Первый звездный Роман. Глава 10
Не сказать, что последние пару месяцев были пустыми. Нет. Встречи, разговоры, доклады, убеждения. Всё это был необходимый антураж поиска. Но, … самое главное, инвестиции, пока были недостижимы.
Российские банки, это особый вид капиталистических чудищ, невиданных и неслыханных в других странах. Западные капиталисты со своим столетним опытом финансовых махинаций просто дети, по сравнению с нашими доморощенными «хозяевами жизни».
Смыслов натоптал тропиночки не в один отечественный банк, пытаясь донести до тугих мозгов отечественных финансистов сути проекта. Революционность технологии не тронуло никого из
«великих» мира сего, невзирая на то, что за ним стоят академики. Единственный банк, который был близок к решению задачи, был профильный «ФедералПромБанк». Созданный когда-то красными директорами ВПК, длительное время он поддерживал выживающие предприятия комплекса. Но с тех пор утекло много воды, сменилось много хозяев. Теперь он превратился в обычный инструмент финансовой политики очередной олигархической группировки. На словах, они все за страну, за будущее, за патриотизм. А на деле, выкатили такие неподъёмные условия кредитования, что проще было ничего не начинать! Но Смыслов не сдавался. Он понимал, что кроме него больше никто этот проект с мертвой точки не сдвинет. И здесь дело не только в принципе, а в том, что надо!
- Юра, мне надо с тобой серьёзно побеседовать! – Кнопа стояла с серьёзным видом и вопросительно смотрела на него.
Это было смешно, но Смыслов постарался подавить смешок и лишь улыбнулся.
- И что у нас за серьёзный разговор?
- Пойдём в мою комнату, разговор секретный!
- Вот как! Ну раз секретный, - растянул он губы в улыбке, - Тогда да, тогда надо уединиться, а то не дай Бог враги услышат!
- Не враги, они не услышат, мама может услышать, а я пока не хочу её в свои дела посвящать!
«Ох Кнопа, Кнопа! Какая же ты смешная, в своей попытке казаться взрослой». Смыслов нахмурил лицо чтобы не рассеяться. Девочка должна знать, что её считают взрослой, воспринимают серьёзно, и никто над её поступками не смеется.
Закрыв за собой двери детской комнаты, Смыслов сел на кровать и посмотрел на девочку.
- Ну давай, рассказывай! Что ты там секретного уже натворила?
Варя села рядом, и устремив взгляд куда-то в пространство, спросила.
- Юра, а можно я буду называть тебя своим папой?
Вот так радость! Смыслов озадачено посмотрел на девочку. Что её так гложет, что она завела такой разговор?
- Варя, - заговорил он серьёзно, - Я конечно же не против, но понимаешь, против может быть мама Ну и, … у тебя же есть отец!
- Я ему не нужна, он меня не любит.
- Возможно так оно и есть, только это не отменяет его отцовства! В общем, этот вопрос мы должны обговорить с мамой, - Смыслов видел, как погрустнела девочка, и понял, что она не очень верит в мамино согласие. – Ну или, ты будешь меня называть папой понарошку, там где мама этого не слышит!?
Варя подняла полные слёз и надежды глаза. Она подошла к Смыслову и обняла его.
- Спасибо.
- Кнопа. Мы тебя любим, и никому в обиду не дадим. И всё-таки, что в школе случилось?
- Понимаешь. Меня в новой школе все воспринимают несерьёзно! – глубокомысленно изрекла девочка.
- Да ладно?! Что ты имеешь в виду? – удивлённо отреагировал Смыслов.
После всех перипетий с бывшим мужем, его попыток повлиять на Варю и суд, Элеонора решила перевести Варю в другую школу. Школа была недалеко от её нового дома и с какими-то педагогическими уклонами. Девочка до этого училась хорошо, но,… тут «уклоны» немного подкачали. Приходится усиленно догонять обдноклассников.
- Я опять получила тройку по физике, и мальчики назвали меня «безотцовщиной».
«Опа! Это что ещё за фортели в школе? Надо разобраться, а то далеко пойдут». Смыслов не понаслышке знал, что такое школьные проблемы. Со своими детьми не раз приходилось ими заниматься, пока были маленькими.
- Так! И какие мальчики там тебя дразнят?
- Ну, у нас есть два местных хулигана, Вася и Гаврош!
- Варя, это что за Гаврош такой? Имя у него есть?
- Угу, …
- Ну и как его зовут?
- Гриша.
