Тем, которые не превзойдут...
А его всегда интересовал вопрос о том, дают ли при своём правильном сочетании именитость и мастеровитость величие сочинителю или величие - это термин, совсем сочинителям не подходящий?
Вполне возможно, что великими могут быть только государственные деятели, их наставники и учёные. И даже изобретатели, по сравнению, например, с теми же учёными, не могут быть великими.
Изобретатели могут быть лишь выдающимися. И от удачливых изобретателей выдающиеся изобретатели отличаются тем, что у них не только есть много патентов на собственные изобретения, но и их изобретения связывают с их именами достаточно многочисленные поколения людей.
Изобретение может быть многим людям полезным, и тот, кто его сделал, получил за него деньги, И даже его потомки продолжают получать за его изобретение деньги. Роялти, что ли? Но это не выдающийся, а только некогда удачливый изобретатель, если мало кто связывает его какое-то изобретение, хотя бы одно, с его именем.
Так и в литературно-художественном сочинительстве, - удачливые сочинители могут со временем переместиться из первого ряда сочинителей в сочинители второго, а то и третьего ряда.
Они перемещаются в менее значительные ряды сочинителей, потому что ещё при своей земной, материальной, телесной жизни были относительно удачливыми, но не выдающимися сочинителями.
Как бы критично ни относиться, например, к Фёдору Михайловичу Достоевскому, несомненно то, что он ещё при своей жизни был не столько удачливым, сколько выдающимся литературно-художественным сочинителем. Выдающимся Автором литературно-художественных произведений.
Те сочинители, живущие в двадцать первом веке, которые понимают свои ограничения, понимают, что никогда в своём сочинительском творчестве не достигнут высот Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя, могут, например, ориентироваться в своём творчестве на Федора Михайловича Достоевского, который несомненно был выдающимся автором литературно-художественных произведений.
А что делать тем современным авторам-сочинителям, которые понимают, что никогда не могут в своём творчестве превзойти Ф. М. Достоевского и, одновременно, не обладают остроумием и чувством юмора, необходимыми для того, чтобы создавать весёлые, развлекательные литературно-художественнве тексты? Им остаётся создавать произведения фантастики, не обязательно научной.
Лично он к термину "фантастика" относится предвзято, потому что данный термин заставляет считать, что фантастические тексты должны непременно быть итогом применения фантазии автора.
А он думает, что никакой фантазии нет. Ни у кого нет никакой фантазии, а есть только воображение.
Но так как он смирился с тем, что понятие фантастического жанра навсегда закрепилось в сознании людей, он считает фантастику в литературно-художественном сочинительстве итогом применения авторского воображения к тому, чтобы выдумывать-придумывать новые, ещё не существовавшие, вселенные или миры.
Его же собственное сознание устроено так странно, что он даже в реалистических произведениях Ф.М. Достоевского замечает налёт, оттенок, привкус именно фантастики.
Если в реалистических произведениях Ф.М. Достоевского, например, в "Скверном анекдоте" ощущается налёт, оттенок, привкус фантастики, то совсем не такой фантастики, какой она представлена в произведениях, например, И. Ефремова и А.Казанцева.
Он где-то слышал или прочитал, что фантастика Ф. М. Достоевского - это не столько создание воображением новых миров, сколько описание проявлений человеческого сумасшествия.
Но многим из тех современных сочинителей, которые поняли, что они не смогут превзойти в своём творчестве Ф. М. Достоевского, совсем не хочется представлять читательницам и читателям человеческое сумасшествие.
Тогда что же те, которые хотят создавать фантастические произведения, не уделяя слишком много внимания человеческому сумасшествию, должны знать, например, об отечественной литературно-художественной фантастике, которая до недавнего времени была советской?
Лично он думает, что в советской фантастике было, как минимум два направления, - развивающее какие-то идеи, как у И. Ефремова и А. Казанцева, и критикующее те же идеи, как у братьев Стругацких.
Но он сразу понял, что разделение отечественной фантастики на развивающее и критичное направления требует очень длительного разговора, более тщательного рассмотрения, чем то, которое возможно в тексте о первоначальных знаниях тех авторов, которые, не обладая значительно развитыми остроумием и чувством юмора, хотели бы создавать фантастические тексты. Тексты в жанре литературно-художественной фантастики.
Например, лично он считает, что фантастика от реалистической художественной литературы отличается тем, что в ней, как в песне, нужно в первую очередь обращать внимание читателей на мотив, а не на персонажей.
В реалистической прозе, как и в поэмах, авторы сначала обращают внимание читателей и читательниц не на какие-то мотивы, а на персонажей. Прежде всего на главного персонажа. На героя.
Итак, в фантастике самым важным является мотив, то есть тема рассмотрения.
В развлекательной фантастике, вполне возможно воспроизводство, копирование, подражание тому, как какой-то фантастический мотив или фантастическую тему рассматривали предшественники автора-фантаста.
В той литературно-художественной фантастике, которая хотела бы предоставить читательницам и читателям возможность о чём-то задуматься, автор-сочинитель должен стремиться к оригинальности подхода к рассмотрению какого-то фантастического мотива, конкретной фантастической темы.
Василий Головачёв в своих "Гостях непрошеных", рассматривая мотив присутствия, с древних времён, среди землян "инопланетцев", предложил такой мотив, как ящеролюди, змеелюди, птицесапиенсы и прочие нелюди.
Лично ему термин "птицесапиенсы" не очень нравится. Он сам заменил бы его лучше на "разумоптиц", а ещё ему нравятся "тигролюди" и "льволюди".
Но он, зная о себе, что никогда не превзойдёт в своём сочинительстве Ф. М. Достоевского, например, и что остроумие и чувство юмора у него недоразвиты, сейчас думает: "А не приняться ли мне за сочинение фантастического текста о разумоптицах и тигролюдях?"
Есть ещё фантастический мотив, который он мог бы рассмотреть в создаваемом им тексте, - нечто надеваемое на голову, то, что, будучи соединённым с компьютером, связывает мыслеобразы в единое видео- или киноповествование. По крайней мере, двенадцать лет назад, то есть в две тысячи тринадцатом году данная тема была очень распространённой среди сочинителей-фантастов. И довольно популярной среди читателей.
Может быть, он и не прав, отличая фантастику от реализма в основном тем, что в реализме всё начинается с выбора главного и других персонажей, а в фантастике - с выбора рассматриваемых мотивов или тем. Фантастических разумеется. Но сегодняшние размышления о том, что делать в сочинительстве без чувства юмора, без фантазии, но с воображением, то есть с выдумкой или вымыслом, он решил закончить.
P.S. Автор данной записи размышлений персонажа о способностях сочинителей, необходимых для написа'ния реалистического или фантастического произведения художественной литературы, и сам не знает, зачем он публикует данный текст. И он, автор, просит у читателей и читательниц прощения, если у кого-то из них сложится впечатление, что ему, автору, не удалось достаточно распрямить неудачно закрученные персонажем мысли последнего. Автор также надеется, что читатели и читательницы не будут очень уж сильно недовольными персонажем за его недоверие к действительному существованию фантазии и за то, что он заменяет фантазию отечественными словами "воображение", "выдумка", "вымысел". Он, автор, и сам не знает причины, в соответствии с которыми он допускает размещение данных итогов размышлений персонажа именно в разделе литературоведения.
Свидетельство о публикации №225051700233