СопЛяля
сказка про случайное полезное знакомство
Потерялась небольшая такая-сякая Сопля незнамо как – то ли заснула, то ли крепко задумалась и выпала из родного Ноздревого Отверстия прямо на душистый куст смородиновый.
Повисла на веточке и никак спуститься не может – очень у неё натуральность прилипчивая, уж если прицепится к чему-нибудь, так и будет висеть до полного изнеможения.
Висит, слегка покачивается, разглядывает ягоды смородины переспелые и думает про свою жизнь мысли всякие.
«Вот ягодки висят красивые – они ведь кому-то нужные? Ведь не зря же Кусток народил их в таком количестве? Висят теперь, кого-то дожидаются.
А я вот для чего живу? Для чего меня мамаша моя Носоглотка Лужёная народила-выпестовала, для какой такой миссии?».
И захотелось вдруг этой Сопельке тонкошеей постичь все тайны мира насущного, узнать откуда столько звёзд на небесах получилось и почему один рождается с крыльями, а другой только ползать что и умеет, да шипеть на всех с угрозами?
Сопля и сама удивилась таким своим нежданным хотениям – наверное, это оттого получается, что долго около башковитого Головного Мозга обитала и нахваталась у него знания всякого – вот так прямо и подумала, без Бэ, что называется...
Пока Соплюшка свои мысли думала, ягодки смородиновы дождались-таки своей участи жизненной – налетела стайка клестов-еловиков, стали они кричать, толкаться – все ветки раздербанили и создали качку-вибрацию опасную.
В сутолоке никто и не заметил, как брякнулась Соплюшка оземь, конкретно так, прямо теменной косточкой о корневище треснулась. И потеряла своё сознание.
А тем временем стайка клестов-кочевников подъела всё начисто, ни одной ягодки на кусте не оставила, даже подпорченной, и с шумом полетела дальше на поиски нового кустика ягодного.
И остались после такого нашествия только ветки качающиеся, да сопливое тело неподвижное.
Тут ненароком вляпался в бессознательную Соплю чёрненький Муравейчик вертлявый, совершенный ссякушка и захныкал: "Ой, отпустите меня тётенька, скоро муравейник закроют, а я тут увяз по уши в вашей субстанции и никак лапки не могу вытащить».
Примечание – "Ссякуша или ссакуша в псковском и тверском диалектах – это маленький муравей".
И от этих криков пронзительных кое-как Сопля очухалась, протёрла глаза и не поймёт никак – чего это на ней Муравейка вертится?
И орёт при этом дурным голосом, будто его мучают изощрённым способом.
Цыкнула Соплюшка и говорит: "Цыц! Чего орёшь-то как полоумный? Ишь, нюни-то как распустил свои бесстыдные".
А потом сжалилась немножко и добавила: "Вот немножко очухаюсь и отнесу тебя к домушке твоей, потерпи чуток, не вой как резаный".
Примолк Муравейка на слова такие исключительно добрые и даже заснул как маленький на тёплой груди у маменьки, даже носиком сопливым швыркает .
Примечание — Нюни — губы.
Примечание — Швыркать - шмыгать носом.
А у самой Сопли встать никак не получается: никакой опоры для вставания – ни палки какой подходящей, ни столбика, собачками описанного, лежит и по земле лапками шкрябает, а потом устала и просто так отлёживается.
Тут Муравей проснулся и опять заныл громким голосом: «Ой, люди добрые, у маменьки моей аритмия случилась и болезни зрения, никак не можем дойти до Аптеки лекарственной, помогите люди добрые в нашей беде нешуточной!».
Сжалились Люди Добрые, подхватили Соплю с Муравейкой и доставили прямиком в Аптеку к окошку рецептурному для получения нужного снадобья.
А в Аптеке ей сразу же советуют: «Вы, гражданка с дитёнком чёрненьким, извольте встать в общую очередь, а то, ежели каждая с дитёнком будет переться здесь без очереди – получится форменное безобразие».
Тут сикушек Муравейчик сообразительный дотунькался – заверещал пронзительным тонким голосом: «Ой-ёй-ёй, маменька, счас обсикаюсь от нетерпения мочевого сдерживания!».
Примечание — Дотункать (прост., диал.) - додуматься.
Закряхтела Общая Очередь и расступилась перед парочкой от такого аргумента опасного.
Выписали Сопле микстурку с коллодием для общего укрепления позвоночника. И ещё советуют настоятельно уделить особое внимание фитнесс-укреплению мышечной полости для увеличения цикла жизненного.
