ВВС Тихоокеанского флота. Основные вехи становлени

90-летию образования
Морской авиации ТОФ
Посвящается


От составителя

4 апреля Морской авиации Тихоокеанского флота исполняется 90 лет. Совет ветеранов авиации флота к юбилейной дате решил напомнить авиаторам основные даты становления Морской авиации Тихоокеанского флота. Материал был предоставлен историографом Морской авиации ВМФ полковником в запасе Павлом Владимировичем Левшовым (Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010), Глава 5, ВВС Тихоокеанского флота, Военно-технический альманах «Тайфун»).


ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА
(основные вехи становления)

Первоначально (до апреля 1933 г.) руководство боевой подготовкой, формированием и комплектованием частей ВВС моря осуществлялось через помощника командующего ОКДВА по авиации комбрига Лопатина Всеволода Николаевича. Добролеж Александр Григорьевич в это время был старшим авиационным начальником (командиром 19-й /28-й ТБАБ), находясь в подчинении, как у Лопатина по специальным вопросам, так и командующего МСДВ М.В. Викторова — в оперативном отношении.
Первой гидроавиационной частью на ДВ с октября 1928 г. был 68-й ОРЕЧГАО Сибирского военного округа в Хабаровске под командованием Э.М. Лухта. Тогда все МСДВ представляла бывшая Амурская военная флотилия.
Авиация на Тихом океане появилась 25 февраля 1932 г., когда согласно «Плану проведения особых мероприятий по сформированию МСДВ на 1932/33 гг.» в их состав передали одну авиационную бригаду и две эскадрильи. С апреля 1932 г. эти части начали прибывать на Дальний Восток из европейской части страны.
4 апреля 1932 г. приказом ГК ВМФ в 1996 г. было установлено Днем образования Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота

1933 год
В феврале 1933 г. в составе ВВС МС ДВ числились 19-я авиабригада, 70-й отряд ОСО и 111-й отряд ОСО. Всего: 72 самолета: 12 ТБ-1, 36 ТБ-3, 12 «Савойя» S-62, 12 Р-6.
В апреле 1933 г. вводится должность помощника командующего по ВВС МС ДВ. 30.04.1933 г. на должность помощника командующего по ВВС МС ДВ был назначен комбриг Никифоров Леонид Иванович.
С 01.05.1933 г. он приступил к формированию Управления и штаба ВВС МС ДВ. 01.10.1933 г. формирование Управления ВВС МС ДВ было завершено.
В соответствии с приказом РВС МСДВ № 0319 от 03/07 мая 1933г. «О формировании авиа поста ВВС МСДВ 2-я Речка – Романовка» на 2-й Речке и в Романовке должен был быть сформирован авиационный пост ВВС МСДВ. На его укомплектование выделялся личный состав из частей ВВС МСДВ. В том числе из 54-й авиационной эскадрильи.
10 мая 1933 г. Руководство и осуществление плана оргмероприятий 1933 г. по ВВС возложено на Помощника командующего МСДВ по авиации тов. Никифорова.
Включены:
- 01.10.1933 г. 3-я ДМРАЭ;
- 01.09.1933 г. Черноморский 55-й отдельный морской разведывательный АО.
Переформированы:
- 23.08.1933 г. 23-я ТБАБ в 26 ТБАБ.
Переданы:
- 23.11.1933 г. 26-я ТБАБ передана в подчинение командующему войск ОКДВА.
Переименованы:
- 01.03.1933 г. 111-я ДМРАЭ в 8-ю ДРМАЭ на станции Океанская.

1934 год
Был объявлен штат Управления ВВС, включавший в себя командующего и штаб в составе 3-х секторов, отдела снабжения, летной части и технической команды.
В течение года в состав ВВС МС ДВ вошли шесть авиаэскадрилий (9, 32, 108 ОИАЭ, 22 ЛБАЭ, 17 ДРМАЭ, 30 КРМАЭ), два авиаотряда (7 ОКОРМАО и 53 РМАО) и два авиазвена ВУ. Всего: 29 частей, 11699 чел. и 113 самолетов различных типов.
Переданы:
- с 15.02.1934 г. 8-я ДМРАЭ и два морских авиазвена в состав ОГПУ ДВК.
Сформированы:
- с 25.12.1934 г. морское авиазвено волнового управления для ОДНТКА.
Включены:
- с 21.03.1934 г. 108 отдельная истребительная авиационная эскадрилья;
- с мая 1934 г. 9 отдельная истребительная авиационная эскадрилья;
- с 10.07.1934 г. 22 легкобомбардировочная авиационная эскадрилья;
- с 25.08.1934 г. 32 отдельная истребительная авиационная эскадрилья;
- с 24.10.1934 г. 17 дальнеразведывательная морская авиационная эскадрилья;
- с 09.11.1934 г. 30 крейсерская морская авиационная эскадрилья;
- с 12.11.1934 г. 53 разведывательный морской авиационный отряд;
- с декабря 1934 г. авиационное звено ВУ с подчинением командиру 55 ОМРАО.

1935 год
С 10.01.1935 г. МС ДВ перешли на новую организацию: Вместо Управления ВВС МС ДВ был сформирован отдел ВВС. В отделе ВВС ТОФ имелся штаб, состоящий из 7 отделов. Помощник командующего флотом по ВВС являлся начальником ВВС флота.
Состав ВВС ТОФ на 01.05.1935 г.:
- Отдел ВВС ТОФ;
- Военно-авиационннный строительный отдел;
- 28 ТАБ (28 ОИАЭ, 55 КРАЭ, 109, 110, 111, 112 ТАЭ);
- 9 ОИАЭ, 32 ОИАЭ, 108 ОИАЭ, 3 ДРМАЭ, 17 ДРМАЭ, 30 КРМАЭ, 22 ЛБАЭ, 26 ЛБАЭ,
- 53 ОМРАО, 55 ОМРАО, 60 ОМРАО, 60 ОКОРМАО, 3 ОАО ВУ, ОАЗ ВУ, 3 ОАЗ ВУ, 4 ОАЗ ВУ.
С 17.08.1935 г. части и соединения ВВС флота были изъяты из ведения начальника Управления ВВС РККА и переданы в подчинение начальника Морских Сил РККА.
Включены:
- в ноябре 1935 г. 26 ЛБАЭ.
Переименованы:
- в июне 1935 г. 7 ОКАО в 60 ОКМАО.

1936 год
В июне 1936 г. началось переформирование отдела ВВС ТОФ в Управление ВВС ТОФ. Начальник управления ВВС ТОФ – комбриг Леонид Иванович Никифоров, заместитель помкомфлота по ВВС полковник Санчук Петр Аполлинарьевич, заместитель начальника управления ВВС ТОФ – начальник 5-го отделения (вооружения и снабжения) – майор Мильт Иван Адамович.
Управление ВВС ТОФ состояло:
- Начальник управления ВВС ТОФ;
- НШ;
- Штаб с 3-мя отделами, авиазвеном и 6 отделениями.
Осенью 1936 г. в составе ВВС ТОФ в дополнение к 28-й ТБАБ на аэродроме Воздвиженка сформировали 42-ю ИАБ на аэродроме Южная Угловая и 125-ю МТАБ на аэродроме Романовка, вооруженные И-15, И-16, Р-5т и КР-6а. Еще одно соединение – 20-я ТБАБ (ТБ-3) – находилась в стадии формирования на аэродроме Чернышевка.
С 5 августа 1936 г. в штабе ВВС ТОФ вводится оперативное дежурство.
Сформированы:
- с 01.02.1936 г. 16 отдельный транспортный авиационный отряд;
- с 01.10.1936 г. 125 минно-торпедная авиационная бригада;
- в апреле 1936 г. 28 тренировочный авиационный отряд 28 авиабригады;
- с 15.02.1936 г. 3 тренировочный авиационный отряд при 3 ДРМАЭ.

1937 год
В 1937 г. в составе ВВС ТОФ имелось четыре авиабригады, восемь отдельных эскадрилий, пять авиаотрядов и шесть авиазвеньев. Всего: 570 боевых и 56 учебных самолетов.
С 26.01.1937 г. начальник ВВС ТОФ стал именоваться командующим ВВС ТОФ.
Сформированы:
- с 05.06.1937 г. 55 ОМРАО с подчинением коменданту СГУР.
Очень тяжёлый год как для ВВС ТОФ, так и для всей РККА. Конец 1937 г. — начало 1938 г. на ТОФ ознаменовался чистками его рядов от «врагов народа». Не миновала чаша сия и ВВС ТОФ. В застенках НКВД сгинули Л.И. Никифоров, А.Г.Добролеж, П.А. Санчук, Н.П. Милешкин и многие другие военачальники, чьим упорным беззаветным трудом создавалась мощь тихоокеанской авиации.

