Рекомые Музами...
«Все чаще женщина невстреченная снится,
И в каждой встреченной мерещится подвох…"
Игорь Северянин «Стареющий поэт»
1. Завязка
«Клиа точны бытия
В память предает, поя.
Мелпомена восклицает
И в трагедии рыдает.
Талиа, да будет прав,
Осмехает в людях нрав.
Пажить, равно жатву серпа
Во свирель гласит Эвтерпа.
Гуслей Терпсихора звук
Соглашает разный вдруг.
Эрата смычком, ногами
Скачет, также и стихами.
Урания звезд предел Знает свойство и раздел.
Каллиопа всех трубою
Чтит героев всезлатою.
Упражняясь наконец
Полигимниа нарядно
И вещает всёрядно...».
В.К. Тредиаковский «Парнас. Феб. Музы»
...История эта началась в столь незапамятные времена, что и летоисчисления ещё не существовало. Известно лишь, что толчком ей послужило похищение огня Прометеем у Гефеста... Вы скажете: где огонь а где Музы?.. Ведь Гефест — ремесленник. Следовательно, дар людям Прометея скорее более пригоден для развития ремесел и наук, нежели искусств... Тут разве что для Урании работка есть... Но всё оказалось гораздо сложнее. Гефест был прежде всего творцом. Творцом не в «божественном» смысле, а именно что - в человеческом. В утилитарном смысле огонь облегчил человеческую жизнь: вызволил для неё время не только смотреть себе под ноги в поисках хлеба насущного, но и... «глядеть в небо». То есть он дал людям время для творчества. В каком-то смысле дар Прометея людям уподобил их богам... Как бы то ни было, ваш покорный слуга верит, что огонь породил и первую песню, и первую живописную картину...
В связи с этими изменениями возникло огромное количество различнейших обстоятельств, которые уже никак не могли игнорировать обитатели Олимпа.... Короче, нужно было что-то делать... Ибо оставить людей «без пригляда» в свете этих вновь выявленных обстоятельств было чревато даже для богов-олимпийцев...
Старая истина: не можешь предотвратить или запретить какое-либо движение или явление — возглавь его. Ну и, по крайней мере, приложи силы для того упорядочить его в приемлемые формы для осуществления последующего контроля...
Именно вот с такой целью и заявился глава олимпийцев Зевс к своим полузабытым дочуркам-музам то ли на Парнас, то ли на Геликон (уж не знаю точно), где они до поры до времени безмятежно развлекались в компании своего приятеля Аполлона.
«Музовоз», при явлении Зевса, надо сказать, благоразумно отошёл в сторонку для перекура, чтобы не мешать родственному разговору....
Понятно — дело прежде всего. И потому Зевс сразу же изложил перед дочерьми стоящие перед ними задачи. Ну, а потом уж, как водится, в подобных случаях, речь зашла об отсутствующих родственниках... Тут надо отметить, что боги в отличие от людей особым чадолюбием не страдали. А уж при наличии бессмертия... Сам Зевс давно уже запутался в своих женах и возлюбленных, а детям и счёт не вёл. Да и судьбой их интересовался крайне редко.... Но вот в данном случае обстоятельства заставили повидаться с родственничками....
- ...Да уж... Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире!.. Мне ль не знать?..
… Зевс задумался... и махнул рукой:
- ...Да какая, собственно, разница?.. Здесь у нас формула будет такая: «отец известен, мать предполагается»... Почему нет?.. Я вам Зевс или куда?.. Право имею. Ну и что, что у людей наоборот?.. Боги мы. А потому у нас всё не по-людски. Отец, понятно, это я. И это не обсуждается... А мать... Да что я упомню всех?.. Сколько этих баб-то было... Не подряжался я всех помнить... Вы лучше у Мнемосины спросите. Ей по штату всё помнить положено... Может, она и есть мать ваша.... Хотя... Гармонию я бы тоже из списка не исключал... Да какая разница?... А тем кто брешет, что Уран и и Гея родаки ваши — плюйте им в рожу и направляйте ко мне... Я сам с ними вопросы генеалогии прояснять буду... Ну что ещё?.. Функционал ваш я вроде разъяснил. Ещё вопросы?...