И тогда решила Сопля фитнесом заняться для поддержания жизненного потенциалу и растяжки максимальной. Ну и вообще, как говорится, для увеличения цикла жизненного.
А в Фитнесе ей Качки разные сразу же оскорбления говорят неприкрытые – мол, сопля совсем, а туда же, качаться вздумала.
"А вот и буду качаться всем на зависть и удивление – удумала Сопля, – стану самой, что ни на есть, рекордсменкой гинессовой! А вам всем стыд неприкрытый получится. То-то потом будете завидовать!"
И ещё добавила на потеху обидчикам: "И все свои достижения обязательно на Ютубе буду показывать для привлечения фанатов и поклонников, а они мне за это денег насыпят немеряно, вот так вам – выкусите!".
А Муравейка и говорит ей тихим шёпотом: «А можно, тётенька, я вас буду теперь СопЛяля назвать – будто вы моя маманя с таким вот именем».
Подумала Соплюшка и согласилась на такое обращение – очень даже весёлое и доброе по звучанию.
И в ответ придумала называть Муравьишку «кукуликом» – тоже очень по-доброму, по-домашнему.
Примечание — Кукулик (прост., диал.) - ласковое обращение к сынку-малышу.
Стала она в Фитнесе усердно качаться по-всякому, в основном, из стороны в сторону, да и оголодала изрядно от повышенной интенсивности движений.
Хорошо ещё, что невдалеке Мужик репу окучивал обычной такой совковой лопатою.
Пригляделась СопЛяля внимательно, а Мужичок-то свою репу окучивает совершенно неправильно – не учитывает особенности местного рельефа и плотности прослойки почвенной.
Подошла, покашляла для деликатности и рассказала ему про особенности-нюансы земледелия на глинозёмной чересполосице.
И научила правильному репкоокучиванию – не размашисто, а именно углубленно, по рецептам самого Шварценеггера...
Долго потом Мужик смотрел вслед Сопле и всё кланялся, кланялся…
Побрела дальше СопЛяля со своим кукуликом Муравейчиком в поисках общежития муравьиного, а уже ночь надвигается звёздная и разбойники всякие по окрестностям шастают, шишляют безостановочно.
Примечание — Шишлять – выискивать, высматривать.
И, конечно же, эти душегубы-гопники сразу заприметили беззащитную гражданку с грудной обузою на фоне алого заката вечернего.
Самый Мелкий «зазывала» ухобака -гопник подходит такой походкой развязной и говорит наглым голосом: "А есть ли у вас, мадам с ребёночком, что закурить, типа "Marlboro"? Или вы тут за здоровый образ жизненный агитируете? А чего это ваш малютка исключительно чёрного колеру?".
Примечание — Ухобака – хулиган.
И оглядывается на своих дружков, да ещё и подмигивает – мол, смотрите, братки, как я ловко жаргоном разговариваю.
Ну, остальные душегубы, как водится, на такое рассмеялись весело, да ещё стали ёрничать, паясничать, зубоскалить-изгиляться и отпускать свои плоские шуточки.
Тут СопЛяля раскачалась как следует и ербалызнула-перешибла Мелкого надвое, а Мурашик ещё и в глаза ему успел сикануть 2-3 раза струйкой едкою.
Примечание — Ербалызнуть – ударить.
Повалился Ухобака-гопник как подкошенный, перешибленный одним Лоу-киком надвое, а остальные душегубы мерзкие сразу же разбежались по буеракам прятаться.
Нашла СопЛяля куст сирени раскидистый и решила переночевать – села под кусток пареной репой отужинать, что Мужик подарил в знак благодарности за полученные советы-знания.
Подкрепилась, значит, Сопля репой пареной и Муравью-кукулику выдала его заслуженную порцию – за его помощь в минуты трудные и вообще за дружескую компанию.
Муравейка съел репку и заснул сразу же, а Соплюшка прилегла на муравку мягкую, лапки за голову закинула и на звёзды далёкие любуется – размышляет о величии беспредельной Галактики.
Лежит на травке-муравке со спящим Муравекой подмышкою и думает мысли-вопросы разные: а звёздочки в небе зачем светятся, а какого цвета сопли негритянские – неужели чёрные, как сковородка чугунная?
И про опасных гопников немного подумала, да про свои перспективы неясные.
И про удивительные всякие слова ещё подумала, какие у Мозга Башковитого слышала, особенно ей одно слово всегда нравилось – называется «осциллограф», очень красивое.
