Казаки на защите северных и западных рубежей Руси
У всех на слуху казаки рек Дон, Терек, Кубань и Урал. Но мало кто знает что
казаки были и на реке Вычегда. Это север нашей страны. Она протекает по
территории республики Коми и Астраханской области.
Вычегодские плавные казаки - загадочная группа людей, чей социальный
статус до сих пор остается не до конца понятным. В то время как казаками на
юге России считались безземельные крестьяне, наемники и войска, на севере
страны их определение было более размытым. Трудностям в исследовании
данной темы способствует недостаточность источников и новость приобретения
казачества в данных регионах.
В 16-17 веках на территории Вычегды, мало населенной и меньше обжитой по
сравнению с другими округами, основным видом транспорта были речные суда.
Работа в судовых бригадах была особенно распространена в Яренском и
Усольском уездах, где набирались казаки на основе призыва к местному
населению. Однако, статус плавных казаков был намного выше, чем у ярыжных
людей. Что такое плавные казаки и как они отличались от обычных казаков на
севере страны?
Плавные казаки, по-видимому, выполняли не только обычную судовую работу,
но также охраняли купеческий товар. В первой половине 16 века Вычегда была
окраинной частью Московского государства и граничила с территориями
сибирских татар, поэтому люди, владеющие оружием, были необходимы.
Яренский уезд был обязан предоставлять плавных казаков для военной службы
в ряды Московской армии. Это подтверждается грамотой Иоанна Грозного от 6
апреля 1582 года, где говорится о необходимости набора казаков из числа
"плавных людей/казаков" во время похода против немецкой армии в 1579-1580
годах.
Интересно отметить, что большая часть волжских казаков, которые были
выходцами из северных земель, по сути, являлись плавными казаками. Так,
атаман Ермак, происходивший из Двинского уезда и ранее служивший в
волжских казаках, успешно завоевал Сибирь, используя речные суда и активно
применяя тактику ведения боевых действий.
Также стоит отметить, что владельцы знаменитого Строгановского купеческого
семейства, чьи владения располагались не только на Каме, но и на Вычегде,
имели своих собственных ратных казаков. Например, для сражения при
Молодях в 1572 году купцы Строгановы отправили в поход 1000 казаков. Это
свидетельствует о наличии значительного числа казаков в регионе и их военной
значимости.
Исходя из всех указанных фактов, можно предположить, что плавные казаки
Вычегды и Вымы имели особый статус на севере России 16-17 веков. Их труд и
военные навыки были востребованы в суровых условиях рек и близости к
боевым сибирским татарским землям. Однако, точное определение социального
статуса плавных казаков требует дальнейшего исследования и анализа
имеющихся источников помимо указанных выше. История и роль плавных
казаков на севере России остаются важными аспектами истории и культуры
региона, которые заслуживают дальнейшего внимания и изучения.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012300656
28. Псковское казачество.
Вероятно, история Псковского казачества уходит своими корнями в далекие
времена. Псковская феодальная республика, существовавшая в XIII-XIV веках,
была одним из наиболее самостоятельных и независимых государств Руси. Она
имела свою армию, и, по всей видимости, в ее составе были и казаки.
Первое упоминание о Псковских казаках найдено в переписи 1585 года, где
говорится, что в городе Себеже на «городовую службу» были поставлены 31
конный и 114 пеших казаков. Для того времени это был довольно
многочисленный отряд. Ученые предполагают, что Псковские казаки
участвовали в Ливонской войне Московского царства против Ливонского
ордена. В 1585 году они смогли взять немецкую башню на реке Овмже.
Не говорится в летописях о том, где находился «городок пустой» с названием
Говья, который взяли псковские казаки, однако доказано, что они участвовали в
других сражениях, таких как оборона Пскова от войск польского короля
Стефана Батория в 1581 году. Эти факты помогают представить, что Псковские
казаки были активными и опытными воинами, способными справиться с
различными врагами.
Помимо Псковских казаков, в древних актах XV-XVI веков также упоминаются
другие "городовые казаки", такие как "тамбовские, елецкие, ливенские". Они
жили в городах и несли городовую службу, обеспечивая охрану и безопасность.
Известно что Псков был тесно связан с донск5ими казаками. Известный
донской атаман Михаил Черкашенин погиб при обороне Пскова.
Очень интересно связать историю Псковского казачества с настоящим
временем. Сегодня, казачество прочно вошло в культуру и традиции России, но
часто мы забываем о его древних корнях. Псовое казачество было одной из
составляющих частей вооруженных сил великого государства.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012300681
29. Смоленские казаки.