Руку робко подняла Эрато и Зевс благосклонно кивнул:
- Спрашивай.
- ...Да как бы накладки у нас с Эвтерпой не вышло.... У неё лирическая поэзия, у меня — любовная... Уж больно пересекаются они...
Зевс легкомысленно отмахнулся:
- Даже не заморачивайтесь!.. Нашли что делить... Работы у вас будет — через край. Ещё и прочим сестрам... по серьгам достанется... Ну разве-что Терпсихора с Уранией проскочут... Да и то... Люди, они ведь... как боги: зело любвеобильны... А после истории с Прометеем (будь он неладен!) ещё и склонны к творчеству....
Руку подняла Эвтерпа:
- ...И что... нам всех их любить нужно?..
Сестры оживились и захихикали, а Зевс лишь усмехнулся:
- А вот это совершенно необязательно. Любить — это дело смертных. А вы — богини... Вы — вечные... А вечно, как известно, любить невозможно... Впрочем, тут уж на ваше усмотрение... Коли взбредёт в голову такая блажь... Но, как отец, не советую, не советую... Производственные романы, они... чреваты производственными издержками и несчастными случаями на производстве... Пусть они - мужики вас любят... или ещё кого. Не суть важно. Ваше дело — обеспечить творческий процесс необходимым количеством вдохновения... Это, кстати, всех касается.
- ...Ну и где его взять... это самое... «вдохновение»? - спросила Каллиопа.
Зевс возмущённо покрутил головой:
- Нет, кто тут, собственно, женщины: вы или я?.. Известно: дело мужиков — работать... А уж мотивировать их на эту самую работу — забота женщин....
Сёстры поскучнели... Молча переглядывались... Кое-кто закатил глаза... Но возражать или там комментировать папашины ЦУ не смели...
Зевс медленно обвёл взглядом всех девятерых.... По мере продвижения взгляд его теплел... И становился даже где-то сочувствующим.... Ну насколько это возможно для бога...
- ...М-да.... Работёнка у вас, доченьки, прямо скажем, не позавидуешь.... Впрочем... есть и нюанс... Чтоб вы совсем от этой работёнки с глызду не съехали... А это, как я понимаю, и не мудрено.... Дам я вам в помощь... смертных женщин.
Зевс вновь (уже самодовольно) оглядел дочек, а тем явно хотелось обсудить возникшие перспективы, но... не смели...
Руку на этот раз подняла «шустрячка» Талия:
- ...Что... прям-таки... всех женщин?..
Зевс несколько смущённо пожал плечами:
- ...Ну... всех не всех... В основном тех, кто по-красивше... Мужики-то они ж... глазами любят. А без любви в этом деле — никак!..
Руку подняла Мельпомена:
- И что... эти смертные женщинам любить должны тех, кого они вдохновить должны?..
Зевс «помялся»... Он был явно в затруднении...
- ...Ну-у... всех не всех... В идеале, конечно... да.... Но! - Зевс многозначительно поднял указательный палец, - Они же... хоть и смертные, но всё-таки женщины!.. В определённых случаях, достаточно будет чтобы любили их.... В общем, доченьки...
В этом месте своей речи Зевс приосанился, принял величественную позу,... Голос его набрал силу грома:
- Я, Зевс, царь богов и Олимпа своей властью наделяю вас - моих дочерей и муз:
Каллиопу, ведущую искусством эпической поэзии,
Клио, ведущую наукой «Историей»,
Полигимнию, ведущую искусством гимносложения и красноречия и пантомимы,
Эвтерпу, ведущую искусством лирической поэзии и музыки,
Терпсихору, ведущую искусством легкого стихосложения и танца,
Эрато, ведущую искусством любовной поэзии,
Мельпомену, ведущую драматическим искусством трагедии,
Талию, ведущую драматическим искусством комедии,
Уранию, ведущую науками «Астрономией» и«Астрологией»
правом делегировать свои должностные полномочия земным смертным женщинам...
