Необычайные приключения Ампира, Вампира и Тапира
…А началось все, кажется, в Терминале Несуществующих Направлений. Это такое место, знаете ли, где время течет в обратном направлении, а пространство норовит сложиться оригами. Вонь там стояла знатная – смесь несбывшихся надежд, просроченных обещаний и чего-то, что очень напоминало подгоревшую вселенную.
Сидели они, значит, на скамейке, сделанной из окаменевшего "может быть". Тапир, с виду просто тапир, но с глазами, видевшими слишком много неевклидовой геометрии, задумчиво жевал кусок пространственно-временной жвачки, которая на вкус была как понедельник. Вампир – не тот, что по девочкам в пеньюарах, а который по экзистенциальным кризисам и группам крови, которые даже не существуют в нашем измерении (он предпочитал "Группу Зет-Прайм, несуществующая, с легким привкусом сожаления") – полировал свой клык об осколок разбитого зеркала реальности. А Ампир... Ох, Ампир. Это был не стиль архитектуры. Это была Сущность. Сущность, которая ОЧЕНЬ любила колонны, величие и рассыпаться в пыль в самый неподходящий момент. Сейчас он пытался придать своей левой руке форму коринфского ордера, и у него получалось так себе.
-И куда мы, собственно, двигаемся? – пробормотал Вампир, прищурившись.
Тапир издал звук, который можно было интерпретировать как "туда".
-Гениально, Тапир, просто гениально, – прошипел Вампир. – Туда. Предел конкретики. Особенно учитывая, что мы находимся в месте, где туда может означать буквально что угодно – от дна бутылки с небытием до вторника в пятницу.
-Главное – форма, – важно произнес Ампир, отряхивая с плеча пыль, которая еще секунду назад была частью его лба. – Направление второстепенно. Важен пафос движения. Величие пути.
-Твой путь сейчас ведет в пыль, Ампир, – цинично заметил Вампир.
-Это благородная пыль! – возмутился Ампир. – Пыль изначальных замыслов! Пыль... ой. И часть его правой ноги осыпалась на пол.
-Я же говорю, начало анекдота. Только очень, очень длинного.
И вот, представьте, они решили отправиться на поиски... Чего? Ну, они сами толком не знали. Может быть, "Тихого Места", о котором шептались концепции на грани распада. Места, где нет хаоса, где смерть – это просто конец, а не начало чего-то еще более странного. Идея абсурдная до невозможности, учитывая их самих и места, где они обитали.
Вышли они из Терминала через дверь, которой не было. Просто сделали шаг вперед, и пол под ногами исчез. Они падали. Долго. Через слои несбывшихся снов, через эхо несказанных слов, через фильтр Инстаграма, который делал все слишком ярким и фальшивым.
Приземлились они в Местности Крошащихся Намерений. Это было похоже на пустыню, но вместо песка – мелкая, скрипучая субстанция из осколков чужих "я хотел бы", "мне следовало бы" и "а что, если...". Горизонт дрожал и менял цвет от вины до безразличия. Над головой висело небо, на котором вместо облаков дрейфовали гигантские, тускло светящиеся пузыри – это были забытые дедлайны.
-Какая удручающая картина, – зевнул Вампир. – Никакой эстетики распада, только унылое крошение. И ни одного приличного сосуда поблизости. Только эти... крошки. Наверняка безвкусные. - Он понюхал горсть крошек. -Фу. Пахнет оправданиями.
Тапир пожевал крошку. Выражение его глаз стало еще более многомерным. -Не очень, – сказал он.
Ампир огляделся с брезгливостью.
-Где форма? Где структура? Это просто... беспорядок! Никакого намека на ось симметрии! Позор!- он попытался опереться на что-то, что выглядело как большой осколок "я потом сделаю", и тот рассыпался, увлекая за собой часть ноги Ампира: -Вот видите! Никакой надежности! Никакой фундаментальности!
***
По пустыне бродили Сущности Забытых Дедлайнов. Они были похожи на огромные, вялые медузы, которые перемещались, кажется, силой чистой инерции. Они не были враждебны, просто... были. И их присутствие вызывало легкое чувство паники и желание отложить все на потом, даже смерть.
-Надо идти, – сказал Вампир. – Чувствую, как во мне зреет желание отложить свое бессмертие на завтра. Это опасно.
Они пошли. Каждый шаг по крошкам намерений сопровождался тихим, печальным скрипом. Каждый шаг был немного другим, потому что намерения под ногами постоянно меняли форму и плотность. Идти прямо было невозможно. Приходилось петлять, обходить гигантские кучи "ну, я попробовал", перепрыгивать через трещины "слишком сложно".
