Праздники и будни пансионата Тамбовский

Щедра земля тамбовская на природные богатства. Посмотришь на леса наши, на речку–ладушку и на душе такая отрада.
В пятнадцати минутах езды на автобусе от города среди вековых сосен расположились корпуса пансионата "Тамбовский", бывшего дома отдыха. По верхушкам сосен, спускаясь до самой земли, прыгают рыжая и серая белки, с ветки на ветку перелетают различные птицы, в глубине леса слышно, как стучит дятел, кукует кукушка. После прошедшего дождя сосновый аромат опьяняет, кружит голову.
Директор пансионата Уткина Надежда Ивановна уезжала в город по неотложным делам, и я беседую с Валентиной Сергеевной Канакчиевой, заведующей библиотекой, председателем профсоюзного комитета.
– Валентина Сергеевна, говорят, что вы являетесь старожилом пансионата, знаете всю историю его так же, как и свою биографию. Это правда?
– Да, я сорок два года работаю здесь, а точнее с 12/1–1956года, директором тогда был Кашин. А за все это время сменилось восемнадцать директоров.
Дом отдыха открылся в 1932 году на базе купеческих дач. Во время войны все здания занимал госпиталь. Когда я пришла сюда, то тут функционировали шесть корпусов, отопление было печное. Потом перешли на две котельные – во втором корпусе и в бане. Сейчас отопление идет от одной газовой котельной. Это сняло проблему заготовки угля.
А вообще-то купцы знали, где строить дачи – в пятидесяти метрах от корпусов протекает река, где летом все отдыхающие загорают. В пансионате своя лодочная пристань, есть катамаран, несколько лодок. Какая же прелесть для отдыхающих – взять лодку, сесть на весла и пройтись до саратовского моста или до Периксы мимо Эльдорадо, а если идти вправо, то можно и до самого города, до Набережной. А какие здесь красивейшие места – ветки деревьев купаются в воде, а на водной глади растут кувшинки, лилии. Рыбакам одно удовольствие посидеть с удочкой на утренней или вечерней зорьке. Любителям грибной охоты тоже есть где побродить по лесу и если не собирать, то хотя бы полюбоваться на лесные дары. А сколько здесь лечебных трав: и отдохнешь, и запасешься бесплатным лекарством. Я в библиотеке каждый заезд провожу беседы о пользе лекарственных трав, которые растут в нашем лесу. Не так далеко от нас находится Святое озеро. Мы обычно организуем туда экскурсию. Вот и сегодня группа отдыхающих уже собралась, пойду к ним.
Валентина Сергеевна уходит, а мне еще хочется добавить к ее рассказу, что она неутомимая труженица и энтузиаст своего дела. И организует она не только беседы, но и сольные концерты – у нее прекрасный голос, и еще она обладает талантом чтеца. Когда-то при доме отдыха работал кружок художественной самодеятельности, и на зональных конкурсах в Воронеже занимали призовые места. А сейчас из-за нехватки средств уже не до самодеятельности. С баянистом Севастьяновым В., и Сергиным С, как могут, стараются веселить отдыхающих.
И вот я в лечебном корпусе, откуда ежедневно начинаются процедуры. Врач-терапевт Качкина Валентина Васильевна два месяца назад перешла из дома ветеранов, но уже освоилась на новом месте. К сожалению, она отъехала вместе с директором, и я беседую со старшей медсестрой Емельяновой Татьяной Викторовной. Она работает в пансионате семь лет, заведует физиотерапевтическим кабинетом.
– В моем ведении вся аппаратура: лазеролечение, электролечение, светолечение, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Рядом у нас находится кабинет лечебной физкультуры, массажный кабинет – с Татьяной Ивановной вы еще познакомитесь. У нас есть зубной кабинет.
– Татьяна Викторовна, расскажите, на лечении каких болезней профилирован пансионат?
– Наш пансионат в основном занимается лечением дыхательной системы: ларингиты, фарингиты, бронхи, астма гормонально независимая. В большинстве своем это дети. Для них мы отвели новый корпус. Лечение: соляные камеры – сухая и влажная, комната ионизации, аромотерапия, фиточай, кислородный коктейль, ингаляции масляные и лекарственно-травяные. В этот комплекс лечения входит лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, баня-сауна. Результаты лечения положительны. Мамаши говорят, что, пройдя курс лечения, дети в течение года обходятся без больницы. Некоторые покупают только лечение, ежедневно приезжая сюда.
