Ещё раз о тайне времени

 В предыдущих двух заметках я ограничился использованием времени в физике, высказав, как физик-теоретик, мнение, что в науке никакой метафизической тайны времени нет. Однако, большая часть читателей не имеет к науке прямого отношения, разве только к её следствиям в технической сфере. Поэтому метафизическое восприятие времени людьми довольно распространено. Поэтому было бы неразумно не обратиться к менее строгим почти философским соображениям. При этом, возможно, опрометчиво, но я уклонюсь от философии, как не специалист, хотя именно она является основным претендентом на наиболее полное осмысление этой проблемы ещё с древнего времени. Но философские аспекты времени имеются в специальной литературе, и это выходит за пределы моего популярного изложения. Продолжая вводную часть, приведу несколько штрихов, отражающих кратко некоторые особенности понимания времени, усиливающие его таинственность и значимость в обыденном восприятии. Условно их можно назвать по форме метафорическими аналогами определений.

1. Время в союзе с пространством, неотразимо и навечно своими идеальными путами подчиняет всё материальное, оставляя ему единственную возможность закономерного существования в вынужденном споре с хаосом, счастливый сын которого, случай, способен неожиданно и резко нарушить любой ход вещей.

2. Время своим долготерпением дождалось рождения нашей Галактики, а в ней Солнца и Земли, чтобы «создать» жизнь и человека, который задаст все свои вопросы Природе и Времени и с течением времени ответит на них, используя открытые научные законы, не оставив времени никаких тайн.

3. Время – это гениальная догадка человеческого ума, позволяющая связать в единое целое всё существующее такими невидимыми, неслышимыми и неосязаемыми «нитями», что из-за особенностей нашей психики такая непоследовательность интуитивно ощущается как необходимость признания некоторого метафизического (то есть за пределами физических ощущений) ореола времени, компенсирующего его нематериальную сущность и способного контролировать материальный мир без взаимодействия с ним.
     Приходится минимально пользоваться представлениями физики, а потому и математики как теоретического инструмента физики. Но тогда для логического замыкания необходима и теория измерений как основа экспериментальной физики. Таким образом, открывается возможность верификации новых знаний на количественном уровне при выработке определённых критериев истинности.
 
4. И наконец, время – это такое свойство существования материального мира, которое связывается с воображаемым универсальным «арбитром» во всех процессах  при выявлении истинности открываемых закономерностей. Итак, мы снова приходим к признанию необходимости обращения к науке, как длительного (исторического) коллективного творческого процесса, имеющего преимущество по сравнению с умствованием любого талантливого человека (учёного), что не отменяет отдельных прорывов к новой парадигме, приводящих к научным революциям.

    Я так увлёкся введением, что оно составило значительную часть моего замысла,  а потому, минуя главную часть, коль она изложена в форме введения, перехожу к заключению. Таким образом, приведя интуитивные самые общие соображения по части уникальных свойств времени, используемых в науке и имеющих иногда сильное влияние на психику человека, я прихожу к выводу, что можно достаточно обоснованно рассеять метафизический туман или мистику в рассуждениях о времени. Хотя приходится учитывать, что для многих такие слова, как «рок времени» или «судьба» больше, чем просто слова, особенно в условиях относительного торжества лженауки, наступающей на академическую науку. А вспомним А.С. Пушкина, какую песнь об Олеге он нам поведал. На некоторых в детстве она произвела неизгладимое впечатление. Конечно, волхвы   ещё не само время с его тайнами, но они претендовали на предсказания судеб людей и создание легенд и мифов. Кое-что доживает до нашего времени и смыкается с современностью, так что  мои рассуждения могут убедить далеко не всех, особенно если учесть ходячее: «Это не мы виноваты, а время такое».
    Я вижу недостатки в приведенном тексте в части раскрытия моего замысла. Конечно, кто-то может сделать это лучше.      
            


Рецензии