Вера, надежда, любовь - 2-4
заблуждения хорошо пожившего человека
Часть 2. НАДЕЖДА
2.4. ПРОТОИРЕЙ И УЧЕНЫЙ ГЛЕБ АЛЕКСАНДРОВИЧ КАЛЕДА И ЕГО РАССУЖДЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Легко быть философом, выучив наизусть
три слова: Бог так сотворил; и сие дая
в ответ вместо всех причин
(Михаил Васильевич Ломоносов).
Я ни перед кем дураком быть не хочу,
даже перед Господом Богом, который дал
мне разум, разве что отымет
(М. В. Ломоносов в полемике с И. Д. Шумахером).
Когда я прочитал работу протоиерея Глеба Каледы «Библия и наука о сотворении мира», где автор пытается толковать библейское сказание, согласуя его с данными науки, то был поражен не самим толкованием (весьма спорным), а тем, как хорошо этот священник знает геологические периоды Земли и, мало того, умеет прекрасно их разъяснять, так что некоторые бывшие смутными для меня подробности, я уяснил именно при чтении этой статьи. Когда же через год, я нашел биографию автора, то оказалось, что удивляться вовсе нечему, так как протоиерей отец Глеб являлся по совместительству доктором геолого-минералогических наук, написавшим по геологии 170 статей и монографий.
Глеб Александрович Каледа (1921–1994) родился в очень религиозной семье. Подростком участвовал в деятельности «катакомбной церкви», поддерживал контакты со скрывавшимися в Подмосковье православными клириками, доставлял материальную помощь семьям репрессированных священников. Впоследствии он писал:
«Храмы закрывались, но появлялись катакомбные церкви. Они были двух типов: одни не признавали местоблюстительства митрополита Сергия*, а другие признавали, а сам митрополит Сергий одной рукой подписывал свои декларации, а другой рукой посвящал ставленников для подпольных храмов».
После окончания школы в 1941 году Глеб Каледа был призван на военную службу, участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кёнигсбергом. Был награждён медалью «За отвагу», орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. После войны окончил с отличием Московский геолого-разведочный институт, уже на старших курсах был руководителем геологической партии. С 1980 г. – доктор геолого-минералогических наук, профессор геологии. До середины 1990-х гг. работал научным сотрудником Геологического института АН. Руководил геологическими экспедициями в Средней Азии.
В 1972 был тайно рукоположен в священники и с этого времени по 1990 г. совершал подпольное священническое служение в «котакомбной» церкви, находясь в юрисдикции Московского Патриархата. В 1990 году стал легальным священником Московской епархии, был одним из организаторов, а затем ректором Богословско-катехизаторских курсов в Москве, преобразованных впоследствии в богословский институт. Был организатором восстановления храма при Бутырской тюрьме, указом патриарха был назначен настоятелем этого храма, став первым московским священником, служившим в тюрьмах.
Кроме работ по своей научной специальности протоиерей Глеб Каледа написал и множество богословских работ, среди которых упомянутая выше «Библия и наука о сотворении мира». Там читаем:
«Для богословия единственным критерием возраста мира являются библейские тексты. В приведенных текстах книги Бытия создание мира описывается по определенным этапам, названным “днями”. Понимать под ними наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого “дня” не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи».
Короче говоря, 6 дней творения надо иносказательно толковать как 4,5 миллиарда лет, тогда никакого противоречия религии с наукой не усматривается. Рассматривая далее «пятый день творения», когда по Ветхому завету были сотворены пресмыкающиеся, рыбы и птицы, Каледа довольно подробно и квалифицированно излагает научные сведения о происхождении этих животных и делает вывод:
«Таким образом, согласно библейской терминологии, девонский, каменноугольный, пермский период и значительная часть мезозойской эры могут быть названы днем пресмыкающихся и птиц».
Попросту говоря, слово «день» в данном случае нужно иносказательно понимать как несколько сотен миллионов лет. Возникает вопрос, зачем Богу, рассказавшему Моисею о том, как он сотворил мир, нужно было говорить загадками? Почему прямо не рассказать безо всяких иносказаний, как все происходило на самом деле? Каледа отвечает и на этот вопрос.
«Современная развернутая форма изложения была бы практически бесцельной, так как в этом случае книга Бытия (т.е. первая книга Библии – Ю.К.) оставалась бы на протяжении тысячелетий непонятной».
