Кое-что о долгожителях

Как сказал американский комик Боб Хоуп, если свечи на именинном пироге обошлись вам дороже самого пирога, значит старость не за горами. Чисто американский, жлобский образ мышления. У нас так не говорят. Я бы сформулировал вторую часть предложения иначе –значит, Вы переступили порог, отделяющий зрелость от старости. Наши граждане к старости относятся с уважением, а к долгожителям с легкой завистью. Причем, здесь, спросите зависть? А ты попробуй, проживи на этом свете сто двадцать два года, да еще сто шестьдесят четыре дня, как француженка Жанна Кальман или сто девятнадцать лет и девяносто семь дней, как американка Сара Кнаусс. Тех же, кто прожил сто пятнадцать – сто семнадцать лет наберется больше пяти десятков и в основном это представительницы женского пола. Мужики, те живут меньше, но счастливее, поскольку в отличие от слабого пола, ни в еде, ни в выпивке себя особо не ограничивают. Бывает, что курят, но эти коптят землю мало, поскольку никотин очень полезен для развития онкологии.

Многие рассматривают процесс долгожительства, как месть пенсионеров государству, платящему своим гражданам мизерные пенсии. Почему бы не урвать с бюрократов несколько больше, прожив лишних десять – пятнадцать лет. Логично. Почему бы и нет? Но мы смотрим на этот вопрос шире. Государство, понятно, терпеливо несет убытки по людям с длинным веком и особо по этому поводу не расстраивается. А вот, кто действительно недолюбливает долгожителей, так это их близкие люди и прочая родня, томящаяся в ожидании наследства. Упомянутых в завещании лиц, чрезмерная задержка на этом свете людей старшего поколения, близких по финансовым взаимоотношениям, действительно весьма печалит. Скорбь по потере богатых родственников, переживается намного легче, томительного ожидания процедуры вступления в наследство. По их мнению, глубокая старость родных людей должна быстро сужать их жизненное пространство до размеров могилы. Такое нетерпение можно понять, и трудно осуждать.

У одной моей хорошей знакомой, свекровь достигла девяносто летнего возраста. Представляете глубину огорчения невестки, имеющей свекровь с таким долгим веком. И такая, знаете, она себе была интересная старушка, крепенькая, как гриб сморчок и весьма живучая для своего древнего возраста, поскольку соблюдала все каноны, удлиняющие срок пребывания на грешной земле. Жизнь она вела размеренную, справедливо полагая, что излишняя суета вредна для здоровья. Старалась особо не переживать и не расстраиваться по всяким пустякам, поскольку стрессовые ситуации усугубляют процесс старения и так уже давно отнюдь не юного тела, быстро сводя в могилу слишком нервных субъектов. Она глубоко прониклась важностью утверждения, бытующего в народной молве, что «переживает других тот, кто не переживает за других». Из иных положительных качеств следует отметить, что бабулька была весьма умерена в вопросах питания, закономерно полагая, человек роет себе могилу ложкой и вилкой, а некоторые не в меру прожорливые экземпляры, умудряются копать даже половником. Йоги видят глубокий философский смысл в ограничении питания, считая, что каждому человеку в его жизни положено пропустить через себя конкретное количество пищи. Чем быстрее схомячишь отведенную на твой век пайку, тем быстрее закончишь жизненный путь. Ну, что еще? По утрам делала зарядку, вместо водки она употребляла компот из свежих фруктов или травяной чай, стабилизирующий артериальное давление. Раз в неделю позволяла себе стакан белого сухого вина для аппетита и поддержания в норме процесса пищеварения.

Впрочем, подобное воздержание не всегда является причиной долгожительства. Хотите примеров? Их есть у меня, как говорят в Одессе. Так, любитель фастфуда Харланд Сандерс не желал тратить много времени на здоровое и качественное питание. Хуже того, он основал сеть ресторанов быстрого питания для таких же ленивцев и любителей беспорядочного приема пищи. Он пренебрегал рекомендациями диетологов, много лет бьющих тревогу о вреде, наносимом здоровью человека этой процедурой приема пищи. Тут и лишний вес, и камни в желчном пузыре, и повышение холестерина и уровня сахара в крови. Я уже не говорю о язвах, гастритах, заболеваниях печени и поджелудочной железы. Казалось бы, куда дальше. Но, как ни странно, Харланд Сандерс, питаясь не регулярно и, чем попало, благополучно дожил до девяноста лет, особо не жалуясь на недомогания. Тот же создатель бренда Nutella – шоколадно-орехового лакомства, калорийность которого ну просто зашкаливает, Микеле Ферреро прожил 89 лет. Производитель шаурмы и стейка, известных под общим названием донер-кебаб Кадыр Нурман скончался в восемьдесят лет. Да, что там питание, если создатель коньячного бренда Hennessy Ричард Хеннеси прожил семьдесят шесть лет, а производитель сигарет марки Winston и сам большой любитель перекуров Ричард Рейнольдс дотянул почти до семидесятилетнего возраста. Так, что искать секреты долголетия в спорте и правильном питании, занятие весьма сомнительное.

