Бронислава Волкова. Завтра я прилягу...

ИСКУССТВО ИНТЕГРАЛЬНОГО СТИХА

(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы, других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Бронислава ВОЛКОВА


ЗАВТРА Я ПРИЛЯГУ

Завтра я прилягу
в извивы твоего дыхания,
вдохну твой день.
В местах, где отвесный крик птиц
состязается с тишиной,
мы пройдём огнеопасной ночью
прямодушно.
Завтра я проснусь на дне твоей ладони.



ЛУЧИ ЛУНЫ

Лучи луны танцуют свой ритуал,
окно настежь —
и сердце прыгает на одной ноге.
Подставляет свой горшочек.
Дома колышутся в сети воздуха
и сожалеют о своих проступках — о закрытых дверях.
Дуют в ладони сна.
Можно расслышать, как растёт трава.



ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Ну и хорошо.
В мире, который я вам теперь опишу,
все возможно
и нет никаких границ
Одна только неизбежность осталась.
Люди в нём смертны
и, может, они происходят от птиц
и поэтому не должны ни птиц убивать,
ни держать их в тюрьме,
так как кровь птиц
течёт в их собственных жилах.
Даже супермен может быть пристыжён,
несмотря на свою грубую физическую силу,
или силу слов, которые могут
предотвратить или угрожать
судьбе.
Однако беспричинно
герои в этом безграничном мире
нарушают им данный закон,
и поэтому должны умереть.
Только кровь птиц…



БЕСЦВЕТНЫЕ СИЛУЭТЫ

Бесцветные силуэты
блестят на сером фоне города.
Траву сжёг мороз,
и воздух перекатывает лениво
свои монотонные вариации между холмиками…
Куда уходит мир,
когда наполнится судьбой,
и кто ещё разводит огоньки
в весеннем ненастье?
Дома окаменели
и закрыли свои окна,
и только молодые сосны
нежны, если к ним прикоснуться.



ОТВЕСНЫЕ СТРУИ

Отвесные струи
ныряют в землю с подкупающей решимостью.
Это ливень вдавливает в свой кулак
волны слёз, которые падают к нам с неба просто так.
Где дождя сплошные полосы,
я без дома и без голоса —
беспомощно вглядываюсь, ищу тебя.
И в напрасной борьбе
с твоим неотвратимым небытием
я прихожу за причастием — освящением
тела и крови.
За прикосновением прихожу, которое дарит
страстный поединок воды и земли.


Из книги:
Волкова Бронислава.
Встретимся в стихотворении / Бронислава Волкова. — [б. м.] :
Издательские решения, 2024. — 112 с.
ISBN 978-5-0064-7807-7

страницы 10, 12, 50, 73, 78.

Бронислава Волкова, авторский перевод с чешского, 2024.
Редактор русского перевода Александр Карпенко.
Редактор книги Ирина Силецкая.

=
ВОЛКОВА Бронислава
Поэт, переводчик, прозаик. Пишет на чешском и английском языках. Автор многих поэтических сборников (в т.ч. двуязычных), книг по семиотике языка и литературы, обширной антологии переводов чешских поэтов на английский язык. Стихи Б.Волковой переведены на французский, испанский, немецкий, польский, болгарский, украинский, словацкий, румынский и русский языки. Кроме поэзии и науки занимается искусством коллажа, ручным изготовлением книг. Заслуженный профессор Индианского университета, г. Блумингтон, где тридцать лет работала директором Чешской программы. Лауреат нескольких международных премий за поэтическое творчество. Печаталась в целом ряде русскоязычных журналов в России, Чехии, Латвии, Бельгии и США.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Волкова Бронислава, стихи, 2024.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2025.


Рецензии