2. Блин комом
Пусть мёртвое воскреснет песнопенье,
Святые Музы, — я взываю к вам;
Пусть Каллиопа, мне в сопровожденье,
Поднявшись вновь, ударит по струнам,
Данте Алигьери «Божественная комедия»
...За всё в этой жизни приходится платить. Некоторые утверждают, что и в последующей тоже, но не возьмусь пока об этом судить.... Во всяком случае, за имеющиеся возможности и способность их использовать и в личных целях, по полной гребла старшенькая из сестёр-муз — Каллиопа. Хотя, конечно, трудно винить мать в желании лучшего для своего дитяти. Как было сказано гораздо позднее: «Ну как не порадеть родному человечку!»...
Короче, родила Каллиопа, в своё время, то ли от речного бога Эагра, то ли от своего шефа Аполлона, сыночка. Отец ведь, ещё и в те времен,а чаще всего «предполагался». Известно лишь, что хотя Аполлон и не афишировал своё отцовство, но весьма благоволил к мальчугану. Пацан унаследовал от матери её уникальные вокальные данные (недаром же её именовали «прекрасноголосая»!), а предполагаемый папаша подарил то ли кифару, то ли лиру. Ну и, конечно же, многочисленные тётки-музы живенько его обучили игре на этом инструменте.... Ну, понятно, и мамаша старалась вкупе со всеми сестричками... Как, собственно, и завещал музам ихний папаша Зевс. Ну и куда, спрашивается, парню деваться?.. Ясное дело, стал он певцом и музыкантом. Надо ли говорить, что и собственные песни он слагал весьма искусно?.. Ничего не попишешь — наследственность.... Да! Совсем забыл: звали мальчугана Орфей....
Детство Орфея, говорят, прошло в горах Фракии, где он своим искусством очаровывал нее только людей, но даже и диких зверей и саму природу: деревья, скалы, ветра и волны... В общем, всё хорошо было у него в детстве. Единственно, докучали ему своей любовью и вниманием многочисленные тётки, Ну представьте: девять молодых весёлых девок изо дня в день турсучат своими ласками и сюсюканьем пацанёнка!..Тут, поневоле, начнёшь сбегать от их назойливой любви куда не по-попадя. Вот и сбегал от них в леса и горы... Благо, скалы и деревья не докучали ему своим «щебетом», а молча внимали его искусству... Ну и прямо скажем: чисто женский коллектив не очень хорошая компания для парня... В общем, достали его женщины... И потому, едва войдя в юношеский возраст, он от них всех не то что сбежал, а уплыл. Причём, буквально, «за тридевять земель»...
Так уж случилось, что в это самое время фессалийский царевич Ясон. формировал команду для экспедиции в Колхиду. Формально, целью экспедиции была добыча так называемого «золотого руна» - артефакта, обеспечивающего благополучие колхов. На деле же, скорей всего, это был одним из многих пиратских походов, с незатейливой целью — пограбить чужое побережье (поздний аналог - «походы за зипунами»). На строящийся пятидесятивёсельный корабль «Арго» требовались гребцы. Вот на него и зафрактовался сбежавший из-под бабской опеки мальчишка Орфей. (Согласитесь, поступок для мальчишек вполне естественный, и, можно сказать, традиционный).
Компания (точнее, команда) была чисто мужская, и для Орфея после женского «засилья» это было то, что «доктор прописал». Парень быстро вписался в «коллектив» и его вокальные таланты изрядно облегчали суровый быт гребцов в нелёгком плавании: с песней оно ведь завсегда легче!..
Более того, как минимум два раза его певческий талант выручал экипаж в весьма непростых ситуациях. И что интересно, в обоих случаях искусство Орфея было направлено против опасностей, исходящих от... «женского пола».
В первом случае, Орфей (по легенде) своим искусством «оторвал» экипаж от прекрасных (но жутко опасных!) жительниц острова Лемнос, и «Арго» таки продолжил своё плавание в Колхиду. А во втором, уже на обратном пути, наш герой своим пением заглушил песни «сладкозвучных» сирен (что интересно, опять таки по легенде, своих сводных сестёр по матери).
Завершив плавание Орфей вернулся в родные горы и зажил мирной жизнью.... И прожил он жизнь весьма долгую: как говорят, равную то ли девяти, то ли одиннадцати поколениям обычных людей.... Много чего свершил он за эти столетия.... Только вот «личная жизнь» у нашего героя не ладилась.... Ходили даже слухи, что чурался он женского полу не просто так.... Ну да в артистической среде чего только не бывает.... Мы же лучше будем исходить из того, что Орфей был однолюбом... Почему нет?.. И такое бывает тоже...
