Символика распятия

Крест, представляет собой, пожалуй, самый распространённый символ, широко используемый в различных культурах и цивилизациях. Речь идёт не о простом пересечении двух отрезков или чёрточек, а о намеренном, осмысленном и осознанном их перекрещивании. Нередко под крестом понимают кардинальные направления на четыре части света, разделяют им годовой круг, или небесную сферу, выделяя её четыре квадранта, но это лишь в представлении современного толкователя, весьма далёкого от прописных истин древности.
Кресты встречаются и как элементы декора, росписи, и как самостоятельные изображения, или как изделия из различных материалов. Широкое распространение крест получил благодаря принятию христианства многими народами Европы, Африки и Азии, хотя был хорошо известен и ранее.
К описаниям смыслового наполнения символа следует отнести встречающиеся в текстах Ветхого Завета и в индуистской литературе сюжеты. Видимо, большая часть иных текстов, принадлежащих другим культурам, либо утрачена, либо мало исследована, однако, полагать, что в них содержались иные смыслы, либо существенные разночтения, нет оснований, когда символика креста рассматривается в его связи с человеком. Так, например, в одном из ведических текстов повествуется об игре двух сыновей божиих, во время которой одним была нанесена другому рана в срединной области груди. Рана представляла собой крестообразный след от копья, в центре которой, в самом перекрестии, выступила капелька крови, а вокруг образовалось золотистое свечение. И, чтобы один сын божий не отличался от другого, вторым было нанесено себе такое же ранение.
Библейское повествование содержит косвенное упоминание креста, образ которого формируется в сознании читателя. Речь идёт о вознесении Моисеем змея медного на своём посохе во время случившегося мора. Впоследствии был изготовлен медный посох с медным же змеем на нём, вид которого производил исцеление каждого, кто взирал на него. А само изделие позволяет провести параллель египетскому кресту, называемому анх, который из-за своей схожести с христианским крестом вошёл в коптскую символику.
Анх, как символ, ведёт своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ;, и считается одним из наиболее значимых символов древних египтян. Представляет собой крест, увенчанный сверху кольцом. Считается, что анх клали в гробницу фараонам, чтобы после смерти их души смогли продолжать жизнь в Дуате – загробном мире в мифологии Древнего Египта. Также известен и под иными названиями, такими, как «египетский крест», «крест с петлёй», «бант жизни», «узел жизни», «ключ жизни», «ключ Нила», а также латинским – crux ansata.
И если ведическое описание позволяет говорить о лишь золотом нагрудном кресте с обработанным кристаллом рубина или граната, как, впрочем, и любого другого кристалла красного цвета в перекрестии, то посох Моисея со змеем позволяет дать несколько различных вариантов его изображения.
Прежде всего, это будет прямое подобие анху, петля которого образуется телом змея, а его голова будет располагаться в области перекрестия. Таким образом, крест, как носимое изделие, приобретает в перекрестии кристалл, соответствующий глазу змея, цвет которого будет определяться в зависимости от представлений о сущности змея, как мифического существа. Кристаллы могут быть красного и зелёного цветов, соотносимых с представлениями об истине и жизни.
Помимо строго стилизованного символического представления, возможно и более детализированное изображение, на котором присутствует и собственно тело змея, обвивающее посох. А некоторые несущественные дополнения приводят к присущему христианству распятию. В таком развитии существующей идеи нет ничего необычного. Исходя из того, что Бог есть Дух, можем говорить о протекании Духа Спасения по дереву жизни, располагающегося внутри человеческого тела в соответствии с представлением о дереве Сефирот, или Счислений. А изгибы тела на кресте будут соответствовать извивам тела змея.
Христианское учение обогащает символику креста дополнительными элементами, такими, как табличка с указанием вины Спасителя на трёх богослужебных языках, косая балка в ногах Распятого и основание, называемое в православной традиции Голгофой.
Косая перекладина связана с повествованием о двух разбойниках, распятых по обе стороны от Христа, один из которых поносил Его, а другой раскаялся, указывая своему подельнику на незаслуженное наказание Спасителя. И, согласно устоявшемуся представлению об этом эпизоде, полагают, что под тяжестью греха одного, и прощением грехов другого, перекладина и заняла наклонное положение, образно представляя путь от греха к раскаянию.
Согласно другим представлениям эта балка креста символизирует путь спасения человека, ведущий к полярной области, и прямо указывает на неё, где царит движение и покой, что возможно при вращении вокруг своей оси, без какого-либо перемещения в пространстве. Об этом свидетельствуют некоторые варианты перевода ветхозаветных текстов, где также встречается и упоминание о том, что Господь с юга идёт, розы в руках Его. Такое понимание позволяет рассматривать и значимость угла наклона самой балки, прямо сопоставляя его широте места. В таком случае, чем севернее расположен храм, увенчанный крестом, тем круче наклон самой балки. Эта особенность характерна для большинства храмов России. Кроме того, существует единственная возможность расположения креста с распятием на востоке, обращённом к поклоняющимся, стоящим лицом к нему с западной стороны. Такое расположение, в частности, принято в православной традиции.
Сюжет Ветхого Завета о рассылке безымянным левитом частей расчленённого тела своей наложницы двенадцати коленам Израилевым, умершей от надругательства над ней жителями Гивы Вениаминовой, где они остановились на ночлег, понимают как указание на связь этих частей тела и органов со знаками Зодиака. В дальнейшем, в европейской традиции рассмотрение этих связей стало предметом различных тайных наук, но это не означает, что в иных культурах и традициях подобные сведения отсутствуют. И, вполне вероятно, что с применением такого знания рассматривалось и собственно распятие, что даёт своеобразное пророческую характеристику различным временам.
Наибольший интерес для современного человека представляет евангельская сцена распятия, та её часть, где палачи обсуждают процедуру казни, согласно которой им надлежало перебить голени распятого на кресте Спасителя. Этот эпизод, рассматриваемый в свете зодиакального соответствия, позволяет предполагать, что эпоха Рыб, которой соответствуют пригвождённые и поэтому окровавленные стопы, проходила под знаком неизбежного кровопролития. При этом, заметим, что христианство появляется во время перехода точки весеннего равноденствия в знак и созвездие Рыб. Вместе с тем, наступающая эра Водолея, если следовать этой логике, свободна от столь губительных войн со множеством человеческих жертв. А то, что эти войны пришлись на время окончания одного, и начала другого времени, можно объяснить агонией переходного периода, частично захватывающей начало нового. И, возможно, что в самом начале новой эры нам следует ожидать последнего сражения, описываемого в Откровениях Иоанна Богослова, как брань великого дня Бога Вседержителя. Но это не конец мира, а только начало нового периода, в котором следует ожидать завет с Духом Истины, а упоминания об этом содержатся в некоторых текстах Ветхого и Нового заветов. Такое видение символики распятия позволяет говорить о грядущей скоро победе над силами тьмы – зверем и лжепророком, но мы ещё только в самом начале нового пути к иной жизни.


Рецензии