Восстание Абу Бакр-мирзы в Ширване 1578

Восстание Абу Бакр-мирзы в Ширване [1578]

В 951/1544–45 году Бурхан-‘Али-султан б. Султан-Халил б. Шайх-шах, с некоторым числом войск напал на Ширван и сразился с Алкас-мирзой, но несколько раз был разбит им. Тогда он нашёл убежище у султана Сулайман Румского [Османского], который помог ему вооруженными силами, но когда Бурхан вновь приблизился к Ширвану, он, получив сообщение о многочисленности кызылбашей при Алкас-мирзе, разрешил Румскому войску вернуться домой, а сам отправился в Дагестан, и оставался там до 955/1548–49 года, когда султан Сулайман-хан двинулся в [Персидский] Адербейджан. Бурхан-‘Али-султан присоединился к нему, и Султан отправил его [вперед] с отрядом войска; с его помощью он и занял Ширван. Он оставался там как правитель [вали] два года и умер около 958/1551–52 года.

В 1578 году в лезгинском Ширване вспыхнуло очередное антисафавидское восстание, подстрекаемое османами. Сафавидский придворный историк Искандар-бек Мунши сообщает, что сын Бурхана Абу Бакр-мирза, «бывший из рода прежних султанов Ширвана», до того скрывался в Дагестане и Черкессии собрал вокруг себя 2–3 тыс. чел. из племён лезгин и карабёрк [из остатков бывшей ширванской армии] и обратился за поддержкой к турецкому султану. За эту помощь он обещал быть вассалом султана после изгнания кызылбашей. Группа ширванцев отправилась в Стамбул и под предлогом защиты единой веры [суннизма] просила у султана помощи для освобождения от «угнетения и тирании кызылбашей». Султан Мурад решил завоевать провинции Ширван, Баку и [Персидский] Адербейджан.

Для восстания в лезгинском Ширване были объективные условия. Кази-Ахмад сообщает, что здесь не был собран налог [малуджихат] на сумму в 200 тыс. туманов. Это делалось по распоряжению шаха Тахмасиба, запретившего выдавать какие-либо документы на взимание податных сумм с этой страны. Это сообщение подтверждается Шараф-ханом ал-Бидлиси, который указывал, что в последний период правления упомянутого шаха «малухарадж в [Персидском] Адербейджане, Ширване и Арране не взимали в некоторых местах по семи, а иногда и по девяти лет». Очевидно, эта мера была необходима ввиду крайне тяжелого положения народа. Вот об этой недоимке вспомнили в Казвине после выявленного очередного расхищения государственной казны. Финансовые чиновники выпустили ассигновки [хавале] на право взимания податей, которые были розданы курчи в счёт жалованья. Это облегчило задачу Абу Бакр-мирзы из рода ширван-шахов, который воспользовался недовольством ширванцев, и возглавил антисафавидское восстание «подонков и черни», начавшееся резней кызылбашей в Дербенте и Шабране.

В 986/1578–79 г. Кара Мустафа-паша [прозванный Лала-Паша — наставник; ум. 1580] со стотысячным войском двинулся на завоевание этих областей. Правители Эривани и Карабаха встретили его близ Ахалциха, но были наголову разбиты. Лала-паша, овладев Тифлисом, продолжал свой поход в лезгинский Ширван. Иессе, сын Левана Кахетинского [он же «‘Иса-хан», ок. 1527–1580], зять шаха [был женат на дочери Абу-л-Насира Сам-Мирзы, сводного брата шаха Тахмаспа I и сына Исмаила I от его жены, дочери ал-Хусайна Шамлу], управлявший тогда Шекинской провинцией, оказался не в состоянии пресечь ему путь и удалился в горы.

Лала-паша, получив подкрепления от разных правителей и обществ Дагестана, своих единоверцев-суннитов, беспрепятственно прибыл в Ширван. Арас-хан, не имея возможности сопротивляться, удалился со своими приверженцами на правый берег Кура. Лала-паша назначил ;Усман-пашу правителем Ширвана, а Кайтас-пашу — правителем Ареша и, укрепив Шемаха, Ареш и Баку, оставил Абу Бакр-мирзе часть войска, обещая исходатайствовать у султана утверждение его в должности вали Ширванского. Сам он тем же путём возвратился в Турцию, встретив в Грузии некоторое сопротивление.