Как бы-то ни было, но... случилось чудо: Орфей влюбился. Дело вроде бы обычное, но в нашем случае... В общем, есть нюансы.
Понятно, что покровительствовали племяннику все музы, но «первой скрипкой» была, естественно его мамаша... Конечно же, «плох тот родитель, который не докормит своего ребёнка до пенсии», но... Искусство искусством, а Каллиопа, видимо, была не прочь и внучат по-нянчить. Да и счастья хотелось сыночку: что ж он всё один да один!.. В общем, вспомнила Каллиопа, что папаша Зевс наделил её с сестрами, возможностью делегировать музовские полномочия земным смертным женщинам... На условиях любви, разумеется... Пусть и не всегда взаимной. Ну и, понятно, расстаралась мамаша для сыночка...
Поиски будущей «снохи» были недолги: благо по лесам в те времена всяких «нимф» шастало немерено. Вот и приглядела Каллиопа одну средь прочих... Эфридика её звали... Злые языки поговаривали, что она тоже дочь Аполлона... Ну да мало ли что говорят!..
Короче, долго ли умеючи: раз-два, и вот уже муза Орфея не только Каллиопа, но и Эвридика!.. Можно сказать, одним выстрелом — двух зайцев. И груз творческого покровительства Каллиопа с себя малость облегчила, и личное счастье сынку обеспечила (любовь-то у «молодых» взаимная оказалась!) А в перспективе могли ещё и внучата «нарисоваться»...
Но, увы, счастье оказалось недолгим. Цапнула Эвридику змея, когда она по лесу с подругами хороводы водила... И померла она.
Орфей, как говорят, был безутешен. Причём настолько, что начисто отрицал смирение перед волею судьбы.. Там где обычный человек погоревал бы, погоревал, да и нашёл себе новую жену, певец вознамерился вернуть свою возлюбленную к жизни. Для этого он решил спустится в царство мёртвых...
Дело само по себе неслыханное... И живым, как известно туда дороги нет. Но Орфею это удалось.
Одни говорят, что проник он в туда через пещеру Тэнара, что в южном Пелопонессе....Но есть версия, что Орфей совершил гораздо более длительное путешествие, практически повторив часть пути экспедиции «Арго» в Колхиду. Ибо известно, что ворота в царство Аида расположены в пустынной местности за Понтом Эвксинским и Меотийским болотом....
Как бы то ни было, он сделал это: проник в подземное царство мёртвых. И силою своего искусства очаровал всех, кто встретился ему на пути: и тени мёртвых, и перевозчика через Стикс Харона, и алского пса Цербера, и самого владыку царства мертвых и супругу Аида, Персефону. И добился невозможного: ему было дано дозволение вывести Эвридику, но с маленьким условием... Всего лишь не оборачиваться назад, покуда они оба не достигнут «верхнего мира»...
Как известно, Орфей не выдержал испытания: он оглянулся и тень Эвридики, ещё не обретшая плоть, вернулась в царство мёртвых...
Не хочется «моралей», но они, увы, напрашиваются... Когда Орфей спускался в царство мёртвых он пел... А когда поднимался наверх он вслушивался, ловя дыхание Эвридики... Увы, его он не услышал... Беда, когда не слышишь своей Музы!.. Впрочем, с женщинами всегда всё не просто...
Возвратившись на поверхность земли, Орфей не нашёл в себе сил полюбить другую женщину, но он продолжал петь... Благо есть музы, которым не страшна смерть: эстафету вновь приняла его мамаша...
...Земная любовь, увы, коротка. Искусство же вечно. Избитые сентенции... Но это не означает, что они не верны. Певец должен петь несмотря ни на что... Остановка же подобна смерти... И Орфей пел до конца...
Говорят, что когда Орфей умер, душа его воссоединилась с душою Эвридики.... Только вот смерть его была весьма неприятна... Его разорвала на части толпа пьяных женщин — вакханок, якобы за то, что он не проявлял к ним должного чувственного интереса.... Он пытался умиротворить их своим пением, но затуманенные вином, они были не восприимчивы к чарам его голоса...