-Может, спросим у кого-нибудь дорогу? – предложил Тапир, указывая хоботом на одну из медуз-дедлайнов.
Вампир скривился: "Спросить дорогу у забытого дедлайна? Он тебе скажет, что надо было выйти вчера, а сейчас уже поздно, и вообще, это была плохая идея с самого начала. Нет, Тапир, здесь логика не работает. Здесь работает... ну, что-то другое. Возможно, интуиция, основанная на чувстве глубокого разочарования".
Они шли. Шли мимо памятников нереализованным проектам – гигантских, бессмысленных конструкций, которые напоминали недостроенные башни из детских кубиков. Шли мимо рек из слез по упущенным возможностям – реки эти были солеными и слегка радиоактивными. Ампир при этом постоянно комментировал отсутствие архитектурных достоинств и страдал от эрозии своих собственных частей.
* * *
В конце концов, они добрались до края Местности Крошащихся Намерений. Край был не обрывом, а скорее... границей. Границей между "было" и "никогда не будет". За границей простиралось Море Вторых Мыслей.
Это было не вода. Это была вязкая, серовато-зеленая субстанция, которая пахла "а что, если я ошибся?". На поверхности плавали острова, сделанные из затвердевших "Может быть, мне не стоило этого делать". Воздух здесь был тяжелым, пропитанным сомнением.
-Прекрасно, – вздохнул Вампир. – Море сожалений. Моя любимая стихия после крови, которой нет. Как мы это пересечем? Построим лодку из «надо было подумать»? Или просто утонем в «было бы лучше, если бы...»?
-Лодка... – протянул Тапир. – Из «давайте попробуем».
-Из чего? – переспросил Вампир.
-Из «давайте попробуем», – повторил Тапир.
И, к удивлению всех (ну, насколько можно удивить Вампира и Ампира), Тапир начал собирать вокруг себя крошки намерений с берега, смешивать их с субстанцией моря и лепить что-то. Получилась кривая, неуклюжая посудина, которая едва держалась на плаву. Она была сделана из чистого, незамутненного "Давайте попробуем, а там видно будет".
-Это... впечатляет, – признал Вампир. – Хотя и совершенно лишено смысла. Как и все остальное.
Ампир критически осмотрел лодку: "Отсутствие киля! Несоблюдение пропорций! Никакой симметрии! Это безобразие! Оно развалится!" - и в подтверждение его слов, небольшая часть его торса откололась.
-Сядем? – предложил Тапир.
Они сели в лодку. Вампир с опаской, Ампир с видом мученика, который вынужден плыть на плоту из мусора вместо величественного галеона. Лодка, сделанная из "давайте попробуем", медленно поплыла по Морю Вторых Мыслей.
Путешествие было... задумчивым. Море постоянно шептало им на ухо: "А правильно ли вы поступили?", "Может быть, стоило остаться в Терминале?", "А что, если Тихое Место – это просто выдумка?". Вампир пытался спорить с шепотом, доказывая абсурдность самого понятия "правильно" в этом измерении. Ампир пытался придать лодке более обтекаемую форму, но только отламывал куски от себя. Тапир просто сидел, смотрел на горизонт и иногда говорил что-то вроде: "Чайка. Или не чайка".
На островах "Может быть, мне не стоило этого делать" сидели одинокие фигуры – это были воплощения чужих сомнений, которые вечно переигрывали в голове моменты своих "неправильных" решений. Они выглядели очень несчастными.
-Смотрите, – сказал Вампир, указывая на один из островов. – там сидит мое «А не слишком ли много я выпил той крови группы Зета-Прайм? Выглядит... измученным».
-А там, – сказал Ампир, указывая на другой остров, – мое «А может быть, стоило использовать дорический ордер вместо ионического»? - оно страдает от отсутствия гармонии.
Тапир указал хоботом на самый большой остров. "Там... все Тапиры, которые думают, что они не Тапиры". Остров выглядел очень... тапиристо.
* * *
Плыли они долго. Время в Море Вторых Мыслей было таким же переменчивым, как и сами мысли. Иногда оно замедлялось до полной остановки, иногда пролетало со скоростью света. Лодка из «давайте попробуем» держалась на удивление стойко, хотя и скрипела и протекала.
Наконец, они увидели вдали... город. Город, который, казалось, был построен из звуков, запахов и чувств. Город Недописанных Симфоний и Неотправленных Писем.
Он висел в воздухе, держась на нитях недосказанности. Здания были сделаны из застывших мелодий, улицы вымощены свернутыми листками бумаги. В воздухе витал тонкий аромат чернил и неисполненной гармонии. Город тихо гудел – это был гул всех слов, которые так и не были сказаны, всех нот, которые так и не были сыграны.