1938 год
С января 1938 года командующим ВВС ТОФ назначен комбриг Жаворонков Семён Фёдорович.
По штату 1938г. в состав Управления ВВС ТОФ входили:
- Командующий;
- Военком;
- Штаб, состоящий из 2-х отделов и 8 отделений.
В середине мая 1938 г. ВВС ТОФ перешли на новую организационно-штатную структуру. Вместо отдельных эскадрилий и авиабригад старого типа формируются авиационные полки, которые сводятся в авиабригады нового типа.
Переход на новую организацию и штаты производился с расчетом сохранения боевой готовности частей, для чего в штабах бригад и полков предварительно отрабатывался весь документационный материал на передачу людей и имущества с тем, чтобы сформирование новых частей, как боевых коллективов занимало по времени несколько часов (!).
На июнь 1938 г. после реорганизации ВВС ТОФ насчитывали в своем составе 503 боевых самолета.
В июле-августе 1938 г. ВВС ТОФ частью сил (1-й ИАП, 14-й ИАП и 115-й МБРАП) принимали участие в боевых действиях советских войск против японцев у озера Хасан.

1939 год
В мае 1939 г. Управление ВВС ТОФ состояло из:
- Командующий ВВС ТОФ;
- партполитаппарат (военком ВВС, инструктора);
- Штаб (НШ, военком штаба), включавший 7 отделов, 2 отделения и авиазвено.
В середине 1939 г. минно-торпедная авиация ТОФ получила на вооружение новые самолеты-торпедоносцы ДБ-3т.
В августе 1939 г. в ВВС ТОФ вводится должность командующего, на которую назначается комбриг Пётр Николаевич Лемешко (с июня 1940 г. – генерал-майор).

1940 год
С ростом боевой мощи и количественного состава Тихоокеанской авиации появилась возможность реализовать планы создания авиационной группировки в районе Советской Гавани. В свете этого, к марту 1940 г. формируется управление ВВС Северной Тихоокеанской флотилии с дислокацией в посёлке Бяудэ (Хабаровский край). В этом же году на вооружение частей истребительной авиации поступают самолёты И-153 «Чайка».
На январь 1940 г. в составе ВВС ТОФ (без учета ВВС СТОФ) имелось уже 716 самолетов, в том числе:
- 129 бомбардировщиков и торпедоносцев;
- 254 истребителя;
- 133 морских разведчика;
- 45 колесных разведчиков;
- 155 самолетов специального назначения.
Летного состава 1299 человек.

1941 год
С началом Великой Отечественной войны авиаторы-тихоокеанцы продолжали заниматься боевой подготовкой, выполнять боевые задачи по охране воздушных рубежей страны с морского направления.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВВС ТОФ имелось 969 самолетов различных типов, в том числе:
- истребителей – 351;
- бомбардировщиков – 186;
- колесных разведчиков – 17;
- морских разведчиков – 227;
- транспортных самолетов – 22;
 - учебных и связи – 166.
22 июня 1941 года части ВВС ТОФ были приведены в боевую готовность № 1, самолеты подготовлены к боевому вылету. На штаты военного времени летные части флота были переведены к августу 1941 года.
Несмотря на начало Великой Отечественной войны, строительство ВВС ТОФ хотя и замедлилось, но не остановилось совсем. Так, с июня 1941 г. по декабрь 1942г. Авиация флота получила 61 самолёт ДБ-3, 16 МиГ-3, 2 Бе-4, по одному ЛаГГ-3, Пе-2 и Че-2. В то же время, 73 самолёта ВВС ТОФ были потеряны в лётных происшествиях.
Для восполнения потерь воюющих флотов в личном составе и авиационной техники на запад стали направляться самолеты. 21 ДБ-3 и боеготовые экипажи ВВС ТОФ были переданы ВВС воюющих флотов.

1942 год
Весной 1942 г. за счет перевода полков на новые штаты (3 авиаэскадрильи вместо 5-ти) формируется 49-й минно-торпедный авиаполк, 33-й бомбардировочный авиаполк, 12-й, 17-й и 19-й истребительные авиаполки.
Тогда же на ТОФ с Балтики переводится управление 10-й бомбардировочной авиационной бригады. В ее состав включены 33-й БАП, 34-й БАП И 19-й ИАП.
В марте 1942 г. части и подразделения ВВС ТОФ, дислоцирующиеся в районе Владимиро-Ольгинской ВМБ объединяются в состав 1-й авиационной группы.
В 1942 г. на вооружении ВВС ТОФ имелось 803 самолёта различных типов, в том числе:
- истребителей — 289;
- бомбардировщиков — 186;
- колёсных разведчиков — 11;
- морских разведчиков — 168;
- транспортных самолётов — 21;
- учебных, санитарных и связи — 128.
Кроме задач подготовки личного состава для ВВС воюющих флотов и стратегического сдерживания на Дальнем Востоке, перед командованием Авиации флота ставились и вполне конкретные боевые задачи на случай войны с Японией. Весной 1942 г. Дальневосточный фронт получил директиву №170149 от 16.03.1942 г., за подписью ВГК И.В. Сталина и НГШ Б.М. Шапошникова, о подготовке наступления в Северном Китае. В ней, в части, касающейся ТОФ и ВВС ТОФ, говорилось:
«... Для действий по Японским островам командующему ДВФ из состава фронта к 25 марта 1942 г. передать ТОФ один авиационный дальнебомбардировочный полк, в количестве 30 самолётов ДБ-3. Всей дальнебомбардировочной авиацией ТОФ производить налёты, группами по 8-10 самолётов, по Токио, Йокосука, Майдзуру и Оминато, с целью разрушения промышленных объектов, военно-морских и воздушных баз...». В свете этой директивы, в состав Авиации флота был передан 14й ДБАП из ВВС 1-й ОКА ДВФ.

1943 год
В марте 1943 г. на аэродроме Кневичи был сформирован 26-й ШАП — первая часть штурмовой авиации на ТОФ, вооружённая самолётами Ил-2. В июне к нему добавились 37-й ШАП и 38-й ИАП. Все три полка составили 12-ю штурмовую авиационную бригаду ВВС ТОФ.
К лету 1943 г. на советско-германском фронте наступил перелом в нашу пользу. Вместе с ним начался новый этап развития ВВС ТОФ.
В 1943 г. на вооружении ВВС ТОФ состояло 945 самолётов различных типов, в том числе:
- истребителей — 339;
- бомбардировщиков — 213;
- штурмовиков Ил-2 — 10;
- колёсных разведчиков – 8;
- морских разведчиков — 233;
- транспортных самолётов — 20;
- учебных, санитарных и связи — 122.
К августу 1943 г. авиационные бригады ВВС ТОФ, как и во всей Авиации ВМФ, переформируются в авиационные дивизии: 29-я БАБ стала 2-й МТАД (село Романовка), 10-я БАБ – 10-й БАД (село Николаевка), 7-я ИАБ – 7-й ИАД (село Угловое), 12-я ШАБ – 12-й ШАД (село Кневичи). Тогда же 50-й МТАП был переформирован в 50-й отдельный разведывательный авиационный полк.

1944 год
С учетом всех реорганизаций, на 1 января 1944 г. ВВС ТОФ включали уже 22 авиаполка (для сравнения, ВВС СФ, БФ и ЧФ в сумме составляли 38 авиаполков). На вооружение истребительной авиации начали поступать самолёты Як-7 и ЛаГГ-3. Следует заметить, что самолёты данного типа уже с трудом можно было назвать современными. На западе страны они в то время постепенно заменялись на отечественные Як-9, Ла-5 и иностранные Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Киттихаук», но на Дальнем Востоке они ещё смогли «сказать своё слово» в предстоящих боях с японцами.
В 1944 г. на вооружении ВВС ТОФ (без учёта ВВС СТОФ) состояло 897 самолётов различных типов (из них 746 — исправных), в том числе:
- истребителей — 339;
- бомбардировщиков — 182;
- штурмовиков Ил-2 — 78;
- колёсных разведчиков – 7;
- морских разведчиков — 173;
- транспортных самолётов— 15;
- учебных, санитарных и связи — 103.
С конца 1944 г. и до начала войны с Японией в ВВС ТОФ и СТОФ формируется ещё шесть авиаполков: 55-й ПАП, 50-й и 60-й ШАП, 58-й, 59-й и 61-й ИАП. Все они вошли в состав новых 15-й и 16-й смешанных авиадивизий (последняя была сформирована в январе 1945 г. на базе 1-й авиационной группы ВВС ТОФ).