Казачество в Смоленске имело свою уникальную историю и развитие.
Отмечается, что первые упоминания о смоленских казаках относятся к началу
XVI века, и они являлись одними из первых в западнорусских землях. Граница,
которая проходила через Смоленск, способствовала возникновению казачества
в этом регионе.
Еще в XV веке для охраны границ Великого Княжества Литовского в
Смоленске было создано реестровое казачье войско. Оно состояло из мелкой
шляхты, горожан и крестьян, которых вербовали для службы на границе.
Смоленская область, будучи приграничным регионом, играла важную роль в
обороне государства.
Смоленские казаки пополняли свои ряды за счет беглых холопов, крестьян и
представителей других сословий, ищущих свободы и укрытия от преследования
со стороны властей. Они служили на рубеже государства и защищали его от
внешних угроз.
История смоленского казачества отражена в различных источниках, включая
сборник Русского исторического общества. Это позволяет нам понять, что
смоленские казаки внесли свой вклад в формирование и развитие общности
казачества в России.
Таким образом, история смоленского казачества связана с обороной границы и
службой на рубеже государства, и они играли важную роль в формировании
казачьей общности России.
В 1520 году в Москву отправилось посольство от короля польско-литовского
государства Сигизмунда. Представители Речи Посполитой стремились
установить дружеские отношения и воздержаться от враждебных акций по
отношению к Московскому государству. В связи с этим, казакам, проживавшим
вблизи границы Смоленской области, было приказано не пересекать
территорию Московии и не совершать разбоев в этом регионе.
В сборнике Русского исторического общества описаны события того времени.
Оршанский воевода высказал упреки местным казакам, которые, по его
утверждению, ночью на Субботу, грабили его слуг и преследовали их по следу
до монастыря Святого Климентия вблизи Смоленска.
Со второй половины XVI века царское правительство начало нанимать
большие отряды вольных казаков для участия в военных кампаниях. Эта служба
была временной и после получения жалования после похода большинство
казаков возвращались в свои степные поселения.
В XVII веке казаки в Смоленске стали официальным служилое сословием. Они
проживали в главном городе области, а также в Вязьме и Дорогобуже. Через
полувек после первого посольства Речи Посполитой в Москву, донские казачьи
сотни приняли участие в обороне Смоленска от полских войск в 1609-1611
годах. Одна из башен Смоленской крепостной стены носит имя "Донец" и
символизирует события того времени. В 1654 году, во время русско-польской
войны, казаки, посланные гетманом Хмельницким на подмогу царю Алексею
Михайловичу, присоединились к освобождению Смоленска. В "Истории
губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 года"
упоминается, что казаки разбили значительный отряд польского войска во
время обороны города.
Однако, в то же время, некоторые смоленские казаки поддерживали войско
Сигизмунда III. Те казаки, которые были недовольны политикой Бориса
Годунова и его запретами на торговлю и присутствие в городах, в 1603 году
приняли участие в походе на Тулу вместе с отрядами Ивана Болотникова и
Лжедмитрия I. После поражения Лжедмитрия, они присягнули Василию
Шуйскому, а в 1610 году, после свержения Шуйского, активно участвовали в
восстановлении династии Романовых.
В декабре и феврале 1618-19 годов казаки разделились на несколько групп.
Одна часть, в составе которой были трое хоругвей по 100 всадников, под
предводительством Владислава, отошла под Смоленск и Рославль. Еще одна
группа, возглавляемая кошевым атаманом Запорожской Сечи Петром
Сагайдачным, отправилась на Украину, являясь большей частью запорожцев.
Однако самая многочисленная часть войска, состоящая из 404 казаков, получила
земельные наделы 26 декабря 1619 года в Вяземском уезде и других землях. В
течение следующих 10 лет в Вязьме появилось 306 «неверстаных» казаков, то
есть безземельных. В 1775 году, после разгон Запорожской Сечи, в Смоленскую
губернию были сосланы 1000 казаков-запорожцев. Благодаря этому, на
Смоленщине распространились украинские фамилии.
Смоленские казаки основали свое поселение в Смоленске в окрестностях
Пятницкого ручья. Им была выделена специальная улица под названием
Донская, которая полностью сгорела во время пожара в 1812 году. Казаки
переместились на правобережную часть города, где возник посад на выступе
между рекой Городнянкой и ручьем Шкляным. В этом районе находились три
улицы: Верхнедонская, Среднедонская и Нижнедонская, известные сегодня как
Профинтерновские улицы.