В общем, первый опыт передачи полномочий муз смертным женщинам оказался не очень успешным... Что ж, бывает... Как говорится, «первый блин комом»... Да, судьба и время жестоки: перед ними, порой бессильны даже бессмертные боги... И пусть до нас не дошли песни Орфея, но... Девять муз сохранили для нас эту историю....
3. Процесс пощёл!
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои — её владенья.
Петрарка «Сонет LXI” (перевод Е.М. Солоновича)
...Как выяснилось, хлопотное это дело: покровительствовать поэтам. Вдохновлять их, так сказать, на творческие свершения. Даже хорошеньким женщинам. А уж девять сестричек-муз уж точно таковыми были. Ну и понятно, сестрички время от времени пытались спихнуть это тяжкое бремя на хрупкие плечи земных - смертных женщин... Да не всегда это получалось. Особенно во времена античности, когда понятия «плотской любви» (да, пожалуй, и не только «плотской») трактовались весьма широко. Ну, почти как в нынешние «толерантные» времена (правда, до пятидесяти «гендеров» тогдашние греки и римляне всё-таки не доходили).
Да вот, хотя бы, к примеру.... Вергилий... Знаменит ныне тем, что написал «Энеиду», то бишь сказание об одном из персонажей Троянской истории, впоследствии ставшим предком основателей Рима... Это так, вкратце... Ну и плюс к тому ещё и стихи писал: «Буколики», «Георгики» всякие... Ну и прочие «пасторали»... Был весьма популярен «ан масс». Ну и как такому не покровительствовать?.. Нужно, потому как сам папа-Зевс вменил это в обязанность своим дочуркам-музам. Правда, «послабуху» дочам сделал: разрешил спихивать эту работку на земных женщин... Ну, тех кто по-красивше.
Так вот, муза Каллиопа, (ведающая эпической поэзией), решила скинуть свои полномочия относительно Вергилия на некую «неприступную» Плотию Гиерию. якобы послужившую прототипом Амариллиды в «Буколиках». Ходили даже слухи, что Плотия была любовницей Вергилия... Но... скорей всего, слухи были сильно преувеличены. Похоже, Плотия была не столь неприступна, сколь неприступен оказался сам Вергилий. Во всяком случае, если верить свидетельствам его товарищей по литературному кружку, Они прилагали определённые усилия, что бы свести поближе эту «парочку», но ничего не получилось: Вергилий категорически отказался «сходиться» со своим «лирическим идеалом». Почему?.. Бог весть... Сия тайна покрыта мраком. Всяко говорят. И о «нетрадиционным наклонностям» (в те времена, впрочем, не таким уж и «нетрадиционным»), и о том, что Вергилий вообще «не терпел плотской любви». Хотя... Может быть, всё дело в «высоком идеале», необходимом для творчества поэта?.. А «высокий идеал» зачастую не совпадает с женщиной из «плоти и крови»... Может быть, в этом дело?.. Кто знает... Может быть, и была Плотия «музой» Вергилия. Но, скорей всего, она об этом даже и не догадывалась. И уж точно, никаких трудов ей это не стоило. Ей было достаточно «быть». Причём, даже и не наяву. Просто, в воображении поэта....
А перенесёмся-ка мы эдак на тысячу с лишним лет вперёд (что нам стоит — силою своей мысли?..): из античности в самое позднее средневековье, прям-таки на грани «эпохи Возрождения»... Золотое времечко!.. А какие имена!
Данте..., Петрарка... Да вот, пожалуй, на них и остановимся…
У того же Данте тоже была своя «Плотия». В своём роде, конечно. Судите сами. В девятилетнем возрасте будущий автор «Божественной комедии» весьма впечатлился соседской девочкой — восьмилетней Беатриче Портинаре... Дело обычное — детская влюблённость.... Через девять лет он повстречал её уже в качестве замужней дамы. (В те времена девочки выходили замуж рано. Вспомните хотя бы Джульетту.) Что ж, для юношеской влюблённости замужество не помеха: чувствам не прикажешь. Да и ничего зазорного в том, чтобы платонически любить «мужнюю жену» в те времена не было. Рыцарские времена ещё не прошли, и «куртуазность» только развивалась. В общем, кому-то жена, а кому-то - «Дама сердца». И это было нормально. Ради этих, собственно, «дам» и подвиги совершались, и стихи писались. Вот Данте и писал. В частности, воспел он свою «владычицу сердца» в поэме «Новая жизнь».