Об этом восстании и о личности самого Абу Бакра, некоторые подробности сообщает османский историк Ахмад б. Лутф Аллах [он же «Мюнеджжим-баши», букв. «Главный астроном»]. Согласно его рассказу, Абу Бакр-мирза после смерти своего отца Бурхан-‘Али, будучи ещё ребенком, был увезён его сподвижниками в Дагестан, где оставался около двадцати лет. Оттуда он в 978/1570–71 г. отправился в Крым. Крымский хан Девлет-Гирей [1551–1577] оказал ему «высокое уважение и почёт, женил его на своей дочери и доложил о нём Высокому порогу османской империи». Ему было назначено содержание, и он оставался там вплоть до вторжения османской армии в Ширван. Управлял в качестве вали Ширваном в 1578 г. однако, в 1583 г. он сражался уже против османов в Ширване:

«В это время Абу Бакр-мирза, сын Бурхан-мирзы, питая злобу к туркам за то, что они отстранили его от владения Ширваном, посылает своего сына к персидскому шаху за помощью».

В 1010/1601–02 г., собрав кюринских лезгин [т. е. из лезгинской области Кюра], горцев из области Табасаран и других, он соединился с Шах-‘Амир-ханом Шекинским и разорил Ахты и Мискинджа [в которых вероятно находились османские войска]. Однако в сражении с Ахмад-пашой, правителем Ширвана на поле Паласа, близ лезгинской деревни Агбиль [азерб. A;bil; ныне село в Кубинском районе современного Азербайджана,] был разбит. В этом сражении пало много кубинцев [т. е. жителей области Кубба]. Турки разорили их магалы, а в деревне Кусар они возвели укрепления и оставили там гарнизон. Шах-‘Амир-хан не сумел удержаться в, Шеки и удалился в Персию. Абу Бакр-мирза умер предположительно в 1602 г. Это был последний правитель. Ширвана. Однако есть сообщение Б. Дорна, что последним ширван-шахом был Шахрух б. Фаррух Йасар.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. — Баку: Элм, 1991. С. 46; 53; 55. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.kitabxana.net/files/books/file/1284832693.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. рус.

2. История Ширвана и ал-Баба. Приложение I. Мюнеджжим-баши о поздних ширваншахах // История Ширвана и Дербенда X–XI веков. Пер. С.Г. Микаэлян. М. Издательство восточной литературы. 1963. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. рус.

3. Кавказский календарь на 1910 год. Тифлис: Гл. упр. Кавказ. наместника, 1845–1916 на 1910 год: 65-й год, ч. 1. / под ред. В.В. Стратонова. — [1909]. — VIII. С. 172. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/417314, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. рус.

4. Комментарии [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakihanov/primtext3.phtml, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. рус.

5. Эфендиев О. Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке. Издательство «ЭЛМ». Баку — 1981. С. 147–148. [Электронный ресурс] Режим доступа https://history.az/pdf.php?item_id=20120426055810288&ext=pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. рус.

6. Mehmet Fahrettin K;rz;o;lu. Osmanl;lar’;n Kafkas Elleri’ni Fethi (1451–1590). Doktora Tezi: ;ki Harital;. Atat;rk ;niversitesi yay;nlar; No. 358, Edebiyyat Fak;ltesi yay;nlar; No. 71, Ara;t;rma serisi No. 60. Ankara. Atat;rk ;niversitesi yay;nlar;. 1976. S. 261; 466; 467; 500. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. тур.

7. Mehmet Fahrettin K;rz;o;lu. Osmanl;lar’;n Kafkas Elleri’ni Fethi (1451–1590). Doktora Tezi: ;ki Harital;. Atat;rk ;niversitesi yay;nlar; No. 358, Edebiyyat Fak;ltesi yay;nlar; No. 71, Ara;t;rma serisi No. 60. Ankara. Atat;rk ;niversitesi yay;nlar;. 1976. S. 261; 466; 467; 500. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2025). — Яз. тур.


Рецензии