Ты не мог по-другому.

Кэт плачет.

Кэт: Папа! Хочу это слово успеть сказать много-много раз, как же я скучала по тебе, Папа!

Много дыма.
Отец уходит.
Кэт просыпается. Плачет.
Раннее утро.

Явление 28. Тепло.

Кэт берёт телефон. Плачет. Что-то печатает. Читает вслух.

Кэт (Рэд Кэт):
Мне стало тепло.
Я плачу.
Это смешно.
Мне хорошо,
И ушла суета.
Это мой дом?!
И я снова права?!

Стук в дверь.

Кэт: Заходи!

Стук колёс поезда.

Явление 29. Старик.

Заходит Проводник.

Проводник: Вы не спросили, кто там?
Кэт: Зачем?! Я знаю, что это ты! Что ты мне принёс?
Проводник: Чай, а что вы хотите?
Кэт: Узнать, откуда ты знаешь, когда надо прийти?
Проводник: Скоро ваша станция, барышня. Если я скажу, вы будете знать, и в следующий раз будет неинтересно. Могу лишь отметить: вы согрелись.
Кэт: Я буду звать тебя «мой старик». Мы увидимся ещё?
Проводник: Несомненно. Но пора вам собираться.
Кэт: Эх, жаль, что ты не знал моего Деда и Отца.
Проводник: Как сказать, мы вроде о них говорили.
Кэт: Так это те два друга?
Проводник: Да, милая моя.
Кэт: Кто ты, старик? Ты их видел? Какие они? Когда мы с тобой поговорим?
Проводник: На обратном пути.
Кэт: Я думаю, навряд ли.
Проводник: Боже упаси, вы что-то задумали?
Кэт: Старик, всему своё время. Кстати, я вспомнила, у меня есть активный подписчик в сети, мы часто с ним переписываемся. Его ник Старик. Это не ты? (Смеётся.)

Молчание.
Проводник улыбается.

Кэт: Чего молчишь, старик!
Проводник: А что тут сказать?! Как знать.
Кэт: Странный ты, старик, и поезд у тебя странный, и сны здесь у тебя бредовые снятся. Но ты очень добрый.

Кэт подходит к нему.

Кэт: Можно, я тебя обниму?

Проводник открывает руки и обнимает Кэт.
Стоят, обнявшись.
За Проводником появляются Дед и Отец.

Кэт: Странное чувство, как будто Отца и Деда обнимаю.

Проводник поворачивает голову в сторону Деда и Отца. Улыбается.

Кэт: Но их здесь нет. Правда ведь?!
Проводник: Правда, барышня, правда.
Кэт: Тогда почему я их чувствую?
Проводник: Потому, что их любите, а они вас. И они всегда с вами.
Кэт: Твоя правда. Ты помнишь их?
Проводник: Мы помним всех, кто воевал. Вечный поклон.
Кэт: Вечно живые.

Молчание.

Кэт: Пора прощаться.
Проводник: Мы скажем друг другу: до свидания.
Кэт: Пока, старик!
Проводник: Ангела вам в дорогу!

Кэт уходит.
Дед и Отец выходят из-за спины Проводника.


Явление 30. Дед. Отец. Проводник.

На сцене Дед. Отец. Проводник.

Дед: Интересно вам куда она?
Отец: Кто ж её теперь знает, задурили девку своей любовью.

Смеются.

Проводник: Она туда, куда надо.
Отец: Ну ты, старик, всю жизнь философ.
Дед: Она не ошибется, это наша Катюша!

Смотрят в ту сторону, куда она ушла.

Отец: Она достала телефон. Старик, а ну-ка давай свою технику, что она там напишет в сети.

Явление 31. Прощение.

На сцене Дед. Отец. Проводник.
Смотрят в телефон.

Голос Кэт:
Мама!
Я скоро приеду за твоим прощением, но не одна!
Настало время Отцу вернуться домой!
Жди нас!
Твоя Катюша!

                Дед. Отец. Проводник уходят.
.


Рецензии