1945 год
Количество летательных аппаратов неуклонно росло, и в начале 1945 г. на вооружении ВВС ТОФ (без учёта ВВС СТОФ) числилось уже 1102 самолёта различных типов. В том числе:
- истребителей — 477;
- бомбардировщиков — 210;
- штурмовиков — 120;
- морских разведчиков — 138;
- транспортных самолётов — 12;
- учебных, санитарных и связи — 145.
Росли поставки иностранной авиационной техники. Если на 1 января 1945 г. авиация ТОФ имела только 28 летающих лодок PBN-1 «Номад», то к 9 сентября на флоте числилось в с трою уже 49 самолётов PBN-1 «Номад» и 21 амфибия PBY-6A «Каталина», что составляло 31% гидроавиации флота. В первой половине 1945 г. на вооружение частей Морской Авиации ТОФ поступили самолёты новых типов отечественного и импортного производства: Ла-7, Ту-2, А-20 «Бостон».
В июле 1945 г., для усиления ВВС ТОФ, с запада были переброшены 27-й ИАП ВВС СФ, 43-й ИАП ВВС ЧФ на самолётах Р-39 «Аэрокобра» и 36-й МТАП ВВС СФ на самолётах А-20 «Бостон». Все три полка вошли в подчинение командиру 2-й МТАД.
8 августа 1945 г. Советский Союз объявил войну Японии. К этому времени, по данным исторического отдела ВМФ, ВВС ТОФ и СТОФ насчитывали 1790 самолётов, в том числе, 1495 боевых. Из них:
- истребителей — 665;
- штурмовиков — 243;
- бомбардировщиков — 164;
- торпедоносцев — 157;
- разведчиков — 266;
- транспортных — 7;
- вспомогательных и связи — 247.

1945 год. Северная Корея. Юки
Первый удар авиация флота нанесла по порту Юки ночью 9 августа 12-ю самолетами МБР-2 115-го ОМРАП.
Утром 9 августа произведён повторный налет на порт Юки. Этот удар был нанесён пятью группами из 32-х самолетов Ил-2 37-го ШАП под прикрытием 28-ми истребителей Як-9 и ЛаГГ-3 38-го ИАП. Штурмовики подожгла два склада, сторожевой корабль и баржу, потопили 2 и повредили 1 транспорт.
Вечером 9 августа все пять групп нанесли очередной удар по порту Юки. Экипажи потопили 3 транспорта.
10 августа силами 25-ю Ил-2 37-го ШАП под прикрытием 22-х Як-9 и 6 ЛаГГ-3 38-го ИАП нанесли ещё один удар по порту Юки. Было потоплено два транспорта. Это был последний налет на порт Юки. 11 августа он был занят без боя.

1945 год. Северная Корея. Расин
Одновременно с бомбардировкой порта Юки авиация флота наносила удары по порту Расин.
Первый налет на порт Расин был произведен в ночь на 9 августа. 16 Ил-4 4-го МТАП вышли на цель, но кораблей не обнаружили. Отбомбились по ж.д. станции и портовым сооружениям.
Рано утром 9 августа на подходе к порту были обнаружены 2 транспорта и 4 эсминца. На задание вылетели Ил-10 26-го ШАП под прикрытием 31-го Як-9 14-го ИАП. Они потопили 2 транспорта и катер, подавили огонь 2-х зенитных батарей. Высланный вслед за этим налетом самолет- разведчик 50-го РАП обнаружил в порту девять транспортов.
В 16 час. 45 мин. 9 августа был нанесён очередной массированный удар по порту Расин силами 26-го, 37-го ШАП и 14-го ИАП 12-й ШАД, 33-го БАП и 19-го ИАП 10-й АДПБ и 55-го ОБАП.
Удар наносился со стороны моря. Было потоплено 2 транспорта, уничтожено 2 склада, в районе пирсов возникло несколько пожаров.
С 21 час. 13 мин. 9 августа вступили в действие ночные экипажи 2-й МТАД. 19 Ил-4 4-го АП и 18 ДБ-3 52-го АП в течение двух часов бомбили порт Расин, сбросив 90 ФАБ-500, 35 ЗАБ-100 и 35 ОСАБ.
10 августа на порт Расин было совершено еще два массированных налета. Потопили эсминец, танкер и повредили 4 транспорта, разрушили портовый склад и полотно железной дороги. Сбили один истребитель.
14 августа 1945 г. порт Расин был занят советским морским десантом.

1945 год. Северная Корея. Сейсин
После потери портов Юки и Расин, большое значение для японцев приобрела военно-морская база Сейсин. По порту и базе Сейсин, начиная с 9 августа, наносила удары Авиация флота.
Первым 9 августа нанёс удар по порту Сейсин 18-ю ДБ-3 52-й МТАП 2-й МТАД по складам, причалам и металлургическому заводу «Мицубиси», так как кораблей в порту не оказалось.
Во второй половине дня 9 августа по порту Сейсин был нанесен повторный удар 29-ю Пе-2 34-го БАП 10-й БАД в сопровождении 16-ти Як-9 19-го ИАП. Был повреждён транспорт, уничтожено 20 разных малых судов и разрушено два склада.
За первые двое суток ведения боевых действий против боевых кораблей и транспортов противника в портах Северной Кореи Авиация флота в основном решила поставленную перед ней задачу.
22 августа 1945 года 12 PBY-6А «Каталина» 16 МДРАП произвели высадку десанта посадочным способом на аэродром Гензан-Канко.
27 августа Сейсин был очищен от японских войск. В боях за Сейсин противник потерял свыше 3 тыс. солдат и офицеров.

1945 год. Северная Корея. Ранан, Фуней, Днимондянг, Сусен
13 августа командующий Тихоокеанским флотом адмирал И.С. Юмашев приказал высадить морской десант в порт Сейсин и удерживать его до подхода 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта. По указанию командующего флотом создана авиагруппа прикрытия и поддержки десанта в составе 10-й АДПБ и 2-й МТАД с привлечением ряда отдельных авиаполков. Всего выделялся 261 самолет (188 бомбардировщиков и 73 истребителя). С 15 августа авиация флота начала наносить систематические удары по противнику.
Был нанесён одновременный удар по ж.д. узлам Ранан и Фуней и ж.д. станции Сейсин. Первыми атаковали ж.д. станцию Ранан 29 Пе-2 ОБАП в сопровождении 10-ти Як-9 19-го ИАП. Станция была забита составами. Взрывами бомб были разрушены склады, водонапорная башня, три здания и почти полностью уничтожен стоявший на станции железнодорожный эшелон, сбит 1 истребитель.
В последующие три дня - 16, 17, 18 августа авиация флота продолжала наносить удары по ж.д. станциям Фуней, Комусан, Кисею, перегонам, мостам и шоссейным дорогам.
При совершении 16 августа второго массированного налета по отдельным очагам сопротивления японцев в Сейсине были разрушены ж.д. станция, ж.д. мастерские и депо, здание управления ж.д., два нефтесклада, 16 различных служебных зданий, частично завод «Мицубиси» и уничтожено до 15 автомашин, повреждено 4 ж.д. эшелона, бронепоезд, разрушено несколько участков ж.д. пути и вызвано несколько крупных очагов пожара.
Благодаря успешным действиям ВВС флота только за один день 15 августа противник сократил перевозки в 4 раза, а к исходу 18 августа совсем прекратил их.

1945 год. Б.Д. на морских коммуникациях
Нарушение морских перевозок противника в Японском море было одной из главных задач авиации флота. Она возлагалась на полки 2-й МТАД. Основным видом боевой деятельности ударной авиации являлась «свободная охота». Боевые действия 2-й МТАД на морских сообщениях продолжались четыре дня - 9, 10, 15 и 22 августа, пока противник удерживал порты в Северной Корее. Всего было совершено 68 вылетов самолетов ДБ-3 и Ил-4. По кораблям и транспортам врага было сброшено 70 торпед, от которых нашли гибель 5 транспортов и эскадренный миноносец типа «Камикадзе» общим водоизмещением свыше 35 тыс. тонн.
9 августа первыми потопили транспорт противника водоизмещением 12 тыс. тонн два торпедоносца 49-го МТАП.
На рассвете 10 августа два ДБ-3 того же полка на коммуникации Юки - Сейсин потопили японский транспорт водоизмещением 6 тыс. тонн, шедший в охранении сторожевого катера. Севернее мыса Казакова были уничтожены эсминец и транспорт, шедший в сопровождении этого эсминца. В течение дня на корабли и транспорты противника было совершено еще 28 самолетовылетов.
До 15 августа из-за неблагоприятной погоды авиация на морских коммуникациях противника не действовала. С улучшением погоды полеты для уничтожения кораблей противника на его коммуникациях возобновились.
Минно-торпедная авиация Тихоокеанского флота вела боевые действия и в районе пролива Лаперуза. В связи с быстрым продвижением наших войск на Южном Сахалине противник стремился эвакуировать живую силу и ценное имущество в Японию. На коммуникации Ханто - Отомари - Соя в разные дни обнаруживалось до 30 транспортов различного тоннажа, следовавших одиночно и в сопровождении эскорта. 22 августа 2 Ил-4 двумя торпедами уничтожили японский транспорт водоизмещением 6 тыс. тонн.
Несмотря на сложность базирования, управления и обеспечения, торпедоносцы 2-й МТАД методом «свободной охоты» атаковывали и топили вражеские суда и транспорты.