Прожила Беатриче недолго — всего-то двадцать четыре года, но это не помешало Данте любить её и «за могильной чертой». Впрочем, не помешало его любви и собственная женитьба. (Спустя три года после смерти Беатриче,) Говорят, брак был «деловой» - по политическому расчёту. Но дети у Данте и его супруги всё-таки появились. И это тоже было нормально.
Смерть — любви не помеха. Более того: вопреки смерти, Данте вновь встречается со своей Беатриче... в загробном мире, описанном им в его «Божественной комедии». Героя поэмы (самого Данте, разумеется) Беатриче встречает в качестве «проводника» в мире мёртвых... Весьма любопытно, что в этом качестве она сменяет... Вергилия.... Интересные параллели прорисовываются, не правда ли?..
А вот вам «лавстори» ещё одного уроженца славной Флоренции — Петрарка... И у него была своя «Беатриче». Только звали её Лаура.
Петрарка не только поэт: он ещё и священник. Католический священник. А это подразумевает целибат, то есть «обет безбрачия». Ну и что?.. Разве какие-то там «обеты» могут воспретить любить?.. Да ещё в двадцать три года. И не важно, что первая их встреча произошла в церкви. И неважно, что Лаура замужем. И неважно, что умрёт Лаура аж через двадцать один год, будучи матерью одиннадцати детей. И дети эти уж точно не от священника Петрарки. (Впрочем, поговаривают, что дети у Петрарки всё таки были. Внебрачные, конечно. Но Лаура к ним никакого отношения уж точно не имела.) И всё это неважно для поэта Петрарки, который и после её смерти ещё семь лет пишет стихи, посвящённые своей возлюбленной... Свыше трёхсот великолепных сонетов — вот он поистине настоящий плод любви!..
Иные, правда, говорили, что и не было никакой Лауры. Что это всего лишь плод поэтического воображения Петрарки. Главное свидетельство о реальности Лауры - это собственноручная пометка Петрарки на миланском экземпляре рукописи Вергилия (Опять этот Вергилий!). Но да мало ли что понапишет поэт!..
Или, скажем, вот такая версия: поэтическая Лаура не имела никакого отношения к реальной Лауре де Сад (в девичестве де Нёв)... Где истина?.. А так ли уж это важно?.. Возможно, истина где-то посередине... А может всё и не так было.... Кто знает?.. Дела давно минувших дней...
И, не важно: «всучила»-ли всамделишная муза Эвтерпа (или там Эрато) свои полномочия земной женщине Лауре или сама плотно опекала Петрарку — важен результат. Да даже если и всучила: «опека» Петрарки в качестве «музы» большого труда Лауре де Сад не стоила.
А перенесёмся-ка мы с вам ещё на лет эдак на шестьсот вперёд - в двадцатое столетие!.. И, на этот раз, не в тёплую Италию, а в суровые, но всё-таки родные «палестины»...
Ну вот... мы в России... Первая половина века. Как у нас здесь с поэтами?.. А с поэтами у нас здесь всё замечательно. Ну почти. Не столь давно «отзвенел» «серебряный век»... Молодые пролетарские поэты дружно борятся с «есенинщиной» и прочими «буржуазными отрыжками». Сам-то Есенин уже «почил в бозе», но ещё жив, и здравствует его главный оппонент Маяковский...
А поинтересуемся: есть ли «муза» у «горлана-главаря»?.. А как же. Несмотря на то, что музы (как и прочие «богини») есть суеверие. Но у Маяковского это «суеверие» имеет вполне реальное воплощение... Знакомьтесь: Лиля Брик!..
