Мотоцилы

          

       Впервые я увидел мотоцикл, когда, был с отцом – начальником участка строящейся железной дороги вокруг озера Байкал, минуя тоннели КБЖД (старой кругобайкальской железной дороги) в городке Слюдянка. К конторе управления, куда зашел отец, а я остался на балконе в ожидании его, подъехал с треском некий экипаж с мотором и коляской с боку.

       Никогда ранее я не видел такого чуда. За рулем сидел солдат, командир поднялся в здание. Я подошел к водителю и спросил: А что это за машина? Это мотоцикл с коляской, ответил солдат. Немецкий, трофейный, марки BMV. Залезай в коляску, прокачу, пока нет командира.

       Множество трофеев (и в том числе мотоциклы) привезли с фронтов советские офицеры. И теперь даже в отдаленных от фронта городов, таких как Иркутск, можно было видеть наших воинов, разъезжающих на мотоциклах.
 
       Использовались мотоциклы и в Красной армии. Но,наибольшее распространение получили  мотоциклы в армии Вермахта. И в осовном это были мотоциклы фирмы BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.

       Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический, задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.

       Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей. Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов мотопехоты.

       К 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350.123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час.

       DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11л. с. мотоцикл развивал скорость в105км/час.
Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.

       После войны в СССР на основе DKW RT125 были разработаны «Минск», М1А «Москва» и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом «ИЖ-350». Первым моим мотоциклом стал К125 «Ковровец», лёгкий, неприхотливый, позволяющий ездить по тропам Брянских лесов в бездорожье и любую погоду. Я тогда, это был уже 1965 год, окончив институт, работал в Брянске на заводе и купив К125, знакомился с краем.

       Когда же, получив премии за заводские разработки, мы с моим другом Вадимом Костиным купили мотоциклы ИЖ 250 и уже на них по выходным путешествовали по Брянщине. В одном из таких путешествий тихонько двигаясь по лесной дорожке близ речушки Снежеть, мы услышали два приглушенных ружейных выстрела по курсу нашего движения. Подумали - браконьеры.

       Буквально, через минуту мы увидели, как на дорогу выкатился темно - рыжий маленький медвежонок с белой шейкой и такими же передними лапками и побежал прямо к нам.  Остановив мотоциклы, мы взяли медвежонка на руки. Его шерстка была в крови, но ран не было. Зверёк был перепуган, в его глазах мы увидели ужас. Поразмыслив, мы решили, что браконьеры убили его мать и может быть еще одного или двух медвежат, а этот испугался и убежав, доверился нам.
 
       Зверек дрожал и мы, как могли, успокаивали его, гладя отмытую в ручейке шерстку. Но вот он успокоился. Мы решили взять его с собой, повернули домой. На наш взгляд медвежонку был всего месяц, от силы полтора. Вадим согласился с тем, что заберу зверька я, он жил в общежитии, а у меня уже была заводская квартира. В моей семье ожидалось прибавление и я благоустраивал жильё.

       В лесу нашел упавшую тонкую березку, обрезал ветки, оставив 10 см сучки. Отметил высоту потолка и поставил березку на распорку в углу у окна. Получилось красиво. Когда же в доме появился медвежонок, он сразу облюбовал этот уголок. Там мы кормили его, там же поставили для него туалет - ящик с песком, и что удивительно, он ни разу не напачкал дома. По березке он пытался лазить, оттачивая коготки.

       Мы игрались с ним, пытаясь научить его ходить на задних лапках и он делал это. Однажды даже прошел пару метров на передних... Кушал он сначала молочную смесь через соску, потом стали прикармливать кашами и уже к полугоду он ел овощи, фрукты и мясо. Зверек рос и надо было подумать о его судьбе.

       В нашем районе был небольшой зверинец, где в вольерах содержались по паре животных из Брянского ареала. Были там пара оленей, пара рысей, пара медведей и еще несколько пар других животных. В отдельном вольере жила одинокая молодая медведица, к которой я и уговорил руководство зверинца подсадить нашего питомца.

       Когда мы с Фомкой (так мы назвали медвежонка) подошли к вольеру с медведицей, она даже не шелохнулась, не обратила на него никакого внимания. Он же стал попискивать, рваться с поводка к ней, вероятно, ещё не забыл маму.

       Директор зоопарка приоткрыл вольер и наш медвежонок, которому я еле успел отстегнуть карабин с ошейника, рванул внутрь, к маме. Надо было видеть, как наш Фомка тыкался своей мордочкой в живот медведицы, лизал ее нос, ластился и попискивал. И медведица «растаяла», принялась облизывать «сыночка». Нас – троих мужиков до слёз тронуло это действо.
 
       Теперь за судьбу медвежонка мы были спокойны. С тех пор прошло два года. Изредка мы заходили в зоопарк и всегда Фомка узнавал нас, приветствуя ходьбой на задних лапах. Он вырос, стал огромным бурым зверем с белым шарфиком на шее и белыми передними лапками.
 
       Он веселил народ, смешно танцуя на задних лапах под музыку, звучащую в зоопарке. На него жители окрестных домов и посёлков водили детей. Да и зоопарк процветал. В каждой вольере поставили деревянные домики, в которых звери укрывались в непогоду, на зиму построили крытый вольер.

