Читаем Стругацких

"Понедельник начинается в субботу"


Есть одно занятие, любимое некоторыми, которое  дает возможность внести ясность в неясные или не имеющие под собой основания факты, приводимые  писателями в своих произведениях. Речь о том, что иной раз сталкиваешься с поверхностным описанием некоторых событий или действий героев какой либо книги. А уверенность в том, что тот или иной эпизод описан неверно или слишком приблизительно, основывается на знаниях заметившего эти неточности читателя.


Ну что же, начнем разбирать и комментировать.
Поехали...
 «Машина катилась по узкой дороге, засыпанной хрустящим гравием. Крупные камни я пускал под колесо, и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры».
Прекрасный пример того, что авторы не были хорошими водителями. Ни один уважающий себя шофер, а тем паче автовладелец, не станет так измываться над подвеской автомобиля. Пущенный «под колесо» камень, особенно крупный, непременно внесет свою лепту в процесс постепенного разрушения элементов этой самой подвески – сайлентблоков,тяг...да и пружины, и рессоры тоже будут не в восторге от ударов, передающихся на них  от камней, через колесо. А само колесо, шина – она пострадает в первую очередь. Разрушение корда, пузырь на боковине, порез той же боковины...можно только перечислять. Кто-нибудь  скажет – «Да, но это произойдет не сразу, процесс «разбития» подвески не мгновенный, автомобиль еще проедет сколько-то...» и так далее. Да, а кто-то вспомнит, что автомобиль прокатный и чего его жалеть...


Как автомобильный инженер по профессии и водитель с сорокалетним стажем  хочу заметить, что «пускать крупные камни под колесо» может только новичок с только что полученными правами или женщина...крайний персонаж упомянут именно для подчеркивания абсурдности данного действия.


Продолжаем – "...в багажнике лязгали и грохотали пустые канистры..."Прекрасно! Лучше некуда!
Даже не профессиональный шофер, даже программист Привалов должен был просто переложить канистры возимыми вещами, лучший вариант – закрепить ремнями, ну да это уже изыск. В любом случае, канистры не издавали бы лязг и грохот, потрудись комсомолец Привалов подумать, прежде чем отправиться в неблизкий путь по советскому Северу.


Теперь вот этот эпизод – «...справа из леса вышли двое, ступили на обочину и остановились, глядя в мою сторону.
Один из них поднял руку. Я сбросил газ, их рассматривая. Это были, как мне показалось, охотники, молодые люди, может быть, немного старше меня. Их лица понравились мне, и я остановился».
Не знаю сколько  времени понадобилось Привалову, когда он  «сбросив газ» начал  «рассматривать лица, определять возраст, сформировывать свое отношение к «голосующим», просто надо отметить тот факт, что «рассматривая лица», он таки   управлял автомобилем на дороге с гравийным покрытием, с «крупными камнями», беспрестанно пускаемыми им под колесо, а Москвич-407, обладая  довольно узкой колеей, был очень капризен в управлении на проселках и гравийках. В общем, я не знаю как он справился с двумя решаемыми одновременно задачами – рассматривание незнакомцев и управление автомобилем. По тексту книги – удачно. По реальной жизни – не уверен.


Далее - «...бородатый невнятно соглашался и всё хлопал и хлопал дверцей. «Плащ подберите, — посоветовал я, глядя на него в зеркало заднего вида. — У вас плащ защемляется». Минут через пять всё наконец устроилось».
Видимо Привалов в самом деле устал от долгой дороги. Он не убедился, что пассажир на заднем сиденье устроился как надо, закрыл ли он дверь. Может как литературный прием, подчеркивающий факт усталости, этот эпизод и хорош, но с точки зрения занудного автомобильного инженера, не совсем.


И на закуску - «Впереди я увидел большую россыпь камней, притормозил и сказал: «Держитесь крепче». Машина затряслась и запрыгала. Горбоносый ушиб нос о ствол ружья. Мотор взрёвывал, камни били в днище. «Бедная машина», — сказал горбоносый».
Ну вот и приехали! Привалов «штурмом» берет «большую россыпь камней»! Зачем так, с налета...машина трясется и прыгает, камни бьют в днище и не только – они бьют в дно бензобака, поскольку все заднеприводные Москвичи имели одинаковую конструкцию – верхняя часть закрепленного в багажнике бензобака являлась дном багажника, а нижняя проносилась над дорогой и была подвержена ударам камней, веток и всего прочего, что находилось на дорожном полотне.
Не думаю, что Привалов хотел пробить дно бензобака. Он просто не знал этой опасности.
Вернее не знали братья Стругацкие.


Книга очень нравится. Перечитана многократно. «Зачитана до дыр».
Просто есть пару мест, где профессионал увидел нестыковки. Не определяющие, кстати, все остальное – сюжет, язык, описание героев книги.


Рецензии