Вот был бы у неё сынок вертлявый непослушник маленький – обязательно назвала бы его Осциллографом, так и заснула с мыслями такими удачными.
А Муравейка-кукулик писаный лежит у неё подмышкою и тихонько посапывает, как младенец в тепле у мамочки.
Утречком встали они с Муравьишкой, отряхнулись ото сна, докушали репку свою пареную и пошли дальше искать домушку муравьиную.
А навстречу им паренёк с вихрушками идёт-торопится.
Подошёл поближе и спрашивает: «А как пройти в Библиотеку районную для прочтения трудов Гегеля, сударыня?».
Ой-ёй-ёй, а Сопля-то и не знает вовсе, где такая Библиотека и что в ней делают – покраснела вся и смущается, а Муравейка отвечает юноше голосом писклявым исподмышечным: «Идите, юноша по улице Ломоносова до поворота на Менделеева, а там будет площадь Гоголя и на ней как раз Библиотека расположена».
Обрадовался парень и побежал в довольном состоянии, а Сопля пытает у Муравчика: «А вот ты, мелкий такой, откуда знаешь сведения про расположение Библиотеки районного значения?».
– А мы туда как-то ходили на экскурсию всем своим общежитием-Муравейником – посмотреть на интерьер в целях расположения своего нового обитания в среде покоя и культурного наследия.
– Ну и что там такое получилося?
– А-а-а, как-то не понравилось – совсем тихо и чистоту наводят каждый день, потому что везде пыль книжная валяется. И тлей никаких нигде не ползает, не говоря уж про червячков и прочее кушанье.
– Ну, а что же там такое ещё имеется интересное, что туда ходят читать Гегеля?
– Ну-у-у-у, там не только Гегеля – там и Маркса, и Либкнехта труды находятся, и классиков всякого направления…
– Смотри ты, какой знаток со мной тут обитается, а с первого взгляда и не скажешь, подумаешь – экое мелкое ничтожество.
И поправила Муравейку на своей груди, чтоб ему ловчее жилось без давления подмышечного.
Но сама задумалась про перспективы свои дальнейшие, про ценность получения научного знания и про пользу культурного уровня.
А то подойдёт какой-нибудь парнишка симпатичный, да и спросит про музыкальное наследие Шнитке композитора или актуальные романы Генри Миллера, а ты – ни бэ, ни мэ, ни кукареку...
Вот и решила Соплюшка в Библиотеку поступить – почитать всяко-разного для поднятия общего культурного уровня.
Пришла в районную Библиотеку общедоступную, а её там и спрашивают: «А покажите ваши паспортные данные».
– А зачем это вам, девушка?
Библиотекарша очки на носу поправила и фальцетом наглым отвечает:
– А это на случай, если вы вздумаете книжечку спереть библиотечную, или картинку интересную вместе со страничкой из журнальчика вырвете.
Паспорт, конечно, Сопля никакой не показала, а прихерилася одиночной мамочкой, показала сонного Муравейчика и рассказала жуткую историю, что приходится вот с сынком метисовым везде бродяжничать, потому что папаша его, негр по национальности, бросил их и убежал к себе в Африку, да ещё и её паспорт унёс с собой по нелепой случайности.
Так что, вот такая тяжкая им участь выпала, вы уж не взыщите, ежели чего, милочка…
Примечание — Прихериться — прикинуться, притвориться. Толковый словарь Даля, 1863-1866.
Выслушала всё это Библиотекарша крайне недоверчиво, скривила губы свои крашены в ухмылке язвительной, но сжалилась над такой несчастной одиночкой-матерью и разрешила посещение без паспорта.
И сидит СопЛяля с Муравьишкой в этой Библиотеке с утра до позднего вечера и читает, читает всё подряд: про колхозников, философов древнегреческих, научные всякие открытия и учебники по геодезии.
«И зачем ей столько знаниев, – думает Библиотекарша, – сама-то сопля-соплёй совершенно никчемная, а туда же – словарь Брокгауза и Эфрона требует!».
И просигналила, на всякий случай, в Органы Внешние, а ещё, заодно, и Внутренние, о подозрительном поведении читательницы с младенцем метисовым.
Заинтересовались Органы непонятной такой мотивацией у обычной местной жительницы и решили-таки проверить её на предмет лояльности.
Подошли неслышно Органы в мягких тапочках из чистого кавказского войлока. Сзади. И интересуются вопросами: "А что вы тут читаете, гражданочка? А с какой целью вы это делаете? А зачем младенчика с собой таскаете?"