-Значит, Вася и Гриша, это местные хулиганы? – Спросил Смыслов. Девочка молча кивнула.
– Кнопа. Я так из тебя клещами буду вытягивать? Ты же сама хотела со мной поговорить!?
- Я, …
- Ну ладно, прости пожалуйста. Я тебя не ругаю. Просто, все детские клички остаются между вами детьми. А когда рассказываешь о человеке, надо называть его по имени. Ну представь себе, я прихожу к директору, и говорю:
- Ваш Гаврош из седьмого «б», задирает девочек! Как ты думаешь, какой первый вопрос директор задаст мне?
- Кто такой Гаврош?
- Вот! Так, что давай договоримся, когда рассказываешь о ком-то, всегда называй его полное имя и если надо, фамилию!
Варя кивнула головой.
- Ну вот, а теперь давай разбираться. И за что же они тебя назвали «безотцовщиной»?
- Потому что, когда зачитывала оценки, Вера Васильевна, наш классный руководитель, которая преподаёт физику сказала, что, наверное, родители меня не заставляют делать уроки, а потом добавила, что у меня нет отца, поэтому, наверное, и не заставляют.
- Погоди, … она что, так и сказала, «безотцовщина»?
Варя молча кивнула головой.
- Ладно, не переживай, я поговорю с Верой Васильевной. А ты, можешь сказать этим оболтусам, если они будут тебя обзывать, что расскажешь всё папе.
Варя кивнула, и вытерла глаза.
Ну вот, ещё одна проблемка вырисовалась на горизонте. Эх, были бы все проблемки такого масштаба.
Рабочий телефон, который в последнее время когда капраз дома молчит, разошёлся тяжёлым роком, сигнализируя о том, что абонент из «важных». Ровно на рингтон из кинофильма «Пираты карибского моря» заведены все важные люди! И вот один из них сейчас наяривает.
- «Алло»!
- Добрый вечер Юрий Георгиевич! Григоров, Иван Семёнович, если не забыли, - голос вспомнился и сразу перед глазами мелькнуло лицо, - Да Иван Семёнович, слушаю вас!
- Юрий Георгиевич. Имел возможность переговорить с одним из замов министра обороны, который как раз по вашему профилю. Точнее, он курирует это направление, как в войсках, так и в промышленности. И я вам скажу, он живо заинтересовался вашей темой. Не знаю, что из этого получится, но генерал попросил организовать с вами встречу!
- Иван Семёнович, я всегда готов встречаться по этой теме. Где? Когда? И какие материалы готовить?
- Встреча состоится завтра в здании минобороны, Мясницкая дом 35. Там на охране на вас будет лежать пропуск. Этаж четвертый, кабинет 41. Зовут хозяина Сергей Сергеевич. Сергей Сергеевич Суздальцев! Баш бизнес-план я ему отправил, так что с собой ничего брать не надо, он уже в курсе темы, потому и пригласил. Но, будьте готовы отвечать на вопросы. А у военных их будет много, и зачастую очень щекотливых. Ну и, пожелаю вам удачи! Постарайтесь заинтересовать генерала не просто проектом, а будущим этого проекта в военной отрасли! Я думаю именно это их сейчас больше всего и интересует! Ну и экономика.
Дам вам совет. Обычно при встрече с представителями минобороны, просители исходят из собственного восприятия министерства как самого богатого, и у них денег куры не клюют, поэтому цена не важна! Уверяю вас, клюют, и вопрос цены нынче имеет очень важное, а зачастую и приоритетное значение. Будете оценивать, не размахивайтесь. Военные нынче это не любят. Я думаю потом, в процессе все эти цифири можно будет вывести, когда будет понятно, что технология важна для министерства!
- Понял вас Иван Семёнович! Спасибо за совет. Я завтра буду!
- Ну что-ж, удачи вам. Результаты я узнаю сам.
- Не сомневаюсь! Всего доброго – ухмыльнулся Смыслов.
- Всего доброго!
С утра Смыслов уже был на проходной здания Министерства Обороны. Молоденький прапорщик, вооруженный пистолетом, заглянул в паспорт посетителя и поднял глаза на Смыслова, сравнивая фотографию и его живого.
Удовлетворившись сравнением, прапорщик кивнул и протянул Смыслову выписанный пропуск.
- Вам налево и до упора. Там лифт. Четвертый этаж, направо. Кабинет 41 торцевой. Генерал-полковник Суздальцев, ждёт вас! – проговорил он без эмоций.
- Спасибо!
