Московское метро глазами...

                Московское метро глазами немца

       (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Ulf Mauder

   Историческая мраморная доска у входа в Московское метро на станции "Сокольники" сообщает, что метро носит имя В.И.Ленина (основателя советского государства - пер.). Металические буквы, которыми набрано его имя, нанесены поверх другого имени, ныне стертого, которое раньше носило Московское метро: Л.М. Каганович (Сталинский нарком путей сообщения - пер.). Метро было открыто 15 мая 1935 года (90 лет тому назад).

   Сегодня метро насчитывает 302 станции, 120 из которых появились только после 2010г. В год открытия было лишь 13 станций. Картина на полу показывает проходчика с отбойным молотком. Надпись гласит: "История начинается здесь".

   По знаменитой коричневой кольцевой линии №5 к юбилею запустили поезда с историческими вагонами. Сегодня Московское метро с 60 000 человек обслуживающего персонала, с самой совершенной в мире системой движения, с необыкновенной точностью ритма, которая в часы пик достигает ежеминутного прихода поезда. Примерно 9.000.000 пассажиров перевозит метро ежедневно.

   Люди спешат через подземные дворцы с огромными мозаическими картинами и произведениями искусства соцреализма. На станции "Комсомольская" закольцовываются красная и коричневая линии. Это является узловым пунктом с тремя ж-д вокзалами, от которых отправляются поезда в различных направлениях по всей огромной стране. Сопровождающий нас шеф метро г-н Шопхоев показывает нам колонные залы на "Комсомольской", роскошные галереи и огромную настенную живопись, выложенную из плиток. Мы видим рабочих в чистых спецовках и в спец.обуви. Обычно от внимания посетителей ускользает, что условия работы тяжелые не в последнюю очередь из-за опасности прорыва грунтовых вод и многих геологических проблем. Много рабочих погибло. Советская пропаганда напротив показывала портреты образцовых строителей социализма со счастливыми лицами.

   Гвоздь программы это огромные мозаики на "Комсомольской" из русской истории. Из-за сверкающих люстр залы легко сравнимы с блеском Кремлевских дворцов.

   В противоположность Нью-Йорку, Будапешту, Берлину или Парижу, где метро уже давно существует, Московское метро было построено позже. Шопхоев говорит: "Сталин хотел, чтобы метро, если уж оно не первое, то своей эстетикой должно вызывать восхищение. Эти дворцы для народа должны не только преимужество социализма показывать, но и убедить людей, что наше метро лучшее в мире."

   Из-за ограниченной свободы путешествий советские люди врядли могли сравнивать. Но культурная ценность Московского метро, в залах которого иногда даются концерты и часто играют уличные музыканты, бесспорна. Оно никогда не должно было только просто функционировать и служило примером для других городов Советского Союза таких как Киев или Тбилисси.

   


Рецензии