Смоленские казаки активно участвовали в Отечественной войне 1812 года. Они
сражались в составе регулярных войск, а также в ополчении и партизанских
отрядах. На роль казачьего полка легкого корпуса был назначен генерал Матвей
Платов. Его войска действовали в поддержку отходящей русской армии с
направления Поречья и Рудни. В ходе битвы под Смоленском казаки выполняли
задачи в арьергарде.
В память о героических сражениях казаков была установлена гранитная стела
на месте уже несуществующей деревни Иньково на границе Руднянского и
Демидовского районов. Еще один памятник почести атаману Платову находится
в Ярцеве. После Отечественной войны смоленские казаки продолжали служить
в губернии.
Однако с началом революции и Гражданской войны казачество на территории
бывшей Российской империи разделилось на две враждебные стороны. На 8-м
съезде большевики объявили казачество "исконным орудием русского
империализма" и "оплотом деникинско-колчаковской контрреволюции".
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012300935
30. Новосильские казаки.
Этнографическая группа русских, проживающая в южной части Новосильского
уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии,
известна как отдельная этносоязыковая группа. В настоящее время эта
территория находится на территории Орловской области, в районах
Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского.
Исследования, проведенные в начале XX века лингвистом Е.Ф. Будде,
этнографом Н.М. Могилянским и писателем, этнографом и краеведом В.Н.
Глаголевым, подтверждают существование новосильских казаков как
самостоятельной этнической группы. Они называли себя таким образом из-за
своего происхождения от городовых и сторожевых казаков, стрельцов и
пушкарей. Местные краеведы предполагают, что они являются потомками
выходцев с Дона или Запорожья, слившихся с местными жителями. Есть также
версия о том, что новосильские казаки происходят от славянского племени
северян или севрюков. Села новосильских казаков были типичными казачьими
селами, легко обороняемыми и состоящими из отдельных слобод,
расположенных в укромных местах.
Во-вторых, диалект новосильских казаков, отмеченный Е.Ф. Будде и В.Н.
Глаголевым, является особым и практически идентичным "саянскому"
диалекту. Новосильский казачий говор отличается от говора большинства
населения Новосильского уезда и разделяется на "барский" (потомков
крепостных) и казацкий.
Новосильским казакам присущи такие особенности:
- употребление "аканья" и "яканья" - вместо "вядро" говорят "вядро", "чаво"
вместо "чего", "яго" вместо "его";
- произношение звука "с" как "ц" - например, "яиса", "сапля", "сарь";
- произношение буквы "г" с особым ударением на "о" - например, "нагого";
- отсутствие суффикса "т" в третьем лице единственного числа глаголов -
например, "будя" вместо "будет", "играя" вместо "играет";
- употребление "щё" и "чо" вместо "что";
- употребление "сабе" и "сае" вместо "себе".
Е.Ф. Будде отмечал, что диалект новосильских казаков является переходным от
южнорусского к малороссийскому.
В третьих, новосильские казаки имеют сходства в одежде. Как отмечали и Е.Ф.
Будде, и В.Н. Глаголев, казачки не носят традиционные кички и сарафаны,
характерные для "барских" крестьянок. Вместо этого они предпочитают
расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы с прошвою и коротейки.
На голове у казачек повязки, платки или "сороки", напоминающие головные
уборы индейских вождей или хвосты павлина.
В.Н. Глаголев отмечал, что новосильские казачки носят поневы с прошвою,
состоящие из четырех полотнищ. На голове женщин и девушек надевают
повязки, а в праздничные дни - нарядные платки или "сороки". Он также
указывал на то, что казачки в Залегощи надевают на ноги по два или три чулка,
чтобы ноги казались толще.
Исследователи края, такие как Н.М. Могилянский, отмечали, что женский
костюм в некоторых селах Новосильского уезда сохранился в полноте и
разнообразии, особенно в Вышнем Залегощи.
Н.В. Глаголев указывал на отличия в жилище новосильских казаков от
"барских" - частое присутствие изб с прорубленными окнами на двор и
маленьким волоковым окном на улицу. Это был старый однодворческий
обычай, распространенный в Полесье.
Глаголев также указывал на некоторые отличия в характере казацкого
населения: леность, бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ,
суеверие, строгое соблюдение церковных обрядов, грубоватость и
недоверчивость, но при этом отсутствие лукавства и криводушия. "Барские"
были богаче и не имели такого количества кликуш, характерных для казаков.