– Татьяна Викторовна, а что в перспективе? Какова судьба недостроенного ванного здания?
– У нас в здании бани есть одна комнатка, мы планируем оборудовать ее и поставить одну ванну, чтобы больные принимали хвойные и другие ванны. И на одну кушетку грязь липецкую. Мы надеемся, что к концу года удастся достроить ванное здание и тогда в будущем году оно начнет функционировать.
– Спасибо вам за консультацию.
Я перехожу в массажный кабинет и попадаю в атмосферу тишины, уюта и покоя. В кабинете по-домашнему чисто, красиво. Хозяйка кабинета Татьяна Ивановна Пискова встречает с улыбкой. Меня все это время мучила мысль: какая-то необычная улыбка у всех сотрудников пансионата. И вот присмотревшись к Татьяне Ивановне, я поняла, что все дело в том, что они улыбаются глазами – это свет душевного тепла отражается на их лицах.
Татьяна Ивановна в 1985 году открывала этот корпус. По семейным обстоятельствам уходила на другую работу. Сейчас вновь вернулась в пансионат. Прежде чем приступить к работе, сама отремонтировала кабинет: побелила, покрасила, развесила цветы. Пациенты после ее процедур начинают улыбаться, потому что руки у Татьяны Ивановны волшебные. Она имеет три специальности: медсестры, диетсестры и массажиста.
Немаловажную роль в лечении имеет питание. Заведует производством в пищевом блоке Ясакова Варвара Васильевна. Она работает в этой должности 13 лет – шесть в доме отдыха «Новолядинский» и семь лет здесь.
– Варвара Васильевна, расскажите о своей работе. Отдыхающие говорят, что все их настроение зависит от питания: плохо кормят – злятся и все лечение идет насмарку. А когда питание хорошее и вежливо обслуживают, то и результат лечения удваивается.
– Вот поэтому мы и стараемся готовить вкуснее. Питание у нас 4-ёх разовое, разнообразное: мясные блюда, рыбные, запеканки, каши. На полдник обязательна выпечка с молоком, кефиром или чаем. Те один-два недовольных, которые встречаются в каждом санатории, не жалуются на качество питания, а им хочется "чего-либо". Но на пятьдесят рублей в сутки, что заложены в стоимости путевки, по нынешним ценам на деликатесы не приходится рассчитывать. Но сейчас закупаем зелень. Все зависит от наших доходов – иногда покупаем и фрукты. Выручает столовую хорошее овощехранилище, в котором овощи сохраняются почти до нового урожая. Осенью заготавливаем капусту, огурцы и сами квасим, солим на зиму впрок.
Мимо нас проходят отдыхающие, и все благодарят за обед.
А вот и директриса вернулась из города.
– Надежда Ивановна, по какому вопросу на этот раз ездили в город, и удачна ли была поездка?
– Да вот всё с нашими бедами езжу. Из-за незаполняемости койко-мест мы оказываемся должниками за свет, газ, воду. Приходится задерживать аванс рабочим. А зарплата у нас небольшая – 400 рублей. Сейчас вот ездила в электросеть, в мэрию. Хотели отключить у нас свет за наши долги, а мы грудью встали и не дали, – Надежда Ивановна смеется, а я представляю, как женщины пансионата защищали распределительный щиток. А Надежда Ивановна продолжает:
– Так вот нам за нашу строптивость выписали штраф. А что лучше – отключить, а потом платить за подключение и еще все продукты в холодильнике пропадут за это время – нечем будет кормить, и плюс наши больные не получат процедуры. А у нас лечатся ветераны войны, они и так хватили лиха за свою жизнь. Зачем же им еще трепать нервы? Они вот все получили квартиры, но многие остались одиноки и... оказались лишними в семьях. И вот здесь на природе они хотя бы немного забывают о своих домашних передрягах. Все наши сотрудники предельно внимательны к ним.
Мы сейчас, как и все вокруг, на самостоятельном балансе и поэтому наши заботы, наши убытки никого не интересуют. И так трудно найти тех, кто бы помог. Вот хотя бы взять наш долг за электроэнергию: из общей суммы долга большая часть падает на дома, расположенные на территории пансионата. Мы нажигаем свет на 9 тысяч рублей, а жильцы на 10 тысяч. Некоторые из жильцов умерли, оставив приличный долг, который повис на пансионате. А чтобы разделить нас – это целая проблема, столько препятствий, и никто не желает нам помочь.