В отношении сведений из геологии и палеонтологии это, может быть, и так, но то, что пресмыкающиеся и птицы «творились» не один день, а многие миллионы лет, люди могли бы понять уже в те времена, когда счет состоял всего из двух слов – «один» и «много».
Замечу сразу, что соображения отца Глеба на церковных службах полностью игнорируются. Более того, в многочисленных учебниках для православных гимназий и воскресных школ, автор, называющий себя «священником Тимофеем», объявляет, что мир создан за 6 обычных дней и притом 7500 лет назад, ни больше, ни меньше.
Но вернемся к сочинению Каледы. О сотворении человека он пишет следующее:
«Человек, созданный из праха земли, был действующим животным существом подобно другим, живущим на земле, хотя и превосходствовал над всеми зверями, скотами и птицами. Они, как часть земли, то есть как из земли происходящие, могли даже послужить материалом для его создания. Поэтому нет ничего антихристианского во включении человека в один систематический ряд с другими животными, как это сделал Линней и как принято сейчас в биологии, – это есть констатация одной из сторон человеческого естества. НЕТ НИЧЕГО АНТИРЕЛИГИОЗНОГО В ГИПОТЕЗАХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОБЕЗЬЯНОПОДОБНОГО СУЩЕСТВА (выделено мной – Ю.К.), для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления».
Хотя Каледа научный факт называет почему-то лишь гипотезой, получившей подтверждение (как будто это не одно и то же), я, прочитав первый раз выделенный мной текст, стал выяснять, не объявлен ли отец Глеб Православной церковью еретиком. Оказалось, ничего подобного. К тому же похожие объяснения имеются и в учебниках для духовных академий**. Замечу, однако, что из двух библейских версий происхождения человека, о которых было сказано в эссе 2.2, Каледа безоговорочно принимает первую и полностью игнорирует вторую. И это понятно, версию, в которой человек появился раньше животных, нельзя, по-видимому, никаким толкованием примирить с наукой.
Я все-таки буду думать, что оба библейских варианта происхождения человека сочинены древними евреями без какой-либо консультации с Богом, потому и не согласуются с современной наукой. Можно ли, однако, после всего сказанного утверждать наверняка, что эволюция в деле сотворении человека ничего не оставила Богу? Оказывается, нельзя или пока нельзя. Наука, несмотря на многочисленные попытки рационального объяснения, до сих пор не может ответить на вопрос, каким образом «человек разумный», произойдя от неразумной обезьяны, получил разум. Если бы отец Глеб задался этим вопросом, он оказался бы на высоте, поскольку эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности невозможно.
Простое соображение, состоящее в том, что все это получилось автоматически, как только мозг человека достиг достаточно большой массы, оказывается наивным. Масса мозга человека действительно большая, как правило, в пределах 1350–1500 г. (у гориллы и шимпандзе только 460–600 г.). Но если считать что разум, речь, интеллект, талант прямо зависят от массы мозга, то самым большим гением окажется кашалот: вес мозга у взрослых самцов в среднем 7,8 кг.
Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.
Эволюция – процесс медленный, продолжающийся и сейчас, и надо думать, что через миллион лет «гомо сапиенс» будет уже настолько отличаться от нынешнего, насколько нынешний человек отличается от кроманьонцев, неандертальцев и прочих ископаемых людей. Если, конечно, до этого времени не уничтожит сам себя (средств для этого уже изготовлено предостаточно). Этому «если» и будет посвящено следующее эссе.
_________________________
*Патриарх Сергий (И. Н. Страгородский; 1867–1944) в 1927 г. будучи еще только местоблюстителем патриаршего престола, стал на путь лояльности политическому режиму СССР, что вызвало противоречивую реакцию в Церкви как у нас, так и за границей. Его личность остаётся дискуссионной до сих пор: для одних он спаситель Церкви в трудные годы воинствующего богоборчества, для других – человек, пошедший на неприемлемые уступки власти и тем самым превративший Церковь в послушное орудие государства, каковым, кстати, РПЦ остаётся и ныне.
**См., например, «Лекции по Ветхому завету» протоиерея Николая Соколова.
Продолжение: http://proza.ru/2025/05/19/989
Свидетельство о публикации №225051701291