Они также были склонны к заискиванию или подобострастию в общении с
дворянами и чиновниками, что было необычно для казаков.
Из-за редких браков между новосильскими казаками и "барскими"
крестьянами, новосильские казаки долгое время сохраняли свои языковые,
культурные и бытовые особенности.
В 1644 году царь Михаил Федорович выдал грамоты на владение землей в
"Диком Поле" новосильским служилым людям, однако они предпочли остаться
в слободах при Новосиле. К концу XVII века необходимость в содержании этих
служилых людей отпала, и они были расселены по всей выделенной им земле. В
1765 году новосильские казаки были подчинены Военному министерству, что
привело к сохранению для них этого самоназвания. В настоящее время в городе
Новосиль существует Станичное казачье общество. Места расселения
новосильских казаков указываются по-разному в различных источниках. В
разных годах казачьими селами и приходами в Новосильском уезде считались
Вышняя Залегощь, Нижняя Залегощь, Скородное, Воротынцево, Вышняя Пшевь
(Косарево), Галичье, Каменка и Ямская слобода. В 1904 году профессор Будде
также причислил к казачьим другие волости Новосильского уезда.
В 1904 году были установлены владения различных служб и категорий людей в
различных селах и деревнях. Например, села Покровское, Пшева, Воротинцова,
Острая, Косарева и Галичи, а также их деревни, принадлежали "прежним
службам Казаков". Село Каменка и деревня Дичная были владениями "прежних
служб Пушкарей". Село Петушки и деревня Долгая были владениями "прежних
служб Стрельцов". Ямская слобода города Новосиля и деревня Казари были
"владениями Ямщиков". Села Березовцы и Архангельское с их деревней были
"ведомством Коллегии Экономии, ранее принадлежавшим Духовому
монастырю". Другие "казачьи" и "смешанные" села и деревни были описаны как
принадлежащие "Экономическому ведомству, ныне Казенному ведомству
крестьян". Всего было выделено семнадцать "казачьих" сел и деревень, однако
некоторые из них не являлись казачьими, например, село Березовец, которое
принадлежало монастырю, и село Судбищи, которое, вероятно, было населено
потомками сторожевых казаков. Происхождение других сел и деревень, таких
как Подтолстое и Новое Село, также было связано с казаками.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012300977
31. Рыльские казаки.
Формирование казачества в городах Путивле, Рыльске, Новгород-Северске и
Курске произошло к концу XV века или, согласно исследованию Е.П.Савельева,
к 1491 году. В этих городах появились казаки, которые назывались
украинскими, северскими или севрюками. Они составляли группы из 50-100
человек, которые участвовали в походах, охраняли границу Русского
государства и выполняли разведывательные задачи в Донских степях и на
Крымской линии.
В это время в северском крае также стали называть удалых воинов казаками.
Название "казак" происходит от татаро-монгольского слова, которое монголы
заимствовали у казахского (кипчанского) племени казах, известного своими
подвигами в Азии. Еще в конце X века в персидской хронике "Гудуд аль Алэм"
упоминается "земля касак" в Приазовье. Татары создали отборное войско из
неукротимых воинов, которых называли кай-саками, еще в XIII веке.
Русичи начали называть своих отважных воинов-землепашцев казаками и их
предводителей атаманами. Эти слова также происходят от тюркского и
монгольского происхождения. Древнее название предводителя войска "ватаман"
упоминается еще в III-IV веках у готов. Возможно, в русском Тьмутораканском
княжестве в X-XI веках казаками и атаманами называли воинов. В конце XV -
начале XVI веков в укрепленных поселениях северян-казаков формировались
свои правила и порядок.
Василий Иванович Шемяка сыграл важную роль в укреплении и защите
Рыльска, а также на южных рубежах России. Город Рыльск был не только
пограничным, но и центром сторожевой и станичной службы.
В 1533 году Иван IV (Грозный) продолжил дело по укреплению границ
Русского государства. Была создана "засечная черта" - укрепленная полоса с
завалами деревьев, рвами и оврагами, водными преградами и сторожами, чтобы
защититься от татарской конницы. Первые укрепления на подступах к Рыльску
располагались на расстоянии 15-20 километров от города, главным образом с
юго-востока и запада.