1945 год. Южный Сахалин. Курильские острова
11 августа началось освобождение Южного Сахалина. 56-й стрелковый корпус перешел в наступление в направлении на Кетон, Найро. С воздуха его поддерживала 255-я САД 10 ВА. К этому времени на Южном Сахалине насчитывалось до 20 тыс. японских солдат и офицеров и около 10 тыс. резервистов.
11 августа ночью авиация СТОФ группами по 4 МБР-2 произвела 4 налета на порт Эсутору и 2 - на аэродром и порт Торо. Днем налеты были повторены группами ЛаГГ-3 в сопровождении истребителей Як-9 и Ла-7.
В ночь на 12 августа и в течение 13 августа авиация наносила удары по портовым сооружениям в Эсутору, Усиро и по аэродрому Торо. Повреждены 2 японских самолета, в порту Эсутору наблюдались три пожара. Штурмовики Ил-2 под прикрытием Як-9 произвели удар по кораблям и портовым сооружениям в портах Эсутору и Усиро. Были потоплены несколько катеров и барж, разрушены аэродром, стекольный завод и повреждены ж.д. мост и эшелоны на путях.
Утром 15 августа в порт Торо был высажен десант. В течение 16 августа десант овладел Торо, Тайхэй, Ниси-Онура, Ныо-Хаку и Яма-Сигай. Авиация успешно подавляла огневые точки японцев и помогала десанту продвигаться вперед.
В ночь на 16 августа МБР-2 48-го МРАП бомбили склады и казармы в Торо и Тайхэй. 16 и 17 августа звено Ил-2 56-го ШАП под прикрытием Як-9 в районе Яма-Сигай за два вылета подавило несколько огневых точек. 17 августа, несмотря на сложные метеоусловия, 8 МБР-2 ночью и 6 Ил-2 в сопровождении 4-х Як-9 днем нанесли удары по огневым точкам противника. Целеуказание осуществлялось по радио. Сопротивление японцев было сломлено. С захватом плацдарма в районах Торо и Эсутору были перерезаны все пути отхода противника на юг по западному побережью Сахалина. Всего было уничтожено 1 баржа, 66 автомашин, 16 огневых точек, 2 полевых орудия, склад с боеприпасами и свыше 100 солдат и офицеров противника.
21 и 22 августа по заявкам командиров морских десантов авиация наносила удары по ж.д. станциям Осака, Рутомата, Такарадай, Томамай, Оцинай и Томариору, портам Усиро и Маока, уничтожая живую силу, разрушая ж.д. пути, подавляя огонь артиллерийских батарей, дотов и дзотов противника. К выполнению этих задач привлекались Пе-2 55-го ОБАП, Як-9 42-го и 59-го ИАП 15-й САД. Был разрушен ж.д. мост, взорван склад на станции Футома, повреждены бронепоезд, 2 орудия и вход в тоннель. В других районах летчики разбили 2 ж.д. состава, сожгли бумажную фабрику и ряд служебных зданий, разрушили 28 дзотов и уничтожили свыше 100 солдат и офицеров противника. Это были последние боевые вылеты авиации Северной флотилии в войне с Японией.
23 августа моряки Северной Тихоокеанской флотилии овладели Маока, 24 августа - портом Хонто, а 25 августа водрузили флаг над Отомари. К этому времени передовые части 56-го стрелкового корпуса вступили в город Тойохора. К полудню японские войска на Южном Сахалине капитулировали.
С 14 августа по 1 сентября моряки Тихоокеанского флота завершили освобождение Курильских островов. Авиация Северной Тихоокеанской флотилии (СТОФ) в этой операции боевых действий не вела, за исключением разведывательных полетов, а 25 августа два экипажа 48-го МДРАП на PBY-6А «Каталина» обеспечили высадку десанта (68 человек) на остров Итуруп для занятия аэродрома и ведения разведки. Прикрытие с воздуха и содействие десантным войскам, освобождающим острова, было возложено на 128-ю САД 10-й ВА, которая успешно выполнила эту задачу.

1945 год. Порт-Артур
22 августа 1945 года 27 самолётов PBN-1Y «Номад» и PBY-6А «Каталина» 16го ОМДРАП с гидроаэродрома Суходол поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. Всего в десанте участвовало 956 человек. Командовал десантом генерал А.А. Яманов. Маршрут пролегал над морем, далее — через Корейский полуостров, вдоль побережья Северного Китая. Волнение моря при посадке составляло около двух баллов. Гидросамолёты садились один за другим в бухте порта Дальний. Десантники пересаживались на надувные шлюпки, на которых плыли к пирсу. После посадки десант занял судостроительный завод, сухой док, складские помещения. Береговая охрана тут же снималась и заменялась своими часовыми. Одновременно с этим советское командование принимало капитуляцию японского гарнизона.
В тот же день 10 самолетов С-47 под прикрытием истребителей взлетели с Мукденского аэродрома. На них разместились 4 офицера и 200 солдат из 6-й гвардейской танковой армии. В 17 час. 30 мин. самолеты приземлились на японском аэродроме под Порт-Артуром. Десант возглавлял заместитель командующего Забайкальским фронтом генерал-лейтенант В.Д. Иванов
Утром 23 августа разоружение японского гарнизона продолжилось.
24.08.1945 г. 18 самолетов PBN-1 «Номад» 16-го ОМДРАП взлетели с гидроаэродрома Суходол с десантом моряков Тихоокеанского флота и взяли курс на Порт-Артур и порт Дальний. Всего на их бортах было 256 моряков, которыми командовал капитан 1 ранга Александр Владимирович Трипольский. В десанте находился Герой Советского Союза генерал-лейтенант Евгений Николаевич Преображенский. 6 самолетов сели прямо на внутреннем рейде Порт-Артура, одновременно 12 самолётов - в порту Дальний. Всего в период с 22 по 28 августа самолетами 16-го ОМДРАП и 117-го МДРАП (в составе 16-го ОМДРАП) было высажено 1102 человека и перевезено более 50 тонн грузов.
В Порт-Артуре и Дальнем было взято в плен свыше 10 000 японских военнослужащих. Целыми и невредимыми были захвачены два японских сторожевых корабля - «Хайфэн» и «Хайлун», которые 13 сентября 1945 года переименовали в «Ветер» и «Штиль».
Причиной ввода наших войск в Порт-Артур в 1945 году служило обеспечение безопасности Дальнего Востока и Сибири. Занятие Красной армией Порт-Артура предотвратило захват Северного Китая американской армией. США не собирались выполнять Ялтинские договоренности. Американцы планировали захват Квантунского (Ляодунского) полуострова еще до подхода советских войск. К тому времени, как американские корабли подошли к порту Дальний, он был уже весь занят советскими частями. Несколько дней постояв на внешнем рейде порта, американцы покинули этот район. Было ещё несколько попыток с их стороны высадиться на полуострове, но все они были предотвращены советскими войсками.

1945 год. Итоги войны с Японией
Боевые действия против японских войск ВВС ТОФ и ВВС СТОФ вели с 9 по 26 августа 1945 г. Всего было выполнено 4724 самолётовылета, из них: ВВС ТОФ — 3550, ВВС СТОФ — 1174. Авиацией флота были потоплены 1 фрегат, 25 тральщиков, 20 других судов. В воздушных боях было сбито 4 самолёта противника.
Наши потери составили 57 машин, из которых 37 (две — в ВВС СТОФ) – боевые потери. В ВВС флота погибли 55 человек: 23 лётчика, 9 штурманов, 8 стрелков-радистов, 14 стрелков и 1 механик.
За мужество и героизм в боях с Японией, указом ИВС СССР от 14.09.1945 г., приказом ВГК N 0501 от 15.09.1945 г., приказом НК ВМФ № 01803 от 26.08.1945 г., приказом НК ВМФ № 0481 от 28.08.1945 г. и приказом НК ВМФ № 0524 от 26.09.1945г. были награждены орденами и удостоены почётных наименований следующие части и соединения Военно-Воздушных Сил ТОФ.
Разведывательная авиация:
— 16-й МРАП награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Порт-Артурский»;
— 50-й ОДРАП преобразован в гвардейский;
— 115-му ОМБРАП присвоено почётное наименование «Юкинский»;
— 48-й ОМБРАП награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Сахалинский».
Минно-торпедная и бомбардировочная авиация:
— 10-я АД пикирующих бомбардировщиков удостоена почётного наименования «Сейсинская»;
— 2-я МТАД им. Н.А. Острякова удостоена почётного наименования «Рананская»;
— 34-й ББАП преобразован в гвардейский и награждён орденом Красного Знамени;
— 52-й МТАП преобразован в гвардейский;
— 4-й МТАП 2-й МТАД награждён орденом Красного Знамени.
Штурмовая авиация:
— 12-я ШАД награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Расинская»;
— 26-й ШАП преобразован в гвардейский;
— 37-й ШАП преобразован в гвардейский;
— 56-й ШАП присвоено почётное наименование «Сахалинский».
Истребительная авиация:
-- 42-му ИАП присвоено почётное наименование «Сахалинский»;
— 6-й ИАП преобразован в гвардейский;
— 19-й ИАП преобразован в гвардейский;
— 61-й ИАП преобразован в гвардейский.

