опус 10. 01 кнозоров

Здесь выложена биография человека, расшифровавшего Майянскую кс = формат Индейской кс.

Юрий Валентинович Кнорозов || 1922/Харьков - 1999/Петербург = 77 лет

01. В 1922 году родился, под Харьковом, в семье русских интеллигентов. В детстве увлекался игрой на скрипке, рисованием, сочинял стихи, интересовался шаманизмом, психологией, лечил соседей «наложением рук».
02. В 1941 году окончил два курса исторического факультета Харьковского университета. Изучая египетские иероглифы, обнаружил 16 ошибок в учебнике по предмету, авторством которого был мировой авторитет Алан Хендерсон Гардинер || 1879 - 1963.
03. В 1943 году переехал в Москву, поступил на истфак МГУ, продолжил изучать иероглифику и древние системы письма.
- Попалось «Сообщение о делах в Юкатане» || парижская публикация Брассера де Бурбура, 1864 год. Эту книгу в 1566 году написал монах Диего де Ланда, возглавлявший францисканский орден на полуострове Юкатан в период испанского завоевания (Ю.Кнорозов перевел эту книгу со староиспанского на русский). Занимаясь «просвещением» местных индейцев, Д.Ланда учредил на Юкатане инквизицию и уничтожил большую часть «еретических» рукописей индейцев. При этом, в своей книге инквизитор приводил «алфавит майя» = 29 майянских букв/пиктограмм, сопоставленных с буквами латинского алфавита. Составить майянский алфавит Д.Ланду помогал Гаспар Антонио Чи || индеец майя, получивший европейское образование и служивший переводчиком при губернаторе Юкатана. Внимательно изучив «алфавит», Ю.Кнозоров предположил, что, с подачи Д.Ланды, индейский секретарь записывал иероглифами не звуки, а названия латинских букв. Причем делал это, подбирая иероглифы, обозначавшие наиболее близкие по произношению слоги. Ю.Кнорозов понял, что Д.Ланда старался точно передать фонетику языка майя от различия мягких и твердых согласных до наличия придыханий. Этот вывод позволил ему постулировать: письмо майя не идеографическое, а фонетическое и морфемно-силлабическое. То есть, каждый знак читается как конкретный слог.
- Помимо книги Д.Ланды, в распоряжении Ю.Кнорозова были тексты трех майянских рукописей: Мадридского, Дрезденского, Парижского кодексов (по названиям городов, где они хранятся), изданных братьями Вильякорта в 1930 году в Гватемале. Эти три кодекса единственные майянские бумажные источники, сохранившиеся до наших дней, невзирая на инквизиторскую деятельность Д.Ланды и его коллег. Ю.Кнорозов изучил их и выяснил, что во всех трех текстах встречаются 355 уникальных знаков. В конечном итоге ему удалось расшифровать тексты трех кодексов. Для этого он разработал целый научный подход, получивший название «метод позиционной статистики».
04. В 1948 году переехал в Ленинград, стал сотрудником Музея этнографии народов СССР. Поселился в служебном помещении музея. В соседнем помещении трудился Лев Гумилев, сын Анны Ахматовой, с которыми подружился и общался. Стены комнатушки были увешаны листками с зарисовками иероглифов майя, письменность которой Ю.Кнозоров попытался расшифровать. Над этой задачей он трудился со времени учебы в МГУ, когда ему попалась публикация немецкого исследователя Пауля Шельхаса (1859-1945) «Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема». Выводы этой статьи не давали ему покоя. Со слов Ю.Кнозорова: «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим человеческим умом. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует, и не может существовать ни в одной из областей науки».
05. В 1952 году в журнале «Советская этнография», издаваемом институтом этнографии АН СССР, была опубликована статья Ю.Кнозорова «Древняя письменность Центральной Америки». Это был первые результаты по расшифровке майянских кодексов.