Южная засечная линия проходила через Путивль, Рыльск, Кром, Новосиль,
Данков и далее до Ряжска. Казаки станиц играли важную роль в
патрулировании границы, часто самостоятельно атакуя небольшие отряды
противника и захватывая у них добычу и пленных. Население рыльского края
постоянно охраняло русские рубежи, особенно города Новгород-Северский,
Путивль, Рыльск и Курск. Рыльск был крупным пунктом сторожевой и
станичной службы, и в 1533 году государевы полки находились именно там.
Рыльские казаки важно участвовали во всех военных действиях, а первые
документальные упоминания о них появились в 1533 году. Были заключены
перемирия между Польшей-Литвой и Россией, но татарские набеги на границу
продолжались. Рыльские казаки выполняли разведывательные функции и
возвещали о движении врага великому государю. В 1556 году атаман Михаил
Грошев с разрядом казаков разгромил крымского татар и вернулся в Рыльск с
пленниками и победой.
В 1556 году Матвей Ржевский, дьяк из Рыльска, вместе с казаками из Рыльска,
Путивля и Черкасс вторгся в Крым, захватив несколько небольших городов и
взяв крупную турецкую крепость Очаков. При возвращении казаков
преследовало войско крымцев, но Ржевский смог одержать победу, устроив
засаду в камышах и напав на врага внезапно. В 1558 году русские войска также
успешно осуществили поход под Перекопом, в котором участвовали отряды из
северских городов. С этого времени Россия перешла от обороны к наступлению,
отвечая на татарские набеги собственными походами и побеждая противника. В
1555 году царь Иван Грозный послал воеводу Шереметева на крымских татар, а
в 1560 году рыльский князь Василий Елецкой передал информацию о переходе
одного татарина на русскую сторону. В борьбе с крымскими татарами и
польскими панами казачество стало играть всё большую роль, так как их
смелость, умение ориентироваться в степных дорогах и переходить через реки
были высоко ценены воеводами. Казаки жили по Осколу и Семи, бывая
вольными и не несши городовой службы. Иногда городовые казаки, не
согласившись с князьями или по другим причинам, уходили в степь и вели
вольную жизнь. Царь Иоанн Васильевич уделял большое внимание укреплению
границ и приказывал воеводам подбирать казаков на службу, платя им
жалованье и предоставляя земельные наделы.
В Рыльске находились две казачьи слободы, расположенные на окраинах
города, которые защищали его от врагов с севера и юга. В северной слободе
жили освобожденные от налогов и пошлин привилегированные казаки, у них
было свое пространство на улицах Островской и Первомайской. На реке Рыло,
на пути к Крупцу, атаман Родионов владел мельницей. Казаки имели пастбище
для скота, пойменный луг, речные угодья с богатыми запасами рыбы и бобров.
У каждого казака было от двух до десяти лошадей, но только две из них
использовались для походов и службы. В слободе находилась Николаевская
церковь, где хранилась старинная икона Николы Чудотворца, разрубленная
пополам и подаренная казаками церкви. Еще одна казачья слобода находилась в
южной части города, на улицах Красноармейской и 40 лет Октября. В этой
слободе было всего несколько домов, расположенных у реки Дублянки. На горе,
за домами, стояла церковь Николая Чудотворца Можайского. К западу от
церкви находилась казачья горка, где собирались казаки и находилась застава.
Каждый казак имел небольшой земельной участок. Чтобы поддерживать
готовность к бою, казакам было запрещено покидать город без разрешения
атамана. Казаки Рыльска появились в исторических документах в 1533 году.
Они также укрепляли свое население при помощи перебежчиков с литовской
стороны, которые не хотели жить под польско-литовским владычеством.
Рыльские казаки совершали разведывательные походы к Дону и поддерживали
дружеские отношения с донскими казаками. В 1570 году царь Иван IV разрешил
донским казакам использовать землю, предоставил жалование и установил
деловые отношения. Так началась официальная история Донского казачьего
войска. С этого времени северские, запорожские и донские казаки стали
братьями и боролись за Веру Православную, Царя и Отечество.
1 января 1571 года государь Иоанн IV (Грозный) назначил князя Михаила
Ивановича Воротынского «ведати станицы сторожи, и всякие свои Государствы
польские службы».
Князь Михаил Иванович Воротынский был назначен главой сторожевой
службы 1 января 1571 года по указу государя Иоанна IV (Грозного). Его задачей
было восстановить порядок в сторожевой службе. В результате был разработан
устав о станичной и сторожевой службе, который был утвержден 16 февраля
того же года государем. В этом документе были внесены изменения в старые
распорядки. Было запрещено принимать на службу путивльских севрюков,
которые не показали себя ответственными и несерьезно относились к службе.