Суздальцев прошел через турникет и направился в указанную прапорщиком сторону.
На четвертом этаже было многолюдно. В коридоре, ряд черных стульев, обтянутых дермантином был занят посетителями, половина из которых на удивление были женщинами.
«Что тут делает женский батальон?» - подумал капраз.
Из кабинета вышла девушка с планшетом и заглянув в него, громко произнесла:
- капитан первого ранга Смыслов, есть?
- Так точно! – на автомате ответил Смыслов.
- Проходите Юрий Георгиевич, вас ждут!
Смыслов кивнул и подойдя постучал в дверь.
- Это секретарская, - улыбнулась девушка, - Следующая дверь направо Сергей Сергеевича!
- Спасибо, смущённо - ответил Смыслов.
«Как же я так лопухнулся?» - подумал он, входя в секретарскую.
В кабинете была стандартная для высоких начальников обстановка. Длинный стол со стульями с обеих сторон, и стол начальника поперёк, со множеством различных письменных приборов, вымпелов, папок, ручек и так далее.
«Всё как и везде» - успел подумать Смыслов.
Генерал поднял голову, и увидев его, встал, вышел из-за стола и пошёл встречать заранее, протягивая руку для приветствия.
- Здравствуйте Юрий Георгиевич! Проходите, присаживайтесь, - махнул генерал рукой на стол.
Пока Смыслов рассаживался, генерал достал из ящика стола пачку бумаг, и разложил их на столе.
- Вы извините, я начну с места в карьер, раз уж мы одного поля ягоды, - улыбнулся генерал.
- Да, конечно. Время нынче на вес золота. – кивнул Смыслов.
- Я ознакомился с резюме вашего проекта. Честно говоря, я был в шоке! Пришлось запросить весь бизнес-план, да накопать самостоятельно что лежит на поверхности. Просидел почти ночь. Вчера запросил документы в наших службах. Уже получил ответы и собственно, подтвердилось всё что вы пишете в своем плане. Единственно, удивляет как точно вы описали состояние дел и обосновали это цифрами. Я это делал по секретным отчётам, а вы ведь всю информацию берёте из открытых источников?
- Ну, Сергей Сергеевич, мне спецслужбы не предоставляют специальные доклады, так что, по старинке, сам!
- Вы где служили до пенсии?
- До пенсии, работал в Германии, в банковской сфере. А вообще, я «грушный».
- А-а-а-а-а… ну тогда понятно. Я где-то так и подозревал, когда Григоров мне вас представлял.
- Да. Но, это не моя тема. Я занимался банковскими технологиями, так что производство для меня новое направление.
- Не Боги горшки обжигали, - рассмеялся Суздальцев. – Судя по тому, что, и как вы пишете, вы можете дать фору большому числу «эффективных менеджеров» протирающих штаны на руководящих должностях нашей промышленности, так что не переживайте. Я со своим многолетним опытом службы в технических должностях, иногда вообще не понимаю, что они пишут. Такое впечатление что люди спустились с Луны на веревочке и впервые видят окружающую действительность. А ведь это технари, на «жирных» зарплатах! А у вас всё по полочкам, как в аптеке.
- Это наш фирменный пунктик, - рассмеялся Смыслов, - Информация должна быть написана так, чтобы любой начальник прочитав понял от начала и до конца что это, и с чем его едят!
- М-да. Нам до этого, как до Луны раком. Ладно, давайте к нашим баранам. Значит, я читал, вникал, заодно проверял все ваши утверждения, из всех известных мне источников. Почему? Потому что тема мне близка, она меня цепляет. И самое важное, я сам знаю положение дел в ней, и от этого горько. А тут, … новый взгляд. И знаете, очень нестандартный взгляд. Мне это с одной стороны импонирует, а с другой,… вызывает некое опасение. Я, например, считаю спорным утверждение, что американская ракетная космонавтика стала лучше российской, и мы потеряли первенство в строительстве космических аппаратов. Да, сейчас они строят и запускают больше ракет и спутников, но, это временное первенство. Наш и их опыт космических полётов несравним!
- «Опыт, есть ни что иное как фонарь, висящий за спиной и освещающий лишь пройденный путь», - Лао Цзы, китайский философ.
Я могу с вами согласиться в той мере Сергей Сергеевич, в которой наша космонавтика была передовой в СССР. Там были свои проблемы, но в целом, космическая отрасль развивалась бурно. В то же самое время, говоря словами известного героя мультика «Винипух» - ослика Иа, нынешнее состояние российской космонавтики «жалкое зрелище» былого величия.