-Какая... какофония тишины, – прошептал Вампир. – это почти... красиво. В своей абсурдности.
-Форма? – Ампир прищурился. – форма... есть. Но она... эфемерна. Ненадежна. Это как строить из... из воздуха и вздохов! Никакой опоры! Никакой фундаментальности! Часть его плеча осыпалась с громким "ой!".
Лодка из "давайте попробуем" мягко причалила к берегу, который был сделан из... ну, из "мы почти дошли". Они вышли в город.
Город был полон призраков. Не обычных призраков, а призраков идей, которые так и не были воплощены. Призраков чувств, которые так и не были выражены. Они бродили по улицам, тихонько напевая недописанные мелодии или шелестя как неоправленные письма.
Одна из таких сущностей, похожая на скомканный черновик, подплыла к ним. "Вы... вы... вы несете в себе... слова?" – прошелестела она.
-Мы несем в себе... ну, себя, – ответил Вампир. – этого обычно достаточно, чтобы вызвать хаос.
-Слова... – прошептала сущность. – У меня столько... столько слов... но я не знаю, куда их отправить...
-Отправьте их в никуда, – цинично посоветовал Вампир. – Там их точно оценят.
Они шли по улицам. Улицы, вымощенные неотправленными письмами, были скользкими от слез, которые так и не были пролиты. Из окон зданий-симфоний доносились обрывки прекрасных, но незавершенных мелодий. Это место было пропитано тоской по несбывшемуся.
Ампир постоянно пытался найти в этом городе хоть что-то классическое. -Смотрите! – воскликнул он, указывая на здание, которое гудело как несыгранный аккорд. – Вот тут, возможно, есть намек на... на антаблемент! Пусть и из звука! Но есть! - и он попытался потрогать "антаблемент", и здание издало грустный, диссонирующий стон.
Тапир остановился у фонтана, из которого текли... ну, не вода. Из него текли невысказанные извинения. Фонтан булькал и издавал звуки, похожие на "прости, я был неправ".
-Грустно, – сказал Тапир.
-Да, – согласился Вампир. – Но в этой грусти есть своя... своеобразная красота. Красота бессмысленности. Как и во всем остальном.
Они продолжали свой путь через город, который был живым, но был живым жизнью того, чего нет. Это было место, где потенциал умер до рождения. И оно было невероятно шумным, несмотря на то, что состояло из тишины.
***
Выбрались они из города Недописанных Симфоний и Неотправленных Писем, кажется, просто пройдя сквозь стену, которая оказалась иллюзией, сделанной из "а что, если...".
Они оказались в месте, которое было... ничем. Абсолютным Ничто. Не пустотой, нет. Пустота – это отсутствие чего-то. А это было Ничто. Отсутствие всего, включая само отсутствие. Это было трудно описать, потому что для описания нужны слова, а здесь слова не существовали. Здесь не существовало даже концепции существования.
-Ну вот, – пробормотал Вампир. – Кажется, мы пришли. Тихое Место. Только оно... слишком тихое. Настолько тихое, что даже я, с моей склонностью к экзистенциальной тоске, чувствую себя... излишним.
Ампир попытался осмотреться, но не нашел ничего, на что можно было бы посмотреть: "Где... где пространство? Где ориентиры? Где... где хоть что-то, что можно было бы критиковать с точки зрения пропорций?! Это... это анти-архитектура!" - он начал осыпаться с невероятной скоростью, превращаясь в пыль, которая тут же переставала существовать: "Я... я рассыпаюсь... в небытие! Это неблагородная пыль! Это... ааааа!" - и он исчез.
Вампир и Тапир остались в Ничто.
-Ну вот, – сказал Вампир, глядя туда, где только что был Ампир. – Минус один. Хотя, его исчезновение было, пожалуй, самым осмысленным поступком за все его существование.
Тапир просто стоял. В Ничто. Он не выглядел удивленным. Не выглядел расстроенным. Он просто был. Тапир в Ничто.
-И что теперь? – спросил Вампир.
Тапир издал звук. Звук, который в этом месте не должен был существовать. Звук, который был одновременно вопросом, ответом и признанием бессмысленности всего сущего.
Вампир постоял, подумал. Или не подумал. Трудно сказать, когда ты в Ничто.
-Знаешь, Тапир, – сказал он наконец. – Кажется, мы искали Тихое Место. Место без хаоса и смерти. И мы нашли его. Но оно... оно не такое, как мы представляли. Оно... никак. Ничто.
Тапир кивнул. Или не кивнул.