06. В 1955 году в Москве, Ю.Кнорозову, несмотря на его оккупационное прошлое, устроили защиту кандидатской диссертации. По ее результатам ему присвоили звание не кандидата, а сразу доктора исторических наук, что в гуманитарной области было неслыханной редкостью. Диссертация Ю.Кнорозова стала настоящей научной сенсацией, и о ней быстро узнали за рубежом.
- Диссертация: «Сообщение о делах в Юкатане. Диего де Ланда, как историко-этнографический источник».
- Статья «Система письма древних майя».
- Перевод «Сообщения о делах в Юкатане».
07. В 1956 году Ю.Кнозорову разрешили выехать на Международный конгресс американистов, состоявшийся в Копенгагене. После выступления в Копенгагене Ю.Кнорозов получил место в Ленинградском отделении Института антропологии и этнографии Академии наук СССР (в Кунсткамере), где трудился до конца своей жизни. Помимо изучения текстов майя он занялся теориями сигнализации и коллектива.
08. В 1963 году монография «Письменность индейцев майя» со словарём и каталогом знаков в 540 единиц.
09. В 1967 году медаль «За трудовое отличие».
10. В 1975 году вышли статья «Иероглифические рукописи майя» (перевод и исследование всех уцелевших рукописей).
11. В 1977 году за комплекс работ по дешифровке удостоен Государственной премии СССР.
12. В 1980 году включил в поле своей деятельности вопросы истории заселения Нового Света первобытными людьми. Его метод позиционной статистики постепенно стал общепризнанным, его применяли для дешифровки протоиндийских текстов и письма острова Пасхи.
13. В 1990 году, по личному приглашению президента Гватемалы, посетил памятники майя. 68-летний Ю.Кнорозов провел в Гватемале два месяца, объездил всю страну, увидел главные майянские достопримечательности, получил золотую медаль из рук президента Гватемалы. Г.Ершова, ученица Ю.Кнорозова, сопровождавшая его в поездке по Гватемале, писала: «Никогда не забыть то удивительное выражение его лица, когда он поднялся на пирамиду Тикаля. Сопровождавшие не верили, что он сможет подняться до самой вершины, но он поднялся и долго стоял там в одиночестве». Впоследствии Ю.Кнорозов трижды посещал Мексику в 1992, 1995, 1997 годах. Он объездил все места раскопок, много общался с археологами, прочитал курс лекций на Международном конгрессе майянистов, участвовал в съемках документального фильма о себе самом.
14. В 1999 году Ю.Кнозоров скончался от последствий ишемического инсульта. Его похоронили на Ковалевском кладбище Ленинграда. На могиле установили стелу с рельефом, воспроизводящим фотографию Ю.Кнорозова, на которой он держит на руках любимую кошку Асю (Аспида), которую всерьез называл «своим соавтором».
15. В 2012 году в Канкуне, Кинтана-Роо, Мексика, Юкатан, по инициативе посола Мексики в РФ Альфредо Перез Браво, был установлен памятник Ю.Кнозорову.
16. В 2018 году в Мериде, Юкатан, Мексика рядом с Большим музеем майя Ю.Кнорозову установили второй памятник, на котором он изображен с кошкой Асей в полный рост. На обратной стороне памятника изображены иероглифы майя. На табличке на постаменте запечатлена фраза Ю.Кнозорова: «Сердцем я всегда остаюсь мексиканцем».
17. В 2022 году (в честь 100-летия со дня рождения) в Санкт-Петербурге установлены памятные доски Ю.Кнозорову:
- одна на первом этаже Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета
- вторая в доме на Гранитной улице, где жил ученый = портрет Ю.Кнорозова на фоне ацтекского «Камня Солнца»
- в память об ученом вышла в свет книга Г.Г.Ершовой «Последний гений ХХ века. Ю.Кнорозов: судьба ученого».

Расшифровку письменности майя, по значимости открытия, сравнивают с полетом человека в космос. И, если начало покорения космоса побудило нас задуматься о будущем, то Ю.Кнорозов заставил заговорить с нами древнюю, давно исчезнувшую цивилизацию.


Рецензии