Глава-6. Раздумья. Пора в Одессу
6.1. Осень 1869-го.
Дни, недели бежали быстро и незаметно. Запланированные дела двигались успешно, всё шло по плану. Но чем ближе подходило время к отплытию в Египет на открытие Суэцкого канала, тем быстрей становился этот бег. Мало того, это событие мирового масштаба обрастало самыми разными, порой совсем нехорошего свойства слухами. Особенно будоражило умы людей само строительство канала, а именно: какими жертвами оно обходилось.
Вот и опять Иван Константинович сидел в раздумьях… Снова на слуху о строительстве канала рассказы от мичмана с корвета «Ястреб» Александра Ковалевского, первого русского, посетившего трассу будущего канала.
Во время плавания русской эскадры в Средиземном море, как везде пишут, говорят, тот возмутился применением телесного наказания к своему товарищу и был «сослан» в Александрию для осмотра строительства Суэцкого канала. Оттуда к месту назначения моряк добирался на поезде.
29 марта 1862 года Ковалевский опубликовал статью в «Одесском вестнике», в ней подверг критике информацию другой газеты «Северная пчела», которую черноморский моряк назвал лживой. В частности, мичман сообщал, что основной объем гидротехнических работ, выполняют не французы и бельгийцы, как утверждала европейская и вслед за ней российская печать, а египтяне.
По его словам, работники из Европы не обладали «никакою особенною специальностью по какой-либо части» и потому навязывались на руководящие или полицейские должности. «Газета намеренно извратила положение на перешейке, – негодовал Ковалевский. – 10 000 работников, при строгой полиции, вооруженной тростями, проведут канал до озера. Работа производится просто, без особых применений: арабы носят землю в местных корзинах. Нельзя не пожалеть полудикого, но способного араба, видя, как его просветители бичуют тростью эту 10-тысячную армию рабочих, не получающих никакого вознаграждения и не видящих конца своему труду. Французы в век гуманности и прогресса расставили у каждого участка по шейху да по employe с тростями, наподобие наших бывалых линьков».
Мичмана возмущало, что если французы и бельгийцы жили во время работ на роскошных виллах из древнего кирпича с гранитными фундаментами, то арабы ютились в «перво-вековых шалашах», что, на его взгляд, приводило к смертности среди рабочих.
Ковалевский также первым в России рассказал о преимуществах, которые канал после ввода в эксплуатацию должен был дать международному судоходству и, в частности, Новороссийскому краю.
Айвазовский задумался.
– Нельзя не пожалеть полудикого араба?! Понятно, что пожалеешь, все мы люди… Опять вековой вопрос – угнетатели и угнетённые! Если брать, что в 1859 году начались работы по созданию Суэцкого канала, но вместо шести лет они растянулись на более, чем десятилетний период! Строительство унесло тысячи жизней египтян. Сумасшедшие цифры!
Но передо мной поставлена задача запечатлеть само событие, его итоговый результат, так сказать, для потомков! Показать мощь и красоту Суэцкого канала и то, что такой размах работ подвластен для людей! И я это обязательно выполню в своих картинах! Это, наконец, моя работа!
Пройдя к мольберту, Иван Константинович взял кисти. Потом опять сел, мысли не давали работать, отвлекали от процесса создания картины.
– С Юлией Яковлевной договорённость достигнута, что я заберу младшенькую нашу дочь и возьму с собой в путешествие. Хоть было не просто, но жена дала согласие. Пока ещё жена… Они уже практически три года живут в Одессе сами, там и заберу. Благо отправка корабля в Египет чуть ли не с Де-Рибасовской (Дерибасовская), – он засмеялся, оставшись довольный сравнением.
Первым делом надо оформить загранпаспорт, заплатить придётся всё равно, хоть это и не его личная инициатива, 17 рублей разных сборов и пошлин. Не самая дешевая процедура, поэтому для экономии впишу в документ Женечку, и обойдёмся одним паспортом на двоих.
Айвазовский взял блокнот и что-то записал, видно, для памяти.
– Да, событие такого масштаба, что каждый худо-бедно известный гражданин пытается вписать своё имя, пользуясь случаем. А уж мэтры… Вон французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди предложил Фердинанду Лессепсу и новому правителю Египта Исмаилу-паше позволить ему установить в Порт-Саиде скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал, которая напоминала бы Колосс Родосский и представляла собой огромную статую женщины (90 футов высотой), облачённую в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащую одновременно и маяком. Но куда там – такие деньги!
Однако скульптор не отказался от своей идеи. Вместе с идеологом создания этого монумента, видным французским мыслителем Эдуаром Рене Лефевром де Лабулэ при участии Гюстава Эйфеля для решения инженерных вопросов, статуя была сооружена как подарок США от Франции. Так переименованный монумент в стиле неоклассицизма под названием «Свобода, озаряющая мир», правда с опозданием чуть ли не на двадцать лет, появился на острове Свободы в находящейся в Верхней Нью-Йоркской бухте, примерно в трёх километрах к юго-западу от южной окраины острова Манхэттен 28 октября 1886 года. Она была открыта президентом США Гровером Кливлендом.
– А вот Верди остаётся собой! Ещё в прошлом году, при подготовке торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире, но тот отклонил неожиданное предложение, сообщив, что он не может творить по заказу.
Немного забежим вперёд, чтоб закончить свой рассказ о композиторе и его Египте. В связи с позицией Джузеппе Верди в Каирском оперном театре, строительство которого также было приурочено к этому случаю, вместо неё поставили «Трубадура», в другой версии – оперу «Риголетто», принадлежащую перу этого же композитора.
Тем не менее кладовая мировой культуры все же пополнилась шедевром – оперой «Аида», написание которой все-таки оказалось связано с открытием Суэцкого канала.
Существует несколько легенд, одна из них говорит о том, что Айвазовский уговорил Верди продолжить работу над «Аидой», привезя композитору свои зарисовки канала и собранные песни феллахов в 1870 году. И тот, видимо, заинтересовался и дал свое согласие. И премьера оперы «Аида» всё же состоялась в Каире, но только 24 декабря 1871 года, практически через два года после открытия Суэцкого канала.
Вторая придерживается другой версии.
Вице-король Египта не расстался с мыслью заказать новую оперу у Верди. Через директора Парижской Оперы композитору предложили сценарий, созданный французским египтологом Огюстом Мариеттом по египетским мотивам. При этом директор сообщил Верди, что в случае отказа египтяне намерены обратиться к немецкому композитору Рихарду Вагнеру. Тут уж великий и тщеславный Верди устоять не смог. Однако заломил кругленькую, небывалую по тем временам для музыкального произведения сумму за свое произведение – 150 тысяч франков. И в ноябре 1870 года «Аида» была полностью готова. Премьера её на сцене Оперного театра Каира состоялась, однако, не в январе 1871 года, как планировалось, а 24 декабря 1871 года. С тех пор опера считается одним из самых выдающихся произведений мирового искусства и не сходит с театральных подмостков.
За дирижерским пультом в этот день стоял сам композитор. Успех «Аиды» был триумфальным. Труппу вызывали на авансцену 32 раза. У самого же Верди на память об этом событии осталась дирижерская палочка из слоновой кости с бриллиантовой звездой. Критики назвали «Аиду» одним из самых блестящих спектаклей во всей истории оперы. О Верди стали говорить как о гениальном композиторе.
Продолжение следует. http://proza.ru/2025/05/18/1099
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №225051801084