-Может быть, – продолжил Вампир, – смысл был не в том, чтобы найти его. А в том, чтобы пройти через все это. Через крошащиеся намерения, море вторых мыслей, город недосказанного... Чтобы понять, что хаос и смерть – это не просто места. Это... это мы. И то, что мы делаем.
Он посмотрел на Тапира. Тапир смотрел в Ничто.
-Или, – добавил Вампир с легкой усмешкой, – может быть, смысла вообще нет. И мы просто бродили по абсурдным измерениям, потому что так получилось. Что, в общем-то, гораздо вероятнее.
Тапир снова издал свой звук.
И тут... что-то произошло. Нельзя сказать, что они вышли из Ничто. Ничто не имеет границ. Скорее, Ничто... отошло. Как занавес. И они оказались...
На поле. Обычном поле. Ну, почти обычном. Это было Поле Забытых Носков. Повсюду, насколько хватало глаз, валялись одинокие носки. Разных цветов, размеров, фасонов. Шерстяные, хлопковые, синтетические. С дырками и без. Полосатые, в горошек, однотонные. Миллионы, миллиарды одиноких носков.
-Ну вот, – сказал Вампир. – Приехали. Поле Забытых Носков. Кажется, это самое реальное место, в котором мы побывали. И самое абсурдное.
Он наклонился, поднял один носок. Он был красный, в желтый горошек: "Интересно, какая у него была пара? И где она сейчас? Наверное, тоже где-то бродит. Ищет его".
Тапир подошел к носку. Понюхал его: "Пахнет... домом", – сказал он.
"Домом? – Вампир поднял бровь. – Твой дом пахнет одиноким носком? Впрочем, почему бы и нет. В этом мире все возможно.
Они стояли на Поле Забытых Носков. Вампир, Тапир и... ну, Ампира не было. Он остался в Ничто.
-И что теперь? – снова спросил Вампир.
Тапир посмотрел на поле. На горизонте, который был завален носками до самого неба.
-Искать, – сказал он.
-Искать что? – спросил Вампир.
-Пару, – ответил Тапир, указывая на красный носок в желтый горошек.
Вампир посмотрел на носок, потом на Тапира, потом на бескрайнее поле одиноких носков. На его лице появилась легкая, кривая улыбка.
-Знаешь, Тапир, – сказал он. – Это, пожалуй, самая бессмысленная, самая отчаянная и самая героическая цель из всех, что я когда-либо слышал. Отлично. Я с тобой.
И вот они пошли. Тапир и Вампир. Через Поле Забытых Носков. Ища пару для красного носка в желтый горошек.
Ампир, наверное, где-то в Ничто, пытался придать форму отсутствию и страдал от нехватки колонн.
***
Поле простиралось до горизонта, заваленного носками до самого неба. Носки всех мастей, цветов и фактур. Они лежали в странной, хаотичной гармонии, словно волны разноцветного моря. Красный носок в желтый горошек, который держал Тапир, казался до нелепости конкретным на этом фоне.
Вампир шел, стараясь не наступать на особенно рваные экземпляры.
-Я все еще не понимаю, Тапир, – говорил он, – зачем мы ищем пару именно этому носку? Их тут буквально... бесконечность. Наверняка есть более осмысленные способы потратить вечность. Например, подсчет атомов в концепции надежды.
Тапир нюхал носок: "Он... ждет", – сказал Тапир.
-Ждет? – фыркнул Вампир. – Чего он ждет? Своего хозяина, который, скорее всего, уже давно превратился в пыль забвения? Или другого носка, который, возможно, потерялся в другом измерении? Этот носок – символ тщетности, Тапир. Чистая, незамутненная тщетность, материализовавшаяся в хлопке и синтетике.
Они шли. Шли долго. Носки под ногами шуршали, издавая звуки, похожие на тихий шепот. Шепот этот был странным. Иногда казалось, что это обрывки разговоров, которые велись, когда носки были частью чего-то целого. "Куда ты положила мои носки?", "Опять один носок пропал!", "Да где же он?".
Вампир остановился: "Слышишь? – прошептал он. – они говорят. Или это мне уже мерещится от запаха чужих ног?
Тапир прислушался: "Они... ищут", – сказал он.
И действительно, шепот усилился. Он превратился в гул, потом в ропот. Носки вокруг них начали... двигаться. Сначала еле заметно, потом более уверенно. Они приподнимались, покачивались, словно пытаясь встать.
-Что за чертовщина? – пробормотал Вампир, отступая.
Носки не нападали. Они просто... перемещались. Медленно, хаотично. Как огромная, живая масса. Это было жутковато. Поле Забытых Носков было не просто местом хранения. Оно было... живым?
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225051600615