Из истории вокального искусства. Биргит Нильсон

 Биргит Нильсон (Birgit Nilsson) - великая певица 20-го века, обладательница драматического сопрано бесподобной силы и редкой красоты, унаследовавшая в 1950-е годы "корону и трон" бесподобной Кирстен Флагстадт.
 
Она родилась 17 мая 1918 года в Швеции, росла в деревенской местности, её родители занимались сельским крестьянским трудом. Маленькая Биргит с раннего детства помогала им на ферме. Но ещё того раньше начала петь (как она говорила: раньше, чем ходить). Подрастая, пела в школе, на деревенских праздниках, в церкви. И уже тогда - с большим успехом.
Родители очень гордились её дарованием, отец даже подарил ей маленький орган (вот как жили крестьяне-фермеры в Швеции, если кому любопытно). Но он же воспротивился, когда повзрослевшая дочь захотела учиться пению профессионально, что легко понять - родители надеялись, что она станет наследницей их хозяйства и говорили: смотри, мол, Биргит, как ты чудесно на праздниках поёшь, как тебя люди ценят, зачем тебе ещё куда-то ехать?

 
Но талант неудержимо звал вперёд. Первый учитель, услышав её, сказал: "Барышня станет великой певицей!"
Через некоторое время она поступила в Королевскую академию, где ей не слишком повезло с педагогами, но трезвость мысли, воля и мощная природная органика не дали себя погубить.

По окончании академии, в 1946 г. Биргит дебютировала сразу в партии Агаты("Вольный стрелок") на сцене Шведской королевской оперы.
А через год она блестяще исполнила труднейшую роль Леди Макбет в опере Верди, принесшую ей не только заслуженный успех, но и встречу с дирижёром Фрицем Бушем, который по достоинству оценил её талант и пригласил через какое-то время спеть Электру в моцартовском "Идоменее" на Глайндборнском фестивале.
Затем последовали дебюты в Вене, Байройте, Лондоне и выступления в вагнеровских ролях, которые сразу поставили её в ряд великих исполнителей.
Около двух десятилетий она была Брунгильдой "номер один" в постановках вагнеровского "Кольца". Не менее блистательны были её выступления в операх Р.Штрауса.
Дебют Нильсон в "Тристане и Изольде" на сцене МЕТ в 1959 году стал, по признанию генерального директора театра Р.Бинга, "одним из величайших триумфов, который когда-либо видела "Метрополитен-опера".
Когда после её срашивали: каково главное требование для сопрано в роли Изольды, Нильсон, известная своим чувством юмора, отвечала: "удобные туфли".
Когда через четыре года там же, в Метрополитен, она исполнила роль Саломеи в опере Р.Штрауса, под управлением несравненного Карла Бёма, музыкальный критик И.Колодин утверждал, что после спектакля Нильсон вызывали двадцать шесть раз!
 
Была в репертуаре певицы ещё одна роль, которая, наверное, принесла ей больше славы и богатства, чем все "вагнеровские подвиги и достижения". Это её фантастическая и недосягаемая Турандот, чьи загадки могли услышать и москвичи осенью 1964 года, когда Нильсон приехала к нам на гастроли в составе труппы "Ла Скала", поразив не только публику, но и наших мастеров вокального искусства и педагогики. К сожалению, тогда в Москву не приехал Франко Корелли - величайший Калаф всех времён и народов и самый достойный партнёр Нильсон-Турандот. Были и небылицы об их вокальных "дуэлях" в этой опере до сих пор возбуждают воображение поклонников оперы.
 
 Интересно, что в записях мы практически не можем ощутить всю мощь и богатство этого голоса, его "убойную" силу - настолько лёгкой и естественной была эмиссия звука. На слышавших же его живьём, он порой производил впечатление урагана, лавы, сметающей всех и вся на своём пути и остался неизгладимым впечатлением. Им иногда кажется, что боевой клич "Хой-ото-хо!" её Брунгильды присвоили себе самые неукротимые стихии природы и он время от времени всё ещё звучит среди раскатов грома и сверкающих разрядов молний.
Тем же, кому не выпало такого везения, остались записи и одна из великих легенд вокального искусства 20 столетия, имя которой - Биргит Нильсон.




(Материал с музыкальными фрагментами - в журнале "QUI la VOCE" во ВК от17 мая 2018)


Рецензии