Не всякий человек ближний, которого надо любить, н
Заповеди любви к Богу и к людям – это главные заповеди Иисуса Христа. Вот что об этом говорится в Евангелии:
« Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь!
Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк 12:28-31).
Но тут, я считаю, нужно сделать одну очень важную оговорку. В общем понимании под словами «Возлюби ближнего» принять считать, что Господь заповедовал нам любить всех подряд. И многие козыряют этим: мол, «Чего же ты не любишь своего ближнего?», - имея в виду какого-нибудь злодея. Но я считаю, что такое понимание понятия «ближний» не совсем верно. Ближний – это не каждый встречный-поперечный, оказавшийся рядом с нами, а тот, с кем мы близки душой, кому мы дороги, кто может прийти к нам на помощь. Вот что об этом говорится в Евангелии:
«Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?»
На это сказал Иисус: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Случайно той дорогой шел один священник и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Некий же самарянин, проезжая, подошел к нему, и, увидев его, сжалился,
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино;
и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: „Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе“.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»
Он сказал: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же»» (Лк 10:29-37).
Таким образом, получается, что не каждый человек – это ближний, а, видимо, тот, кто готов прийти к нам на помощь в беде. И мы, как это видно из слов Иисуса Христа, не обязаны любить всех подряд. Напротив, давая сокровище своей любви злодеям, мы, видимо, нарушаем другую заповедь Иисуса Христа:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6).
И есть люди, подобные псам и свиньям, и наша любовь подобна жемчугам души нашей, которые нельзя бросать им.
Но в то же время мы встречаем противоречащие моим выводам слова Иисуса Христа о том, что нужно любить и врагов:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5: 44-45).
Я так понимаю разрешение этого противоречия в том, что врагов можно любить где-то в глубине души и светить им, как и всем, подобно солнышку, и, может быть, молиться за них, но при этом надо держаться от них подальше, избегая личных отношений. Как говорил кто-то из святых отцов: «Люби и беги».
…Господь даёт нам свет Своей любви и, освящаясь этим светом, и сами мы обретаем любовь и, может быть, тоже излучаем её, освещая друг друга, давая друг другу душевную теплоту.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34-35).
Есть такие хорошие, светлые люди, светлые Солнышки благодаря которым этот мир светел и прекрасен. От их света даже «простые булыжники» начинают сверкать, как драгоценные камни... Но вряд ли нужно пытаться осветить светом своей любви душу сатаны-человекоубийцы и его слуг, закореневших в злодействах – для нашего света есть лучшее применение…
Нужно стараться любить человека, ближнего, созданного по образу и подобию Божию. Но человек и его возможности конечны, и у нашей любви тоже есть предел. И есть люди, души которых очень темны, или же просто строй души которых не совпадает с нашим. И я так думаю, что не всё может осветить наша любовь, и надо направлять её на людей или предметы, которые нам по силе и которые нам ближе по духу.
Но, как говорится в «Символе веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». И я верю, что грядущий наш конец – это ещё не конец, а только начало (как пел Владимир Высоцкий в песне «Сыновья уходят в бой»). И наша жизнь – это восхождение. И в «жизни будущего века», а, ещё лучше уже и в этой жизни, мы будем становиться сильнее, и, может быть, сможем осветить светом своей любви то, что не смогли осветить раньше. И недобрых людей будет становиться меньше, а добрых – больше. И в мире будет больше любви, радости и счастья. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5)
Храни Господи нас на всех наших путях, чтобы они были светлыми, добрыми и счастливыми, и Божья Любовь была с нами и в нас, и мы были маленькими Солнышками, от которых в этом мире было немножко светлее, добрее и надёжнее.
Статья написана с использованием материалов моей статьи «Где найти источник любви к людям»
Чепиков Максим Владимирович
14.09.2020 г. (отредактировано в 2025 г.)
Свидетельство о публикации №225051701766