Человек в Сталинграде

Даже зрительно я помню издание повести Виктора Некрасова (1911-1987) "В окопах Сталинграда" (1946), которая была в нашей домашней библиотеке. И однако я никогда не прочитала в ней ни строчки.

Впервые повесть была издана в журнале "Знамя", а затем большими тиражами отдельной книгой. Не изменив ни слова в тексте, Виктор Некрасов в 1947 году получил за неё Сталинскую премию II степени.

Только этой весной, после того, как в прошлом году одолела "Горячий снег" (1970) Юрия Бондарева и "Солдатами не рождаются" (1964) Константина Симонова, потянуло меня узнать "окопную правду" Виктора Некрасова.

Несколько дней назад открыла новое издание сочинений писателя. Если не лукавить, я совершенно не была уверена, что морально осилю это произведение в мае 2025 года - в дни празднования 80-летия Великой Победы. Именно сейчас так обостряются все чувства, так близки каждый день слёзы по нашим павшим в Великой Отечественной (1941-1945) и погибшим и погибающим в сегодняшней войне на Украине, которую почему-то упорно продолжают называть Специальной военной операцией - СВО, идущей уже третий год.

Но повесть Виктора Некрасова поразила меня и не отпустила до самого конца.

Если сравнивать все три произведения о Сталинградской битве (Ю. Бондарева, К. Симонова и В. Некрасова), самой светлой, самой оптимистичной мне показалась повесть "В окопах Сталинграда".

И это невероятно: Виктор Некрасов, прошедший весь военный ад Сталинграда, издаёт свою повесть в 1946 году, когда фронтовые раны не только не зарубцевались, но даже ещё и не затянулись!

Хочется сказать очень просто: не жестокая правда о войне поражает в этом повествовании, а удивительная, почти невероятная правда о человеке на войне. Таком разном. Ведь даже в постоянной близости к смерти человек-солдат Виктора Некрасова продолжает свою самобытную жизнь, с её маленькими заботами и радостями,
привязанностями и весельем.

Кажется, что автор в своём художественном мире вместо монолитной, жертвенной фигуры героя, создаёт многоликий образ человека-солдата, попавшего на войну, выполняющего свой воинский долг, но не свободного от своих человеческих слабостей, преодолевающего себя, несмотря на чувство страха, усталость и голод.

Символично, что не "окопами" встречает летний Сталинград наши отступающие части. Лейтенант Юрий Керженцев, лирический двойник автора, от лица которого ведётся повествование, замечает: "Сталинград встречает вылезающим из-за крыш солнцем и длинными прохладными тенями.

Повозка весело грохочет по булыжной мостовой. Дребезжат навстречу обшарпанные трамваи. Вереницы тупорылых "студебеккеров"... На базаре горы помидоров и огурцов. Громадные бутыли с золотым топлёным молоком. Мелькают пиджаки, кепки, даже галстуки. Я давно не видел такого. Женщины по-прежнему красят губы... В кино идёт "Антон Иванович сердится".

Это лето 1942 года, и таким в лучах солнца предстаёт Сталинград, от которого уже осенью под непрестанными немецкими бомбёжками останется лишь обгоревший скелет.

Однако Виктор Некрасов не перестаёт удивлять читателя: в самом финале повести, пролежав около четырёх месяцев в госпитале после ранения, Юрий Керженцев в начале февраля вновь возвращается в свою часть в Сталинграде.

Немец почти разбит. И кажется, столько крови пролито в этом городе, столько погибло солдат, ставших в этой битве родными друг другу, что больше никогда не зазвучит смех над волжскими просторами...

Но только не в художественном мире автора:

"Длинной вереницей плетутся они (пленные немцы - Е.С.) к Волге. Молчат. А сзади сержантик молоденький, курносый, в зубах длинная изогнутая трубка с болтающейся кисточкой.Подмигивает нам на ходу:

- Экскурсантов веду... Волгу посмотреть хотят...

И весело, заразительно смеётся".

Это последние строки повести Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда".

16 мая 2025 года,  Москва

*Цит. по: Виктор Некрасов "В окопах Сталинграда". Повести, рассказы. СПб.: Азбука-Аттикус, 2025 - (Русская литература. Большие книги).




 

 


Рецензии