- Объясните!
- Отсутствие целеполагания! Зачем мы летаем в космос?
- Ну как зачем? Мы изучаем космическое пространство, чтобы быть готовым к возможной милитаризации, к появляющимся угрозам из космоса, проводим эксперименты в интересах медицины, биологии.
- Для этого, Сергей Сергеевич, нам не надо летать в космос, развивать космическую технику и технологии. Нам достаточно выходить на орбиту и иметь над головой небольшую космическую станцию. Что собственно сегодня и есть! Вот это и не даёт нам развивать отрасль! Потому что с нашей точки зрения у нас всё необходимое уже есть! Зачем вкладывать деньги, что-то создавать, куда-то летать, если всё что нам сегодня нужно уже в наших руках?
А что у американцев?
А у американцев вся по-взрослому! Колонизация новых планет! Добыча полезных ископаемых! Развитие территорий, освоенных нашей земной цивилизацией! Поиск новых планет пригодных для жизни, с целью их дальнейшего освоения, вывозом лишнего населения с планеты Земля. Это цель! Это то чего нет у нас. Именно поэтому космос у них – отрасль, а у нас кормушка!
- Ну, ну, ну, эк вы хватили дорогой мой! Не для всех же он кормушка!
- Правильно! Не для всех. Только для узкого круга допущеных. Поэтому в космической отрасли и нет частных разработчиков, нет конкуренции, нет эффективных проектов и технологий.
- Вы полагаете, если в космос пустить частника, там что-то новое появится?
- Не обязательно. Но это даст импульс развитию государственной космонавтики!
- Почему?
- Потому Сергей Сергеевич, что львиную долю прикладных задач можно будет переложить на частника, дать ему крат – бланш в разработках, в новых космических технологиях, в создание новых носителей. А государству останется самое главное, - научная деятельность, производство новых знаний и создание базы для нового экономического уклада!
- Хм. Юрий Георгиевич, а где гарантия, что частник использует выделенные государством средства именно по тому назначения, которое государству нужно? Не секрет, что масса частных компаний «осваивают» бюджеты даже лучше, чем государственные бюрократы!
- Для этого Сергей Сергеевич, надо ставить чёткие, а не размытые задачи! Надо контролировать исполнение и требовать отчётности! Просто так давать денег и потом удивляться что они пропали, - это безответственность со стороны государства. Это указывает на сращивание преступности с госорганами, которые прикрывают это воровство за долю малую! А что касается разницы между частным и государственным, хороший показательный пример есть у американцев. Да, он не самый удачный, потому что даже это пример базируется на старой парадигме освоения космоса. А нам надо формировать новую парадигму, и встать во главе нового космического будущего человечества.
- Вы имеете в виду Илона Маска?
- Я имею в виду не Маска, а его Crew Dragon! Месяц назад, в 22.22 по Москве Crew Dragon с двумя астронавтами на борту отправился в свой первый пилотируемый полет. Отмечу, что этим
он прервал девятилетнюю паузу в американской пилотируемой космической программе — период, когда единственный путь на орбиту для американских астронавтов лежал через Байконур.
- Это когда бывший руководитель «Роскосмоса» с издёвкой советовал НАСА забрасывать своих астронавтов на МКС на батуте? –улыбнулся Суздальцев.
- Именно!
- Ну, десять лет на разработку двигателя они всё же угрохали! А могли с нами договориться, и продолжать летать на наших «союзах»! – продолжил генерал.
- Могли. Но не захотели.
- А вот любопытно, почему? Вы то хоть ответ на этот вопрос знаете? - спросил Суздальцев.
- Да! И не просто знаю, это корневой вопрос нашего проекта! Мы также, как и американцы, больше не хотим плестись в новую космическую эру в хвосте китайского паровоза!
- Юрий Георгиевич, объясните мне замшелому генералу, как? Как они это сделали, учитывая тот факт, что за последние тридцать лет, НАСА не сумело даже скопировать наш лучший двигатель РД-160, хотя у них и лицензия на него есть и все разрешения! Китайцы, которые это сделали методом обратного инжиниринга смогли, а НАСА, обладающая всеми компетенциями и оригинальной документацией, так и не смогло?
- Вы переоцениваете возможности НАСА, Сергей Сергеевич. НАСА девяностых, это не то же самое что НАСА двухтысячных! В девяностые космическая программа США ещё была заточена на победу в соревновании сверхдержав! А потому финансировалась без лимитов. А нынче они поиздержались, бюджет на исследования выделяется маленкий, так что деньги приходится зарабатывать. Но не это главное.