Вместо них на сторожу были посланы дети боярских из Путивля и Рыльска.
Несмотря на это, севрюков все еще нанимали на охрану границ, но они были
под началом боярских сыновей. В документе из 1571 года говорится о том, что
на сторожу посланы 21 севрюк на одну статью на два месяца.
В уставах были также указаны места, где сторожам нужно было стоять, а также
места, где должны были быть разъезды. Также были написаны инструкции о
том, как нести караульную службу. Сторожам было приказано иметь двух
хороших лошадей для дальних разъездов, чтобы сообщить о приближении
врага. Также было указано, что для сообщения о приближении врага к воеводу
направлялся только один, реже два посыльных, а остальные следили за
движением врага.
Караульные сторожи, устраиваемые рылянами и путивльцами, находились в
донецких степях и обслуживались казаками и детьми боярскими. Они
отправляли сторожей из Путивля и Рыльска на Донецкие сторожи.
В документах также описывалось, каким образом распределялись люди по
сторожам. Люди из различных городов направлялись на охрану границы. В
примере из 1577 года указано, что сторожи стояли на поле на Донце на
Северском усть-Уд. Один из участников, Игнатий Андреевич Тютчев,
отправился из Брянска, в Рыльск он прибыл 15 апреля вместе с людьми из
других городов. Через 10 дней, 24 апреля, они прибыли на место назначения на
Донце.
Таким образом, Рыльск был важным пограничным городом, где проходила
сторожевая и станичная служба, а также пунктом сбора и распределения войск.
Для организации разъездов был разработан график и регламент станичной
службы. Установлены даты выезда из Путивля и Рыльска: первая станица - 1
апреля, вторая - 15 апреля, третья - 1 мая, четвёртая - 15 мая, и так далее,
восьмая станица - 15 ноября. Это был последний срок выезда в году, но он мог
быть продлен до появления снега. Видимо, из-за отсутствия фуража для
конницы неприятель не совершал набегов в зимнее время. Для обеспечения
безопасности и уничтожения источников пищи для вражеской конницы
применялась тактика выжигания степей. Необходимо было учитывать
направление и силу ветра. В 1571 году был выдан указ о выезде станичных
козаков из разных городов для осуществления этой тактики.
В 1574 году усилились требования к сторожевой службе. Была произведена
перепись служивших казаков, а также выдан указ о том, что только здоровые и
хорошо оснащенные казаки могут быть включены в сторожевую службу.
Сторожевым казакам было увеличено жалованье. Рыльск служил сборным
пунктом для московских воинов, отправляющихся на Крымскую линию. В связи
с недостаточным контролем над южной границей, приезжих людей также
приглашали на службу. В 1589 году рыльскому воеводе было приказано, вместе
с другими казаками, укрепиться на Донце и Осколе для наблюдения за
крымскими кочевниками.
В Рыльске появились донские и запорожские казаки. Они были направлены на
службу в Путивль. В это время путивльский рубеж находился недалеко от
Рыльска. Таким образом, во время правления Федора Ивановича Рыльск
продолжал оставаться форпостом Русского государства, высылая разъездные
станицы и сторожевых казаков для наблюдения за движением врага и
своевременного предупреждения об опасности.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012301024
32. Северное казачье войско.
История казачества представляет собой разнообразную область и вызывает
много споров среди историков. Исследователи занимают разные точки зрения
на эту тему. Некоторые считают, что классическое казачество должно
относиться только к этно-социальным общинам, которые были признаны
государством как "казачье войско". Другие же рассматривают историю
казачества в любой её проявлении. Подход к присутствию казаков на северных
территориях имеет большое значение для истории Севера. Согласно первой
точке зрения, казачьих поселений в Поморье не существовало, и казаки
появились здесь только в годы репрессий XX века. Многие историки
рассматривают упоминание о северных казаках как наемных работников из
числа свободных людей. Возможно, есть некоторая правда в этом. Однако
документы XVI-XVII веков свидетельствуют о военном характере этих наемных
людей. Следовательно, можно сделать вывод, что на Русском Севере
существовали казачьи формирования, и они были неоднородны в своем составе.
На примере грамоты 1545 года можно видеть, что казаки были упомянуты как
те, кто сопровождал караваны с солью по реке Онега. В таможенной грамоте
1554/1555 года также говорится о казаках, которые работали на таможнях.
