Интеллектуальный космос часть 6

              ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОСМОС
                часть 6

Космос. Вселенная. Небо.
Казалось бы, что все это говорит об одном и том же.
Но это только на первый взгляд.
На самом деле большой Космос и большая Вселенная настолько далеки от нас, настолько нам чужды, загадочны и опасны, что не оставляют никакой, даже самой малой надежды, когда либо проникнуть в их суть до конца. 
Сегодня и Космос, и Вселенная — это огромная, необозримая научная среда,  за которой интеллектуалы и весь высоко и глубоко образованный ученый мир наблюдает, используя высокоточную современную оптику. И хоть Космос и Вселенная денно и нощно находятся у исследователей на постоянном контроле, нельзя сказать, что мы продвинулись в своих знаниях о далеких мирах настолько, чтобы иметь возможность сложить из них осмысленную ретроспективу.

                ***

Что касается Неба, то это совсем другая, отдельная история.
Небо — это наш земной космос, наша земная вселенная. В ней имеется все, что сохраняет и обеспечивает безопасность биологической жизни на Земле.
Солнце, Луна, звезды и созвездия, насыщенная живительным воздухом атмосфера планеты,  которая вращается вместе с ней и удерживается силами притяжения, не позволяя ей оторваться и раствориться в большом Космосе.
Небо — это, в первую очередь, отечество христиан.
Само понимание этого выражения раскрывается словами молитвы Господней: «Отче наш, сущий на небесах».  Небо — это место особого Божьего присутствия. Небо — это земля обетованная, куда душа христианина всегда имеет шанс  вернуться.
Поэтому для христиан вопрос о зарождении жизни на Земле никогда ребром не стоит.
Из первой книги Моисея «Бытие», написанной за 1500 лет до рождения Христа, следует:
«В начале сотворил Бог небо и землю...И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом...И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в одно место и да явится суша...И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями...И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем (Солнце), и светило меньшее (Луна), для управления ночью, и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю...(Бт. 1-19 )».
Так прямо, как есть, как Богом сказано, это предание христианами и принимается.
При этом надо иметь в виду, что в настоящее время на Земле проживает более двух миллиардов христиан, примерно, 33% населения планеты.

                ***

Известно, что вплоть до эпохи строительства Соборов, которые еще называют «энциклопедиями под открытым небом», во всех великих древнейших цивилизациях передавалась из поколения в поколение и культивировалась «Священная наука Неба». Сегодня астрономия и астрология ничего общего с этой наукой не имеют.
Известно только то, что в цивилизациях этих со всей очевидностью присутствовал явный живой интерес к взаимодействию между Солнцем и временами года, между Луной и Землей, а также к далеким созвездиям и около полярным звездам.
Отсюда, изучая и опираясь на эти взаимодействия, исследователи пришли к твердому убеждению, что, помимо установленных, существовала и другая взаимосвязь, а именно связь между звездами и Землей.
Считается, что в этих взаимодействиях особенно преуспели Месопотамия и Древний Египет. Но если в Месопотамии по звездам составляли календари и выбирали места строительства священных сооружений, то для египтян карта звездного неба служила основой ориентирования и связывалась с культом мертвых.

                ***

Так, найденные во время археологических раскопок царского дворца в Мари — в древнем городе на реке Евфрат - в границах Месопотамии -  было обнаружено 25000 клинописных табличек, представляющих собой официальные архивы религиозного и административного содержания. Обнаруженные тексты послужили достаточным основанием для утверждения накопленных на тот момент предположений. А именно, что деление Неба на созвездия существовало в этом районе достаточно давно, примерно, 2500 лет до н.э.
Но если говорить не только о сенсационных находках, но и об истории эволюции созвездий, то самыми древними из них были зодиакальные созвездия. И первыми их выделили и соединили в образы жители Месопотамии и других областей Восточного Средиземноморья.
Появление этих созвездий в Междуречье обуславливалось прежде всего климатическими условиями. Так, принимая во внимание тот факт, что между различными  сезонами года в этих местах четких границ не существовало, то вполне естественно, что вестниками этих изменений становились звезды или созвездия.
А зодиакальными эти созвездия были названы лишь потому, что одиннадцать созвездий из их общего числа получили  названия живых существ. В переводе с греческого «зодиак» — это животное. И только единственное зодиакальное созвездие было никак не связано с животным миром — это Весы.

                ***

Однако прошла ни одна сотня лет и европейские монахи попытались превратить небесный свод в свою частную собственность, то есть сделать его сугубо христианским. Требовалось для этого совсем немного. Всего то и надо было заменить всех персонажей языческих мифов на героев Священного писания.
И кем же они были эти герои?
Вопрос простой!
К тому же и искать их долго не пришлось.
Ими оказались двенадцать Апостолов, двенадцать учеников Иисуса Христа. И все они были  призваны им к жертвенному подвигу, к служению, к распространению Нового Завета «до пределов земли». К слову сказать, все они, как один, были простыми рыбаками и все, кроме Ивана Богослова, погибли мучительной смертью.
Другой исторический персонаж — очень известный и очень почитаемый Джордано Бруно предлагал  присвоить зодиакальным созвездиям наименования отвечающие двенадцати человеческим добродетелям. Но и этот вариант не прошел!
Было немало и других попыток. Например — название городов, размещение гербов, стран, имен европейских монархов, но ничто из этого списка не набрало необходимого числа сторонников.
Однако талантливые и предприимчивые деятели христианских общин не могли так просто отступить и на корню загубить столь дорогую уму и сердцу идею.
И поскольку древние, извечно знакомые человечеству зодиакальные созвездия покрывали Небо не плотно, то между ними в небесном пространстве оставалось еще немало звезд. Объединяя их тем или иным образом  в мелкие созвездия, заинтересованные стороны обслуживали свои интересы, добиваясь конкретного результата.
Как правило, подобные истории имели своей целью увековечить имена людей отличившихся на том или ином поприще. Быть может, это и было здорово, но в итоге, использование небесной сферы  столь  неподобающим образом, привело систему к хаосу.

