17. 2 Неявный порядок

                Из книги «Око Духа» Кена Уилбера:

 (Стр. 256) « … «Холономическая парадигма» Уэйд … основана на представлениях Дэвида Бома о неявном и явном порядке. … Реальность втискивается в двухмерную иерархию явного и неявного. Примером явного, по словам Уэйд, служит «ньютонианский физический мир», а неявное – это «Абсолют», который также приравнивается к "Непроявленному", «Пустоте мистицизма» и чистой «Пустоте». Это, конечно, простая двухъяросная монологическая модель, которая допускает лишь физику и дух. Более приемлемая холархия, как мы видели, может включать в себя материю, тело, разум, душу и дух. Однако концепция явного/неявного принуждает любого теоретика, который её принимает, по сути признавать лишь материю и дух». …

«… согласно теоретикам Великой Холархии, то, что явно на одном уровне, неявно на другом (то есть, то что явным образом целостно на одном уровне, является свёрнутой частью следующего уровня), и, следовательно, можно конструировать отношение явного/неявного на каждом из уровней Великой Холархии, что сохраняет небольшой момент истины Бома, но без необходимости прибегать к сплошному редукционизму». …

«Путаница в такого рода редукционистских моделях особенно заметна, когда они пытаются разобраться в недуальной сфере (у Уэйд это «Непроявленная Абсолютная Самость» как «Неявный порядок»). Как и все приверженцы скрыто дуалистических моделей, Уэйд вынуждена определять неопределимое (ей приходиться определять Пустоту), чтобы оно несло теоретическую нагрузку (как раз то, что попытался сделать Бом).

Другими словами, из-за своего различия явного и неявно, она вынуждена приписывать некие характеристики неявному порядку – порядку, который она также формально отождествляет с абсолютной Пустотой. К числу качеств, которые она приписывает неопределимому, относятся «вечная изменчивость», «слияние и объединение частей в непрерывном потоке, «порядок энергии», «как динамическая, так и голографическая природа», «неделимая целостность» и так далее.

Однако недуальные мистики указывают, что всё это – дуалистические концепции. Поскольку они имеют смысл только в контексте своих противоположностей. Но Уэйд вынуждена приписывать эти дуалистические качества неявной сфере для того, чтобы обосновать свою теорию. Она сразу же понимает затруднения связанные с этим шагом, и потому вводит концепцию о том, что абсолютное неявное и относительное явное – это, на самом деле, «единое и неделимое целое», таким образом, сводя Абсолют к подсистеме чего-то ещё (с этой же проблемой сталкивается в равной мере дуалистическая модель Уошберна). Первое, что вы узнаете из Метафизики 101 – это то, что абсолют не может быть подсистемой чего-то другого. Вам не стать Богом, будучи частью Чего-то Даже Большего. …

Там где большинство мистических и трансперсональных моделей включают в себя, по меньше мере, от четырёх до шести стадий в этой сфере, Уэйд в своей модели, отказывается от стандартной модели (предполагающей 4-6 надличностных стадий) и останавливается на двух стадиях. Она открыто оставляет место для других надличностных стадий, однако это быстро приводит её описание к завершению. Но, как Дэниел Браун, Джек Энглер и я пытались показать в «Трансформациях сознания», существует масса межкультурного материала, позволяющего строить как минимум шестистадийную модель надличностного развития (которую я, ради простоты, обычно свожу к четырём стадиям – психической, тонкой, каузальной и недуальной».   
 


Рецензии