1945 год. Итоги войны с Японией. Герои Советского Союза
За мужество и героизм в боевых действиях против Японии звания Героя Советского Союза удостоены 15 авиаторов-тихоокеанцев:
- командир 37 ШАП (12 ШАД) майор Михаил Никанорович Барбашинов;
- командир 12 ШАД полковник Макар Власович Барташов;
- командир 52 МТАП (3 МТАД) майор Михаил Иванович Буркин;
- командир эскадрильи 37 ШАП (12 ШАД) капитан Иван Федорович Воронин;
- командир 34 ББАП (10 АДПБ) майор Николай Иванович Друздев;
- летчик 4 МТАП (3 МТАД) лейтенант Георгий Данилович Ильяшенко;
- пом. КП по ЛП и ВБ 52 МТАП (3 МТАД) майор Иван Тимофеевич Карпенко;
- ком. звена 37 ШАП (12 ШАД) мл. лейтенант Федор Андреевич Крапивный;
- летчик 34 ББАП (10 АДПБ) лейтенант Виктор Григорьевич Лоскутов;
- летчик 37 ШАП (12 ШАД) капитан Яков Иванович Матвеев;
- командир 26 ШАП (12 ШАД) майор Алексей Михайлович Николаев;
- пом. КП по ЛП и ВБ 4 МТАП (3 МТАД) м-р Григорий Данилович Попович;
- ком. эскадр. 26 ШАП (12 ШАД) ст. лейтенант Илья Александрович Серов;
- ком. эскадр. 37 ШАП (12 ШАД) ст. л-т Василий Федорович Трушкин;
- ком. звена 37 ШАП (12 ШАД) мл. л-т Янко Михаил Егорович (посмертно).

1945 год. Послевоенные реформы
С окончанием Второй мировой войны, начался процесс послевоенного реформирования Вооружённых Сил. Он захватил и Авиацию ТОФ.
С 5 октября 1945 г. было расформировано управление ВВС СТОФ. На его основе создаётся управление 3-го авиационного корпуса ВМФ, с дислокацией в Советской Гавани. Все авиационные части ВВС СТОФ переходят в подчинение командующему ВВС ТОФ.
17 декабря 1945 г. в Порт-Артуре, на аэродроме Тученцзы формируется 18-я САД. В состав дивизии входят 36-й МТАП, 27-й ПАП, 61-й гв. ИАП, перебазированные в Китай из Приморья.
В конце 1945 г. — начале 1946 г. были образованы Сахалинская и Камчатская военные флотилии, а также Южный и Владивостокский морской оборонительный район (МОР), Порт-Артурская ВМБ. Часть сил из состава ВВС ТОФ, в соответствии с циркуляром НГШ ВМФ была выделена в эти объединения:
— во Владивостокский МОР - управление 7-й ИАД, 22-й гв. ИАП, 31-й ИАП, 53-й ИАП, 57-й ИАП, 14-я ОАРТАЭ, 53-я ОМБРАЭ, 57-я ОМБРАЭ;
— в Сахалинскую военную флотилию - управление 15-й САД, управление 16-й САД, 41-й ИАП, 42-й ОИАП, 48-й ОМДРАП, 55-й ПАП, 56-й ОШАП, 58-й ИАП, 60й ШАП, 117-й ОМДРАП, 15-й ОТАО, 2-е ОАЗ ВУ, 5-е ОАЗ ВУ, 13-й ОАЗСВ;
— в Камчатскую военную флотилию - управление 17-й САД, 19-й гв. ИАП, 59-й ИАП, 64-й ДБАП;
— в Южный МОР - 14-й ИАП;
— в Порт-Артурскую ВМБ - управление 18-й САД, 36-й МТАП, 27-й ИАП, 61й гв. ИАП.
К началу 1946 г. часть истребительных полков ВВС ТОФ перевооружилась на самолёты Р-63 «Кингкобра» (в первую очередь, 27-й и 43-й ИАП).

1946-49 годы. Послевоенные реформы
В 1946 г. на вооружении ВВС ТОФ числилось 1227 самолётов различных типов;
- истребителей — 538;
- бомбардировщиков — 180;
- торпедоносцев 116;
- штурмовиков — 154;
- самолётов PBN-1 «Номад» — 34;
- морских разведчиков — 100;
- транспортных самолётов — 5;
- учебных, санитарных и связи — 100.
В конце 1946 г. части ВВС ТОФ были переведены на штаты мирного времени.
Первая волна послевоенных сокращений пришлась на 1946 г. Были расформированы 2-й УАП, 117-й ОМДРАП, 35-я ОДБАЭ, 37-я ОСБАЭ, 4-е и 6-е ОАЗ ВУ.
В январе 1947 г. Тихоокеанский флот был разделён на 5-й и 7-й ВМФ, с главными базами во Владивостоке и Советской Гавани соответственно. Это разделение коснулось и ВВС ТОФ. На основании приказа военно-морского министра:
— с 1 мая 1947 г. управление ВВС ТОФ было переформировано в управление ВВС 5-го ВМФ. Командующим ВВС 5-го ВМФ остался Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Е.Н. Преображенский;
— с 14 мая 1947 г. управление 3-го АК ВМС было переформировано в управление ВВС 7-го ВМФ, с дислокацией в г. Корсаков. Командующим ВВС 7-го ВМФ был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации Н.А. Наумов. В их состав из ВВС 5-го ВМФ были переданы: управления 15-й и 16-й САД, 41-й, 42-й, 58й, 59-й ИАП, 56-й, 60-й ШАП, 55-й АППБ, 48-й ОМДРАП, 29-я и 31-я ОМБРАЭ, 15-й ОТАО.
С 15 декабря 1947 г., в соответствии с циркуляром НГШ ВМС ВВС 5-го ВМФ перешли на типовую организацию ВВС ВС СССР. На основании его, в Морской Авиации прошел процесс преобразования бомбардировочных частей и соединений в минно-торпедные. Так, 10-я АДПБ стала именоваться 89-й минно-торпедной дивизией, а бомбардировочные полки 17-й гв. АППБ, 55-й АППБ и 64-й ДБАП стали, соответственно, 567-м гв. МТАП, 568-м МТАП и 570-м МТАП.
Вторая волна сокращений (декабрь 1947 г.) оказалась гораздо сильнее — была расформирована вся штурмовая авиация: управление 12-й ШАД, 26-й гв., 37-й гв., 56й и 60-й штурмовые авиационные полки. Также были расформированы: 17-я САД (сформирована в 1946 г.); ряд полков истребительной авиации: 38-й ИАП, 39-й ИАП, 61-й гв. ИАП; 33-й БАП, 31-я ОМБРАЭ (сформирована в 1946 г.), 47-я ОМБРАЭ, 57-я ОМБРАЭ, 5-е ОМБРАЗ, 2-е ОАЗ ВУ, 14-е ОСЛНАЗ, 14-я ОАРТАЭ.
К началу 1948 г. на вооружении ВВС ТОФ числилось 1235 самолётов различных типов, в том числе:
- истребителей—541;
- бомбардировщиков — 201;
- торпедоносцев 114;
- штурмовиков — 108;
- самолётов-амфибий PBY-6 «Каталина» — 8;
- морских разведчиков — 140;
- транспортных самолётов — 6;
- учебных, санитарных и связи — 117.
В декабре 1948 г. был расформирован Южный BMОP в Гензане (Корея), а базирующий там 57-й ИАП (бывший 17-й ИАП) выведен в Приморье.

1950 год. Послевоенные реформы
В марте 1950 г. в состав ВВС 5-го ВМФ на аэродроме Саншилипу Порт-Артурской ВМБ (Китай) принята из ВВС СА 194-я БАД, вооружённая самолётами Ту-2. С 15-го сентября она становится 589-й МТАД (с 1955 г. — 130-й МТАД). Входящие в дивизию бомбардировочные полки, соответственно, переименовываются: 10-й гв. БАП — в 1534-й гв. МТАП, 114-й гв. БАП — в 1535-й гв. МТАП, 860-й БАП — в 1540-й МТАП.
В сентябре 1950 г. происходит реорганизация авиационной группировки ТОФ в Китае: формируется управление 55-го авиационного корпуса ВМС с дислокацией в Порт-Артуре, подчинённое командиру Порт-Артурской ВМБ, а 18-я САД, после выхода из неё 36-го МТАП, переформируется в 509-ю ИАД (348-й, 405-й ИАП, 559-я ОУТАЭ). В декабре того же года 55-й АК ВМС был переименован в 105-й АК ВМС (в это время в составе 54-й ВА ПримВО уже имелся 55-й ИАК ВВС).
Истребительная авиация флота в начале 1950-х гг. была грозной силой и решала ответственные боевые задачи. На неё была возложена противовоздушная оборона с приморского направления. 15 сентября 1952 г. все истребительные части и соединения ВВС ТОФ сводятся в 106-й истребительный авиационный корпус, управление которого дислоцируется в г. Владивостоке. В состав корпуса включаются:
— 7-я ИАД (22-й гв. ИАП, 578-й ИАП, 1741-й ИАП, 651-я ОУТАЭ);
— 147-я ИАД (34-й ИАП, 404-й ИАП, 494-й ИАП);
—- 165-я ИАД (47-й ИАП, 88-й гв. ИАП, 781-й ИАП, 652-я ОУТАЭ);
— 861-я ИАД (31-й ИАП, 57-й ИАП, 305-й ИАП, 1917-я ОУТАЭ);
— 190 ИАД (256-й ИАП, 494-й ИАП', 821-й ИАП);
— 50-й гв. ОДРАП.