Казаки взвешивали и "били" соль, а таможенник взимал пошлину. Была
установлена отдельная казачья пошлина, часть которой шла в казну, а часть - на
содержание казаков. Казаки на таможнях были служилыми людьми и
назначались только по рекомендации и поручительству каргопольского
наместника. Другим лицам было запрещено работать на соляных таможнях
Каргопольского и Белозерского уездов. Это говорит о том, что таможенные
казаки Турчасова, Каргополя и Белозерска были не простыми наемными
работниками, а служилыми людьми. Вероятно, они относились к городским
казакам XVI-XVII веков.
В 1554 и 1555 годах были изданы Каргопольская и Турчасовская таможенные
грамоты, которые явились важным этапом в реформе таможенной системы
середины XVI века. Городовые казаки, набирающиеся из добровольцев, были
призваны заниматься гарнизонной, пограничной и сторожевой службой. Они
получали хлебное и денежное содержание, а также землю за свою службу.
Особое внимание уделялось казачьим дворам, которые располагались на
посадах и осуществляли гарнизонную службу. Казаки из Каргополя также
принимали участие в обороне крепости от польско-литовских интервентов в
1612 году, совместно с боярами, дворянами, стрельцами и горожанами. Еще
одна грамота XVI века свидетельствует о сборе ратных казаков для похода на
финнов в 1590 году. В обоих случаях казаки отважно сражались и наносили
удары врагу, защищая свою землю.
В 1554/1555 годах были выданы таможенные грамоты, известные как
Каргопольская и Турчасовская грамоты. Их автор - А.А. Зимин, исследователь
реформы таможни середины XVI века. Грубо говоря, эти грамоты прописывали
правила, связанные с таможенными пошлинами.
Городовые казаки были нанимаемыми служащими, которых приглашали на
государственную службу по определенной процедуре. Они занимались
гарнизонной, пограничной и сторожевой службой. Казаки набирались из
добровольцев, которые не были ранее крепостными, и взамен за службу
получали пайки в виде хлеба и денег, а также землю. Некоторые из них имели
свои дворы на посадах, например, в Каргополе в указанном периоде.
В дальнейшем, в XVII веке, Каргопольские казаки участвовали в обороне
Каргопольской крепости от польско-литовских интервентов в 1612 году. Казаки
действовали совместно с боярскими детьми, дворянами, стрельцами и
ополчением города, проводя вылазки и атаки против врага.
Еще одна грамота XVI века свидетельствует о так называемых "ратных
казаках" Каргопольского уезда. В этой грамоте от 1590 года рассказывается о
том, как староста Окологородного стана Назим Окулов собрал казаков для
участия в походе против финнов. Всего было собрано 400 ратных казаков из
Каргопольского уезда, которые отправились на войну под командованием пана
Севастиана Кобельского. Это отряды участвовали в боевых действиях в рамках
Русско-шведской войны 1590-1595 годов.
Как видно из источников и летописей, шведы напали на вотчины Соловецкого
монастыря и совершили некоторые разрушительные действия в регионе. В ответ
на это, из Москвы был отправлен отряд пана Севастиана Кобельского, который
в том числе был подкреплен войско казаков. Казаки принимали участие в
наступательных операциях против шведских территорий и защите Западного
Поморья. Жители волостей и монастырей были обязаны выделять средства для
поддержания ратников, о чем свидетельствует платежная грамота
Окологородного стана.
Также отмечается, что в августе 1590 года более 500 ратных людей было
нанято из Каргопольского уезда для гарнизонной службы в Соловецкой
крепости.
В Соловецком летописце отмечается еще одной группой, которая
формировалась в Соловецком монастыре в 1590 году - это были охочие казаки.
В их составе было 50 таких казаков, у которых были свои атаманы и которые
представляли собой организованный вооруженный отряд. В октябре 1592 года
эти вольные казаки, в количестве 102 человек под командованием атамана
Максима Рячина, напали на шведскую заставу "на Вире, под Шавонским
городком". На заставе было два "воеводки", 400 солдат и 8 пушек. В результате
атаки, казаки полностью разгромили шведский гарнизон и захватили заставу.
Один из воеводов погиб, а другой воевода и пятидесятник были взяты в плен.
Забрав артиллерийские орудия и пленных, казаки сожгли укрепление и
вернулись в Сумской острог. Пушки были переданы в Соловецкую крепость, а
взятых в плен их языков отправили в Москву. Таким образом, из записей
летописца видно, что в 16 веке на Севере России существовали вольные казаки.