Главное Сергей Сергеевич, в том что Crew Dragon - это не заслуга НАСА! Crew Dragon – это заслуга Маска и его команды!
- Да, какая разница?
- Огромная, Сергей Сергеевич! Огромная. Маск, изначально не пошел по технологическому пути НАСА. Он взял за основу технологический путь Союза! Не зря он ошивался тут несколько лет! Он пошёл по пути СССР, но улучшил эти технологии с учётом появившихся новых материалов, новых технологий, новых знаний и бесценного опыта, который в девяностых продавался в Москве на вес! И Crew Dragon который осуществил свой первый полёт к МКС, это для них огромное достижение. И для мировой космонавтики это тоже достижение!
- Хорошо. Допустим. Но что это значит для России? Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли? – поинтересовался генерал.
- Многие наши чиновники от космоса, все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»
Но эта точка зрения ущербна и предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзами». – Смыслов на несколько секунд замолчал, продумывая свой ответ.
- Я полай начну с технических характеристик. Это будет наиболее наглядно. Прежде всего: «Союз» по объемам практически не изменился со своего первого ещё «королёвского» полета, состоявшегося 53 года назад. В то время никаких крупных орбитальных станций не было, смысла в возке большего числа людей на орбиту не было тоже. Поэтому герметичный объем этого корабля 10,45 м;, а доступный экипажу — и вовсе 6,5 м;. Причем спуск осуществляется в отделяемой спускаемой капсуле, с доступным людям объемом всего в 2,5 м;. Поэтому туда нереально посадить больше трех человек в скафандре. Получается по 0,83 кубометра на человека. И хотя технически «Союз» может летать с экипажем 17,7 суток, на практике после одного такого эксперимента никто не горит желанием его повторит. Даже когда экипаж урезали до двух человек, что дало возможность увеличить объем на одного человека до 1,25 кубометра. В корабле до сих пор так тесно, что нормальные тренировки космонавтов наладить не удалось, и после спуска на Землю они не смогли дойти своими ногами даже до автобуса — такой была детренировка мышц в невесомости. А что корабль Crew Dragon?
Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м;, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе». Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли.
Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как на борту «Союзов», отправление естественных надобностей несколько более экзотично. Я уже не говорю про американские шаттлы и более ранние американские корабли. Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться, если конечно МКС выживет. А как на «Союзах»?
«Союзы» на станцию везут людей, — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки!
Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м;, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» не совершит даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2029 года, а первый пилотируемый — ранее 2035 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже летал на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на десять пятнадцать лет. В реальности эта цифра может даже возрасти.
- Вы знаете, я честно говоря всего этого не знал. Нас как-то информируют однобоко, - озабочено проговорил генерал. – Но почему SpaceX так сильно опередила «Роскосмос»?
- А в этом Сергей Сергеевич, нет никакого секрета. Просто у нас никто не хочет особо напрягать мозг там, где можно спокойно пилить бюджет, не имея повышенных обязательств.
Достижение компании Илона Маска особенно впечатляет, если вспомнить, что она основана в 2002 году, — как раз тогда «Рокосмос» отказался продать американцу две своих старые ракеты, потребовав слишком высокую цену. На обратном пути в самолете Маск прикинул, за сколько можно сделать ракету самому, — в теории. После этого он заявил спутникам, что вполне реально снизить цены на космические полеты в десять раз!
Иными словами, Маск имея нулевой опыт конструирования ракет и космических кораблей, с нуля основал компанию, где до сих пор остается главным инженером, и несмотря на это, смог построить перспективный пилотируемый космический корабль быстрее, чем «Роскосмос» — хотя последний начал разрабатывать «Федерацию» даже чуть раньше, чем SpaceX свой Crew Dragon!
- Ну, тут большое значение имеет финансирование. Может быть, дело в том, что SpaceX получила больше денег?
- А вот и нет Сергей Сергеевич! Внимательный анализ расходов компании не показывает этого!
Первую версию ракеты Falcon 9 и грузового космического корабля Dragon, кстати, нынешний Crew Dragon — его очень глубокая модернизация, американская компания создала всего за 0,4 миллиарда долларов. Для сравнения, на одну только ракету «Ангара» Россия потратила более 4 миллиардов долларов или в десять раз больше! Не напоминает ничего? Эффективные менеджеры? Государственный контроль? Академики и патриоты? А ведь это, Сергей Сергеевич
все траты SpaceX по НИОКР за всю ее историю! В абсолютных цифрах, это примерно равно тратам по НИОКР на одну российскую «Ангару»! И несмотря на это, «Ангара» пока так и не начала регулярные полеты, а вот Falcon 9 делает это уже десяток лет — да и грузовые «Драконы» летают на МКС уже восемь лет подряд!
