Черёмухин Алексей Михайлович. Конструктор вертолёт

          Алексей Михайлович Черёмухин - военный лётчик Первой мировой войны, выдающийся инженер, конструктор и строитель аэродинамических труб ЦАГИ, создатель и испытатель первого успешно летавшего отечественного вертолёта, заместитель А.Н.Туполева в области прочности, организатор и заведующий кафедрой строительной механики самолётов в МАИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, лауреат многих государственных премий.

     Родился Алексей Михайлович 18 мая 1895 года в семье учителей. Отец - учитель математики и инспектор училища Большого и Малого театров в Москве, мать - преподаватель иностранных языков.

     В 1914 году Алексей с золотой медалью закончил 5-ю Московскую классическую гимназию и поступил в Петербургский политехнический институт. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. "Охотником" или добровольцем попал в авиаотряд вольноопределяющимся и стал став "шофёром и механиком при самолётах". В 1915 году переведён в школу лётчиков Московского общества воздухоплавания на "Теоретические курсы авиации" Н.Е.Жуковского, сдав в 1916 году экзамен на лётчика, произведён в прапорщики и направлен в действующую армию лётчиком- истребителем.

     В 1916-1917 годах "...С необыкновенным хладнокровием и неустрашимостью выполняет трудные боевые задачи" (из характеристики командира), за два года 140 боевых вылетов, награждён шестью русскими орденами и одним французским. В 1917-1918 годах, проработав инструктором в Качинской авиашколе в Севастополе, вернулся в Москву и продолжил обучение в МВТУ. Ещё в период учёбы у Н.Е.Жуковского его назначили старшим вычислителем ЦАГИ. После окончания МВТУ вы олняет в ЦАГИ конструкторские и научные работы, производит анализ только произведённого триплана "Комта", доводит аэроплан до успешного полёта и участвует в конструировании АК-1 - пассажирского самолёта А.Александрова и  В.Калинина.

     В это время С.А.Чаплыгин (основатель современной аэромеханики и аэродинамики) поручает Черёмухину разработку и строительство первой аэродинамической трубы Т-1. Чаплыгин вскоре отметил:"...с каким талантом, энергией и добросовестностью проведена постройка большой трубы". А спустя полвека наш известный современник Д.В.Халезов (офицер, писатель)писал: "Сейчас можно поражаться насколько она была остроумно, необычайно превосходно построена". Это была одна из первых разработок ЦАГИ, подчинённая новым архитектурным правилам.

     Молодые архитекторы, в 1925-1926 годах, закончившие архитектурный факультет МВТУ под руководством известного "конструктивиста" России А.В.кузнецова, поклонника Ле Корбюзье, спроектировали  и построили "авангардистский" городок на углу улиц Немецкой (Баумана) и Вознесенской (Радио). Прежний ЦАГИ и в современной Москве и сегодня  весьма смотрится изящно и современно. В помещении аэродинамических труб гармонично вписался проект Алексея Михайловича, поддержанный профессором А.В.Кузнецовым. Стандартное сечение трубы и деревянных решётчатых круговых шпангоутов, легко формировало канал трубы и жёстко поддерживало его профиль.

     В начале 1930 годов Черёмухин разработал, построил и испытал первый советский вертолёт. Это самая значительная и новаторская работа конструктора. Но решением К.Ворошилова завуалировали,"засекретили" мировой рекорд высоты - 605 м,, достигнутый на вертолёте ЦАГИ1-ЭА, пилотируемый Черёмухиным. В 1932 году, снижаясь на геликоптере с поломанной лопастью винта, он сумел благополучно совершить посадку. А в это время в мире только начинали строить вертолёты, и высота их подъёма не превышала 20 м. До середины 1930 годов, руководя в ЦАГИ созданием автожиров и вертолётов. Черёмухин испытал новый вертолёт 5-ЭА, выполнив на нём 26 подъёмов и, кроме него на машине никто не летал. Следует отметить, что подход к лётным испытаниям продуман Черёмухиным и почти не претерпел изменений в наши дни. В частности, разработана методика снятия тяговых характеристик несущего винта и способ испытания вертолёта на привязи.

     В 1030 году Алексею Михайловичу в связи 15-летием ЦАГИ вручён орден Красной Звезды "За исключительные заслуги по конструкции и лётным испытаниям винтокрылых аппаратов ЦАГИ". С 1932-1934 годы, являясь одним из организаторов МИА, профессор Черёмухин руководил кафедрой "Строительная механика и расчёт самолёта на прочность", опубликовал множество научных фундаментальных работ, написал для студентов учебники. В 1937 году Алексей Михайлович Черёмухин получил звание доктора технических наук.

     С учениками вузов прошло полжизни новатора-педагога, принявшего на себя методику обучения студентов и инженеров в КБ с помощью наглядных физических моделей почти для всех классических задач строительной механики и прочности. Сотни действующих моделей сделаны студентами совместно с их выдающимся педагогом.

     В 1938 году Черёмухина неожиданно арестовали. Дальше были Бутырская тюрьма, ЦКБ-29 НКВД и работа над самолётом Пе-2 вместе с Петляковым, Мясищевым и Томашевичем, а с Туполевым - над Ту-2. Оптимист Черёмухин даже в заключении выделялся как уникальный юморист (карикатурист). Альбом тюремных зарисовок недавно обнаружен в архиве учёного.