1950-1953 годы. Война в Корее
В конце 1950 года руководство СССР приняло решение направить в Китай ряд истребительных соединений и частей ВВС СА для оказания военной помощи Северной Корее. На их базе был сформирован 64-й ОИАК 54-й ВА. Состав корпуса был переменным. Первые два года в командировку отправлялся только лётный и технический состав ВВС СА и ПВО, однако в августе 1952 г. в Китай направляется чисто флотский 578-й ИАП 7-й ИАД ВВС ТОФ.
Успехи полка в небе Кореи оказались скромными. Всего за семь месяцев в Китае лётчиками 578-го ИАП было выполнено 946 боевых вылетов, проведено 20 групповых воздушных боёв, сбито 4 самолёта и ещё 2 «Сейбра» повреждено. Собственные потери составили: погибшими — два лётчика (И.В. Мещеряков, И.И.Постников) и 11 самолётов.
На смену 578-му ИАП в Китай в феврале 1953 г. был направлен 781-й ИАП ТОФ. Он воевал успешнее. За пять месяцев боёв лётчики 781-го ИАП сбили 12 самолётов противника, потеряв 9 самолётов и пятерых лётчиков (В.М. Белов, В.Г. Каменщиков, В.С. Тимошин, В.Ф. Царенко, Б.В. Пушкарёв).
Последнюю потерю в Корейской войне ВВС ТОФ понесли в день подписания перемирия. 27 июля 1953 г. транспортный самолёт Ил-12 593-го ОТАП с пассажирами на борту был сбит истребителями США над территорией Китая. Экипаж капитана Д.А.Глиняного и пассажиры погибли. Вспомним их поименно:
- члены экипажа капитаны Дмитрий Глиняный, Иван Мулин, Федор Головачев, старший лейтенант Иван Игнаткин, старшина Николай Коновалов и старший сержант Николай Былинок;
- пассажиры военнослужащие 1744-й ДРАЭ капитан Анатолий Волошин, старшие лейтенанты Анатолий Лазарев, Семен Недогин, Николай Назаров, Валентин Сатинов, Виктор Жигулин, сержанты Евгений Козлов и Наиль Галеев; 1534-го МТАП старший лейтенант Яков Леках, Петр Тернов, лейтенант Виктор Тарасов; 27-й ЛАМ подполковники медслужбы Всеволод Ларионов, Иван Субботовский и майор Василий Дробницкий.
В память о погибших в Жариковском сквере Владивостока сооружен обелиск.
29 июля 1953 года на удалении 10 км от острова Аскольд в воздушном пространстве СССР парой МиГ-15 был обнаружен 4-х моторный разведывательный самолет США RB-50. Самолет-нарушитель открыл огонь. В ответ был открыт ответный. Через 15 минут после нарушения советского воздушного пространства американский RB-50 рухнул в воду в 14 км южнее острова Аскольд, где на глубине порядка 3 км его обломки находятся до сих пор.
Долг платежом красен.

1951-1953 годы
В 1951-1953 годы произошло перевооружение частей истребительной и минноторпедной авиации ВМФ на реактивную технику — самолёты МиГ-15, Ил-28т и Ту-14т.
С 6 марта 1952 г. штаб ВВС 5-го ВМФ был передислоцирован из центра Владивостока на его окраину — Вторую Речку, где располагался аэродром и был оборудован защищённый КП «Колокол».
В мае 1953 г. 5-й и 7-й ВМФ были вновь объединены в Тихоокеанский флот. В свете этого, на основании приказа командующего ТОФ управление 105-го АК ВМС было передислоцировано из Порт-Артура в бухту Бяуде (Советская Гавань), где оно, вместе с управлением ВВС 7-го ВМФ, было переформировано в новое управление 105-го АК ВМС.
Входившая в состав Порт-Артурской ВМБ 589-я МТАД ещё почти два года оставалась в Порт-Артуре, и только в мае- 1955 года перебазировалась в Приморье, а 509-я ИАД была передана ВВС СА и убыла на Запад. Вместо последней, флоту из ВВС СА была передана 147-я ИАД 54-й ВА ПримВО.
В июне 1953 г., на основании директивы ГШ ВМС управление ВВС 5-го ВМФ было вновь переименовано в управление ВВС ТОФ под командованием Героя Советского Союза Виктора Павловича Конарёва. Управление ВВС 7 флота ВМФ было переформировано в ВВС Северной Тихоокеанской флотилии под командованием Героя Советского Союза Ивана Григорьевича Романенко.
В течение 1953 г. смешанные дивизии (15-я САД и 16-я САД) ВВС ТОФ переформируются, соответственно, в 15-ю ИАД и 692-ю МТАД (с апреля 1955 г. — 143-я МТАД). Это было выполнено путём передачи истребительных и минно-торпедных полков из одной дивизии в другую.

1954-1955 годы
С 1 октября 1954 г. в организационно-штатной структуре Авиации ТОФ произошли очередные преобразования. На основании директивы ГШ ВМС:
— управление 106-го ИАК ВМС было расформировано, все дивизии и разведполк переподчинены непосредственно командующему ВВС ТОФ;
— в Управление ВВС Северной Тихоокеанской флотилии (второго формирования) было переформировано управление 105-го авиационного корпуса.
Однако уже в конце ноября 1955 г. управление ВВС СТОФ было переформировано в управление 10-го авиационного корпуса ВМС. Командиру корпуса были подчинены все авиационные части, ранее входившие в состав ВВС СТОФ, а сам он стал подчиняться командующему ВВС ТОФ.
В 1955 г. в составе ВВС ТОФ появилась первая вертолётная часть — была сформирована 505-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов Ми-4м, базирующаяся на аэродроме Угловая.
25 ноября 1955 г. на основании директивы ГК ВМФ управление ВВС ТОФ было переименовано в управление военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Тихоокеанского флота. Организационно ВВС и ПВО ТОФ представляли собой внушительную силу: четыре минно-торпедные дивизии, пять истребительных дивизий, большое число отдельных полков и эскадрилий. Позже в 1957 г., в связи с формированием войск ПВО страны, большинство истребительных дивизий и полков будут выведены из состава Авиации Флота.

1956-1957 годы
В конце июня 1956 года на основании приказа ГК ВМФ 10-й АК ВМФ был подчинён непосредственно командующему ВВС и ПВО ТОФ, а в оперативном отношении — командиру ВМБ Советская Гавань. С этого времени и вплоть до 1998 г. ВВС ТОФ стали единым оперативно-стратегическим объединением в составе ТОФ.
В феврале 1957 г., в связи с образованием Отдельной Дальневосточной армии ПВО (в последующем — 11-я ОА ПВО), в неё из Авиации флота был передан ряд истребительных соединений и частей: 7-я ИАД (22-й гв. ИАП и 404-й ИАП), 165-я ИАД (31-й, 47-й, 781-й ИАП), а также 41-й ИАП и 42-й ИАП из состава 15-й ИАД.
В сентябре 1957 г., в дополнение к имеемой эскадрилье базовых вертолётов, на аэродроме Угловая была сформирована 264-я отдельная авиационная эскадрилья корабельных вертолётов, вооружённая Ка-15. Тогда же в Петропавловске-Камчатском была сформирована 175-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов, вооружённая Ми-4м.
С 1957 г. части минно-торпедной авиации ВВС ТОФ начали переучиваться на самолёты Ту-16; сначала — в торпедоносном и миноносном, а затем в ракетоносном вариантах. В связи с этим, полки и соединения МТА получили в наименовании приставку — «дальнего действия». Остальные минно-торпедные полки продолжали эксплуатировать самолеты Ил-28 и Ту-14. В это же время летающие лодки Бе-6 морских разведывательных полков и эскадрилий ВВС ТОФ были оборудованы аппаратурой поиска и слежения (РГБ, АПМ) за подводными лодками, а также средствами их поражения.

1958-1959 годы
В 1958 г. в составе Авиации флота в Приморье и в районе Советской Гавани появляются сразу две вертолётные части — 710-й и 720-й отдельные авиационные полки вертолётов, переформированные из 505-й и 264-й ОАЭВ, а также вертолётного подразделения 167-й отдельной аварийно-спасательной эскадрильи (бывш.48-й ОМДРАП) соответственно. В апреле этого же года расформируется 130-я МТАД на аэродроме Романовна, в составе которой к этому времени остался один только 926-й гв. МТАП (бывший 1535-й гв. МТАП), да и тот числился частью 2-й линии.