- Ну вот опять у вас скользит Юрий Георгиевич этот намек на нашу нераспорядительность. Вы правда уверены, что у на везде только и делают что пилят бюджет? Особенно в «Роскосмосе»?
- Ну что вы, Сергей Сергеевич! Ни коим образом, - рассмеялся Смыслов, у которого в голове уже зрел план. - Нельзя сказать, что дело тут в какой-то особой расточительности «Роскосмоса». Хотя, безусловно воруют, и много воруют. Количество уголовных дел по космодрому «Восточный» не дадут соврать! Но, если сравнить расходы российского космического гиганта с NASA, то выяснится, что они довольно скромны. Например, американское космическое агентство потратило на разработку своей ракеты SLS и корабля Orion уже десятки миллиардов долларов — много больше, чем ушло на «Ангару» — однако ни SLS, ни Orion до полной летной готовности так и не дошли. И ещё вопрос, - дойдут ли? Просто, то что у нас называется воровство, там называется «лоббизм» и имеет официальное признание.
- Тогда, за счёт чего Маск добился таких результатов?
- Сергей Сергеевич, я аналитик, поэтому всегда привык анализировать ситуацию. И в результате этого анализа, у меня вырисовалось следующее.
Похоже, Маск добился серьезного отрыва от НАСА и «Роскосмоса»,не за счет их слабостей, а за счет своей силы!
Речь тут не идет о какой-то особой гениальности самого Маска или его команды, - идее посадки ракеты на хвост, десятки лет. В тех же США, уже летали демонстраторы таких технологий. Да и проект Crew Dragon не имеет радикальных преимуществ перед проектом «Орла». Дело в другом: у SpaceX и ее руководителя несопоставимо выше мотивация, и главное, у них есть цель! Согласитесь, первыми посадить космический корабль на Марс, или Юпитер, привезти первый килограмм железной руды из космоса, - это многое значит для человечества!
А что же мы?
А мы уважаемый Сергей Сергеевич увы, этой цели не имеем. Нам никто её не поставил, и не требует достижения.
Главная проблема российского космоса не в нехватке конструкторов, а в том, что он не имеет определенных взглядов, зачем ему вообще нужен космос. Ведь если задуматься, то для полетов на МКС новые космические корабли проектировать вовсе не надо. Да, «Союз» тесный, да, там всего три члена экипажа. Но на орбитальной станции и так меньше человек, чем она может поддерживать,- так зачем же строить корабль больше, чем требуется? Сходная история и с ракетой «Ангара». По своим возможностям выведения, она не сильно отличается от «Протона», который до недавних пор вполне надежно летал. Так зачем же дублировать его новой конструкцией?
Конечно, остается еще такая цель как полет на Луну, о котором в последнее время поддавшись американской идее заявляем в том числе и мы. И «Orion» NASA, и «Орел» «Роскосмоса» создаются, в том числе, с учетом возможного полета туда. Но все дело в том, что планы NASA в XXI веке меняются с каждым новым президентом США. Барак Обама хотел, чтобы Агентство летело к ближайшему околоземному астероиду, Дональд Трамп хотел возврата на Луну. Президент Байден вообще ничего не хотел! В свой новый срок, Трамп хочет лететь на Луну и Марс! А что будет хотеть следующий американский президент — на сегодня не знает вообще никто. А ведь финансируется государственная космическая программа из госбюджета, в отличие от Маска, который летает «на свои». Реализовать крупную космическую программу за 4-8 лет сложно даже США, не говоря уж про нас.
В России речь о смене космических целей страны не идет. Но не потому, что она преследует их с завидным постоянством, а потому, что у нас никто так и не знает, в чем они состоят? Если открыть Федеральную космическую программу, то на ближайшие годы там запланировано одно только поддержание имеющихся возможностей полета в космос. Руководители «Роскосмоса» меняются как перчатки, а программа стоит незыблемо! Далеко на горизонте маячат какие-то тяжелые ракеты и корабли до Луны, - но из программы в программу их переносят все дальше и дальше во времени. Фактически, это скорее пиар-проекты, а не реальные намерения, с внятными сроками и планами. От этого финансирование нами «Ангары», и «Орла», или американцами Orion и SLS никогда не было ровным и уверенным. А у тех, кто занимался программой, никогда не было четкого понимания, когда же они должны ее завершить и чего заказчик на самом деле хочет?