Что за женщина!.. Какая жизнь!.. Легенда!.. Сплошные восклицательные знаки... И вместе с тем годы (если не десятилетия) если и не забвения, но замалчивания роли Брик в жизни Маяковского... То ли со стороны «общественности», то ли со стороны «властей предержащих»... Почему?.. Темна вода в облацех... Но сдаётся мне, потому, что была наша «чаровница» уж больно... «чересчур»... Причём во многих отношениях. Чересчур даже для раскрепощённой (по тем временам), освободившейся от «буржуазных предрассудков» и замшелого мещанства советской богемы. Хотя... Ну, подумаешь — четыре брака!. Кого этим сейчас удивишь?.. Да и тогда тоже. Ещё не ушла в небытие теория «стакана воды» незабвенной Коллонтай. (Тоже, ещё «та» была женщина!..) Подумаешь, многочисленные романы!.. Да и знаменитый «классический треугольник» (хотя, скорее, неклассический.): Лиля, Ося, Вова - такая уж невидаль?.. Здесь, скорее, завидовали... Да здесь многое сошлось: зависть, деньги, борьба за «светлый образ советского поэта»... Попытки «клеймить» Брик как «примазавшуюся» к этому самому «светлому образу»... Сейчас уже это не столь важно...
Да по большому счёту: что там Маяковский! (Уж простите, ну не входит этот поэт в число любимых поэтов автора!) Обаяния этой женщины хватало на десятки очарованных её мужчин!.. И, большей частью, эти мужчины были люди творческие... И не было у них с Брик никаких «романов», но «творили» они вдохновлённые её обаянием!.. Эта женщина была поистине «магнитом», центром притяжения для творческих людей. И она сама угадывала их «с полу-взгляда». Так что, в каком-то смысле, осуществлённый музой Эвтерпой проект делегирования своих полномочий Лиле (без всякого сомнения, удачный) был всё-таки в некотором отношении... «чересчур». Особенно для женщин. Ну не любят женщины, когда у них забирают хотя бы и частичку принадлежащего им мужского внимания...
Хотя, «положа руку на сердце, автору тоже не очень по душе такой... «душевный разброс»... Ну что делать, он придерживается более традиционных взглядов на отношения мужчины и женщины... Даже и в творческом плане. Вот такой он закоснелый идеалист.... Гораздо более ему по душе (и по сердцу) отношения, когда всё «сходится»: и «духовное» и «плотское», и «земное» и «небесное»... И классический пример подобных отношений мы найдём с вами в этой же стране и примерно в это же время...
«Мастер и Маргарита»... Михаил Афанасьевич Булгаков и его супруга Елена Сергеевна.... Стоит ли раскрывать тему?.. Уверен, читатель всё понимает.... Опять-таки, по мнению автора, это наиболее оптимальный пример делегирования «полномочий музы» «земной женщине»...
В этой же стране и это же время «имел место быть» и несколько иной, но не менее известный случай... Константин Симонов и Валентина Серова... Здесь «сошлось» всё не так гладко... Но... против судьбы не попрёшь. Хотела или не хотела Серова быть музой для Симонова, но пришлось... И в результате мы имеем и «Жди меня» и «Хозяйку дома» и многое другое... Возможно, созданию идеального тандема «поэт — муза» мешало то, что Серова сама была человеком творческим... Да, как это не странно, двум творческим людям, порой трудно ужиться. (Да вот пример, пожалуй: Гумилёв и Ахматова) Почему?.. Возможно, трудно быть одновременно и «музой», и «артисткой» или поэтессой.... Стоит ли анализировать?.. Но в случае с Серовой всё несколько сложнее... Ей пришлось стать не только музой для Симонова, но и «Сияньем женским, девочкой, женой, Невестой...» для миллионов русских мужчин на фронте... Светлая, но тяжкая доля...
Как бы-то ни было... Кто сейчас помнит имена парнасских муз?.. Кто верит в них?..Ушли ли они в небытие вместе с богами-олимпийцами?.. Или они всё ещё рядом с каждым поэтом, писателем, музыкантом, художником?.. Или все же навсегда сбросили своё нелёгкое бремя на хрупкие плечи земных женщин?.. Кто знает?.. В любом случае, искренняя благодарность и им самим, и тем, которые пришли им на смену!..
Свидетельство о публикации №225051700768