Книга 7. Глава 1. Поднебесный скит
След в след. Румыния, 1487 год
Все присутствующие в квартире Мэтта, словно загипнотизированные, не могли оторвать глаз от юного Дракулы, они видели средневекового рыцаря, словно сошедшего со страниц какого-то романа. Его пламенная речь завораживала, заглянув ему в глаза уже невозможно было оторвать взгляд.
Они уже не были сторонними наблюдателями, он вел их за собой в 15 век, в родные пенаты, вместе с юным Владом они разделяли его надежды и мечты, всё, что было у него на душе, отзывалось в их сердцах.
Их охватывал восторженный трепет перед первозданной красотой этого удивительного живописного края. Вместе с Владом они любовались зеленым ковром прикарпатского плато, ветер хлестал в лицо, легкие наполнялись чистым прозрачным горным воздухом, ноздри щекотал пьянящий аромат луговых трав. Повсюду, куда ни взгляни, радовали глаз всеми оттенками изумрудной зелени сочные луга и перемежающиеся островки густых лесных массивов.
Дух захватывал от торжественной красоты горного ландшафта. Горделиво вздымающиеся голубые горные вершины Трансильванских Альп – крайней южной части горной системы Карпат, наиболее высокой, наиболее сейсмичной и на редкость удивительной части Карпатской горной системы.
Вековые исполины свято охраняют таинство этого места – неприступные врата в сияющий божественный космос. И открыть заветные врата дано далеко не каждому.
Монастырская гора. Румыния 2021 год
Остановимся подробнее на описании этого удивительного места и его обитателей, а именно - монастырской горы.
Опасная узенькая крутая извилистая тропинка ведет на почти отвесную скалу монастырской горы, на самую ее вершину – наивысшую точку Трансильвании, к поднебесному монастырю Четэцуя Негру Водэ, в переводе с румынского языка «Крепости Черного Воеводы».
Назван монастырь в честь Негру Водэ, или Раду Негру, основателя и первого господаря Румынского княжества Валахии, предка Влада Дракулы, столь же легендарного, сколь жестокого, правившего в конце XIII века.
Этот скальный монастырь известен чудотворной иконой Божьей Матери и целебным святым источником, расположенным в алтаре монастырского храма, что оживает всего несколько месяцев в году, более на горе нет никаких водных источников.
Но не только эти святыни привлекают сюда множество паломников. В монастыре пребывают нетленные мощи великого румынского святого XVII века, схимонаха Иоанникия Нового Мусчельского, канонизированного в 2009 году.
Места здесь суровые, опасные. Вокруг монастыря зияют сплошные пропасти. Сам монастырь состоит из нескольких келлий, крутых дорожек и двух церквушек: новой деревянной и древней, высеченной в скале, где столетиями служат Богу, начиная с VI в. до Р.Х.
Никаких других зданий здесь нет. Вокруг куда ни глянь сплошь сухие камни, на всей горе нет ни одного источника, кроме святого, бьющего всего два раза в году. Правда, немного воды подается насосами снизу, из долины в бассейн, высеченный даками (древнее фракийское племя) в камне бог знает сколько лет тому назад.
Из окошек церкви, где отец Модест служит литургии, открывается завораживающее неземной красотой божественное чудо. Тот, кто не бывал здесь, никогда не испытывал ничего подобного в своей жизни. Вы будто прикасаетесь к чему-то неведомому, запретному. Вас захлестывает неописуемый восторг свободного полета.
Вы парите над сизыми туманами, среди голубых волнистых гребней скал да зелёного бархатного покрывала лесов, и счастье наполняет вас доверху и сияет из каждой поры, осеняя всё вокруг. Видимо оттого, что всё здесь пропитано благодатным божественным светом тех, кого коснулась длань господня, кто денно и нощно взывая к Богу, молится за всех нас.
Среди суровых неприступных скал этот древний поднебесный островок святости на румынской земле, вздымаясь к небесам, служит маяком для исихастов (монахов-отшельников), подвизающихся (совершающих трудное дело во спасение души) вокруг в пещерах.
Пещеры те зияют на противоположном обрывистом склоне монастырской горы, месте нехоженом и диком, где нет указателей и протоптанных тропинок. Пещерные кельи хорошо видны с самого высокого пика горы, с вершины скалы, именуемой Троном Черного Воеводы, будто парящей над всей горой, над всем миром, выше нее только небо.
Скала эта настолько отвесная, что взбираться по ней без специальных навыков и снаряжения невозможно. Под этой скалой и находятся пещерные кельи исихастов. Заглянув туда, вы рухнете с небес на самое дно – Долину Келлий, совершенно дикое ущелье, ее нет на карте, но так ее называют веками.
Долина сплошь усеяна как природными, так и высеченными руками схимников пещерами, их всех не разглядеть, особо тех, что в самом низу потаенные. Вокруг только непроходимые отвесные скалы и деревья, едва цепляющиеся за кручи.