                ***

Впрочем история звездного Неба не только долгая, но и интересная.
При этом надо иметь в виду, что «христианская» концепция,связанная главным образом с протестантизмом, просуществовала не долго. На смену ей пришла другая - «рационалистическая», связанная с атрибутами науки и искусства.
Особенное развитие она получила во второй половине восемнадцатого века и заявила о себе презентацией нового созвездия Секстант, названного так польским астрономом, градоначальником Гданьска Яном Гевелием.  Секстант — это навигационный прибор, а поскольку Ян Гевелий был еще и конструктором телескопов, то ничего лишнего ему и придумывать было не нужно. Впрочем, не он один такой, и среди ныне существующих созвездий из этой, так сказать, «рационалистической» серии встречаются и не менее хлесткие названия, такие как  Микроскоп, Резец или даже Насос.
«Традиционной»  в истории созвездий выглядит концепция исторически связанная с  теми или иными образами животных. Она еще называется «бестиарной» концепцией, суть которой состоит в том, что определенным животным приписываются сакральные значения. Чаще всего это бывают воображаемые фантастические существа, например Дракон. Впрочем, следует признать, что подобные небожители встречаются на звездном небе крайне редко.
Стоит  упомянуть и еще об одной концепции, у которой была короткая жизнь и которая получила пафосное название «геральдическая». В ее основу были заложены верноподданнические отношения придворных к монаршим особам. Причем, это было очень удобно, поскольку при дворах правителей в то время служили астрономы. И действительно, поднести монарху какое-либо созвездие в качестве подарка и одновременно геральдического знака или эмблемы было с одной стороны просто, а с другой хитро.
Не удивительно и то, что карту звездного неба геральдико-монархическими созвездиями первыми пополнили французские астрономы. И кто бы еще мог побаловать французского короля Людовика XIV подношением в виде звездного атласа, в котором католический священник и иезуит Игнас Гастон Пардис предлагал учредить новое созвездие. На вид оно  представляло собой цветок Лилии, что не только придавало ему геральдический вид, но и ассоциировалось с фигурой королевского герба.
Впрочем, длился этот период совсем недолго, не более столетия, и постепенно сошел на нет.


                ***

Куда как более интересна в этом смысле «экзотическая» концепция.
Она возникла во времена Великих географических открытий, примерно на рубеже  ХVI-XVII веков. Без всякого преувеличения это время можно назвать великой историей Индийского и Атлантического океанов, с историей обессмертившей имена таких великих корсаров, флибустьеров, авантюристов и мореплавателей, как  Васко де Гамо, Марко Поло, капитан Кидд или Вито Дюма и Джон Авери по прозвищу Длинный Бен.
История Южного полушария  от экватора и до Южного моря написана на скрижалях Земли голландцами, португальцами, англичанами, французами и арабскими султанами.
Поэтому вполне естественно, что подобная звездная экзотика  если и могла где либо и когда либо появиться, то только в Южном полушарии звездного неба. Судите сами, каковы они эти названия: Муха, Киль, Летучая рыба, Хамелеон, Тукан, Индеец, Райская птица, Часы, Павлин, Печь и так далее в том же духе.
Однако самым первым на карте южного неба появилось созвездие Южный крест. Яркое созвездие! Всякий раз оно появлялось перед носом испанских и португальских кораблей в тот самый момент, когда другая самая яркая звезда - Полярная родом из северного полушария выходила из зоны видимости, оставаясь по ту сторону экватора. Подобный переход от Полярной звезды к Южному кресту представлял собой один из самых важных навигационных моментов в истории  путешествий с севера на юг.
Но если южный небосвод и в самом деле нуждался в некой систематизации звезд и объединении их в созвездия, то северный, систематизация которого длилась ни одно столетие, был достаточно хорошо изучен и во всех смыслах отвечал запросам и ожиданиям разных народностей.
И тем не менее, уже начиная с 1610 года, на северном полушарии стали появляться новые созвездия. Причем, этот процесс оказался реально возможным. Поскольку никаких препятствий для  подобного самоуправства не имелось. Да, созвездия на небе были, но самого понятия  «границы созвездий» не существовало. То есть образы фигур или контуры созвездий носили визуальный характер. По этой причине все те звезды, которые находились в свободном, подвешенном состоянии и не входили ни в одно из имеющихся образов, могли образовывать новые варианты созвездий. Как выглядели эти новообразования и что из себя эти образы представляли неизвестно.
Но известно другое!

                ***

В 1922 году в Риме состоялась генеральная ассамблея Международного астрономического союза. Решением этого форума был утвержден окончательный список созвездий в количестве 88 образов. Согласно данному числу фигур и было разбито звездное Небо. А спустя еще шесть лет, в 1928 году были приняты  четкие и однозначные границы между этими созвездиями. Однако, как оказалось, сделать это было совсем не просто! И еще в течении пяти лет в границы созвездий вносились необходимые уточнения.
И наконец только в 1935 году, когда астрономы окончательно договорились, что никогда больше изменять границы не будут, они были окончательно утверждены.
В итоге из 88 созвездий 32 располагаются в Северном небесном полушарии, 48 созвездий — в Южном, а оставшиеся 8 созвездий в обоих полушариях по обеим сторонам от Небесного экватора, воображаемого большого круга.

               


Рецензии