У Маска все намного проще: его мотивация к созданию новых конструкций радикально выше. Его цель – это не доставка людей на МКС или вывод спутников на орбиту, как у российской космонавтики. И даже не повторное втыкание флага в лунную поверхность, как у Дональда Трампа. Он хочет не реализации пиар-проекта — он хочет высадки на Марс!
Это принципиально другая задача, огромной сложности, на пути к которой нужно решить массу попутных задач. Чтобы научиться строить ракеты и корабли, SpaceX бралась за коммерческие контракты NASA, и именно в их рамках были созданы и Crew Dragon, и Falcon 9.
Но хотя они и кажутся нам сегодня большим достижением — который «Роскосмос» с «Орлом» лишь надеется повторить через несколько лет — для самого Илона Маска — это только нижние ступени лестницы, которую он твердо намерен достроить в течение 2020-х годов. Ее верхние ступени — Марс! И как вы думаете, что ему для этого надо?
- Я думаю, в первую очередь деньги, Юрий Георгиевич!
- Увы, нет. Денег у него куры не клюют. Его финансирует «Блэк Рок»! Это кроме денег, которые вкладывает в него НАСА, Пентагон, Боинг, и с десяток инвестиционных фондов помельче.
- Тогда что?
- Многоразовые космические корабли нового поколения!
- Но они же у него есть?
- Нет Сергей Сергеевич. То, что у него есть, это только один элемент будущей многоразовой системы. Как умный капиталист, он тестирует их, одновременно зарабатывая на их эксплуатации! Но на самом деле, он стремится к тому же, что и мы! Он хочет создать большие объемные космические корабли, которые смогут взять на борт тысячи тонн грузов и сотни людей, для создания и поддержания жизнедеятельности далёких космических колоний. И то что у него пока нет этого корабля, даёт нам шанс шагнуть в будущее обогнав Маска на десятилетие!
- Но как? У вас же будет по сути такой же путь, как и у него?! Десятилетия НИОКР и производство новой техники, годы полётов, накопление опыта в автоматическом режиме, переход на пилотируемые режимы?
- Такой же, да не такой! В отличие от американцев, у нас есть бесценный опыт космических полётов и исследований в пилотируемом варианте, чего нет у них. Им надо этот этап проходить заново. А у нас есть сконцентрированный опыт! И у нас есть, … корабль!
- Его ещё нет.
- Да, в железе его нет. Но это только время и деньги. Всё остальное, у нас в наличии!
- Вы понимаете, что этим вы взболтаете болото космических пауков, которые живут за счёт отрасли, питаются ею, считают эту отрасль уже своей собственностью, собираются свои звания,
должности, кресла, передать по наследству? А тут вы такие! Вы понимаете, кому вы хотите эту
самую дорогу перейти?
- Вполне. И я уверен, что мы сможем это сделать. Их время ушло, безвозвратно.
- Хорошо. А что будет теперь с «Роскосмосом» и до каких пор будут летать «Союзы»?
- Сергей Сергеевич. Процессы трансформации в любой отрасли проходят поступенчато. Например, из практики совместных полетов США и России на МКС до сворачивания программы шаттлов известно, что наличие одного средства доставки туда людей не означает свертывания полетов другого. До 2011 года на один пилотируемый рейс шаттлов к орбитальной станции старались давать один рейс «Союзов». Те превосходили шаттлы в плане экономики -один полет шаттла без учета стоимости НИОКР стоил 0,5 миллиарда долларов, но, несмотря на это, от последних никто не отказывался. Это был вклад США в совместную программу эксплуатации МКС. На шаттлах туда доставляли космонавтов вместе с американцами, а на «Союзах» – астронавтов вместе с российскими коллегами. Я уверен, что космическая кооперация будет продолжаться. Главное, чтобы наши доморощенные космобизнесмены не воротили морды от возможностей совместной работы с американцами. Естественно не в качестве обслуживающего персонала, а полноценными партнёрами. Я уверен, что после начала полетов Crew Dragon, пока обслуживается МКС, введут смешанные экипажи, где будут вместе летать граждане России и западных стран. Так что, пока «Союзу» ничего не угрожает. Но в перспективе ситуация будет куда сложнее.