Влияние спорта на увеличение продолжительности жизни тоже вызывает много вопросов. Судите сами, бегун трусцой и великий популяризатор этого вида спорта Джим Фикс скончался в возрасте пятидесяти двух лет от остановки сердца, именно во время этого своего любимого занятия. Великий спортсмен и футболист Диего Марадона скончался в шестьдесят лет, а изобретатель спортивной беговой дорожки ели дотянул до пятидесяти четырех лет. А если брать такой вид спорта, как бодибилдинг, так там вообще редко кто доживает до старости. Получается, что ничего нельзя принимать на веру. Разумное сомнение еще никогда и никому не повредило. Может быть, все дело в здоровой наследственности? Здесь тоже, как выяснилось, не все гладко. Ученые до сих пор не в состоянии обнаружить гены, отвечающие за продолжительность жизни. По их подсчетам, только у десяти процентов долгожителей есть наследники с таким же длинным веком. Так, что воспользуемся поучением одного китайского мудреца, советовавшего держать тело в тонусе, а мнения и сомнения по поводу правильности жизни – в анусе.

Впрочем, мы отвлеклись от нашей основной истории о моей знакомой и по совместительству невестки долгожительницы. Так вот однажды, в ее квартире раздался телефонный звонок. На той стороне телефонной трубки, старый дребезжащий голос свекрови объявил о ее весьма скверном самочувствии. Симптомы недуга, изложенные бабушкой невестки, звучали, как приговор и давали большие надежды на скорое вступление в наследство. Тут было и прерывистое дыхание, и галлюцинации в виде ее покойного папы, скончавшегося еще в двадцатом веке и легкое впадение в прострацию с незначительной потерей сознания. Короче, полный предсмертный комплект. Сын бабушки, законный супруг моей знакомой, тут же попытался броситься к маме, чтобы прохрипеть пропитым голосом последнее прости, но был грубо стреножен супругой практически на полном скаку.
- Подожди, - веско сказала она мужу, - туда мы всегда успеем. Нетерпеливых покойников не бывает. Вначале проведем подготовительные мероприятия.

И они отправились на кладбище, где бабушке уже давно было заготовлено место рядом с ее покойным супругом. Надо было навести здесь порядок. Прибрать могилку, прополоть сорняки, наметить место нового погребения, ну и так, кое-что по мелочи. Хотя мелочей в вопросах перехода к вечному упокоению не бывает. Наконец, когда подготовительные работы были закончены и все вопросы утрясены, навестили старушку, находящуюся, как они наивно полагали, на смертном одре. Бабушка, вопреки ожиданиям, чувствовала себя довольно сносно для своего возраста, и даже что-то там себе жевала беззубым ртом. Возмутительное, с точки зрения невестки поведение. Как не было противно, пришлось изображать радостные эмоции по поводу неожиданного воскрешения. Имитация отхода в мир иной, после этого случая практиковалась старушкой неоднократно. Кто знает зачем? Может быть, ей нравилось наблюдать за метаморфозой смены неподдельной радости на лицах наследников, глубоким разочарованием по поводу ошибочности своих суждений.

Кстати, упоминаемая нами выше импортная старушка Жанна Кальман очень сильно попортила нервы своему адвокату Франсуа Раффре. Не имея прямых наследников, она заключила с этим адвокатом, которому было в то время сорок семь лет, казалось бы, выгодную для последнего сделку о продаже своей собственности в виде квартиры. В соответствии с условиями сделки, адвокат обязался выплачивать бабушке, которой на ту пору стукнуло девяносто лет, до самой ее смерти ежемесячную сумму в размере две с половиной тысячи франков. Прямая выгода на лицо, поскольку в момент сделки ценность квартиры равнялась десяти годам платежей. Сколько там она там протянет, думал адвокат, удовлетворенно потирая руки. Год – полтора, ну максимум два. Но все пошло наперекосяк. Вопреки ожиданиям жадного адвоката, бабушка продолжала жить и даже пережила афериста на пару лет, который скончался в семьдесят семь лет, вероятно, от огорчения по поводу непомерных трат. К этому времени старушка получила с адвоката сто восемьдесят тысяч франков, что равнялось двойной стоимости квартиры. А, если учесть, что вдова адвоката и после смерти мужа продолжала платежи во исполнение контракта,  поскольку по условиям сделки под названием «обратный заклад» прекращение платежей означало нарушение договора, то обобрала она эту семейку на весьма приличную сумму. Так им и надо.

И так, уважаемый читатель, мы потратили на эту историю с долгожителями уйму времени, но так ни к чему и не пришли. Практической пользы от нашего исследования – ноль. Ну что же, давайте удовлетворимся фразой, что дожить до ста лет, конечно, можно, но при одном непременном условии – если тебе повезет не умереть раньше. Несколько неопределенное суждение, но насколько точно уловлен смысл проблемы.

Другие произведения этого автора читайте на      https://anatdolzhenkov52.blogspot.com


Рецензии