       Но пришло моё время уезжать из Брянска. Перед отъездом я пришел попрощаться с медведем. Фомка словно почувствовал разлуку.  Не тронул принесенную мною вареную курочку и даже отвернулся, когда я протянул руку, чтобы погладить его по голове.
 
       Вадим оставался в Брянске и мы договорились, что он будет сообщать мне о жизни нашего питомца. С болью в душе я уехал в родной Сухум. А через пол – года получил от Вадима письмо, в котором он сообщал, что в Брянск приехал цирк Шапито и расположился на втором Брянске (район города) недалеко от нашего зоопарка.
 
       Так - как слухи об умном медведе дошли и до цирковых, они посетили зоопарк и увидели воочию артистизм Фомки. Директор зоопарка не смог отказать и наш мишка стал цирковым артистом. В цирке с ним отработали программу и даже напечатали афиши. Вадим прислал мне их фото. И я увидел, что на афише написано: «Медведь Фома Владимирович (хорошо хоть без фамилии) – гонки на мотоцикле по вертикальной стене». Когда цирк Шапито уехал, весь район с грустью вспоминал своего любимца медвежонка Фомку.

       В СССР история развитие мотоциклетной промышленности началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.

       Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным.
«М-72» был оснащён нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.

       Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование.

       Первая партия мотоциклов была выпущена в феврале 1942 года. За год в Ирбите было выпущено 1587 мотоциклов, в Горьком - 1284 мотоцикла, в Тюмени – 187.
В 1943 году выпуск «М-72» увеличился, а в 1944 стал рекордным - 5380 штук. Всего за годы войны ИМЗ выпустил 9800 мотоциклов.

       На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт. Кроме того огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами. В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений. Была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).

                АМЕРИКАНСКИЕ МОТОЦИКЛЫ
 

       Американский мотоцикл. Какие ассоциации у вас возникают? Конечно, сияющий хромом “Харлей”! А еще прямые дороги, уходящие за горизонт, и бородатые байкеры в черной коже. Компания Harley-Davidson, используя мощные рычаги рекламы, убедила всех и вся, что на всем американском континенте нет других мотоциклов.
 И только немногие слышали про марку Indian. Которая, на секундочку, была первым мотопроизводителем в Штатах!
 
       С нее начиналась мотоциклетная Америка, на нее перед Второй мировой старался равняться еще малоизвестный Harley-Davidson, на нее же он старается не обращать внимания даже сейчас, когда Indian, в который раз, возрождается.
Несколько лет назад бренд Indian был приобретен холдингом Polaris, производящим квадрики и снегоходы.

       Новые владельцы постарались сохранить харизму марки и не забывать историю, что авто¬матически приводит ее к противостоянию с “Харлеями”. Но при этом добавили в модельный ряд аппарат новой для “Индейцев” концепции. Речь о флагмане 2014 года – кастовом-турере Chieftain.

                СОВЕТСКИЕ МОТОЦИКЛЫ
 

       В канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции завод выпустил первую (предсерийную) партию мотоциклов «Днепр» К-650 с верхнеклапанным двигателем МТ-8 мощностью 27 л.с. С этим мотором «гражданский Днепр» впервые смог достичь отметки 100 км/час на спидометре.
К началу полномасштабного серийного производства в 1968 году двигатель был слегка доработан, что положительно отразилось на его отдаче.Потом были мотоциклы "Днепр", затем "Урал,ИЖ "Юпитер"с коляской.
   
         
       В 1972 году, живя уже в Сухуми в Абхазии, на одном из складов я увидел новенькие мотоциклы ИЖ Юпитер с коляской. Приехав домой, зашел к тестю, рассказываю. Он сразу загорелся и говорит: поехали на склад. Сам посмотрю. Взяли такси, приехали. Обойдя вокруг, тесть сел за руль, затем в коляску и говорит: «
 "вези" . Расплатившись, так и не сойдящего с мотоцикла, довез его домой.

       На этом Иже где я только не побывал. Исколесил весь Кавказ, Южную Грузию, Вардзию, был в Приэльбрусье и на Эльбрусе, объехал весь Главный Кавказ от Эльбруса до Казбека и далее через Тбилиси до Сухуми. Однажды с моим другом - доктором исторических наук, профессором АГУ (Абхазского госуниверситета) Ю.Н. Вороновым по приглашению Русского Географического общества (РГО) поехали, сняв коляску в Сочи.
 
       Около Мацесты дорога была перекрыта, работал экскаватор. Двигаясь между машинами, в момент, когда ковш экскаватора отвернулся, мы проскочили участок и успели к открытию заседания РГО(Россйского Географического Общества) на котором мы выступили с лекцией и показом слайдов об Абхазии, после чего сам Иван Папанин вручил нам удостоверения членов РГО, чем мы были очень горды. На этом же мотоцикле, в коляске, в июне 1975 года я отвез супругу в роддом, где через15 минут и родилась наша дочь.
 
       В 1976 году мы приобрели автомобиль «Москвич 2140», а любимый мотоцикл я подарил своему другу Зурабу Какабадзе, на котором он еще много лет ездил и ни разу мотоцикл его не подвёл.

         Действительный член РГО, чле Союза журналстов СССР и Абхазии

                Владимир Левинтас


Рецензии
Мотоциклы это здорово и интересно. Но это чудо - медвежонок!!!
Нежно и стремительно среди железа.
Просто чудо!
Спасибо!!!

Иван Привалов   21.05.2025 08:38     Заявить о нарушении