Эрлих Игорь Александрович. Конструктор вертолётов

    Три лепестка судьбы Игоря Эрлиха - незаслуженно забытого создателя вертолётов.

     Мало кто знает, что Иркутск - родина знаменитых Камова и Миля - вырастила ещё одного великого создателя вертолётов - Игоря Эрлиха. К сожалению, сейчас он незаслуженно забыт, поскольку оказался в тени своих знаменитых коллег.

     Игорь Эрлих родился в Иркутске 22 апреля 1922 года в семье немцев, выходцев из Западной Украины. Отец его был военным инженером. После окончания Игорем школы семья Эрлихов переехала в Москву, где Игорь поступил в МАИ на самолётостроительный факультет. Во время учёбы он самостоятельно изучал по университетской программе математику, механику, физику. В 1947 году Игорь Эрлих с отличием закончил институт.

     В следующие 13 лет Игорь Александрович трудился в КБ Яковлева, в 1951 году его привлекли к созданию вертолёта ЯК-24. Это уникальный по тем временам 24-местный вертолёт, основа его конструкции - продольная схема. В 1952 году для налаживания опытного производства этих вертолётов Эрлих командирован в Ленинград на завод № 272. Здесь при его участии изготовили 4 машины для статических и лётных испытаний.

     3 июня 1952 года вертолёт Як-24 совершил свой первый полёт, а спустя 3 года началось из серийное производство, всего выпустили 40 вертолётов, на них установили 2 мировых рекорда.

     В 1955 году Эрлих назначен руководителем и главным конструктором образованного на заводе № 272 филиала ОКБ-115. В 1951 году он стал главным конструктором ОКБ. Под руководством Игоря Александровича созданы несколько модификаций вертолёта Як-24. Также были разработаны и применены одни из первых систем внешней подвески грузов к вертолётам.

     Кроме того, впервые в мире на Як-24 проведены вертолётные строительно-монтажные работы. В частности, их использовали про прокладке газопровода Серпухов - Ленинград (1957 год), смене перекрытий Царскосельского Екатерининского дворца (1959 год) и в других значимых инфраструктурных проектах. В 1960 году развитие продольного вертолётостроения в СССР прекращено и никогда больше не возобновлялось. Хотя Эрлих впоследствии прилагал большие усилия для реабилитации этого направления в вертолётостроении.

     В начале 1960 годов Игорь Александрович по предложению Королёва работал над проектом использования авторотирующего винта для посадки космических аппаратов на Землю, но эти идеи не были воплощены в реальность.

     В 1960-1970 годах Эрлих начал трудиться в качестве заместителя главного конструктора Н.И.Камова на Ухтомском вертолётном заводе. В этот период под его руководством созданы, испытаны и внедрены в эксплуатацию вертолёты Ка-25 всех модификаций, Ка-25 это противолодочный вертолёт корабельного базирования. Он стал первым отечественным вертолётом, который изначально проектировался под боевое применение. Серийно эти машины стали выпускаться с 1965 года.
Всего их выпустили 460. Также при участии Эрлиха создавались первые отечественные авианесущие крейсеры "Москва". "Ленинград", "Грозный" и другие.

     В 1968 году Игорь Александрович с коллективом единомышленников в инициативном порядке начал разрабатывать проект нового вертолёта В-50. Предполагалось создание специальной боевой машины сухопутного и морского базирования. Технические характеристики В-50 должны были быть кратно лучше, чем у Ка-25. В частности, в два раза должна была увеличиться скорость вертолёта - с 220 до 400 км/час. Основа В-50 - продольная схема вертолёта.

     По сути, В-50 противопоставляется вертолёту Ка-25-2, который в это время создавался под руководством Камова. На этой почве между конструкторами произошёл конфликт, в результате чего Эрлих в 1970 году вынужден покинуть Ухтомский вертолётный завод. Работы по В-50 прекратили.
     Вернулся Игорь Александрович на Ухтомский вертолётный завод в 1974 году -  уже после смерти Камова и назначения новым главным конструктором Сергея Михеева. Эрлих работал в качестве его первого заместителя. В это время он активно занимался разработкой и внедрением в производство вертолёта Ка-27. Ка-27 - это также вертолёт морского базирования, он выпускался в противолодочной и поисково-спасательной модификации. До сегодняшнего дня он составляет основу отечественной морской авиации.

     В 1982 году С.В.Михееву, М.А.Купферу и И.А.Эрлиху за создание вертолёта Ка-27 присуждена Ленинская премия.

     В 1986 году принят на вооружение первый в мире вертолётный комплекс дистанционного обнаружения ядерного оружия морского базирования, созданный под руководством Эрлиха. В том же году Эрлих принял активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он возглавил наиболее сложные вертолётные работы с грузами на внешней подвеске.

     Сам Эрлих участвовал в 48 полётах над разрушенным реактором. Всего в зоне Чернобыльской АЭС Эрлих проработал 76 дней. За это время он получил дозу облучения в 31 рентген.

     В 1987 году Игорь Александрович Эрлих награждён Государственной премией СССР. Он скончался 4 июня 1988 года в Москве. Похоронен на ВВеденском кладбище.

        Источник: Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ.


Рецензии