Однако в этом узком четырехкилометровом ущелье произрастают десятки видов древних растений и чудодейственных трав, что само по себе с научной ботанической точки зрения необъяснимо. Тут и там рыщут дикие животные, словно стерегущие это святое место.
Трудно представить, что всего в 23 км от бурлящей современной городской жизни в этой безвестной расселине среди опасностей, лишений и чудес до сих пор обитают монахи-отшельники.
Как и во все другие времена, они идут сюда сотни километров по горам, отвесным скалам, дремучим лесам и в зной, и дождь, и в снег, не зная усталости. Они чувствуют призвание прийти сюда, на место тысячелетней молитвы, и потому ничто не может остановить их.
Погруженные в молитву, они не знают голода. Лизнут соли, да отопьют глоток воды, что приносит им в тайное условленное место настоятель монастыря, а от постной еды и даже сухарей отказываются, им много не требуется, лишь были бы силы молиться. А студеною зимой в неотапливаемых заледеневших каменных пещерах, отшельники согреваются, взывая к богу, жаром собственных сердец.
Живя в суровых условиях, полном одиночестве, они обретают гармонию с окружающим миром, и когда приходит их час, о котором некоторые из отшельников-мучеников знают заранее, отходят в мир иной одухотворенные, с улыбкой на устах.
О них никто в миру не знает, они десятками лет, не видя человеческого лица, со слезами молятся за нас и умирают безвестными, их останки порою очень древние обретаются, когда Богу будет угодно.
Некоторые из исихастов причислены к лику святых, мы можем притронуться к их нетленным мощам с просьбой о помощи, о наставлении на путь истинный, и они откликаются, до сей поры, отмаливая наши грехи, указывая нам дорогу к Богу – млечный путь в божественный космос.
Так, по Промыслу Божьему 75 лет назад накануне Великого поста, в одной из пещерных келлий монаху Пимену были явлены, а затем с почестями погребены, нетленные останки великого румынского святого Иоанникия, и вновь обретены, при переносе монастырского кладбища, в 1996 году отцом Модестом.
После чего чудо снизошло и на одного из иноков, когда во сне ему привиделся образ великого святого 17 века и был увековечен на притворе скального монастыря, где покоятся по сей день его нетленные святые мощи. Тысячи паломников приходят в этот древний поднебесный скит, чтобы прикоснуться к святыне и испросить заступничества.
Источник: Исихасты из Долины келлий https://pravoslavie.ru/146107.html
Из 21 века в 15 век. Румыния 1487 год
Юный Влад вел своих спутников из 21 века по тем самым святым местам, только почитай шесть веков тому назад. Следуя за ним след в след, они взбирались вверх по крутому склону на вершину горного хребта. Пробирались без устали, царапая кожу, вздрагивая от звериного рыка, сквозь леса и перелески, сквозь мрачные непролазные дебри, кишащие диким зверьем, к одинокому древнему поднебесному монашескому скиту, незнамо как вскарабкавшемуся на такую-то верхотуру.
Они не чувствовали страха, ибо были уверены, что с ними ничего не случится рядом с их отважным проводником в этом намоленном месте, где одному из монахов-отшельников было видение ангелов, певших Богородице.
Из 21 века вместе с Владом с замиранием сердца они заглядывали в это намоленное место в его первородном виде и сути. Это нетронутое цивилизацией место, куда редко ступала нога человека, суровое и молчаливое – трудное испытание для тела и духа людского.
Обращая взор ввысь, только там остро чувствуешь, как мало нужно человеку для счастья, лишь прикоснуться к божественной красоте и ощутить себя ее частичкой. Сбрасывая бремя телесных нужд, мирских утех и соблазнов, обретаешь такую легкость, как будто невесомым перышком паришь над миром всё выше и выше… Только там понимаешь, что жизнь - самый прекрасный и бесценный подарок Господа, и дороже нее ничего нет.
Обращая взор вниз, в бездонный каменный колодец Долины Келлий, только там остро чувствуешь, что смерть всегда рядом, лишь один неосторожный шаг - и черная бездна зияющей пропасти проглотит тебя без остатка. Но и в смерти есть какая-то притягательная, страшная красота, без прикрас и вранья, обнаженная как оголенный нерв, она навязчиво страшит, болит и мучает.
Заглянув ей в глаза, очень трудно оторваться, она как будто зовет за собой, прощупывая, искушая, испытывая. И знаешь, что нельзя, и все равно непреодолимо тянет заглянуть за запретную черту. И дух захватывает, и какая-то приятная боль сосет под ложечкой. И ты, околдованный этим гибельным восторгом, подаешься вперед и уже видишь, как камнем падаешь вниз, но, спохватываясь, торопливо отступаешь подальше от дьявольского соблазна.
Продолжение следует...
Добро пожаловать на другие мои каналы:
https://dzen.ru/id/65bfad78dfbd1c609f18eef1
https://vk.com/club224953279
Свидетельство о публикации №225051701390