С 2024 года у США нет четких планов на участие в проекте МКС. «Роскосмос» также объявил о начале подготовки к запуску в ближайшем будущем своей космической станции, которую тоже надо будет обслуживать. Эти ли нам нужно? Безусловно нет, но резко перепрыгнуть для отрасли будет самоубийством. Значит, будут пауки, кресла, должности, бюджет, который будут пилить и многое другое.
Американцы же за основу приняли 2028 год. Именно в этом году они нацелены на высадку на Луне, и если у них все выйдет, то чисто финансово не потянут и полеты туда, и участие в орбитальной станции. Тем более, что у NASA есть план создания окололунной орбитальной станции. Полеты туда вычерпают бюджеты Агентства, не оставив ему средства на МКС. Поэтому уже сейчас в США ходят разговоры о будущем выходе американского государства из этого проекта. Между тем, одна Россия поддерживать МКС вряд ли сможет: целый ряд модулей там западные, и их эксплуатация и ремонт силами «Роскосмоса» малореальны. В теории, станцию может спасти перевод на коммерческий статус — привезти туда космических туристов.
И вот тут у «Союза» начнутся объективные сложности. Он сможет доставлять не более трех человек, часть из которых должна быть космонавтами-профессионалами — чтобы реагировать на возможные нештатные ситуации.
Crew Dragon может вести 7 человек, и даже если двое будут астронавтами той же SpaceX, то еще пятеро могут быть туристами. Нетрудно понять, что «Союз» начнет выглядеть непривлекательно.
Разумеется, российский «Орел», если он будет готов к тому времени, поправит ситуацию. Но есть и проблема: не вполне ясно, закончат ли его разработку. Дело в том, что к 2023 году, когда он должен был достигнуть летной готовности, начались пилотируемые полеты Starship. Вторая его ступень совмещена с кораблем, чей герметичный объем более 850 кубометров, то есть раз в девяносто больше, чем у Crew Dragon. Пассажировместимость там намечена до 100 человек, хотя в большинстве полетов, конечно, она будет меньше. При этом стоимость полетов — за счет многоразовости — планируется равной стоимости полета нынешней ракеты с кораблем типа Crew Dragon. И вот на этом фоне достройка «Орла» будет выглядеть, как спуск на воду военного парусного судна в эпоху пароходов. Ресурсы «Роскосмоса» ограничены, и, если он решит догонять технологический уровень Starship, «Орел» вполне могут бросить на полдороги.
Еще хуже ситуация сложится, если наша страна избежит разработки аналога Starship. А она избежит, потому что у нас даже близкого проекта нет в разработке. По гермообъему его вторая ступень равна всей МКС! Таким образом, появление подобного левиафана в космосе в основном закроет эпоху стандартных орбитальных станций: никто не будет задорого поддерживать их в рабочем состоянии, когда каждый летящий на орбиту Starship сам будет такой станцией. Только еще и способной долететь до Луны.
- Вы хотите сказать, …
- Я хочу сказать, что альтернативы нашему проекту, у России нет! Если только мы не решим скатиться в космическое средневековье добровольно.
- М-да. Незавидная участь у нашей космонавтики. И причин вам не верить у меня нет. Хотя, вы сами видели, я старался изо всех сил хотя-бы в чем-то возразить. – генерал замолчал что-то обдумывая.
- Ладно. Давайте мы сделаем так Юрий Георгиевич. К сожалению, как бы я не относился к вашему проекту, вопросы финансирования увы не в моей власти. Проект пока не имеет военного значения и в этом смысле министерство не может выделить вам даже организационный взнос. Но. Я могу сделать для вас больше чем деньги. Я могу в принципе включить вас в список структур под патронажем минобороны. Ваша тема будет в разделе новых разработок для РВСН. Есть некоторые неудобства в этом. Придётся раз в полгода принимать комиссию военной контрразведки для проверки соблюдения секретности на предприятии. С другой стороны, вы можете это компенсировать тем, что будете включать в специальный перечень только те документы, которые сами посчитаете нужным!
- Что это нам даст?
- Что это вам даст,… ? Это вам даст прикрытие дорогой мой. Прикрытие от тех самых пауков, и различных приспешников из госорганов, которые используя служебное положения захотят вас сожрать или уничтожить. А так, вы будете в списках предприятий минобороны, которые ни проверять, ни влезать в их работу у этих господ не будет возможности. Так что, развивайтесь! Будут сложности с международным финансированием, если вы его сможете привлечь конечно. Но я думаю, мы найдём инструменты для решения этих проблем. Дерзайте!
Свидетельство о публикации №225051701880