1960 год
В апреле 1960 г. в состав ВВС и ПВО ТОФ из Дальней Авиации был передан 169-й гвардейский тяжёлый авиационный полк, базирующийся на аэродроме Хороль. Этот прославленный в боях Великой Отечественной войны полк, вооружённый самолётами Ту-16к, был переименован в 169-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ДД и подчинён командиру 3-й МТАД ДД (бывшая 2-я МТАД).
Во второй половине 1960 г., в связи «с дальнейшим значительным сокращением Вооружённых Сил СССР», ВВС и ПВО ТОФ подверглись катастрофическому сокращению. Был расформирован ряд дивизий, полков и эскадрилий. Так, истребительная авиация флота, частично сохранившаяся после 1957 г., была полностью ликвидирована. Кроме того, были расформированы: 10-й АК, 15-я ИАД, 147-я ИАД, 154-я ИАД (бывшая 861-я ИАД), 89-я МТАД, 44-й МТАП (бывший 4-й МТАП), 567-й гвардейский МТАП, 52-й гвардейский МТАП, 36-й МТАП, 929-й МТАП (бывший 1540-й МТАП), 57-й ИАП, 88-й гвардейский ИАП (бывший 19-й гвардейский ИАП), 59-й ИАП, 972-й ИАП (сформирован в 1951 г. как 1741-й ИАП), 494-й ИАП, 269я ОИАЭ (сформирована в 1958 г. как 3-й ОИАО), 539-я ОМРАЭ (бывший 115-й ОМБРАП), 104-й ОТАО (бывший 15-й ОТАО), 131-я ОБУКАЭ (бывшая 5-я ОБУКАЭ).
Однако в ВВС и ПВО ТОФ, кроме разрушительного, проходил и созидательный процесс. В этом же году родилась противолодочная авиация ТОФ, когда в ноябре 1960 г. 289-й ОМДРАП (бывший 16-й ОМДРАП), вооружённый самолётами Бе-6, был переформирован в 289-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк. До этого задачи поиска и уничтожения подводных лодок лежали, в основном, на разведывательной авиации. Кроме того, на Камчатке, на аэродроме Елизово, из 175й ОВЭ ПЛО, 266-й ОДРАЭ (сформированной в 1958 г.) и 122-й ОДПЛАЭ (бывшей 122-й ОАСАЭ), формируется 317-й отдельный смешанный авиационный полк. Таким образом, на Камчатке стали базироваться практически все типы летательных аппаратов, состоявших на вооружении ВВС и ПВО ТОФ, кроме ракетоносцев. Наличие разведчиков Ту-16р в составе полка и освоение ими дозаправки топливом в воздухе существенно расширило зону ведения разведки на океанском направлении.

1961-1970 годы
С 19 января 1961 г. управление ВВС и ПВО ТОФ переформируется в управление Авиации ТОФ.
В апреле-мае 1961 г. минно-торпедная авиация ТОФ была переименована в морскую ракетоносную авиацию. В тоже время идёт формирование в составе Авиации ВМФ полков минно-торпедной авиации. На ТОФ им стал 867-й гв. МТАП, вооружённый самолётами Ил-28, базирующийся на аэродроме Николаевка. Полку были переданы награды и гвардейское звание от 567-го гв. МТАП (бывший 34-й БАП). В 1965 г. он переформируется в 867-й гв. отдельный дальнеразведывательный авиационный полк, и, перевооружившись на самолёты Ту-95рц, перебазировывается на аэродром Хороль.
С декабря 1968 г. началось переучивание личного состава 289-го ОПЛАП на самолёт-амфибию Бе-12, а в 1969 г. на аэродроме Николаевка формируется 77-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, вооружённый противолодочными самолётами Ил-38. Таким образом, противолодочная авиация пополняется летательными аппаратами нового качественного уровня.

1971-1980 годы
В 1971 г. в Авиации ТОФ произошло чрезвычайное происшествие, последствием которого стал ряд организационно-штатных изменений. В июне начальник разведки 50-го гв. ОДРАП майор В.К. Шавдия передал в посольство США в Москве сведения секретного характера о составе, наименовании и дислокации частей Авиации ТОФ. В связи с этим, с 15 июля были переименованы и изменили условные наименования следующие лётные части: 50-й гв. ОДРАП стал 271-м гв. ОДРАП, 867-й гв. ОДРАП — 304-м гв. ОДРАП, 3-я МРАД — 25-й МРАД, а 49-й МРАП — 183-м МРАП. Командный состав 50-го гв. ОДРАП был снят со своих должностей.
В 1976 г., вслед за БФ и СФ, возродилась штурмовая авиация ТОФ. Более того, она стала корабельной. В октябре на аэродроме Пристань формируется 311-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк, вооружённый самолётами Як-38 и МиГ-21ум1. Полк был предназначен для действий с палубы новых тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143 — «Минск» и «Новороссийск», которые вошли в боевой состав ТОФ в 1976-1979 гг. Тогда же на аэродроме Хороль, на базе 304-го гв. ОДРАП, формируется 310-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, вооружённый самолётами Ту-142. При одинаковом с самолётом Ил-38 прицельно-поисковом оборудовании, новый самолёт имел вдвое больший радиус действия. При этом зона поиска подводных лодок расширялась до острова Гуам, Гавайских островов и залива Аляска — основных районов боевого патрулирования ПЛАРБ ВМС США.
1 апреля 1980 г. управление Авиации ТОФ было вновь переименовано в управление ВВС ТОФ. В этом году началось переучивание личного состава 143-й МРАД на новый (для авиации флота) сверхзвуковой самолёт-ракетоносец Ту-22м2.

1981-1990 годы
1981 г. был омрачён страшной катастрофой произошедшей на ТОФ. 7 февраля, на взлёте с аэродрома Пушкин, при возвращении с оперативно-мобилизационного сбора ВМФ, потерпел катастрофу самолёт Ту-104 отряда управления 25-й МРАД, пилотируемый подполковником А.И. Инюшиным. В ней погиб практически весь руководящий состав флота и его объединений. В числе погибших: командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант авиации Г.В. Павлов, член Военного совета генерал-майор авиации В.В. Рыков, начальник штаба генерал-майор авиации С. Г. Данилко и другие офицеры.
В 1982 г. на аэродроме Пристань был сформирован второй штурмовой полк — 173-й отдельный морской штурмовой авиационный полк, вооружённый самолётами Су-17м и Су-17ум. В этом году 169-й гв. МРАП переформируется в 169-й гв. смешанный авиационный полк, в составе 25-й МРАД, и перебазируется на аэродром Камрань (Вьетнам). Из части личного состава и авиационной техники этого полка на аэродроме Хороль была сформирована 341-я отдельная морская ракетоносная авиационная эскадрилья, подчинённая командиру 25-й МРАД.
В 1983 г. продолжилось формирование вертолётных частей. На базе 568-й авиационной группы на аэродроме Корсаков была сформирована 55-я отдельная противолодочная вертолётная эскадрилья, вооружённая вертолётами Ми-14 и Ми-8, а на аэродроме Новонежино была сформирована 51 -я отдельная противолодочная вертолётная эскадрилья.
В 1986 г. 134-я гв. ОДРАЭ (бывший 271-й гв. ОДРАП) на аэродроме Пристань была расформирована. Её авиационная техника и личный состав были обращены на укомплектование 3-й АЭ 304-го гв. ОДРАП на аэродроме Хороль. В целях сохранения в составе ВВС ТОФ количества гвардейских частей, почётное наименование расформированной эскадрильи было передано 341-й ОМРАЭ, которая в этом же году была переформирована в 141-й гв. морской ракетоносный авиационный полк. Тогда же 169-й гв. САП вышел из состава 25-й МРАД и был подчинён непосредственно командующему ВВС ТОФ, именуясь теперь 169-м гв. ОСАП ВВС ТОФ.
Период 1986-1991 гг. можно назвать временем расцвета тихоокеанской авиации. Все лётные части имели наивысшую боевую готовность. Активно осваивались новые ТВД и регионы, в самых отдаленных уголках мирового океана неслась боевая служба экипажами самолётов и вертолётов ВВС ТОФ с авианесущих кораблей. На многочисленных учениях отрабатывались практические разведывательные и поисковые действия самолётов РзА и ПЛА, а также совместные с Дальней Авиацией удары по авианосным и ударным корабельным группировкам ВМС вероятного противника. Самолёты МРА выполняли сложные аэродромные манёвры и межтеатровые перелеты.