     До 1958 года Черёмухин руководил проектированием всех силовых конструкций самолётов Туполева, был его заместителем. туполев писал о нём:"Черёмухин руководил у нас отделом прочности, но на самом деле он ведал тем, как правильно скомпоновать конструкцию, чтобы она была прочной". Под его непосредственным талантливым ведением родились туполевские шедевры строительной техники: Ту-2, Ту-16, Ту-95, Ту-22. Ту-104, Ту-114 и др.

     Новые самолёты - это новые задачи  весомой оптимизации и прочности. После войны Алексей Михайлович получает сложное здание - проектирование Ту-4 - аналога "летающей крепости" В-29. С чего начать, ели в стране нет нужных металлургических сплавов, отсутствовала механизированная технология изготовления соединений и узлов, не применялась точная сборка срезных болтов по легкопрессовой посадке и много другое?

     Черёмухин провёл испытания панелей, вырезанных из американского В-29 и вскоре убедился, что нормы прочности в СССР завышены по сравнению с американскими для подобных тяжёлых машин. Союзников в ЦАГИ на изменение горм прочности не нашлось. Результаты первых полётов оказались положительные, и вскоре "нормы Ч.", а фактически американские, вошли в жизнь явочным порядком.

     Алексей Михайлович впервые поставил задачу динамических расчётов упругого крыла в нашем КБ, первые ЭВМ для решения дифференциальных систем высоких порядков появились благодаря его инициативе. В 1948 году начались работы по стреловидным крыльям для тяжёлых самолётов. Черёмухин изучил на простейших моделях механику корневой части крыла, переходя постепенно полунатурные металлические модели, постепенно озадачивая "теоретиков" вариантами скошенных нервюр, высотой кессона, углом стреловидности. Прошло много этапов опытных самолётов. Наконец, в 1952 году родился известный шедевр - бомбардировщик Ту-16.

     Одной из решённых Черёмухиным проблем, вскоре трансформировавшийся стиль проектирования пассажирских самолётов, стало обеспечение долговечности требуемого ресурса фюзеляжа с избыточным пульсирующим давлением. Никто не верил теоретическим расчётам долговечности, и Черёмухин испытывает первый планер Ту-104 в гидробассейне ЦАГИ. Одновременно большая серия образцов на самодельных пульсирующих стендах и "чечевичных панелях". Черёмухин предложил методику доведения уже созданных конструкций до заданного ресурса. В процессе эксплуатации или планового текущего ремонта, выполнялись доработки "под долговечность" по указаниям Черёмухина.

     За эксплуатируемыми конструкциями самолётов внимательно следят инженеры уже не один десяток лет, используя "экономичную теорию" Черёмухина. Аналогичные проблемы были при отслеживания ресурса Ту-114, где систематическими испытаниями вариантов стыков фюзеляжа решали возникавшие задачи на недорогих образцах.

     Со времён Алексея Михайловича Черёмухина, благодаря его кропотливому тяжёлому пути и труду его учеников, вошла в практику отечественной авиации экспериментальная проверка новой конструкции на опытных и, так называемых зачётных образцах и панелях. Алексей Михайлович, отдавая время расчётно-конструкторской работе, не мене творчески относился к преподаванию, которым он занимался всю жизнь. Нельзя сказать, чтобы он не любил формализованных расчётов, но пока он не разберётся в физической сущности деформирования конструкции, расчёт у него не рождался. Сотни физических моделей из подсобных материалов: картона, бумаги, дерева, алюминиевых трубок сделаны им лично. Некоторые из более чем пятидесяти остроумных механических моделей строительной механики хранятся в МАИ и музее Н.Е.Жуковского.

     ВСё это за каких-то сорок творческих лет! Счастливая жизнь была спрессована во времени самим человеком.

          Источник: topwar.ru.  Военное обозрение. История. Лётчик, конструктор, учёный. А.М.Черёмухин. 11 апреля 2015г.

          Награды и звания:
          три ордена Ленина,
          два ордена Трудового Красного Знамени,
          орден Красной Звезды,
          медали,
          Ленинская премия (1957) - за создание скоростного реактивного самолёта
          Ту-104,
          Сталинская премия 1-й степени (1951)
          Сталинская премия 1-й степени (1952) - за работу в области
          самолётостроения,
          заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947),
          доктор технических наук (1937), профессор (1934).

      Реабилитирован в 1955 году. Умер 19 августа 1958 года в Паланге.
      Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

          Источник: Википедия.


Рецензии
Статья интересна, как эскиз страницы истории авиации России. Вместе с тем брать за основу текст Википедии не следует.
Ключевое направление работ Алексея Михайловича Черёмухина:
"Строительная механика и расчёт самолёта на прочность" и это направление понимается в целом, а иначе получается путаница: авиационнй термин "прочность", как необходимый стандарт проектирования и постройки летательных аппаратов и понятий из областей строительства и архитектуры построек.
А забывать нельзя

Валерий Каменев   16.05.2025 13:52     Заявить о нарушении