Или взять такую вот проблему: нам надо проводить ремонтные работы. Вы посмотрите на наши здания – большинство из них вековой давности; 1901–1910 годов постройки. И все стоят! Вот как строили – тем мастерам честь и слава, в ножки поклониться хочется. А что сейчас? Наняли рабочих, покрыли крышу восьмого корпуса, а она потекла через месяц. Хоть рядом стой и за руку держи, чтобы хорошо делали.
– Да, старых мастеров вы добрым словом поминаете, вероятно, и у их потомков все хорошо в семьях. А нынешних горе-рабочих ругаете, а они, бедолаги, и не ведают, отчего это им не везет, почему разные болезни наваливаются.
– Вот именно! – воскликнула Надежда Ивановна. – Мне их даже жаль. Поэтому я радуюсь каждому хорошему рабочему. Недавно приняли плотником молодого парнишку глухонемого – Банянина Анатолия. Так любо-дорого посмотреть, как он работает. Вообще-то у нас коллектив дружный, трудолюбивый, иначе я бы и не смогла работать, так как опыта руководителя у меня мало.
– Так ведь каждый руководитель начинает с нуля. Опыт – дело наживное. Я заметила, что все ваши сотрудники улыбаются и от этого их лица такие красивые, одухотворенные.
– Да, да, вот такие мы – все веселые, неунывающие, – улыбается Надежда Ивановна. – А если серьезно, то при такой красоте и ругаться не хочется.
Вдруг глаза ее стали грустными, и она проговорила с болью в голосе:
– Вот хожу по территории, смотрю на эту красоту, и такая досада берет: столько людей могли бы здесь поправить свое здоровье. А пансионат полупустой. Я раньше работала в летнем доме отдыха «Новолядинский». Там тоже красивые места, озеро рядом. Всегда был переполнен. Планировали его расширять, а в 90-е годы закрыли, все там приходит в негодность. Неужели и пансионат ожидает та же самая участь?! По всей стране пишем письма, звоним, ищем покупателей, зазываем к себе.
– А что же наши заводы, предприятия не приобретают у вас путевки? А Облпрофсовет, отделы соцзащиты?
– Нет. А мы могли бы заключить договор на бартерной основе: они нам отремонтируют крышу, а мы даем путевки. Кто-то проведет отделочные работы в ванном здании, а мы взамен оздоровим их рабочих. Точно так же можно сделать в обмен на продукты.
У многих заводов и предприятий нет своих баз отдыха, и мы могли бы прекрасно сотрудничать. Но вся беда в том, что сейчас многих руководителей здоровье их рабочих не волнует. Поэтому пока эта проблема остаётся нерешённой и мы, как и все это десятилетие живем за счет летнего перевыполнения: все корпуса и летние домики заняты, нагрузка неимоверная, но у всех сотрудников праздник – есть задел на зиму и еще годик можно продержаться. Надолго ли нас так хватит?
– Надежда Ивановна, я желаю, чтобы ваши будни были надёжны и стабильны, и чтобы в ваших корпусах всегда звучали голоса отдыхающих.
– Спасибо. Будем надеяться. У меня имя такое, так что отступать некуда.
Как говорят – театр начинается с вешалки, а пансионат с регистратуры. Нина Дмитриевна Зайцева долгие годы работает в пансионате. Она первая всех встречает и провожает. Вот и мне дает напутствие:
– Приезжайте к нам отдыхать, у нас помимо всего прекрасное климатолечение.
И я подумала: "Зачем ехать на юг, тратить лишние деньги, время, приспосабливаться к их климату, когда рядом такой заповедный уголок?"
Быстро пролетело время за разговором. А уезжать отсюда не хотелось – так живителен лесной воздух, глаз радовала чистота территории, и было единственное желание – сесть на траву среди деревьев, расслабиться, забыться от слишком импульсивной нашей жизни и наслаждаться благоуханным сосновым ароматом.

май 2000 г. г. Тамбов
Опубликовано в газете «Тамбовская жизнь», июнь 2000г.


Рецензии