1991-1999 годы
В 1992 г. самолёты Як-38 были сняты с вооружения Морской Авиации, и, на замену им, в 311-й ОКШАП из состава ВВС были получены самолёты Су-25. В связи с этим, полк потерял статус корабельного и стал именоваться 311-м отдельным морским штурмовым авиационным полком. В этом же году были расформированы эскадрильи РЭБ в ракетоносных полках.
В 1993 г. началось обвальное сокращение Авиации ВМФ, в том числе, в ВВС ТОФ. Были расформированы управление 25-й МРАД на аэродроме Западные Кневичи, 362-я гв. ОСАЭ па аэродроме Камрань, 304-й гв. ОДРАП на аэродроме Хороль, 207-й ОКПЛВП на аэродроме Новонежино, 21-й авиационный пост на острове Симушир. Входящие в 25-ю МРАД 183-й МРАП на аэродроме Западные Кневичи и 141-й гв. МРАП на аэродроме Хороль были формально переформированы с 570-м и 568-м МРАП на аэродроме Каменный Ручей, но фактически, первые два полка полностью расформировали, и только небольшая часть личного состава продолжило службу на новом месте — аэродроме Монгохто. Вся авиационная техника этих полков была перегнана на аэродром Хороль, на базу хранения, с последующей разделкой на металлолом. Тогда же была сделана попытка сохранить в составе ВВС флота историческую 25-ю МРАД, для чего её наименование и награды были переданы в 143ю МРАД, однако это была уже агония, которая продлилась всего год, после чего и эту дивизию также расформировали.
В том же году было принято решение о снятии с вооружения самолётов с одной двигательной установкой. В связи с этим, 173-й ОМШАП, вооружённый самолётами Су-17м, базирующийся на аэродроме Пристань, был расформирован. На его основе была сформирована 136-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, вооружённая самолётами Су-24м и Су-24мр, с базированием на аэродроме Западные Кневичи.
В 1994 г., в связи с расформированием 25-й МРАД (бывшая 143-я МРАД), её полки (568-й гв. МРАП и 570-й МРАП) были переформированы в один 568-й гв. ОМРАП. Так из двух морских ракетоносных авиационных дивизий, имевшихся в составе ВВС флота с 1960 г., к середине 1990-х гг. не осталось ни одной, а из четырёх морских ракетоносных авиационных полков, входивших в их состав, уцелел только один.
К этому же году прекратили свою лётную карьеру самолёты Ту-16к, Ту-16р и Ту-95рц. Таким образом, ВВС флота лишились практически всех специализированных самолётов-разведчиков, за исключением двух Ан-12рр, сохранившихся в 593-м ОТАП.
Самолёты Су-24 136-й ОРАЭ так и не успели приступить к решению задач воздушной разведки в полном объёме, когда в 1995 г. и она была расформирована. Самолёты несколько лет простояли в базе хранения на аэродроме Хороль и, в конце концов, были переданы в 11-ю ОА ВВС и ПВО, а также в ВВС ЧФ. В этом же году прекратил существование и 311-й ОМШАП. Так закрылась вторая страница истории штурмовой авиации ВВС ТОФ.
В 1997 г. были списаны последние два разведчика — самолёты Ан- 12рр 593го ОТАП, а сам полк был переформирован в 71-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью, вооружённую самолётами Ту-134, Ан-12 и Ан-26.
В 1998 г., в результате очередных оргштатных мероприятий, командующий ВВС ТОФ и его заместители получили новое наименование своих должностей: командующий и заместители командующего Морской Авиации ТОФ (МА ТОФ). Управление ВВС ТОФ на штат управления МА ТОФ тогда переведено не было, однако в служебной переписке до 2002 г. оно именовалось «Морская Авиация ТОФ». В том же году из состава ВВС ТОФ был исключён 317-й ОСАП, вошедший в состав вновь формируемой авиационной группировки Войск и Сил на северо-востоке Российской Федерации.
В мае 1998 г. 710-й ОКПЛВП на аэродроме Новонежино и 289-й ОПЛАП на аэродроме Николаевка были переформированы в новый 289-й ОПЛАП на аэродроме Николаевка, в штаты которого была введена вертолётная эскадрилья, вооружённая Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ка-29, Ми-8.

2000-е годы
В июне 2002 г. в ВВС ТОФ произошли очередные оргштатные преобразования: 568-й гв. ОМРАП, 310-й ОПЛАП и 267-я ОТЭЧ были переформированы в 568-й гв. отдельный смешанный авиационный полк.
С ноября 2002 г. ВВС ТОФ, уже во второй раз в своей истории, стали именоваться ВВС и ПВО ТОФ. Одновременно с этим должность командующего ВВС ТОФ была переименована в начальника ВВС и ПВО ТОФ, хотя при этом частей ПВО в состав авиации флота (по образу и подобию Балтики и Камчатки) передано не было.
Период 2002-2008 гг. в истории ВВС и ПВО ТОФ отмечен, в основном, стремлением командования сохранить боеготовый лётный состав и минимально-допустимое (согласно руководящим документам) количество исправной авиационной техники. В эти же годы возродилась боевая служба вертолётчиков с авианесущих кораблей при выполнении дальних походов и визитов в порты иностранных государств. Потихоньку начала наращиваться интенсивность вылетов на воздушную разведку, в том числе и в дальнюю океанскую зону. Стали проводиться стратегические командно-штабные учения «Восток», на которые привлекалась Морская Авиация. Но назвать это возрождением былой мощи ВВС ТОФ ни в коей мере нельзя...
В октябре 2008 г. состоялась коллегия МО РФ, на которой решались вопросы «дальнейшего реформирования Вооружённых Сил». В рамках этого процесса, была предусмотрена в течение 2009 г., кроме общего сокращения ВВС и ПВО ТОФ от 35 до 60%, передача ракетоносных эскадрилий 568-го гв. ОСАП в состав ВВС и ПВО РФ. Остающиеся лётные части и части обеспечения подлежали переформированию в авиационные базы.
С 1 июня 2009 г., на основании директивы ГШ ВС РФ N"314/5/002 от 22.03.2009г., управление военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ТОФ было расформировано. Этой же директивой было сформировано новое управление морской авиации Тихоокеанского флота (с июня 2010 г. — структурное подразделение управления ТОФ, не имеющее статуса оперативного объединения флота). До конца этого года авиационные части, вместе с частями обеспечения, были переформированы в четыре авиационные базы:
— 7059-я АвБ — гарнизон Кневичи;
— 7060-я АвБ — гарнизон Елизово;
— 7061-я АвБ — гарнизон Каменный Ручей;
— 7062-я АвБ — гарнизон Николаевка.
Однако и этим не завершились реформы МА ТОФ. Уже в январе 2010 г. 7059-я АвБ была расформирована, а её структуры, вместе с бывшей 76-й авиационной комендатурой на аэродроме Хороль, вошли в состав 7062-й АвБ, без изменения места дислокации. Кроме того эскадрильи МРА на аэродроме Монгохто не были переданы командованию Дальней Авиации на аэродром Белая, а остались в составе 7061-й гв. АвБ. Кроме того, 865-й ИАП на аэродроме Елизово также не был передан ВВС и ПВО РФ, а остался в составе 7060-й АвБ.
После 2011 года в составе МА ТОФ имелась одна авиабаза — 7062-я АвБ (в/ч62250) с дислокацией на аэродромах Николаевка (управление АвБ), Кневичи и Каменный Ручей, а также 7060-я АвБ в составе Камчатской группировки войск и сил на Северо-Востоке. В дальнейшем от авиабаз откажутся и перейдут к прежней системе полков и отдельных эскадрилий.

В заключение, позвольте напомнить о тех, кто командовал Авиацией ТОФ в различные годы:
В.Н. Лопатин пом. командующего ОДВА по авиации (апрель 1932 г. — апрель 1933 г., репрессирован в 1938 г.),
А.Г. Добролеж старший авиационный начальник (февраль 1932 г. — апрель 1933 г., репрессирован в 1938 г.),
Л.И. Никифоров (апрель 1933 г. — январь 1937 г., репрессирован),
С.Ф. Жаворонков (январь 1938 г. — май 1939 г.),
П.Н. Лемешко (май 1939 г. — ноябрь 1944 г. и январь 1945 г.—февраль 1946 г.),
ГСС И.Г. Романенко (ноябрь 1944 г. — январь 1945 г., ВрИД),
ГСС Е.Н. Преображенский (февраль 1946 г. — май 1947 г., командующий ВВС ТОФ, май 1947 г. — февраль 1950 г., командующий ВВС 5-го ВМФ),
ГСС В.П. Канарёв (февраль 1950 г. — июнь 1953 г., командующий ВВС 5-го ВМФ, июнь 1953 г. — май 1955 г., командующий ВВС ТОФ),
Н.С. Житинский (май 1955 г. — 1960 г.),
А.Н. Томашевский (1960-1970 гг.),
А.И. Павловский (1970-1976 гг.),
И.А. Портянченко (1976-1980 гг.),
Г.В. Павлов (1980-1981 гг.),
Ю.С. Гудков (1981-1987 гг.),
В.В. Акпорисов (1987-1992 гг.),
В.И. Бумагин (1992-1998 гг.),
А.В. Тихомиров (1998-2001 гг.),
Ю.Д. Антипов (2001-2003 гг.),
ГРФ И.И. Бохонко (апрель 2003 г. — декабрь 2006 г.),
А.И. Сердюк (январь 2007 г. — январь 2008 г., ВрИД),
А.Г. Нуретдинов (январь 2008 г. — январь 2010 г.),
П.А. Киселёв (январь 2010 г. – 2012 г.),
С.Г. Рассказов (2013 – 2017 гг.),
Д.В. Карпов (2017 – 2019 гг.),
А.Р. Костерин (2019 – 2021 гг.),
О.В. Романенко (2022 – нв).


Рецензии