Они, возможно, самостоятельно обеспечивали свои нужды и снабжение, но
входили в состав соловецкого ополчения. Состав этих охотничьих казаков не
ясен. Они могли быть местными жителями, а также пришлыми наемными
отрядами.
Однако, информация о казачестве на Севере России в последующие годы
становится малоизвестной. В 16-17 веках северяне активно участвовали в
освоении Сибири и Дальнего Востока, вливаясь в Сибирское казачье войско и
становясь его атаманами. Однако, в 18 веке условия для развития казачества на
Русском Севере исчезли. Угроза со стороны скандинавских стран исчезла, а
Поморье уже не было пограничной территорией. Бедные почвы не
способствовали появлению казачьих станиц. После военной реформы Петра
Великого, стрельцы и городовые казаки были заменены гарнизонными
войсками нового типа. С этого момента казаки на Севере России были забыты, и
их роль в истории Русского Севера стала сомнительной.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012301464
33. Казаки на охране Западных границ России.
Всем хорошо известны казаки на охране южных границ, но как то забывается,
что и западные границы надо было охранять.
До разделов Речи Посполитой охраной занимались казаки засечных черт. Но
после того как границы ушли на апад. Надо было решать проблему охраны
новой границы.
Об этом этот материал.
16 января 1811 года император Александра I ввел в действие "Положение об
устройстве пограничной казачьей стражи", которое определило основные
задачи для Пограничной казачьей стражи, включая борьбу с контрабандой.
Борьба с контрабандой имеет давнюю историю в России. Попытки организации
этой борьбы на государственном уровне были предприняты всеми правителями,
но только в конце XVIII века было решено выделить казачьи войска для охраны
границ и противостояния контрабанде вне их территории. В этом вопросе
играло роль распространение взяточничества и коррупции среди таможенных
чиновников. Даже самому императору Александру I приходилось сталкиваться
с вымогательством взяток. Однажды, летом 1807 года, вернувшись инкогнито из
Пруссии, при прохождении границы России, на Пасвенской заставе, служители
пограничной таможенной стражи, не узнав императора, предложили ему взятку
за ускорение досмотра. Этот случай стал поводом для Александра I прийти к
выводу о необходимости передачи пограничной стражи под контроль военных.
В то время Военный Министр, Барклай де Толли, разработал "Положение об
устройстве пограничной казачьей стражи". Он решил вовлечь казаков в охрану
границы и борьбу с контрабандой, возможно, опираясь на историю охраны
Южных рубежей России. Это положение касалось только Западной границы
Российской Империи. Она простирались от Палангена до реки Ягорлык,
включая Дубоссарскую ГЭС. На каждые примерно 150 верст границы был
выделен один казачий полк, всего их было одиннадцать: 8 полков Донского
войска и 3 полка Бугского войска. Граница охранялась в две линии: первую
линию обеспечивали казачьи полки, а вторую линию охраняли таможенные
объездчики.
Также стоит отметить, что еще при Павле I началось обустройство Северо-
западной границы Российской Империи с помощью казаков, инициативой
занимался Михаил Илларионович Кутузов. В 1798 году император поручил ему
разработать план организации пограничной стражи на финской границе и
расписание постов. В результате предложений Кутузова было принято решение
о размещении на постах от 378 до 414 донских казаков с 12 офицерами. В 1799
году, будучи Литовским генерал-губернатором, Кутузов начал обустройство
границы с помощью донских казачьих полков, простирающихся от Паланги до
Влодавы. В 1800 году казачьи полки были сняты с охраны границы и
направлены в поход в Индию.
В начале войны 1812 года казачьи полки были удалены со службы охраны
Западных границ империи и приняли участие в Отечественной войне. По
завершению войны казачья пограничная охрана вернулась на службу на
границу. Однако, в процессе борьбы с контрабандой, казаки начали
злоупотреблять своим положением, что стало основной причиной перевода
Казачьей Пограничной стражи во 2-ю линию в 1822 году. В 1832 году казачья
пограничная охрана на Западной границе была окончательно упразднена.
Однако, Дунайское казачье войско продолжало привлекаться как кордонная
охрана и для службы на островах и по левому берегу Дуная с момента его
создания в 1828 году и до его упразднения в 1856 году.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2024
Свидетельство о публикации №224012301482
Свидетельство о публикации №225051600365