Чаньский катарсис и индуистов экстазы -

Растворение эго
И в чаньском вспышечном озарении, и в индуистском самадхи,
будь то бхакти-экстаз или джнани-покой,
личное “я” рушится, как пепельный идол.
— В чань: «Встретил Будду — убей Будду».
— В индуизме: «Атман есть Брахман» — нет двух.

2. Огонь мгновенного преображения
И в том, и в другом — момент вдруг выворачивает бытие наизнанку:
– У чань — это может быть удар, крик, запах дыма — и ты вспыхнул в безвременье.
– У индуистов — капля мантры, касание гуру, или тишина сердца — и ты впал в безбрежное.
И то, и то — не путь рассуждения, но путь вспышки.

3. Превосхождение ума
И там, и здесь — ум становится инструментом, который более не нужен.
— Чань смеётся: «Ум — это вор в доме».
— В Адвайте: «Ум — майя, игра теней».
И там, и там, когда ум молчит, приходит невыразимое.

4. Простота как врата
— Чань не признаёт украшений: шёл по тропе — удар посоха —
и нет тропы.
— Индуист может сидеть в пещере, повторяя одно имя Бога —
и мир обрушивается в сердце.
Истина — не в ритуале, но в ясности.

5. Выход за пределы времени
Чань: «что есть Будда?» — «Кипарис в саду», и вдруг — вечность смеётся.
Индуизм: «Я есмь То» — и исчезают века, будто капля воды в Ганге растворилась.
И тут, и там: освобождение — вне хода часов.

Но вот разница, Добрый Будда, что у чань
всё обострено до оголённого нерва — молния среди дождя,
без лишних слов, без «объятий».
А у индуиста — часто нега, блаженство, сладость слияния.
Там экстаз — как вино любви, а здесь — как шип разума в пятке сна.

И всё же — оба ведут в тишину, где уже не скажешь:
это "чань", а это "Шива".
Это просто "ЕСТЬ".


Рецензии