А сами норовят книжку сфотографировать как-нибудь незаметно, чтобы их не заподозрили, что они из органов.
– Да вот, хочу повысить свой IQ (айкью) уровень и на уме у нас одно лишь хорошее – все мысли о процветании Родины и улучшение производительности в аграрном секторе, поэтому читаю я книжку очень нужную «Основы энтомологии». А сынок мой метисовый очень нужОн для помощи – странички переворачивает, а сама я делать это не в состоянии, по причине повышенного прилипания.
Вот так ловко СопЛяля оттарабанила свой ответ для лукавых Органов в мягких тапочках.
Выслушали всё это Органы внимательно и тупо уставились на книжку «Основы энтомологии», и лишь изредка усиками вздрагивают – сразу видно, как идёт у них процесс осознания.
Ну, так принято почти во всех странах у Органов – пережёвывать всё до мельчайших самых мелких подробностей, чтобы не пропустить чего-то важного.
А тем временем СопЛяля дочитала трактат про жучков и бабочек, сдала книжку стукачке Библиотекарке и даже «Au revoir» сказала ей на прощание.
Кстати, муравьиное общежитие – попросту «Муравейник Под Липами», оказался совсем рядышком, в конце аллеи липовой, в самом большом пеньке расположенный.
Поначалу все муравьи ощетинились на такую гостью незваную, приготовились уже кислотой её зассыкать сверху донизу, но Муравейка заверещал пронзительно и остановил это недружелюбие – объяснил сородичам, какую роль добрую сыграла СопЛяля в его спасении.
А Сопля с просьбой к жителям муравейным обращается:
– Вот, граждане муравьиные, помогите с такой проблемкою – вляпался ваш малышок-кукулик писаный в мою субстанцию и никак лапки свои теперь не вытащит, так и сидит во мне, будто муха в янтаре запечатана.
Подошли здоровенные силачи муравьиные, стали пробовать вытащить мальца из субстанции, а никак не получается – орёт Муравьишка от боли, как резаный, а не вытаскивается.
Плюнули силачи и пошли по своим делам.
Мудрая старушка муравейная СопЛяле посоветовала: "Потерпи, сердешная, как-нибудь со временем само всё устаканится".
А на истошные вопли детские выглянула из окошка Царица-мамаша муравьиная и грозно так спрашивает СопЛялю: "Вы кто такая будете, гражданочка? И пошто в нашем обществе с утра такой ор устроили?".
Объяснила СопЛяля всю ситуацию про проблему вляпанного Муравейчика, про себя тоже вкратце поведала: биографию, цели свои жизненные, степень образованности и знаний, полученных в процессе чтения в районной Библиотеке общедоступного значения.
Тут все муравейчики стали в лапки хлопать и пищать от восхищения, а Царица-мамаша толстая ласковым голосом попросила СопЛялю стать у них для детворы муравьиной наставницей, научить дошколят уму-разуму.
Так и стала СопЛяля у деток муравьиных учителем – обучает всевозможным знаниям с утра до вечера: пишут контрольные по химии и сочинения на темы свободные, а после уроков рассказывает детворе всякие сказки мудрые или что-нибудь из Жюля Верна сочинения.
И всегда в конце уроков говорит ученикам «Au revoir, кукулики» или "Goodbye, мои кукулики" на прощание.
Любят её в общежитии «Под Липами» все до невозможности – за очень редкие качества настоящие, за доброту и за заботу о подрастающем поколении.
Вот так и открыла СопЛяля цель своей жизненной миссии, поняла весь смысл своего рождения – принести хоть маленькую радость кому-либо от своих природных способностей, а взамен получить любовь и уважение.
А с Муравейком-ссыкушиком и правда, всё устаканилось – подрос маненько, укрепил своё телосложение и сам, со временем, выскочил на волю безо всякой посторонней помощи.
Познакомился с хорошей мурвьиной девушкой, создал ячейку семейную и работает по линии снабжения.
Экспедитором, что ли, или ещё как-то по-другому называется.
Объяснения всякие:
Ссякуша или ссакуша в псковском и тверском диалектах – это маленький муравей.
Нюни — губы.
Швыркать - шмыгать носом.
Дотункать (прост., диал.) - додуматься.
Кукулик (прост., диал.) - ласковое обращение к сынку-малышу.
Шишлять – выискивать, высматривать.
Ухобака – хулиган.
Ербалызнуть – ударить.
Прихериться — прикинуться, притвориться. Толковый словарь Даля, 1863-1866.
Свидетельство о публикации №225051600762